Воровство, мошенничество, незаконные схемы, обман — к сожалению, должностные преступления не являются исключительной редкостью. Примеров тому немало: Xerox, Wells Fargo, Countrywide, Parmalat и т.д. Но, должно быть, работники, совершающие их, испытывают муки совести, чувство вины и страх разоблачения? Вовсе нет. Исследования показали, что работники, совершающие должностные преступления испытывают, скорее, радостное возбуждение.
Рабочая группа ученых из нескольких крупных школ бизнеса (Гарвардской, Уортонской, Лондонской и др.) изучили феномен преступлений, совершаемых на рабочем месте. Исследователи хотели выяснить, какие ощущения и чувства порождают должностные преступления в работниках, совершающих их.[1]
Какие чувства испытывают работники, совершающие должностные преступления, и что такое «опьянение обманщика»
Традиционно считается, что должностные преступления заставляют людей испытывать страх, вину и постоянную тревогу. Якобы некоторые преступники годами живут с этим психологическим грузом. И порой даже испытывают облегчение, когда их преступления раскрываются. Хотелось бы, чтобы это было так, но…
Результаты нескольких исследований рабочей группы свидетельствуют о том, что это распространенное мнение не вполне соответствует действительности. Серия экспериментов свидетельствует, что «осознанное неэтичное поведение на рабочем месте не только не вызывает отрицательных эмоций, а даже ведет к возникновению позитивных эмоций». Исследователи назвали этот феномен «опьянением обманщика». Они связывают его с теми же психологическими механизмами, которые заставляют состоятельных людей воровать в магазинах. Осознание преступности такого действия и риск быть пойманным заставляют их испытывать радостное возбуждение и стремиться повторить противоправное действие.[1]
«Феномен опьянения обманщика объясняет, почему должностные преступления — столь распространенное явление. И почему они совершаются, даже когда ставки невелики, а выигрыш от преступления — ничтожен.»
Должностные преступления иногда совершаются не только ради получения материальных выгод. Но и ради психологического вознаграждения. Психологическое вознаграждение, в свою очередь, лежит в основе некоторых зависимостей и вредных привычек. И это ведет к существенным затруднениям в борьбе со злоупотреблениями и преступлениями на рабочем месте.
«Работники, исходя из своего опыта, признают, что неэтичные и незаконные действия дают им не только материальное, но и психологическое вознаграждение. И это сочетание выступает мощнейшим мотиватором для должностных преступлений.»[1]
- Ruedy NE, Moore C, Gino F, Schweitzer ME. The Cheater’s High: The Unexpected Affective Benefits of Unethical Behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 2013, Vol. 105, No. 4, 531–548.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Психологический комфорт в коллективе. Советы эксперта о том, как его создатьПсихологический комфорт в коллективе - важнейший фактор, повышающий продуктивность работы организации. Пять шагов, направленных на его создание предлагает директор компании City & …
- Что такое управленческой произвол. Пример Харви ВайнштейнаХарви Вайнштейн прославился как продюссер многих известных и даже оскароносных фильмов. Но помимо этого, он известен своим необузданным темпераментом и абсолютно нецивилизованным …
- Беспорядок на столе как источник творческих идейБеспорядок на столе и в рабочем помещении способствует творческому мышлению. Порядок, напротив, ставит в рамки. Результаты исследования психологов...
- Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотораHarley-Davidson попытались зарегистрировать права на звук своих моторов. Звуковая торговая марка Harley-Davidson спровоцировала настоящую войну юристов.
- Картина за 90 миллионов. Дэвид Хокни — самый дорогой из ныне живущих художниковКартина Дэвида Хокни - Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами) является на сегодняшний день самой дорогой картиной живущего художника. Она была куплена …
- Не можешь создать — купи. Способности и возможности компаний.Способности и возможности компаний демонстрируют противоположно направленные тенденции. По мере роста возможностей, их способности идут на убыль. Примеры Google, Electronic Arts, Gilead.
- Любопытство — двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликтыПо данным ученых, любопытство предотвращает неверные решения, устраняет конфликты и улучшает коммуникацию. Любопытство в бизнесе позволяет...
- «Ненавижу Элвиса». Если твой бренд не любят — извлеки из этого выгодуКогда бренд вызывает ненависть, из этого можно извлечь выгоду. Продюсер Элвиса Пресли - тому пример. Кампания «Я ненавижу Элвиса» принесла...
- Рабство в современном мире. Что можно обнаружить, если проанализировать цепи поставок крупнейших брендовМногие крупные производители имеют довольно смутные представления о том, что происходит в их цепях поставок. Nestle, Zara, Samsung и другие компании выявляли …
- Технологии пришельцев на службе капиталу. Реверсивный инжиниринг НЛО — лучшая инвестиция, считают некоторые инвесторы и предпринимателиЧеловеческие технологии уже не впечатляют. Хотите разбогатеть, инвестируйте в технологии пришельцев, считают инвесторы. Реверсивный инжиниринг НЛО...
- Бесплатно и без ограничений. Питание в Google как фактор инновационного мышленияОказывается, бесплатное питание в Google заполняет «структурные дыры» и обеспечивает обмен идеям, инновационность мышления и хорошую коммуникацию между работниками.
- Новый символ статуса для работников 21 векаТакие символы статуса как личные кабинеты и машины с водителем устарели. Опросы свидетельствуют, что в 21-м веке новый символ статуса...
- Какая музыка повышает продуктивность работы, и какая работа становится продуктивнее под музыкуМузыка повышает продуктивность. Но не всякая и не всегда. Важно, какую работу вы выполняете и какую музыку при этом слушаете. Исследования...