
Бренд Obey чем-то напоминает уличное искусство. Одежду Obey видишь повсюду, где есть молодые люди, но откуда она берется — неизвестно. Нет у марки Obey солидности и лоска других брендов одежды и торговых площадей, измеряемых тысячами квадратных метров.
Дело в том, что история бренда Obey относится, скорее, к сфере искусства, чем индустрии. Его создатель, Шепард Фейри — уличный художник, дизайнер, график, иллюстратор и активист.
Кто такой Андре Гигант, и как бренд Obey связан с ним
Художественная карьера Шепарда Фейри началась в 1989 году с создания стикера, на котором было изображено лицо рестлера по имени Андре Рене Русимов, более известного как Андре Гигант.
Андре Гигант появился на свет в 1946 году во Франции. Его отец был иммигрантом из Болгарии, а мать приехала во Францию из Польши. Еще в детском возрасте У Андре Русимова возникли гормональные нарушения. Их результатом стал гигантизм. К взрослому возрасту его рост составлял порядка 225 см, а вес достиг 236 кг. В качестве профессионального рестлера он много выступал в США и был там весьма популярен. Прозвище Андре Гигант стало его псевдонимом, под которым он проводил бои.[1]
Фейри разместил изображение Андре Гиганта на своем стикере и снабдил его надписью «Andre the Giant Has a Posse» (У Андре Гиганта есть отряд). Что хотел сказать художник этим заявлением — неизвестно. Сам Шепард Фейри признает, что поначалу особого смысла он в свой стикер не вкладывал. Это был акт чистого искусства.[2], [3]

Фейри изготовил партию таких стикеров и начал расклеивать их по улицам американских городов. Когда количество наклеек на стенах, столбах и заборах достигло критической массы, непонятное изображение вместе с еще мене понятной надписью постепенно начали приобретать черты бренда. Они стали узнаваемы, о них заговорили, их начали обсуждать. Можно утверждать, что именно с этой наклейки и началась история бренда Obey. Пока неофициальная.[2]
Obey Giant — повинуйся гиганту. История бренда Obey на следующем этапе
Стикер-кампания Шепарда Фейри приобрела иной оттенок, после того, как художник посмотрел фильм Джона Карпентера «Чужие среди нас». Главный герой фильма выясняет, что правящий класс — это пришельцы, которые манипулируют сознанием людей, заставляя их тратить деньги, размножаться и принимать действительность такой, какая она есть. «Повинуйся», — требовали пришельцы от людей.
Фильм был далек от шедевра, но заставил Фейри задуматься об устройстве человеческого общества. На основе изначального стикера он разработал стикер нового поколения. На нем также изображалось лицо Андре Гиганта. Но теперь оно было сильно схематизировано. Надпись на стикере гласила: «Obey» (Повинуйся).[2]

Теперь это было не просто бессмысленное развлечение. Новый стикер соединил в себе отличный дизайн, запоминающуюся лаконичность и социальный посыл.
Бренд Obey — начало официальной истории
Еще во времена первой стикер-кампании Шепард Фейри на вечеринке встретил знакомого, который прилепил себе на бейсболку стикер с Андре Гигантом. Почему он это сделал? Да просто так. Это было первое использование работы Фейри для дизайна одежды.[2]
Графичные, оригинальные, протестующие работы художника сами просятся на одежду. Их неповторимый яркий стиль и узнаваемость придают им силу раскрученного (даже если его никто не раскручивал) бренда.
Поэтому ничего удивительного в том, что искусство, дизайн и идеалы Шепард Фейри воплотились в компании, производящей одежду, которая была основана в 2001 году. С этого момента начинается официальная история бренда Obey. В основе дизайна одежды Obey лежит контркультура, поп-арт и соц-арт.[4] Бренд Obey сочетает в себе искусство, яркость стиля и протест.

Чем еще известен Шепард Фейри
Бренд Obey — не единственное, чем прославился художник. Шепард Фейри сотрудничал с рядом известных компаний в качестве дизайнера. Он разработал логотип Mozilla (старый вариант), украсил несколько зданий огромными фресками (например, Plaza Casino в Лас-Вегасе), создавал обложки альбомов нескольких известных групп (например, Black Eyed Peas) и т.д.

