«Мы — компания, характеризующаяся незыблемой приверженностью нашим клиентам, нашим акционерам и друг другу. Наша миссия состоит в создании непревзойденной ценности для наших клиентов и построении с ними превосходного партнерства, основанного на знании, креативности и преданности наших людей и ведущего к отличным результатам для наших акционеров.»
Так звучала миссия компании Lehman Brothers, одного из крупнейших глобальных инвестиционных банков мира, чье банкротство спровоцировало беспрецедентный мировой финансовый кризис 2008 года.[i]
Значительная часть бизнеса компании Lehman Brothers была построена на покупке и продаже долговых инструментов, связанных с ипотечным рынком. В погоне за прибылями компания все больше инвестировала в высокорисковые инструменты. Ей приходилось списывать все больше безнадежных долгов. В какой-то момент эта цифра достигла 7,8 млрд долларов. Стоимость активов, не поддающихся оценке составила 54 млрд долларов.[ii]
При этом компания использовала целый ряд обманных практик для того, чтобы скрывать свои проблемные активы. Например, при помощи краткосрочных сделок РЕПО они на короткий срок «продавали» эти активы, которые на время составления финансовых отчетов оказывались вне бухгалтерского баланса компании. Так Lehman Brothers удалось скрыть от клиентов и инвесторов проблемные активы на сумму 50 млрд долларов.[iii] Кроме того, компания завышала в отчетности свои финансовые активы. По некоторым данным ежемесячно сумма завышения составляла около 5 млрд долларов.[iv]
Неизвестно, насколько хорошо рядовые сотрудники были осведомлены о подобных практиках, но судя по масштабам манипуляций, все это не было сговором нескольких высших менеджеров компании, а являлось рутинной жизнью всей организации. Когда в компании находились люди, пытавшиеся поднять вопрос о недобросовестных практиках, от них избавлялись.
Так, за несколько месяцев до краха Lehman Brothers один из вице-президентов компании, Мэтью Ли, поднял вопрос о манипуляциях с бухгалтерской информацией, практикуемой в компании. Он выразил свою озабоченность в письме, которое разослал исполнительным менеджерам, ответственным за различные сферы деятельности компании, а также аудиторам из Ernst and Young. Однако единственной реакцией, которая последовала на письмо,было увольнение Ли месяц спустя.[iv], [v] Компания отторгла чужеродного для нее правдоборца.
Компания Lehman Brothers в своей повседневной деятельности подвергала риску деньги своих клиентов (которые, в результате, потеряли свои вложения[vi]) и обманывала инвесторов. Таким образом, ее деятельность была далека от «незыблемой приверженности клиентам и акционерам …», о которых говорится в заявлении о миссии, а само заявление представляется социальным клише.
Релевантно: Parmalat: крупнейшее корпоративное преступление в Европе
[i] O’Neil R. Lehman Brothers: the company as it saw itself. Computerworld. September 25, 2008.
[ii] Q&A: Lehman Brothers bank collapse. BBC News. September 16, 2008.
[iii] Hudson J. Lehman Brothers, Fraud and the New York Fed. The Atlantic. March 12, 2010.
[iv] Read The Letter Lehman Brothers Whistle Blower Wrote. Business Insider. March 19, 2010.
[v] Clark A. Lehman whistleblower lost his job weeks after raising alarm. The Guardian. March 16, 2010.
[vi] Stempel J. Lehman payout tops $80 billion, creditors get another $17.9 billion. Reuters. March 27, 2014.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компанииPeel Engineering - производитель самых маленьких и странных автомобилей в истории. Модель P50 даже попала в книгу рекордов Гиннесса. Peel Trident со …
- Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и СШАКомпания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …
- Atari шок — обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнесаОбвал индустрии видеоигр, вошедший в историю как Atari шок, навсегда изменил ход истории развития высоких технологий. Тяжелый кризис...
- Ободряющие фразы, крики, похвалы и угрозы . Психология формального влияния начальства на подчиненныхПсихология влияния начальника на подчиненного, в значительной степени, определяется особенностями корпоративной культуры организации. Влияние может быть истинным, а может быть формальным, основанным …
- Смайлик — история символа за $45, приносящего $265 000 000 в годИстория смайлика началась в 1963 году. Дизайнер, разработавший его получил 45 долларов. С тех пор смайлик принес сотни миллионов компании...
- Моральная индульгенция, которую нам дают компанииРаботая в крупной компании, человек действует не столько от своего лица, сколько от лица компании. Это дает ему своеобразную моральную индульгенцию - …
- Отрицательные эмоции способствуют творческим подходам. При одном условии…Ученые установили, что отрицательные эмоции способствуют возникновению творческих идей и подходов. Но происходит это только тогда, когда...
- Atari шок — обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнесаОбвал индустрии видеоигр, вошедший в историю как Atari шок, навсегда изменил ход истории развития высоких технологий. Тяжелый кризис...
- Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу (которое на самом деле не было написано)Жизнь Стива Джобса связана с многочисленными легендами. Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу является любопытным артефактом...
- Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после негоЛи Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …
- Что означает название KodakСуществует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...
- Вызов современной организации труда от эксперта в области эффективности: избавиться от устаревших шаблоновОрганизация труда часто построена на шаблонах не имеет обоснования. Известный эксперт в области эффективности предлагает подход, опирающийся на научные данные и здравый …
- Психологическая безопасность — свойство эффективных команд. И задача лидера — ее созданиеПсихологическая безопасность - важнейшая предпосылка эффективной работы любой команды. Создание психологической безопасности - главная задача лидера.