
«Мы — компания, характеризующаяся незыблемой приверженностью нашим клиентам, нашим акционерам и друг другу. Наша миссия состоит в создании непревзойденной ценности для наших клиентов и построении с ними превосходного партнерства, основанного на знании, креативности и преданности наших людей и ведущего к отличным результатам для наших акционеров.»
Так звучала миссия компании Lehman Brothers, одного из крупнейших глобальных инвестиционных банков мира, чье банкротство спровоцировало беспрецедентный мировой финансовый кризис 2008 года.[i]
Значительная часть бизнеса компании Lehman Brothers была построена на покупке и продаже долговых инструментов, связанных с ипотечным рынком. В погоне за прибылями компания все больше инвестировала в высокорисковые инструменты. Ей приходилось списывать все больше безнадежных долгов. В какой-то момент эта цифра достигла 7,8 млрд долларов. Стоимость активов, не поддающихся оценке составила 54 млрд долларов.[ii]
При этом компания использовала целый ряд обманных практик для того, чтобы скрывать свои проблемные активы. Например, при помощи краткосрочных сделок РЕПО они на короткий срок «продавали» эти активы, которые на время составления финансовых отчетов оказывались вне бухгалтерского баланса компании. Так Lehman Brothers удалось скрыть от клиентов и инвесторов проблемные активы на сумму 50 млрд долларов.[iii] Кроме того, компания завышала в отчетности свои финансовые активы. По некоторым данным ежемесячно сумма завышения составляла около 5 млрд долларов.[iv]

Неизвестно, насколько хорошо рядовые сотрудники были осведомлены о подобных практиках, но судя по масштабам манипуляций, все это не было сговором нескольких высших менеджеров компании, а являлось рутинной жизнью всей организации. Когда в компании находились люди, пытавшиеся поднять вопрос о недобросовестных практиках, от них избавлялись.
Так, за несколько месяцев до краха Lehman Brothers один из вице-президентов компании, Мэтью Ли, поднял вопрос о манипуляциях с бухгалтерской информацией, практикуемой в компании. Он выразил свою озабоченность в письме, которое разослал исполнительным менеджерам, ответственным за различные сферы деятельности компании, а также аудиторам из Ernst and Young. Однако единственной реакцией, которая последовала на письмо,было увольнение Ли месяц спустя.[iv], [v] Компания отторгла чужеродного для нее правдоборца.
Компания Lehman Brothers в своей повседневной деятельности подвергала риску деньги своих клиентов (которые, в результате, потеряли свои вложения[vi]) и обманывала инвесторов. Таким образом, ее деятельность была далека от «незыблемой приверженности клиентам и акционерам …», о которых говорится в заявлении о миссии, а само заявление представляется социальным клише.
Релевантно: Parmalat: крупнейшее корпоративное преступление в Европе
[i] O’Neil R. Lehman Brothers: the company as it saw itself. Computerworld. September 25, 2008.
[ii] Q&A: Lehman Brothers bank collapse. BBC News. September 16, 2008.
[iii] Hudson J. Lehman Brothers, Fraud and the New York Fed. The Atlantic. March 12, 2010.
[iv] Read The Letter Lehman Brothers Whistle Blower Wrote. Business Insider. March 19, 2010.
[v] Clark A. Lehman whistleblower lost his job weeks after raising alarm. The Guardian. March 16, 2010.
[vi] Stempel J. Lehman payout tops $80 billion, creditors get another $17.9 billion. Reuters. March 27, 2014.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Любопытство — двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликты
По данным ученых, любопытство предотвращает неверные решения, устраняет конфликты и улучшает коммуникацию. Любопытство в бизнесе позволяет...Характеристики эффективного руководителя. Пример менеджеров Facebook
Компания Facebook провела исследование, чтобы выявить характеристики эффективного руководителя, присущие лучшим менеджерам компании. Семь характеристик...Кто такой Джефф Аббен и как он спас компанию Microsoft
Джефф Аббен спас Microsoft. К 2013 году компания оказалась в кризисе. Эксперты считали, что к 2017 году компания перестанет существовать...Дотком кризис (the dotcom bubble). Что произошло, и кто виноват
Экономический пузырь, известный как дотком кризис (the dot-com bubble), возник из-за интернет-компаний, собравших сотни миллионов долларов...Варианты правды, трактовки, интерпретации, преувеличения и ложь в публичных сообщениях компаний. Кейс Countrywide
Компании нередко строят хорошую мину при плохой игре. Анджело Мозило, основатель ипотечной компании Countrywide, прекрасно продемонстрировал это своей бравадой и оптимистичными высказываниями …
SpaceX продолжает подготовку полета на Марс и строит космического прыгуна
SpaceX - компания Илона Маска, создающая космический корабль для полета на Марс. Проблема в том, что компания очень сильно зависит от денег …Что означает название Kodak
Существует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...Мужчины — лучшие переговорщики. Причины: ложь, секс и тестостерон
Принято считать, что мужчины - лучшие переговорщики, чем женщины. Ученые изучили причины этого. Особенности мужской сексуальности оказались...Финансовые пирамиды и схема Понци
Финансовые пирамиды - обманные сетевые финансовые схемы. Схема Понци - разновидность финансовой пирамиды. Принцип финансовой пирамиды...Любопытство — двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликты
По данным ученых, любопытство предотвращает неверные решения, устраняет конфликты и улучшает коммуникацию. Любопытство в бизнесе позволяет...
Самый дорогой частный дом в мире за 1 миллиард долларов — небоскреб Антилия
Самый дорогой частный дом в мире имеет высоту 173 метра. В доме есть кинотеатр на 50 зрителей, храм, фитнес-центр, парковка на 150 …Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников — принципы предельной прозрачности и абсолютной честности
Рэй Далио - руководитель крупнейшего хедж-фонда внедрил оценку персонала в реальном времени с использованием приложения для iPad.Преемственность — секрет успеха Facebook. Мнение Марка Цукерберга
Преемственность - основа устойчивости команд Facebook. Именно она стала основой успеха компании. Так считает Марк Цукерберг - создатель Facebook.