
uBiome — биотехнологический стартап, основанный в 2012 году. Финансирование осуществлялось посредством краудфандинга. Основной бизнес компании строится вокруг изучения микробиома кишечника человека.
Микробиом кишечника — совокупность генов всех бактерий, живущих в кишечнике. Считается, что микробиом влияет на многие аспекты здоровья. Его даже называют «забытым органом» — такую важность приписывают ему некоторые специалисты.
Основатель uBiome — Джессика Ричман сумела убедить инвесторов в важности и коммерческом потенциале изучения микробиома. И в дополнение к краудфандингу в 2018 году получила дополнительные 83 млн долларов.[1] В 2019 году эта цифра достигла 105 млн.[2]
Основным продуктом uBiome является очень простой в использовании тест SmartGut. В его состав входит специальный тампон и пробирка. Тестируемому необходимо провести тампоном по использованной туалетной бумаге, поместить его в пробирку, зарегистрировать на сайте uBiome и отправить в лабораторию uBiome. Спустя некоторое время человек получает результаты исследования микробиома. Они могут ответить на некоторые вопросы относительно здоровья человека и, при необходимости, помочь выработать рекомендации.[1]

Джессика Ричман смогла убедить инвесторов в том, что данные, полученные при помощи ее теста могут быть использованы в будущем для лечения аутоиммунных и онкологических заболеваний (что вполне вероятно, но пока не доказано). Убедила она и клиентов. К 2018 году uBiome собрал порядка 250 тыс. образцов биомов. К 2019 году прогнозировалась цифра в 1 млн.[1] Сотрудники компании опубликовали ряд передовых научных статей. Компания вступила в несколько стратегических партнерств, в том числе с L’Oréal.[2]
Но не обошлось без обмана
Однако все оказалось не столь радужно, как казалось. В 2018 году одна из страховых компаний, с которыми работал uBiome, уличила стартап в недобросовестном выставлении счетов. С этого момента на uBiome посыпались проблемы одна за другой. Со стороны клиентов компании стали поступать сообщения о том, что они получали от компании неожиданные и необоснованные счета. И даже от тех клиентов, которые участвовали в бесплатном пилотном тестировании продукта uBiome, компания требовала оплаты. Иногда счета выставлялись клиентам за один и тот же тест несколько раз.
А размер счета мог достигать 3000 долларов.[2]
Техники продаж компании также были сомнительны. Компания пользовалась тем, что далеко не все разбираются в вопросах микробиологии и продавала клиенту больше услуг, чем ему было необходимо. «Мы делали так, чтобы люди по непониманию подписывались на программу из шести тестов. Это не соответствовало интересам клиентов», — говорит бывший сотрудник стартапа.

Другим сомнительным аспектом деятельности стартапа стало его взаимодействие с врачами. Работники компании свидетельствуют, что в uBiome был список врачей, которые одобряли заказы, даже не глядя на пациента. Имеются данные и о том, что компания каким-то образом оказывала на врачей давление.[2]
Научные аспекты работы uBiome также вызывают вопросы. Бывший научный редактор компании — молекулярный биолог из Стэнфордского университета, который отвечал за публикации компании, заявляет, что некоторые компоненты теста SmartGut имели внушительное научное обоснование. Но некоторые аспекты работы теста были сомнительны. «Чувствуется, что со временем наука играла все меньшую и меньшую роль в работе компании», — считает ученый.
uBiome — новый Theranos?

Все кончилось тем, что в апреле 2019 uBiome посетили агенты ФБР. Компания попала под следствие. Продажи тестов были приостановлены, а двое руководителей компании Джессика Ричман и Зак Эпт были принудительно отправлены в отпуск на неопределенный срок. Судьба компании и ее руководства будет зависеть от результатов расследования.
Невольно напрашивается аналогия между uBiome и скандально прославившейся компанией Theranos с ее основательницей Элизабет Холмс. Оба стартапа работали в области биотека. Оба заявляли об использовании революционной технологии и сумели убедить инвесторов в ее состоятельности.
Дополнительное сходство придает тот факт, что обе основательницы, Джессика Ричман и Элизабет Холмс, создавали вокруг своих личностей атмосферу таинственности. Холмс выглядела и говорила нарочито загадочно. Что касается Ричман — она занижала свой возраст. И делала это для того, чтобы входить в рейтинги самых молодых успешных предпринимателей.[3]

