
Застежки-липучки в наши дни используются повсеместно. Их можно видеть на обуви, одежде, в больницах (например, с их помощью фиксируются манжеты тонометров), в автомобилях (с обратной стороны напольных ковриков) и в самолетах (на задней поверхности подголовника). История липучки началась в середине 20-го века. И в какой-то момент казалось, что она полностью вытеснит пуговицы, молнии и шнурки. Но этого не произошло. Возможно потому, что наряду с удобством использования липучка обладает рядом весьма специфических свойств.
История липучки — начало
История липучки началась в Швейцарии. В 1941 году инженер-электромеханик Жорж де Местраль отправился на прогулку в лес. В лесу к шерсти его собаки прилипли соцветия репейника. Это, казалось бы, заурядное событие вызвало любопытство де Местраля. Он рассмотрел репей под увеличительным стеклом и обнаружил сотни маленьких крючков, обеспечивающих липучие свойства растения.[1]

Несколько лет Жорж де Мистраль работал над воспроизведением крючков. И в конце концов создал липучку — две полоски ткани, на одной из которых находятся маленькие крючки, а на другой маленькие петли. Изначально липучка была сделана на основе хлопка. Но вскоре изобретатель перешел на более износоустойчивый нейлон.
Назвал де Мистраль свое изобретение Velcro — от французских «velour» (название ткани) и «chrochet» (крючок).[1]
Компания Velcro
В 1952 году Жорж де Мистраль попытался запатентовать свое изобретение. Но это ему удалось не сразу. Патент на липучку он получил только в 1955 году. Примерно в то же время изобретатель основал собственную компанию. Он назвал ее в честь своего главного изобретения — Velcro. Так история липучки перешла в свою коммерческую фазу.[1], [2]

Удобство новой застежки быстро сделало ее популярной. В 1959 году в Нью-Йорке прошел модный показ, посвященный липучке. Вся одежда и обувь на моделях застегивалась с помощью инновационной застежки. Причем, если раньше липучка была исключительно черного цвета, то на показе были представлены разноцветные липучки. После этого некоторые СМИ провозгласили конец эпохи пуговиц, молний и крючков и объявили начало эры липучки.
История липучки приобрела особое направление, когда ее начали использовать астронавты NASA. В конце 1960-х с ее помощью они стали фиксировать различные предметы к своей одежде в условиях невесомости. А в 1969 году липучка побывала на луне вместе с Нилом Армстронгом.[1], [2]

В 1968 году компания Puma стала первым производителем, начавшим использовать липучку в массовом производстве обуви. Конкуренты старались не отставать. Очень скоро новая застежка появилась на продукции Adidas и Reebok. К 1980-м патент на изобретение де Мистраля истек и многочисленные компании смогли беспрепятственно использовать его для производства одежды и обуви. Благодаря этому в наши дни липучку можно найти практически в каждом доме.[2]

Почему липучка не заменила пуговицы и молнии
Предсказанию СМИ о конце эры пуговиц и молний не суждено было сбыться. История липучки длится уже несколько десятилетий, но она так и не вытеснила пуговицы, молнии и крючки. На то есть несколько причин.
Для модной, дорогой и деловой одежды она оказалась слишком грубым элементом. Практически невозможно представить себе преуспевающего бизнесмена или светского человека в костюме на липучках. Однако и для профессиональной одежды липучка — не всегда оптимальное решение.

В 2004 году застежки-липучки начали использоваться в форме американских солдат. Однако уже в 2010 году американская армия отказалась от них. Солдаты ненавидели липучки. В полевых условиях они часто загрязняются и перестают работать, а при преодолении препятствий раскрываются. И конечно звук. Просто невозможно расстегнуть липучку и остаться незамеченным врагом.
После проведения опроса 2700 военнослужащих армия решила отказаться от липучек в пользу пуговиц.[2]
- About VELCRO® Brand. Официальный сайт компании Velcro
- Suddath C. A Brief History of: Velcro. Time. Jun 15, 2010.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созидания
Прокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение мыслительной активности — ходить, пока не придешь к решению
Творческий подход и нестандартное мышление являлись сильными сторонами создателя Apple. Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение...Как мы влияем друг на друга на рабочем месте. Влияние как неотъемлемая часть корпоративной культуры
Социальное влияние - неотъемлемая часть корпоративной культуры и важный фактор, который следует учитывать, управляя коллективом. Существует три механизма социального влияния - комплаенс, …Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и череп
Лама. Flickr/Benson Kua Лучшие маркетинговые и PR кампании McDonald’s за последние 10 летСтив Джобс в Советском Союзе. Почему в СССР так и …Последние слова Билла Гейтса, которые магнат произнес при уходе с поста совета директоров Microsoft
Поисковый запрос «последние слова Билла Гейтса» пользуется невероятной популярностью в поисковых системах. Что именно хотят узнать люди...
Преимущества стартапов перед большими компаниями. И как компании пытаются сохранить их
Небольшие компании обладают способностями, которых нет у крупных компаний. Преимущества стартапов перед большими компаниями состоят в...Корпоративные злоупотребления имеют культурные предпосылки. Взгляд криминологов на токсичную корпоративную культуру
Когда в компании совершаются корпоративные злоупотребления и нарушения, искать причину следует в корпоративной культуре. Так считает профессор криминологии...Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себя
Amazon проник в во все сферы городской жизни Сиэтла и теперь контролирует их, создав город-корпорацию. Экономика и политика города подчинены интересам компании.Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась
Офисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.Торговая марка iPad была куплена, iPhone — отсужена. Apple была не первая компания, придумавшая эти названия
Образ Apple тесно связан с брендами iPhone и iPad. Но эти названия были придуманы до Apple. Торговая марка iPad принадлежала Fujitsu, a …
Корпоративная культура жадности и лицемерия? Слова и дела фармацевтических компаний
Что можно сказать об организации, провозглашающей самые благородные цели, но вступающей в картельный сговор для извлечения сверхприбыли? Разберем пример фармацевтических компаний Mylan …Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после него
Ли Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …Коммуникация в кризис: как взаимодействовать с коллегами и клиентами
По мнению экспертов, коммуникация в кризис имеет свои существенные особенности. Какие сообщения передавать удаленным работникам и клиентам,...