Воровство, мошенничество, незаконные схемы, обман — к сожалению, должностные преступления не являются исключительной редкостью. Примеров тому немало: Xerox, Wells Fargo, Countrywide, Parmalat и т.д. Но, должно быть, работники, совершающие их, испытывают муки совести, чувство вины и страх разоблачения? Вовсе нет. Исследования показали, что работники, совершающие должностные преступления испытывают, скорее, радостное возбуждение.
Рабочая группа ученых из нескольких крупных школ бизнеса (Гарвардской, Уортонской, Лондонской и др.) изучили феномен преступлений, совершаемых на рабочем месте. Исследователи хотели выяснить, какие ощущения и чувства порождают должностные преступления в работниках, совершающих их.[1]
Какие чувства испытывают работники, совершающие должностные преступления, и что такое «опьянение обманщика»
Традиционно считается, что должностные преступления заставляют людей испытывать страх, вину и постоянную тревогу. Якобы некоторые преступники годами живут с этим психологическим грузом. И порой даже испытывают облегчение, когда их преступления раскрываются. Хотелось бы, чтобы это было так, но…
Результаты нескольких исследований рабочей группы свидетельствуют о том, что это распространенное мнение не вполне соответствует действительности. Серия экспериментов свидетельствует, что «осознанное неэтичное поведение на рабочем месте не только не вызывает отрицательных эмоций, а даже ведет к возникновению позитивных эмоций». Исследователи назвали этот феномен «опьянением обманщика». Они связывают его с теми же психологическими механизмами, которые заставляют состоятельных людей воровать в магазинах. Осознание преступности такого действия и риск быть пойманным заставляют их испытывать радостное возбуждение и стремиться повторить противоправное действие.[1]
«Феномен опьянения обманщика объясняет, почему должностные преступления — столь распространенное явление. И почему они совершаются, даже когда ставки невелики, а выигрыш от преступления — ничтожен.»
Должностные преступления иногда совершаются не только ради получения материальных выгод. Но и ради психологического вознаграждения. Психологическое вознаграждение, в свою очередь, лежит в основе некоторых зависимостей и вредных привычек. И это ведет к существенным затруднениям в борьбе со злоупотреблениями и преступлениями на рабочем месте.
«Работники, исходя из своего опыта, признают, что неэтичные и незаконные действия дают им не только материальное, но и психологическое вознаграждение. И это сочетание выступает мощнейшим мотиватором для должностных преступлений.»[1]
- Ruedy NE, Moore C, Gino F, Schweitzer ME. The Cheater’s High: The Unexpected Affective Benefits of Unethical Behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 2013, Vol. 105, No. 4, 531–548.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Какая музыка повышает продуктивность работы, и какая работа становится продуктивнее под музыкуМузыка повышает продуктивность. Но не всякая и не всегда. Важно, какую работу вы выполняете и какую музыку при этом слушаете. Исследования...
- Почему компания Yamaha попросила людей не прятаться в ящиках для музыкальных инструментовКарлос Гон сбежал из Японии накануне судебного процесса. После этого Yamaha попросила не прятаться в ящиках для музыкальных инструментов...
- Секты и стаи. Корпоративная культура брутальных компанийКорпоративная культура этих компаний заняла бы первые места в списке самых токсичных культур. Примеры корпоративных культур Amazon, Uber,...
- Плоская иерархия — что стоит за словами о равенстве и свободе работников в компанияхПлоская иерархия - один из атрибутов компании, которая хочет выглядеть прогрессивной. Но, что кроется за понятием «плоская иерархия»?
- Кто такой Джефф Аббен и как он спас компанию MicrosoftДжефф Аббен спас Microsoft. К 2013 году компания оказалась в кризисе. Эксперты считали, что к 2017 году компания перестанет существовать...
- Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисковДжефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …
- Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение мыслительной активности — ходить, пока не придешь к решениюТворческий подход и нестандартное мышление являлись сильными сторонами создателя Apple. Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение...
- Компании боятся инноваций и творческих подходов. Хотя и заявляют обратноеКомпании заявляют, что инновации и творческие подходы - их главные ценности. На деле, компании боятся инноваций. Проведенное исследование...
- Логотип Nike — миллиардная эмблема за 35 долларовОдин из самых узнаваемых логотипов в истории человечества - логотип Nike - был разработан студенткой. Она получила за свою работу 35 долларов. …
- Tesla 1970-x. DeLorean Motor Company — компания, которая хотела изменить мир и создала машину времениDeLorean Motor Company - забытая сегодня компания, которую можно сравнить с современной Tesla. Она создала DMC-12 - «машину времени» из фильма «Назад …
- Средний возраст основателей бизнеса намного больше, чем принято думать. Создание успешного стартапа в 20 лет — красивый мифМиф о двадцатилетнем основателе успешного бизнеса - часть современной культуры. На самом деле, средний возраст основателей бизнеса составл...
- Мак Бук против МакБука. Как компания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы продукции AppleКомпания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы MacBook производства Apple. Попытка выглядит довольно жалко...
- Мой босс — идиот. Или все-таки нет?Вы считаете, что ваш босс - идиот? Ответьте на пять вопросов профессора психологии Томаса Чаморро-Премузича. Возможно, вы поймете, что правы.