Существует мнение, что любой команде необходим сильный лидер. Это убеждение поддерживается примерами таких компаний как Apple, Amazon или Oracle. Однако примеры примерами, а что говорит об этом наука, для которой важны не отдельные случаи, а закономерности.
Ученые из университета Мичигана и Гарвардской школы бизнеса провели несколько экспериментов. Их задача состояла в том, чтобы установить, нужен ли сильный лидер, чтобы команда работала эффективно. Во всех экспериментах моделировались рабочие группы. Для части из них назначался лидер — человек наделенный определенными полномочиями. В других группах лидер отсутствовал.
Сильный лидер вреден для команды
Результаты всех экспериментов свидетельствовали о том, что наличие формального лидера в команде снижает активность остальных ее членов. Например, в присутствии лидеров люди в процессе выполнения заданий значительно меньше говорили, обсуждали и предлагали решения.
Более того, при наличии лидера снижалось качество выполнения заданий. Особенно показательны данные одного из экспериментов. Из 38 экспериментальных групп при наличии сильного лидера ни одна не справилась с предложенным заданием. В то же время, с заданием справились 29 групп после того, как влияние лидера было ограничено.
«Ощущение власти ведет к тому, что в глазах лидера чужие мнения, и инициативы теряют всякую ценность… Когда лидерам в эксперименте напоминали, что и другие члены команды могут способствовать ее успеху, подавляющее действие лидера уменьшалось», — поясняет один из исследователей.
«Само по себе наличие лидера — не проблема. Но оно становится проблемой, когда лидерство понимается как власть. Тогда сильный лидер начинает доминировать и перестает брать в расчет вклад в общее дело остальных членов команды.»
Компаниям следует ограничивать влияние сильных лидеров
Какие практические выводы можно сделать? Ученые предлагают следующие меры, направленные на поддержание эффективности команд.
Во-первых, следует поддерживать относительно плоскую организационную структуру. А также культуру равенства всех работников.
Во-вторых, имеет смысл настраивать лидеров на создание открытости в команде. В частности, на поддержание открытой командной коммуникации.
В-третьих, компаниям стоит вводить практики и политики направленные на то, чтобы ограничивать власть лидеров и давать возможность всем членам команд делать свой вклад в работу.
И наконец, надо побуждать всех работников открыто критиковать формальных лидеров, которые занимают избыточно доминирующую позицию в команде. Это непросто. Но если в компании имеется установка на открытость, а также практикуется психологическая безопасность, добиться этого можно.
Далее: Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из Netflix
Tost LP, Gino F, Larrick RP. When Power Makes Others Speechless: The Negative Impact of Leader Power on Team Performance. 2012. Academy of Management JournalVol. 56, No. 5.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Социальное происхождение лидера организации влияет на ее стратегиюУченые выяснили, что социальное происхождение лидера компании влияет на его готовность идти на стратегические риски и на стратегию организа...
- Имитация успеха по-китайски. Китайские компании нанимают актеров, чтобы казаться успешнееЧтобы быть похожими на богатые международные организации китайские компании нанимают белых иностранцев. Имитация успеха важна в китайской бизнес-культуре...
- Эпатажный маркетинг как орудие войны технологических компаний. Salesforce против Microsoft, SAP и OracleSalesforce и ее руководитель Марк Бениофф успешно использовали эпатажный маркетинг. Microsoft и Oracle проиграли им по всем позициям...
- Лидерство в современной команде — не индивидуальная, а групповая чертаКоманды с одним лидером ушли в прошлое. Лидерство в современной команде должно стать эстафетной палочкой, которую получает работник, наибо...
- Лучший способ повысить продуктивность, эффективность и креативность вашего труда. Как ходьба стимулирует умственную деятельностьНаучные исследования демонстрируют, что ходьба и пешие прогулки - лучший способ повысить продуктивность и эффективность умственного труда.
- Бирюзовые организации Фредерика Лалу и их корпоративная культураС тех пор, как Фредерик Лалу опубликовал свою книгу Открывая организации будущего, идея бирюзовых организаций приобрела большую популярность. Однако построение бирюзовой организации …
- Любимые художественные книги Стива Джобса. Три произведения, которыми вдохновлялся создатель AppleОснователь Apple ценил искусство и литературу. Это отразилось в продуктах его компании. Любимые художественные книги Стива Джобса - это удивительное...
- Ресурсы и операции — баланс потребностей и возможностей организацииБаланс потребностей и возможностей организации обеспечивается соответствием ее ресурсов и ее деятельности. Ресурсы компании играют ключевую роль в обеспечении операций и иных …
- Хансей — основа постоянного обучения организацииХансей - принцип осмысления ошибок и погрешностей, являющийся ключом к предотвращению их повторения, постоянному улучшению и обучению организации.
- Вызов современной организации труда от эксперта в области эффективности: избавиться от устаревших шаблоновОрганизация труда часто построена на шаблонах не имеет обоснования. Известный эксперт в области эффективности предлагает подход, опирающийся на научные данные и здравый …
- Правила проведения совещаний от руководителя Microsoft, Сатьи НаделлыУ Сатьи Наделлы, человека спасшего Microsoft от деградации и гибели, существуют правила проведения совещаний. Продуктивность рабочих встреч при Наделле...
- Ваши работники ходят по собеседованиям? Это хорошо — считают в LinkedIn и NetflixВо многих современных успешных компаниях, таких как LinkedIn, Netflix и др., не видят проблемы, если их работники ходят по собеседованиям в другие …
- Бизнес-лажа, вранье и декларативные сообщенияВ мире бизнеса преувеличения, тенденциозные интерпретации и просто откровенное вранье - совсем не редкость. Но существует особая категория сообщений, исходящих от бизнес-организаций. …