Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарной

Время чтения: 5 мин.

Изучив корпоративную культуру сотен организаций консалтинговая компания LearnLoft смогла выделить определенные уровни развития корпоративной культуры. Эти уровни используются LearnLoft в ее методике оценки организаций, с которыми она работает.

Уровни отражают не столько индивидуальное развитие культур отдельных компаний, сколько эволюцию корпоративной культуры как явления. Таким образом, определяя уровни развития корпоративной культуры конкретной компании, LernLoft оценивает не то, насколько развитой она является, а на какой ступени эволюции она находится.

Уровни развития корпоративной культуры

Джон Идс, автор и руководитель LearnLoft, выделяет пять таких уровней. Основными критериями являются: характер взаимодействия работников, их субъективное самочувствие, мотивация, открытость и некоторые другие.

Уровень 1. Токсичная культура

Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарной
Flickr/Wendy Nelson

По данным LearnLoft, токсичная культура имеет место в 11,3% организаций. Она характеризуется разобщенностью коллектива и высокой текучестью персонала. Если такая культура продолжает существовать в компании, она долго не протянет.

Впрочем, по мнению Идса,существуют некоторые организации, которые способны длительно существовать в условиях токсичной культуры.

Уровень 2. Дефицитная культура

Модель конкурирующих ценностей
Flickr/freeimage4life

Такая культура характеризуется значительными различиями между руководством и простыми работниками. Компания разделена на элиту и всех остальных. Для элиты существуют отдельные кабинеты, отдельные переговорные, отдельные принтеры, отдельные места на парковке, отдельные столовые, а иногда даже отдельные лифты.

По данным Идса, такая культура имеется в 54% компаний. Многие сочтут ее вполне нормальной. И в 1990-х так оно и было. Тем не менее, эволюция корпоративной культуры не стоит на месте. То, что вчера было нормой, сегодня является анахронизмом.

Дефицитная культура характеризуется отсутствием инновационности, созидательности и командной работы. В современных условиях — это серьезные дефициты, ставящие под вопрос конкурентоспособность организации.

Уровень 3. Усредненная культура

Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарной
Pexels/Cesar Galeao

В организации с усредненной культурой типична ситуация, когда небольшое число работников, «тянут на себе» всю компанию. Остальные не участвуют. В таких организациях часто невысокая ротация персонала и развита преемственность между различными поколениями работников. Усредненная культура наблюдается в 23% компаний.

Уровень 4. Продвинутая культура

Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарной
Pexels/Rawpixel Ltd

Продвинутая культура имеет место в 7,5% организаций. Для нее характерны: наличие у работников возможности повлиять на общее дело, вовлеченность персонала в работу, постоянная работа руководства над вопросами культуры организации и ее совершенствования.

Уровень 5. Элитарная культура

Производитель томатной пасты Morning Star
Pexels/Rawpixel Ltd

В условиях элитарной культуры все работники разделяют общее видение, их объединяют крепкие рабочие и социальные связи. Между руководством и линейными работниками отсутствует разрыв. Вся компания действует как единая команда. Элитарная культура встречается только в 4,2% случаев.

Поднимаясь на разные уровни развития корпоративной культуры

Дэниель Койл, автор книги «Культурный код. Секреты чрезвычайно успешных групп и организаций», считает, что: «Успешная культура может казаться чем-то магическим. Но, на самом деле, это не так. Культура — это набор установившихся отношений, работающих на общую цель. Это не то, чем вы являетесь. Это то, что вы делаете.»

Это дает надежду. Какова бы ни была в данный момент ситуация в вашей компании, у вас есть возможность ее изменить. Даже токсичную культуру можно превратить в элитарную. Это небыстрый процесс. Он требует больших душевных и умственных затрат. Но если задаться целью, это осуществимо.


Дополнительно: Сколько стоит корпоративная культура. Новый тренд в оценке компаний — аудит культуры организации


  1. Eades J. Research on Hundreds of Companies Showed Toxic Cultures Have These Characteristics. Inc. Feb 13, 2018.
  2. Дэниел Койл. Культурный код. Секреты чрезвычайно успешных групп и организаций. М. Азбука. 2017.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Бизнес-лажа, вранье и декларативные сообщения
Речевые характеристики лидеров. Безос - организатор, Кук - советник, Цукерберг - оригинал
Офисные интриги и личные интересы отдельных работников. Как избежать их влияния на работу компании. Опыт Facebook
Рабство в современном мире. Что можно обнаружить, если проанализировать цепи поставок крупнейших брендов
Компании боятся инноваций и творческих подходов. Хотя и заявляют обратное
Модель конкурирующих ценностей и 4 типа корпоративной культуры на примерах Apple, Facebook, Toyota и Microsoft
Удовлетворенность клиента - лучшая стратегия бизнеса. Кейс Home Depot
Стресс и выгорание связаны с особенностями корпоративной культуры, а не только с плотным рабочим графиком и бесконечным потоком информации
Коллективизм и индивидуализм в современной организации. Откуда в компаниях с большими зарплатами высокая текучесть кадров?