Воровство, мошенничество, незаконные схемы, обман — к сожалению, должностные преступления не являются исключительной редкостью. Примеров тому немало: Xerox, Wells Fargo, Countrywide, Parmalat и т.д. Но, должно быть, работники, совершающие их, испытывают муки совести, чувство вины и страх разоблачения? Вовсе нет. Исследования показали, что работники, совершающие должностные преступления испытывают, скорее, радостное возбуждение.
Рабочая группа ученых из нескольких крупных школ бизнеса (Гарвардской, Уортонской, Лондонской и др.) изучили феномен преступлений, совершаемых на рабочем месте. Исследователи хотели выяснить, какие ощущения и чувства порождают должностные преступления в работниках, совершающих их.[1]
Какие чувства испытывают работники, совершающие должностные преступления, и что такое «опьянение обманщика»
Традиционно считается, что должностные преступления заставляют людей испытывать страх, вину и постоянную тревогу. Якобы некоторые преступники годами живут с этим психологическим грузом. И порой даже испытывают облегчение, когда их преступления раскрываются. Хотелось бы, чтобы это было так, но…
Результаты нескольких исследований рабочей группы свидетельствуют о том, что это распространенное мнение не вполне соответствует действительности. Серия экспериментов свидетельствует, что «осознанное неэтичное поведение на рабочем месте не только не вызывает отрицательных эмоций, а даже ведет к возникновению позитивных эмоций». Исследователи назвали этот феномен «опьянением обманщика». Они связывают его с теми же психологическими механизмами, которые заставляют состоятельных людей воровать в магазинах. Осознание преступности такого действия и риск быть пойманным заставляют их испытывать радостное возбуждение и стремиться повторить противоправное действие.[1]
«Феномен опьянения обманщика объясняет, почему должностные преступления — столь распространенное явление. И почему они совершаются, даже когда ставки невелики, а выигрыш от преступления — ничтожен.»
Должностные преступления иногда совершаются не только ради получения материальных выгод. Но и ради психологического вознаграждения. Психологическое вознаграждение, в свою очередь, лежит в основе некоторых зависимостей и вредных привычек. И это ведет к существенным затруднениям в борьбе со злоупотреблениями и преступлениями на рабочем месте.
«Работники, исходя из своего опыта, признают, что неэтичные и незаконные действия дают им не только материальное, но и психологическое вознаграждение. И это сочетание выступает мощнейшим мотиватором для должностных преступлений.»[1]
- Ruedy NE, Moore C, Gino F, Schweitzer ME. The Cheater’s High: The Unexpected Affective Benefits of Unethical Behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 2013, Vol. 105, No. 4, 531–548.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Ваш путь до места работы тяжел и неприятен? Сравните с этим…Ваш ежедневный путь до места работы кажется вам кошмаром? Оцените его по шкале Министерства транспорта Японии. Вы поймете, все не так плохо...
- Водители-зомби отпугивают клиентов UberКитайские водители Uber отпугивают клиентов своей фотографией и получают плату за отмену поездки. Водители-зомби размещают в своем профиле Uber страшную...
- Самые абсурдные поводы отпроситься с работы — нападение ламы, отросшие корни волос, etc.Исследование выявило, сколько процентов работников врут, отпрашиваясь с работы, и какие странные поводы отпроситься с работы они находят.
- Пружинка на миллиард. Слинки — одна из самых прибыльных игрушек в историиИгрушка-пружинка, известная также как Слинки, была изобретена случайно военным инженером. Случайное изобретение принесло 3 млрд. долларов...
- 11 отличных продуктов и сервисов, которые Google запустил в 2018 годуВ 2018 году компания Google предложила покупателям немало отличных технологических новшеств. Какие разработки Google оказались наиболее интересными.
- Любопытство — двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликтыПо данным ученых, любопытство предотвращает неверные решения, устраняет конфликты и улучшает коммуникацию. Любопытство в бизнесе позволяет...
- Словом можно… Примеры публичных заявлений, стоивших миллиардыСлова в мире бизнеса играют особую роль. Объявление о выходе нового продукта может всколыхнуть весь рынок - особенно, если это заявление делает …
- Насколько ваша работа опасна для психики — тест от эксперта в области психологии трудаАтмосфера вашей компании давит на психику? Тест профессора Робинсона определит, насколько ваша работа опасна для психики и здоровья в целом.
- «Ты уволен!» — несостоявшийся бренд Дональда ТрампаДональд Трамп попытался зарегистрировать торговую марку «Ты уволен», чтобы сделать ее частью своего бренда. Однако ему это не удалось. Фраза оказалась...
- Борьба с зомби — прибыльный бизнесДля компании ACO в Неваде борьба с зомби - основа ее бизнес модели. На желании людей истреблять зомби в год компания зарабатывает...
- Синдром самозванца — что это и как с ним боротьсяСиндром самозванца - психологическое состояние, когда человек чувствует, что он не заслуживает своих собственных достижений и успехов...
- Водители-зомби отпугивают клиентов UberКитайские водители Uber отпугивают клиентов своей фотографией и получают плату за отмену поездки. Водители-зомби размещают в своем профиле Uber страшную...
- Взаимные обвинения и поиск виноватых — токсичная рабочая атмосфераВзаимные обвинения нередко становятся частью корпоративной культуры. Поиск виноватых в таких условиях начинает заменять поиск решения проблемы.