Существует мнение, что любой команде необходим сильный лидер. Это убеждение поддерживается примерами таких компаний как Apple, Amazon или Oracle. Однако примеры примерами, а что говорит об этом наука, для которой важны не отдельные случаи, а закономерности.
Ученые из университета Мичигана и Гарвардской школы бизнеса провели несколько экспериментов. Их задача состояла в том, чтобы установить, нужен ли сильный лидер, чтобы команда работала эффективно. Во всех экспериментах моделировались рабочие группы. Для части из них назначался лидер — человек наделенный определенными полномочиями. В других группах лидер отсутствовал.
Сильный лидер вреден для команды
Результаты всех экспериментов свидетельствовали о том, что наличие формального лидера в команде снижает активность остальных ее членов. Например, в присутствии лидеров люди в процессе выполнения заданий значительно меньше говорили, обсуждали и предлагали решения.
Более того, при наличии лидера снижалось качество выполнения заданий. Особенно показательны данные одного из экспериментов. Из 38 экспериментальных групп при наличии сильного лидера ни одна не справилась с предложенным заданием. В то же время, с заданием справились 29 групп после того, как влияние лидера было ограничено.
«Ощущение власти ведет к тому, что в глазах лидера чужие мнения, и инициативы теряют всякую ценность… Когда лидерам в эксперименте напоминали, что и другие члены команды могут способствовать ее успеху, подавляющее действие лидера уменьшалось», — поясняет один из исследователей.
«Само по себе наличие лидера — не проблема. Но оно становится проблемой, когда лидерство понимается как власть. Тогда сильный лидер начинает доминировать и перестает брать в расчет вклад в общее дело остальных членов команды.»
Компаниям следует ограничивать влияние сильных лидеров
Какие практические выводы можно сделать? Ученые предлагают следующие меры, направленные на поддержание эффективности команд.
Во-первых, следует поддерживать относительно плоскую организационную структуру. А также культуру равенства всех работников.
Во-вторых, имеет смысл настраивать лидеров на создание открытости в команде. В частности, на поддержание открытой командной коммуникации.
В-третьих, компаниям стоит вводить практики и политики направленные на то, чтобы ограничивать власть лидеров и давать возможность всем членам команд делать свой вклад в работу.
И наконец, надо побуждать всех работников открыто критиковать формальных лидеров, которые занимают избыточно доминирующую позицию в команде. Это непросто. Но если в компании имеется установка на открытость, а также практикуется психологическая безопасность, добиться этого можно.
Далее: Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из Netflix
Tost LP, Gino F, Larrick RP. When Power Makes Others Speechless: The Negative Impact of Leader Power on Team Performance. 2012. Academy of Management JournalVol. 56, No. 5.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Коммуникация в кризис: как взаимодействовать с коллегами и клиентамиПо мнению экспертов, коммуникация в кризис имеет свои существенные особенности. Какие сообщения передавать удаленным работникам и клиентам,...
- Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказаласьОфисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.
- Корпоративная культура развития. Lyft, Amway и FacebookКорпоративная культура развития предполагает взаимное развитие работников компании, а также постоянное саморазвитие и командность. Lyft, Amway и Facebook - компании, где культура …
- В чем Стив Джобс был лучше Билла Гейтса. Мнение самого ГейтсаСуществует одна область, в которой Стив Джобс был лучше Билла Гейтса. Гейтс безоговорочно признает, что его коллега превосходил его в...
- Стратегии супербоссов — профессор Сидни Финкельштейн о лидерствеПрофессор управления Сидни Финкельштейн выделяет несколько стратегий лучших лидеров - супербоссов. Стратегии супербоссов отличаются...
- Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение мыслительной активности — ходить, пока не придешь к решениюТворческий подход и нестандартное мышление являлись сильными сторонами создателя Apple. Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение...
- Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученыхИсследование показало, что мультфильмы Диснея могут вызывать отвращение к работе, организациям и руководству. В их сюжеты заложены линии...
- Стив Джобс в Pixar. Две личности Джобса или почему партнеры старались назначать встречи с бизнесменом на пятницыДжобс руководил анимационной студией Pixar до 2006 года параллельно с работой в Apple. Стив Джобс в Pixar был совсем другим человеком - …
- Проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. Японский опытКак показывает опыт японских компаний, проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. В Японии самая низкая продуктивность..
- Консалтинговые услуги в области управления оказываются бесполезными, некоторые — откровенно вредными. Почему?Более 60% компаний, обратившихся к консультантам в области менеджмента остаются недовольны результатом. Значительная часть IT-решений для бизнеса вызывает у работников фрустрацию.
- Не можешь создать — купи. Способности и возможности компаний.Способности и возможности компаний демонстрируют противоположно направленные тенденции. По мере роста возможностей, их способности идут на убыль. Примеры Google, Electronic Arts, Gilead.
- Высказывание Стива Джобса из шести слов, ставшее лучшим уроком лидерстваОдин из работников Apple совершил серьезную ошибку. Короткое высказывание Стива Джобса по поводу ошибки стало серьезным уроком лидерства для провинившегося.
- Элизабет Холмс и Theranos — история успеха и история обмана. Как пустые слова можно обратить в миллиарды.История Theranos и Элизабет Холмс демонстрирует, что пустые слова можно обратить в миллиарды. Холмс - выдающаяся личность, начиная с голоса...