Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота Michelin

Время чтения: 5 мин.
Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота Michelin
Бибендум и гонщик Жан Алеси. Flickr/Michelin Motorsport WEC_24 Heures du Mans

Французская компания Michelin является вторым в мире по размерам и выручке производителем автомобильных шин (после японского Bridgestone). А маскот компании переставляет собой один из самых узнаваемых корпоративных символов. Причем не только среди производителей шин, а вообще. Человек-мишлен (Michelin man), известный также как Бибендум, более чем за 120 лет своего существования стал неотъемлемой частью идентичности Michelin.

Откуда взялся человек-мишлен, и как он получил имя Бибендум

Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота Michelin
Постер Michelin, 1918 год. Flickr/Don O’Brien

История такого странно выглядящего существа просто обязана была начаться странно. В 1894 году братья Эдуард и Андре Мишлен, основатели компании Michelin, принимали участие в промышленной выставке в Лионе. Считается, что Андре увидел шины, сложенные на стенде компании и обратился к брату: «Смотри, с руками и ногами из них получился бы человек.»[1]

Спустя четыре года эта причудливая фантазия была воплощена карикатуристом Мариусом Росильоном, известным также под псевдонимом O’Galop.

Художник показал Андре Мишлену свой плакат, нарисованный для одной мюнхенской пивоварни. На плакате был изображен Гамбринус, легендарный король, считающийся изобретателем пивоварения. Надпись сверху гласила «Nunc est bibendum». На латыни это значит: «Время выпить» (дословно, «теперь напиток»). Это цитата из древнеримского поэта Горация.[1]

Андре Мишлен предложил Росильону переделать плакат, «одев» Гамбринуса в шины. Художник так и поступил. Получился странный плакат, на котором человек-мишлен, состоящий из белых шин (черные шины начали производиться только в 1912 году), поднимает бокал и предлагает выпить.

Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота Michelin
Плакат Michelin, нарисованный Мариусом Росильоном в 1898 году. Wiki Media, public domain

Плакат был использован на ралли Париж-Амстердам-Париж в июле 1898 году. Во время ралли один из гонщиков по имени Леон Тери прочитав надпись на плакате, прокричал Андре Мишлену: «voila Bibendum, vive Bibendum!». Тери не знал, что это слово означает «напиток», а надпись на постере осталась от короля Гамбринуса. Таким образом человек-мишлен получил свое имя — Бибендум.[1]

Эволюция маскота Michelin

Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота Michelin
Бибендум — эволюция. Flickr/Ged Carroll

Изначально Бибендум представлял собой довольно брутальную фигуру. Большой, бесформенный, в очках, с сигарой в зубах и бокалом в руке. Иногда это изображение дополнялось довольно неуклюжим слоганом: «Шины Michelin выпивают все препятствия».

На рубеже 19-го и 20-го веков подобный образ был уместен. Он символизировал достаток сословия, которое могло позволить себе автомобиль. Тем не менее, в те же времена человек-мишлен получил и довольно неприятное прозвище «дорожный пьяница».

Michelin
Реклама Michelin 1919 год. Flickr/Don O’Brien

Бибендум постепенно менялся. В 1920-х он лишился очков, а затем и сигары. В 1950-х он стал еще более округлым. Иногда он изображался толкающим перед собой шину, а иногда — танцующим под дождем. К началу 21 века человек-мишлен, напротив, похудел и стал выглядеть почти спортивно.[1], [2]

За свою историю компания Michelin несколько раз пыталась отказаться от своего маскота. Но каждый раз возвращалась к нему. Бибендум — странный маскот, но он стал неотъемлемой частью компании. Без него, Michelin — уже не Michelin.

Michelin
Человек-мишлен (Michelin man). Flickr/Steven Tyler PJs

Историк дизайна и куратор Ален Вэйл так высказался о человеке-мишлене:
«Когда персонаж превращается в икону, ни у кого уже не возникает вопроса, хорош он или плох. В какие-то моменты компания Michelin переставала использовать его, но начинала снова. Он просуществовал так долго, поскольку так долго существует бренд. И такое происходило со многими другими выдающимися логотипами.»[1]


Далее: Ford Edsel — любимый бизнес кейс Билла Гейтса. Какие уроки можно из него извлечь?


  1. Sinclair M. The Secret History Of The Michelin Man. Mar 14, 2014.
  2. Parloff R. Michelin Man: The Inside Story. CNN Money. Sep 19, 2005.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: