
«Мы — компания, характеризующаяся незыблемой приверженностью нашим клиентам, нашим акционерам и друг другу. Наша миссия состоит в создании непревзойденной ценности для наших клиентов и построении с ними превосходного партнерства, основанного на знании, креативности и преданности наших людей и ведущего к отличным результатам для наших акционеров.»
Так звучала миссия компании Lehman Brothers, одного из крупнейших глобальных инвестиционных банков мира, чье банкротство спровоцировало беспрецедентный мировой финансовый кризис 2008 года.[i]
Значительная часть бизнеса компании Lehman Brothers была построена на покупке и продаже долговых инструментов, связанных с ипотечным рынком. В погоне за прибылями компания все больше инвестировала в высокорисковые инструменты. Ей приходилось списывать все больше безнадежных долгов. В какой-то момент эта цифра достигла 7,8 млрд долларов. Стоимость активов, не поддающихся оценке составила 54 млрд долларов.[ii]
При этом компания использовала целый ряд обманных практик для того, чтобы скрывать свои проблемные активы. Например, при помощи краткосрочных сделок РЕПО они на короткий срок «продавали» эти активы, которые на время составления финансовых отчетов оказывались вне бухгалтерского баланса компании. Так Lehman Brothers удалось скрыть от клиентов и инвесторов проблемные активы на сумму 50 млрд долларов.[iii] Кроме того, компания завышала в отчетности свои финансовые активы. По некоторым данным ежемесячно сумма завышения составляла около 5 млрд долларов.[iv]

Неизвестно, насколько хорошо рядовые сотрудники были осведомлены о подобных практиках, но судя по масштабам манипуляций, все это не было сговором нескольких высших менеджеров компании, а являлось рутинной жизнью всей организации. Когда в компании находились люди, пытавшиеся поднять вопрос о недобросовестных практиках, от них избавлялись.
Так, за несколько месяцев до краха Lehman Brothers один из вице-президентов компании, Мэтью Ли, поднял вопрос о манипуляциях с бухгалтерской информацией, практикуемой в компании. Он выразил свою озабоченность в письме, которое разослал исполнительным менеджерам, ответственным за различные сферы деятельности компании, а также аудиторам из Ernst and Young. Однако единственной реакцией, которая последовала на письмо,было увольнение Ли месяц спустя.[iv], [v] Компания отторгла чужеродного для нее правдоборца.
Компания Lehman Brothers в своей повседневной деятельности подвергала риску деньги своих клиентов (которые, в результате, потеряли свои вложения[vi]) и обманывала инвесторов. Таким образом, ее деятельность была далека от «незыблемой приверженности клиентам и акционерам …», о которых говорится в заявлении о миссии, а само заявление представляется социальным клише.
Релевантно: Parmalat: крупнейшее корпоративное преступление в Европе
[i] O’Neil R. Lehman Brothers: the company as it saw itself. Computerworld. September 25, 2008.
[ii] Q&A: Lehman Brothers bank collapse. BBC News. September 16, 2008.
[iii] Hudson J. Lehman Brothers, Fraud and the New York Fed. The Atlantic. March 12, 2010.
[iv] Read The Letter Lehman Brothers Whistle Blower Wrote. Business Insider. March 19, 2010.
[v] Clark A. Lehman whistleblower lost his job weeks after raising alarm. The Guardian. March 16, 2010.
[vi] Stempel J. Lehman payout tops $80 billion, creditors get another $17.9 billion. Reuters. March 27, 2014.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Самоубийства предпринимателей. Ценой успеха нередко становится депрессия, чувство изоляции и суицид
Самоубийства предпринимателей взывают шок и недоумение. Молодой успешный перспективный человек убивает себя. Психиатры объясняют в чем причина таких суицидов.Психология принятия влияния на примере Тима Кука из Apple
Почему Тим Кук, вицепрезидент компании Compaq, крупнейшей на тот момент компьютерной компании, согласился оставить свой пост и присоединиться к далеко не такой …2018 год не был безоблачным для Google. 6 серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться компании в уходящем году
В 2018 году компания Google столкнулась с серюезными проблемами. Среди них: протесты работников, беспрецедентные штрафы, обвинения в злоупотреблениях, уход ключевого персонала, секс-скандалы …Sega и Nintendo — история борьбы. Соник vs. Марио: жесткое нападение, мягкая защита
Sega и Nintendo были непримиримыми соперниками с противоположными стратегиями. Sega была агрессивна и напориста. Nintendo действовала мягко и рассудительно.Социальное происхождение лидера организации влияет на ее стратегию
Ученые выяснили, что социальное происхождение лидера компании влияет на его готовность идти на стратегические риски и на стратегию организа...
Стандарты обслуживания — как потерять миллион и войти в народные предания
Стандарты обслуживания не должны быть двойными. История о том, как банк не проявил должного уважения к своему плохо одетому клиенту и лишился …Гибкая стандартизация — основа производственной системы Toyota
В основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация, позволяющая одновременно закрепление эффективных процессов и организационное обучение.Высшая форма лидерства — стать невидимым. Принципы даосизма звучат актуально для современного менеджмента
Принципы даосизма активно применяются современными бизнес-лидерами. Руководитель должен «стать невидимым», чтобы достичь высшей формы лидерства.Насколько полезен консалтинг в области управления
Когда компания нанимает консультантов по управлению, она должна знать, что с вероятностью 70% она не получит того результата, на который рассчитывает. Это …Как начинать бизнес — постепенно или с полной отдачей? Результаты исследования
Начинать бизнес можно, полностью бросаясь в него с головой, или постепенно, не уходя с основной работы. Ученые установили: более успешными...
Высказывание Стива Джобса из шести слов, ставшее лучшим уроком лидерства
Один из работников Apple совершил серьезную ошибку. Короткое высказывание Стива Джобса по поводу ошибки стало серьезным уроком лидерства для провинившегося.Новый символ статуса для работников 21 века
Такие символы статуса как личные кабинеты и машины с водителем устарели. Опросы свидетельствуют, что в 21-м веке новый символ статуса...7 принципов эффективности, которыми Илон Маск поделился с работниками Tesla в своем электронном письме
Илон Маск - основатель и глава компании Tesla в одной из электронных рассылок изложил семь принципов эффективности, которым работникам Tesla стоит следовать. …