
К 1997 году Дэмиен Херст был одним из самых успешных современных художников. К этому моменту он продал своих работ на десятки миллионов фунтов и занимал одну из первых строчек рейтинга самых модных деятелей искусства. Однако этого Херсту было мало. В погоне за еще большими деньгами и еще большей публичностью, а возможно, и новыми ощущениями, молодой художник вместе с двумя друзьями решает открыть бар и ресторан в престижном районе Лондона.
Бар получил название «Аптека» (Pharmacy). Форма для персонала заведения была разработана Прада, мебель — Джаспером Моррисоном, а сам Херст оформил пространство своими скульптурами в виде медицинских шкафов, а также созданными им картинами. Оригинальными были и названия напитков бара, например, «Детокс» или «Замедлитель действия волтарола». Перед входом в заведение был установлен зеленый неоновый медицинский крест, как перед настоящей аптекой.
Ресторан сразу привлек художественную тусовку и знаменитостей. Про его открытие было написано на первых полосах многих газет. В разное время здесь были замечены Хью Грант, Мадонна и Кейт Мосс.
И тем не менее, ресторан оказался убыточным. Ни шумиха вокруг модного имени Херста, ни присутствие знаменитостей не смогли обеспечить должного уровня продаж, и в 2003 году, «Аптека» закрылась.
Но это не демотивировало предприимчивого художника. Как оказалось, он способен делать деньги буквально из всего.
Он выставил на аукцион обстановку заведения — всего 150 предметов. А поскольку оформлением занимался он лично, все эти предметы рассматривались как произведения искусства. Это был первый случай в 259-летней истории дома «Сотби» (Sotheby’s), когда аукцион включал исключительно произведения единственного ныне живущего автора. Херст лично разработал обложку для каталога, который сам стал коллекционной ценностью.
Суммарная стоимость всех лотов изначально оценивалась в 3 млн фунтов. Однако результат намного превзошел эту оценку. Картина с бабочками «Полный любви» была продана за 364 тысячи фунтов, медицинский шкафчик «Хрупкая истина» обошелся покупателю в 1,2 млн фунтов, даже шесть пепельниц, которые изначально предполагалось продать за 100 фунтов, принесли Херсту в 16 раз больше этой суммы. Два бокала для мартини, оцененные в 50-70 фунтов, ушли с молотка за 4800 фунтов, набор для перца и соли ушел за 1929 фунтов, а сорок рулонов ресторанных обоев, изготовленных по дизайну Херста, принесли почти 10 тыс. фунтов стерлингов, столько же стоили шесть обеденных кресел. В итоге аукцион принес Херсту 11,1 млн фунтов стерлингов.1
Так, начинка обанкротившегося бара за один вечер принесла его бывшему владельцу больше прибыли, чем сам ресторан за шесть лет его существования.
Релевантно: За любовь Господа – произведение современного искусства себестоимостью 15 млн фунтов стерлингов
- Томпсон Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Центрполиграф. Москва. 2009. 91-94.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Психологический комфорт в коллективе. Советы эксперта о том, как его создать
Психологический комфорт в коллективе - важнейший фактор, повышающий продуктивность работы организации. Пять шагов, направленных на его создание предлагает директор компании City & …Atari шок — обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнеса
Обвал индустрии видеоигр, вошедший в историю как Atari шок, навсегда изменил ход истории развития высоких технологий. Тяжелый кризис...Руководители не нужны. Так считает 81% работников
Подавляющее большинство работников убеждены, что им руководители не нужны. Без начальников они справлялись бы с работой лучше.Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткой
После распространения педикулеза и чесотки среди работников компании Disney потребовались переговоры работодателя с профсоюзом. Нижнее белье работников...Карьера и зарплата в Японии. Система ненко — чем старше, тем выше
Система ненко и система пожизненной занятости предполагают, что карьера и зарплата в Японии определяются не заслугами и квалификацией, а...
Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. Исследования
Должен ли смысл логотипа отсылать к продукции или сервисам компании, или лучше использовать абстрактный логотип. Ученые изучили вопрос и...Как возникают корпоративные обычаи и традиции
У организаций по мере существования возникает такой феномен культуры как традиции и обычаи. Рассмотрим, как это происходит, за счет каких механизмов и …«Культура манипуляций» привела к крупнейшему отзыву продукции и банкротству компании
Манипуляции с данными тестирования привели к крупнейшему в истории отзыву продукции стоимостью 24 млрд долларов и банкротству Takata Corporation - производителя автозапчастей.Нужно ли бизнес-образование, чтобы преуспеть в бизнесе. И, если нет, что может его заменить
Нужно ли бизнес-образование тому, у кого есть цель и видение. Иногда - да. Но порой бизнес-образование вредит предпринимателю, считает...Крупнейший производитель потребительских товаров 1990-х. Эра могущества Philip Morris
В начале 1990-х табачная компания Philip Morris являлась крупнейшим производителем потребительских товаров в мире. Компания имела многочисленные связи в самых разных областях, …
История липучки. Застежка, почти совершившая революцию в легкой промышленности
Flickr/marcos.sa Несдержанные обещания Илона МаскаВызов гигиене или инновационный бизнес? 6,5 миллионов долларов за трусы, которые можно не стирать неделямиНарциссические боссы и их …Гибкое планирование рабочего времени — отрицательные стороны новейшего тренда в корпоративном управлении
Гибкое планирование рабочего времени повышает мотивацию работников. Но у этого подхода есть и серьезные отрицательные стороны. Исследования...Дотком кризис (the dotcom bubble). Что произошло, и кто виноват
Экономический пузырь, известный как дотком кризис (the dot-com bubble), возник из-за интернет-компаний, собравших сотни миллионов долларов...