Бренд Obey и его создатель Шепард Фейри — один из богатейших художников стрит-арта и обладатель таланта создавать бренды

Время чтения: 7 мин.
Шепард Фейри.
Obey. Стрит-арт в Амстердаме. Flickr/Martin Kleppe

Бренд Obey чем-то напоминает уличное искусство. Одежду Obey видишь повсюду, где есть молодые люди, но откуда она берется — неизвестно. Нет у марки Obey солидности и лоска других брендов одежды и торговых площадей, измеряемых тысячами квадратных метров.

Дело в том, что история бренда Obey относится, скорее, к сфере искусства, чем индустрии. Его создатель, Шепард Фейри — уличный художник, дизайнер, график, иллюстратор и активист.

Кто такой Андре Гигант, и как бренд Obey связан с ним

Художественная карьера Шепарда Фейри началась в 1989 году с создания стикера, на котором было изображено лицо рестлера по имени Андре Рене Русимов, более известного как Андре Гигант.

Андре Гигант появился на свет в 1946 году во Франции. Его отец был иммигрантом из Болгарии, а мать приехала во Францию из Польши. Еще в детском возрасте У Андре Русимова возникли гормональные нарушения. Их результатом стал гигантизм. К взрослому возрасту его рост составлял порядка 225 см, а вес достиг 236 кг. В качестве профессионального рестлера он много выступал в США и был там весьма популярен. Прозвище Андре Гигант стало его псевдонимом, под которым он проводил бои.[1]

Фейри разместил изображение Андре Гиганта на своем стикере и снабдил его надписью «Andre the Giant Has a Posse» (У Андре Гиганта есть отряд). Что хотел сказать художник этим заявлением — неизвестно. Сам Шепард Фейри признает, что поначалу особого смысла он в свой стикер не вкладывал. Это был акт чистого искусства.[2], [3]

Андре Гигант. Andre the Giant Has a Posse
Андре Гигант на стикере Andre the Giant Has a Posse. Flickr/Kars Alfrink

Фейри изготовил партию таких стикеров и начал расклеивать их по улицам американских городов. Когда количество наклеек на стенах, столбах и заборах достигло критической массы, непонятное изображение вместе с еще мене понятной надписью постепенно начали приобретать черты бренда. Они стали узнаваемы, о них заговорили, их начали обсуждать. Можно утверждать, что именно с этой наклейки и началась история бренда Obey. Пока неофициальная.[2]

Obey Giant — повинуйся гиганту. История бренда Obey на следующем этапе

Стикер-кампания Шепарда Фейри приобрела иной оттенок, после того, как художник посмотрел фильм Джона Карпентера «Чужие среди нас». Главный герой фильма выясняет, что правящий класс — это пришельцы, которые манипулируют сознанием людей, заставляя их тратить деньги, размножаться и принимать действительность такой, какая она есть. «Повинуйся», — требовали пришельцы от людей.

Фильм был далек от шедевра, но заставил Фейри задуматься об устройстве человеческого общества. На основе изначального стикера он разработал стикер нового поколения. На нем также изображалось лицо Андре Гиганта. Но теперь оно было сильно схематизировано. Надпись на стикере гласила: «Obey» (Повинуйся).[2]

Шепард Фейри. Бренд Obey был создан в 2001 году.
Стикер Obey Giant. Flickr/Eva Rinaldi

Теперь это было не просто бессмысленное развлечение. Новый стикер соединил в себе отличный дизайн, запоминающуюся лаконичность и социальный посыл.

Бренд Obey — начало официальной истории

Еще во времена первой стикер-кампании Шепард Фейри на вечеринке встретил знакомого, который прилепил себе на бейсболку стикер с Андре Гигантом. Почему он это сделал? Да просто так. Это было первое использование работы Фейри для дизайна одежды.[2]

Графичные, оригинальные, протестующие работы художника сами просятся на одежду. Их неповторимый яркий стиль и узнаваемость придают им силу раскрученного (даже если его никто не раскручивал) бренда.

Поэтому ничего удивительного в том, что искусство, дизайн и идеалы Шепард Фейри воплотились в компании, производящей одежду, которая была основана в 2001 году. С этого момента начинается официальная история бренда Obey. В основе дизайна одежды Obey лежит контркультура, поп-арт и соц-арт.[4] Бренд Obey сочетает в себе искусство, яркость стиля и протест.

Бренд Obey был создан в 2001 году.
Кепка Obey. Flickr/Ben Mortimer

Чем еще известен Шепард Фейри

Бренд Obey — не единственное, чем прославился художник. Шепард Фейри сотрудничал с рядом известных компаний в качестве дизайнера. Он разработал логотип Mozilla (старый вариант), украсил несколько зданий огромными фресками (например, Plaza Casino в Лас-Вегасе), создавал обложки альбомов нескольких известных групп (например, Black Eyed Peas) и т.д.

Шепард Фейри. Бренд Obey был создан в 2001 году.
Работа Шепарда Фейри. Flickr/zapdelight

Одной из самых известных работ художника стал предвыборный портрет Барака Обамы. На плакате будущий президент изображен синим, красным и белым цветами в характерной и очень узнаваемой манере. Стиль постера стал настолько известным, что позднее был воспроизведен в изображениях других персонажей. Что интересно, создание предвыборного плаката являлось инициативой художника, который не получал от предвыборного штаба Обамы никакого финансирования. Надо заметить, что многие другие работы художника, в которые он вкладывает социальный и гуманитарный посыл, также выполняются на добровольных началах.[2]

Шепард Фейри. Бренд Obey был создан в 2001 году.
Шепард Фейри на представлении портрета Барака Обамы в Национальной Галерее Портретов в Вашингтоне. Flickr/Cliff

Несмотря на это, талант Фейри сделал его одним из самых богатых уличных художников. Его состояние оценивается в 15 миллионов долларов. Неплохо для человека, который начинал, расклеивая стикеры.[5]


Дополнительно: Как извлечь выгоду из провала. Дэмиен Херст сделал на банкротстве своего бизнеса 11 миллионов фунтов стерлингов


  1. Krugman M. Andre the Giant: A Legendary Life. Simon & Schuster. p. 149.
  2. Документальный фильм «Повинуйся гиганту», режиссер Джеймс Молл. Elysium Bandini Studios/ Allentown Productions/ Thruline Entertainment
  3. Heller S. Interview with Shepard Fairey: Still Obeying After all These Years. AIGA, the professional association for design.
  4. Сайт Obey.
  5. Braun M. 5 Wealthiest Street Artists Who Know How To Earn Their Living. Widewalls. Feb 28, 2014.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Как ураган заставил компанию подготовиться к эпидемии коронавируса
Созидательность и увлеченность своим делом - основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и Microsoft
Вызов гигиене или инновационный бизнес? 6,5 миллионов долларов за трусы, которые можно не стирать неделями
Дональд Трамп в Симпсонах и Южном Парке
Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes - миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась
Человеческие способности компенсируют недостатки процессов. Процессы не могут компенсировать недостаток способностей. Проблема пустой коробки
Почему компания Yamaha попросила людей не прятаться в ящиках для музыкальных инструментов
Настоящие последние слова Стива Джобса. Кто подделал предсмертную речь создателя Apple?
Фаворитизм на работе. Насколько часто он встречается и как вредит бизнесу. Мнения экспертов