
Застежки-липучки в наши дни используются повсеместно. Их можно видеть на обуви, одежде, в больницах (например, с их помощью фиксируются манжеты тонометров), в автомобилях (с обратной стороны напольных ковриков) и в самолетах (на задней поверхности подголовника). История липучки началась в середине 20-го века. И в какой-то момент казалось, что она полностью вытеснит пуговицы, молнии и шнурки. Но этого не произошло. Возможно потому, что наряду с удобством использования липучка обладает рядом весьма специфических свойств.
История липучки — начало
История липучки началась в Швейцарии. В 1941 году инженер-электромеханик Жорж де Местраль отправился на прогулку в лес. В лесу к шерсти его собаки прилипли соцветия репейника. Это, казалось бы, заурядное событие вызвало любопытство де Местраля. Он рассмотрел репей под увеличительным стеклом и обнаружил сотни маленьких крючков, обеспечивающих липучие свойства растения.[1]

Несколько лет Жорж де Мистраль работал над воспроизведением крючков. И в конце концов создал липучку — две полоски ткани, на одной из которых находятся маленькие крючки, а на другой маленькие петли. Изначально липучка была сделана на основе хлопка. Но вскоре изобретатель перешел на более износоустойчивый нейлон.
Назвал де Мистраль свое изобретение Velcro — от французских «velour» (название ткани) и «chrochet» (крючок).[1]
Компания Velcro
В 1952 году Жорж де Мистраль попытался запатентовать свое изобретение. Но это ему удалось не сразу. Патент на липучку он получил только в 1955 году. Примерно в то же время изобретатель основал собственную компанию. Он назвал ее в честь своего главного изобретения — Velcro. Так история липучки перешла в свою коммерческую фазу.[1], [2]

Удобство новой застежки быстро сделало ее популярной. В 1959 году в Нью-Йорке прошел модный показ, посвященный липучке. Вся одежда и обувь на моделях застегивалась с помощью инновационной застежки. Причем, если раньше липучка была исключительно черного цвета, то на показе были представлены разноцветные липучки. После этого некоторые СМИ провозгласили конец эпохи пуговиц, молний и крючков и объявили начало эры липучки.
История липучки приобрела особое направление, когда ее начали использовать астронавты NASA. В конце 1960-х с ее помощью они стали фиксировать различные предметы к своей одежде в условиях невесомости. А в 1969 году липучка побывала на луне вместе с Нилом Армстронгом.[1], [2]

В 1968 году компания Puma стала первым производителем, начавшим использовать липучку в массовом производстве обуви. Конкуренты старались не отставать. Очень скоро новая застежка появилась на продукции Adidas и Reebok. К 1980-м патент на изобретение де Мистраля истек и многочисленные компании смогли беспрепятственно использовать его для производства одежды и обуви. Благодаря этому в наши дни липучку можно найти практически в каждом доме.[2]

Почему липучка не заменила пуговицы и молнии
Предсказанию СМИ о конце эры пуговиц и молний не суждено было сбыться. История липучки длится уже несколько десятилетий, но она так и не вытеснила пуговицы, молнии и крючки. На то есть несколько причин.
Для модной, дорогой и деловой одежды она оказалась слишком грубым элементом. Практически невозможно представить себе преуспевающего бизнесмена или светского человека в костюме на липучках. Однако и для профессиональной одежды липучка — не всегда оптимальное решение.

В 2004 году застежки-липучки начали использоваться в форме американских солдат. Однако уже в 2010 году американская армия отказалась от них. Солдаты ненавидели липучки. В полевых условиях они часто загрязняются и перестают работать, а при преодолении препятствий раскрываются. И конечно звук. Просто невозможно расстегнуть липучку и остаться незамеченным врагом.
После проведения опроса 2700 военнослужащих армия решила отказаться от липучек в пользу пуговиц.[2]
- About VELCRO® Brand. Официальный сайт компании Velcro
- Suddath C. A Brief History of: Velcro. Time. Jun 15, 2010.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Ночь со звездой в качестве нематериального стимулирования
Китайская компания предложила работнику месяца ночь со звездой фильмов для взрослых в качестве нематериального стимулирования. Правда потом передумала.Стратегия личностного роста — узнавать новое каждый день (и как найти на это время)
Узнавать новое каждый день необходимо для развития. Получение знаний делает людей не только умнее, но и успешнее и счастливее. Основатель...Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора
Harley-Davidson попытались зарегистрировать права на звук своих моторов. Звуковая торговая марка Harley-Davidson спровоцировала настоящую войну юристов.Прокрастинация — это не то, что вы думаете
Нередко понятие «прокрастинация» путают с ленью или плохим тайм-менеджментом. На самом деле, здесь нет ничего общего. Ученые установили, что причина прокрастинации...Неосознанные предубеждения в HR. Как искусственный интеллект поможет в борьбе с ними
Неосознанные предубеждения и бессознательная предвзятость губительны для поиска и удержания персонала. Высокие технологии помогают избавиться от них.
Провальная пиар кампания от McDonald’s. Какие можно извлечь уроки
Пытаясь оправдать минимальные зарплаты, McDonald’s решил научить людей обращаться с деньгами. Это была провальная пиар кампания, вызвавшая общественное недовольство.Как возникла производственная система Тойота
Производственная система Тойота является самостоятельным объектом изучения и считается чуть ли не самым значимым достижением Toyota. Возникла она за долгие годы работы …Мужчины — лучшие переговорщики. Причины: ложь, секс и тестостерон
Принято считать, что мужчины - лучшие переговорщики, чем женщины. Ученые изучили причины этого. Особенности мужской сексуальности оказались...Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Оказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.Компании, которым удалось создать продуктивную корпоративную культуру (инфографика)
Культура организации определяет очень многое - субъективное самочувствие работников, удовлетворенность, мотивацию, продуктивность, а, в конечном итоге, благополучие всей компании. Хотите, чтобы работники …
Tesla 1970-x. DeLorean Motor Company — компания, которая хотела изменить мир и создала машину времени
DeLorean Motor Company - забытая сегодня компания, которую можно сравнить с современной Tesla. Она создала DMC-12 - «машину времени» из фильма «Назад …Словом можно… Примеры публичных заявлений, стоивших миллиарды
Слова в мире бизнеса играют особую роль. Объявление о выходе нового продукта может всколыхнуть весь рынок - особенно, если это заявление делает …Предсказания Оруэлла, воплощенные в современном офисе
В современном офисе имеется множество черт антиутопии, от характерных технологий до тотальной слежки. Предсказания Оруэлла воплощаются на новом витке...