Рабочая рутина организации это, как правило, не самая впечатляющая часть ее жизни. Тем не менее, каждая компания имеет свои особенности рутины. По ним можно много чего о ней сказать. Основное свойство рутины состоит в том, что по-настоящему понять и прочувствовать ее способен только человек, побывавший в этой рутине.
Рабочая рутина Google

Google (принадлежит компании Alphabet Inc.) славится экстравагантностью своих офисов, особенно головного офиса, известного под названием Googleplex.[i] Должно быть, повседневная рабочая жизнь и рабочая культура работников Google такая же яркая и необычная? Вот как описывают рутинную жизнь компании ее сотрудники.
У работников Google гибкий трудовой график. Кто-то предпочитает раньше приходить и раньше уходить, кто-то наоборот. В целом, у типичного программиста компании трудовой день проходит, как и у любого офисного программиста — электронная почта, написание программных кодов, разговоры с сотрудниками, встречи. Бесплатный обед приятно отличает день в Google от многих других компаний. Вопреки тому, что можно было бы себе вообразить, разглядывая фотографии офиса, работники не играют в игры и не проводят все время развлекаясь.[ii]
В целом, у работников есть много свободы в расстановке приоритетов и планировании. Они могут относительно свободно перемещаться между проектами. Однако у компании имеются все черты большой организации. Например, иерархия, бюрократия, а также ощущение того, что сотрудники — лишь маленькие винтики в большом механизме. Немного возможностей компания дает и для карьерного роста. Для того, чтобы переместиться на одну ступень карьерной летницы (а их в компании немало), нужно много лет. Внутренняя конкуренция крайне велика, а возможности научиться чему-то новому малы.
Частью рутины компании являются реорганизации и сокращения, но компания не любит об этом говорить.
Культура достаточно закрытая, несет в себе черты выраженного индивидуализма и снобизма. Тем не менее, большинство работников довольны и не только благодаря зарплате и бонусам, но и потому, что работа приносит им удовлетворение.[iii], [iv]
В целом, все это звучит достаточно тривиально. Рабочая рутина Google — это рутина большой стабильной компании со своими плюсами и минусами. Никакой эксцентрики. Все серьезно, солидно и заурядно.
Рабочая рутина Apple

Компания Apple тоже весьма большая организация, но ее рабочая рутина несколько отличается от рутины Google. В Apple присутствует культ секретности, который начинает действовать на человека еще до того как его наняли на работу. Зачастую оказывается, что вакансия, на которую претендует соискатель, на самом деле не существует (объявление о ней — лишь приманка), и его рассматривают в качестве кандидата на позицию, о которой он ничего не знает — в Apple считают, что даже свой поиск персонала нужно держать в секрете.
Когда новый работник приступает к своим обязанностям, первое время ему не доверяют и мало делятся с ним информацией. Сотрудникам выдают iMac, но при этом отсутствует IT поддержка. В Apple считают, что, если ты достаточно умен, чтобы работать в компании, то и с офисной техникой ты разберешься сам.
Большую роль в компании играет служба безопасности. Ее глава инструктирует новых работников о необходимости соблюдения секретности и скрытности. Компания четко дает понять, если работник случайно или специально разгласит какую-либо внутреннюю информацию, его тут же уволят.[v]
Культура компании преимущественно закрытая, обращена, главным образом, внутрь организации. Имеют место микроменеджмент и фаворитизм, а также частые реструктуризации, хотя в целом любые изменения происходят медленно. Как и во многих больших компаниях у работников мало карьерных возможностей. Имеют место значительные перегрузки, включая работу в сверхурочные часы.[vi]
Рабочая рутина Facebook

Офисы Facebook, как и офис Google, отличается особым дизайном, подчеркивающим творческий настрой компании. Но если в случае Google от этого дизайна веет чем-то тяжеловесным и нарочитым, и создается ощущение, что солидная компания прикладывает немало усилий, чтобы создать видимость творчества и эксцентричности, то у Facebook дизайн кажется чем-то более гармоничным, несущим в себе студенческую легкость и своеобразие хакерской субкультуры.
И не удивительно, Facebook — одна из самых молодых компаний США — средний возраст работников — 28 лет.[vii]
Нельзя сказать, что рабочая рутина Facebook является чем-то уникальным и выдающимся, но она отличается от рутины предыдущих двух компаний. Судя по отзывам работников Facebook, их повседневная работа проходит в атмосфере единения и дружелюбия. Офис компании — это не только набор людей, выполняющих свои функции, но и сообщество (как и сама соцсеть), объединенное общими интересами и мотивами.
В компании работают весьма умные и амбициозные люди, но в целом господствует атмосфера скромности — каждый поглощен своим делом и реализует свои амбиции, делая это дело. Поэтому работа в сверхурочные часы является нормой, однако она мотивирована не требованиями менеджмента, а интересом и желанием самих работников. Приятный ежедневный бонус в главном офисе — бесплатное трехразовое питание. Повседневная рабочая жизнь людей определяется открытой, направленной во внешний мир расслабленной культурой и в то же время амбициозными целями компании.[viii], [ix]
Рутина Tesla

Компания Tesla, определенно, является представителем автопрома нового поколения как с точки зрения продукции, так и с точки зрения менеджмента. Относительно плоская организационная структура и эгалитаристская культура отличают ее от традиционного представителя автомобильной промышленности — одной из самых консервативных в плане менеджмента отраслей индустрии.
Дни работников проходят в огромном открытом офисе без перегородок и разделения на помещения. Рядовые сотрудники и даже временные интерны зачастую докладывают о своей работе непосредственно руководителю организации Илону Маску.[x] С одной стороны — это проявление эгалитаризма и заинтересованности высшего руководства непосредственной работой, с другой зачастую выливается в микроменеджмент. Несмотря на внушительные размеры компании, в ней силен дух предпринимательства, и царит атмосфера стартапа. В компании не приветствуются совещания, они проводятся только если для этого есть реальная обоснованная необходимость.
Менеджмент организации рассматривается как элемент, призванный не столько принуждать к работе, сколько помогать в ней. В то же время, для компании характерна постановка нереалистичных сроков выполнения задач, постоянные изменения в направлениях реализации проектов и слабая приоритизация. Все это приводит к быстрому выгоранию лояльных работников.
Многие сотрудники не довольны работой служб компании — бухгалтерии, IT и т.п., многие считают совершенно неэффективным отдел персонала. Сотрудники отмечают сложную и неэффективную коммуникацию.[xi] В целом, можно сказать, что для Tesla характерна рутина стартапа, при том, что компания достигла размеров, когда обычно организациям требуется больше упорядоченности (в 2017 году в компании работало более 37,5 тыс. человек).[xii]
Релевантно: Компания Facebook за равенство всех работников. Но некоторые из них «равны более, чем другие»
Источники:
[i] Hartmans А. These 26 photos prove Google has the coolest offices around the world. Business Insider. July 9, 2017.
[ii] Bort J. This Is A Typical Day For A Pampered Google Engineer. Business insider. December 13, 2014.
[iii] Bort J. Google Employee Explains Why Working At Google Is So Great. Business insider. October 26, 2014.
[iv] Glassdoor. Google reviews.
[v] Yarow J. What It’s Like On Day One As An Apple Employee. Business Insider. January 26, 2012.
[vi] Glassdoor. Apple reviews. https://www.glassdoor[dot]com/Reviews/Apple-Reviews-E1138.htm.
[vii] Pelisson A, Hartmans A. The average age of employees at all the top tech companies, in one chart. September 11, 2017.
[viii] Cain A. A day in the life of an executive at Facebook, the best place to work in America. Business insider. December 9, 2017.
[ix] Glassdoor. Facebook review. https://www.glassdoor[dot]com/Reviews/Facebook-Reviews-E40772.htm
[x] A Day In The Life Of A Tesla Intern. Forbes. November 23, 2015.
[xi] Glassdoor. Tesla review.
[xii] Annual report, 2017. Form 10-K Tesla, Inc. U.S. Securities and Exchange Commission. 14.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Личностное многообразие и сопричастность. Взгляд Lenovo на эффективность команд
Личностное многообразие и сопричастность - тренд в современном корпоративном управлении, направленный на создание инновационных и созидательных команд.Если в вашем офисе возникают такие диалоги, это верный признак бюрократизации и ручного управления
Бюрократия и ручное управление, в той или иной степени, присутствуют в большинстве компаний. Но в некоторых организациях дело доходит до абсурда, и …Мелвил Дьюи — создатель «Гугла» 19-го века
Мелвил Дьюи, автор десятичной классификации Дьюи. Благодаря ему сегодня у нас имеются системы хранения информации и поисковые системы.Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа. Примеры IKEA, Toyota и Amazon
Типы корпоративной культуры на примерах IKEA, Toyota и Amazon. Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа определяется...Взаимосвязи рынка — сообщение Цукерберга повысило стоимость акций New York Times, Fox News и Wall Street Journal
Взаимосвязи рынка не всегда очевидны. Сообщение Цукерберга понизило Facebook на 4% и обошлось бизнесмену в 3 млрд. долларов. Акции New York Times …
Работодатель против профсоюза. Delta Airlines предлагает работникам играть в видеоигры вместо борьбы за свои права
Авиакомпания Delta развернула кампанию «работодатель против профсоюза» и предлагает работникам не бороться за права, а играть в видеоигры.SpaceX продолжает подготовку полета на Марс и строит космического прыгуна
SpaceX - компания Илона Маска, создающая космический корабль для полета на Марс. Проблема в том, что компания очень сильно зависит от денег …Фаворитизм на работе. Насколько часто он встречается и как вредит бизнесу. Мнения экспертов
Фаворитизм - явление гораздо более распространенное, чем можно подумать. Фаворитизм на работе опасен для любой компании. Он проявляется...Как развить изобретательность в бизнесе. Совет когнитивного психолога
Когнитивный психолог дает совет, как развить изобретательность. Для этого необходимо перевести мозг в режим работы пятиклассника. Это даст...Илон Маск считает, что обязан успехом этой технике решения проблем
Мышление первых принципов - техника мышления, которую Илон Маск использует для решения проблем. Маск считает. что именно ей он обязан своим успехом.
Лучшие маркетинговые и PR кампании McDonald’s за последние 10 лет
За последние годы компания McDonald’s провела немало качественных маркетинговых и PR кампаний. Лучшие PR кампании McDonald’s...«Надежный» метод проектного управления не гарантирует успеха. Кейсы PRINCE2, Siemens, EDS и правительства Великобритании
Более 50% проектов оказываются провальными, а методы проектного управления, традиционно считающиеся надежными, такие как PRINCE2, далеко не всегда настолько хороши, как принято …Галлюциногены на службе у корпораций. Мирон Столярофф и его попытка сделать ЛСД частью корпоративной культуры Ampex
Мирон Столярофф, высший менеджер компании Ampex, предложил интегрировать галлюциногены в корпоративную культуру Ampex. В результате...