Одной из самых известных работ художника стал предвыборный портрет Барака Обамы. На плакате будущий президент изображен синим, красным и белым цветами в характерной и очень узнаваемой манере. Стиль постера стал настолько известным, что позднее был воспроизведен в изображениях других персонажей. Что интересно, создание предвыборного плаката являлось инициативой художника, который не получал от предвыборного штаба Обамы никакого финансирования. Надо заметить, что многие другие работы художника, в которые он вкладывает социальный и гуманитарный посыл, также выполняются на добровольных началах.[2]

Несмотря на это, талант Фейри сделал его одним из самых богатых уличных художников. Его состояние оценивается в 15 миллионов долларов. Неплохо для человека, который начинал, расклеивая стикеры.[5]
Дополнительно: Как извлечь выгоду из провала. Дэмиен Херст сделал на банкротстве своего бизнеса 11 миллионов фунтов стерлингов
- Krugman M. Andre the Giant: A Legendary Life. Simon & Schuster. p. 149.
- Документальный фильм «Повинуйся гиганту», режиссер Джеймс Молл. Elysium Bandini Studios/ Allentown Productions/ Thruline Entertainment
- Heller S. Interview with Shepard Fairey: Still Obeying After all These Years. AIGA, the professional association for design.
- Сайт Obey.
- Braun M. 5 Wealthiest Street Artists Who Know How To Earn Their Living. Widewalls. Feb 28, 2014.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Что такое дилемма инноватора. Пример Kodak
Дилемма инноватора - концепция, объясняющая, почему многие компани не способны воспользоваться собственными подрывными инновациями. Например Kodak погубила цифровая фотографияУправление по способностям. Стратегия, повышающая прибыль на 30% и снижающая «текучку» на 72%
Компании, практикующие управление по способностям демонстрируют значительно лучшие показатели. Об этом свидетельствуют исследования. В чем суть стратегии...Моральная индульгенция, которую нам дают компании
Работая в крупной компании, человек действует не столько от своего лица, сколько от лица компании. Это дает ему своеобразную моральную индульгенцию - …Для организации бережливого производства работник должен обладать следующими качествами. Пример Toyota
Производственная система Toyota требует от работников наличия особых качеств, не характерных рабочим в условиях массового производства.Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практики
Гибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...
Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и США
Компания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …Стив Джобс добился успеха благодаря этому качеству
Стив Джобс, основатель Apple, не изучал рыночные сводки и не анализировал цифры. Он мало интересовался тем, что находится на рынке в данный …Польза от конкуренции: как использовать силу конкурентов себе во благо. Советы практика
Какую пользу предприниматель может извлечь из конкуренции? Миллиардер и успешный бизнесмен Том Голисано считает, что польза от конкуренции...Uber возобновляет использование беспилотных такси после девятимесячного перерыва, связанного со смертельным ДТП. Но решены ли проблемы, из-за которых оно произошло?
Компания Uber активно работала над беспилотными такси и даже запустила в тестовом режиме несколько автомобилей на улицы городов. Однако после смертельного ДТП …Как начинать бизнес — постепенно или с полной отдачей? Результаты исследования
Начинать бизнес можно, полностью бросаясь в него с головой, или постепенно, не уходя с основной работы. Ученые установили: более успешными...
Опасности аутсорсинга. Как можно потерять рынок из-за избыточного доверия к контрактным организациям
Аутсорсинг далеко не всегда так эффективен, как принято считать, а иногда он и вовсе опасен. Опасности аутсорсинга связаны, главным образо...Кто начинает свое дело, почему, и что в результате — статистика стартапов
Рассмотрим статистику стартапов - цифры, которые объяснят нам, кто начинает свое дело, каковы их шансы на успех и в чем причины неудач.Жадность или убеждения. В чем IKEA противоречит своему собственному кодексу поведения
Кодекс поведения IKEA, основан на бесспорных общечеловеческих ценностях. Впрочем, в одном IKEA противоречит своему собственному кодексу. Налоговые схемы, используемые компанией вызывают вопросы …