Используя такую тактику, она занималась самопиаром и способствовала пиару uBiome. В 2014 году в возрасте 40 лет, Джессика Ричман вошла в рейтинг «30 самых важных женщин в хайтеке моложе 30 лет». На следующий год (ей был 41 год) она была включена в список CNN руководителей инновационных компаний моложе 40 лет. А в 2018 году в возрасте 44 лет она оказалась в списке «30 лидеров в области здравоохранения моложе 40, которые используют технологии, чтобы создавать будущее медицины».[3]
Дополнительно: Удивительная история восьмисот пятидесяти семи Элизабет Холмс
Источники
1. Brodwin E. I tried a test that let me peek inside my microbiome, the ‘forgotten organ’ that scientists say is the future of medicine — and what I learned shocked me. Business Insider. Dec 1, 2018.
2. Brodwin E. Silicon Valley startup uBiome raised $105 million on the promise of exploring a ‘forgotten organ.’ After an FBI raid, ex-employees say it cut corners in its quest for growth. Business Insider. May 8, 2019.
3. Brodwin E, Court E. uBiome’s founder repeatedly presented herself as years younger than she was, in the latest sign of trouble at the embattled $600 million poop-testing startup. Business Insider. May 18, 2019.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Культура здравого смысла. Пример Evernote
Когда в компании существует культура здравого смысла, она не следует шаблонам и стереотипам, а опирается на логику. Опытом делится основатель ...Фирма, которая за вас подберет имя вашему ребенку…за $29 000
Подбор имени ребенка - одна из задач, которая теперь решается сторонними организациями. Стоимость услуги - каких-нибудь 29 тысяч долларов. Если вы сами...Как Стив Джобс обманул Стива Возняка
Незадолго до основания Apple Стив Джобс обманул Стива Возняка из-за денег. Однако, если рассмотреть все обстоятельства этой истории...Как разрушить репутацию конкурента. Слух о моче в пиве Corona подорвал продажи. На их восстановление ушли годы
Чтобы разрушить репутацию конкурента, фирма Luce & Sons пустила слух, что в пиве Corona содержится моча. На восстановление продаж Corona ушло десятилетие.Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась
Офисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.
Клуб «ненавижу мою работу»: 87% работающих состоят в нем, из них 24% ненавидят свою работу особенно люто
Если вас не оставляет мысль «я ненавижу мою работу» - вы не одиноки. Масштабное исследование свидетельствует, что большинство...Психологический комфорт в коллективе. Советы эксперта о том, как его создать
Психологический комфорт в коллективе - важнейший фактор, повышающий продуктивность работы организации. Пять шагов, направленных на его создание предлагает директор компании City & …Лидерство в кризис: эти руководители компаний отказались от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса
Многие руководители крупных компаний отказываются от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса. Истинное лидерство в кризис требует...Элизабет Холмс и Theranos — история успеха и история обмана. Как пустые слова можно обратить в миллиарды.
История Theranos и Элизабет Холмс демонстрирует, что пустые слова можно обратить в миллиарды. Холмс - выдающаяся личность, начиная с голоса...Рабство в современном мире. Что можно обнаружить, если проанализировать цепи поставок крупнейших брендов
Многие крупные производители имеют довольно смутные представления о том, что происходит в их цепях поставок. Nestle, Zara, Samsung и другие компании выявляли …
The Cola Wars. Войны кол — история конкуренции Pepsi и Coca Cola
Конкуренция между Pepsi и Coca-Cola была ожесточенной с самой первой встречи компаний на рынке. Она вошла в историю как «войны кол» - …Как начинать бизнес — постепенно или с полной отдачей? Результаты исследования
Начинать бизнес можно, полностью бросаясь в него с головой, или постепенно, не уходя с основной работы. Ученые установили: более успешными...Словом можно… Примеры публичных заявлений, стоивших миллиарды
Слова в мире бизнеса играют особую роль. Объявление о выходе нового продукта может всколыхнуть весь рынок - особенно, если это заявление делает …