Считается, что наличие сильного лидера — неоспоримый плюс для любой компании. Но если лидер начинает подавлять волю и инициативу своих подчиненных, это может плохо сказаться на организации. Уходя, такой лидер оставляет после себя «выжженную землю». Разберем примеры того, что становится с компаниями после сильных и авторитарных руководителей.
Burroughs Corporation
Компания Burroughs Corporation была некогда крупнейшим американским производителем офисного оборудования, включая пишущие машинки, компьютерную периферию, принтеры и вычислительную технику. В 1964 году пост президента Burroughs занял Рэй Мак Дональд — блестящий ум, но подавляющий окружающих руководитель. Мак Дональд усиленно контролировал все аспекты деятельности компании, он умел оказывать давление на людей, вынуждая их делать то, чего он требует. Сила личности этого человека стала единственным, но мощным двигателем Burroughs, дисциплина введенная им в компании, стала основой ее успеха.
Мак Дональд добился отличных результатов. Каждый доллар, вложенный в компанию в 1964 году, когда он вступил в должность, к 1977 году, когда он ушел на пенсию, обеспечил возврат в 6,6 раз превышающий аналогичный среднерыночный показатель. Однако после его ухода компания, лишившись навязанной ей дисциплины, оказалась неприспособленной к жизни без авторитарного руководителя. Помощники Мак Дональда были охвачены нерешительностью и неспособны практически ни на что. Компания начала деградировать, и к 2000 году окупаемость инвестиций в компанию снизилась до отметки 93% ниже среднерыночной.[i]
Rubbermaid
Аналогичная ситуация наблюдалась в компании Rubbermaid — производителе товаров для быта, таких как бытовые пластиковые контейнеры, мусорные баки и т.п. В 1981 году компанию возглавил Стенли Голт, проработавший до этого 31 год в General Electric. Голт был тираном и сам охотно это признавал. Он ввел в Rubbermaid строжайшую дисциплину — все действия компании планировались на основе исследований и анализа рынка, траты строго контролировались и т.д.
Точный и методичный, Голт пребывал на работу в 6:30 утра и работал по восемьдесят часов в неделю. Того же самого он требовал от своих подчиненных. Он лично контролировал качество продукции и лично проверял работу сотрудников компании. Пока Голт находился на посту, компания показала феноменальный рост, однако после его ухода она потеряла 59% своей стоимости, а позднее была куплена.[i]
Chrysler
Еще один пример — Chrysler и Ли Якокка. Когда Якокка в 1979 году возглавил компанию, она была на грани краха. Будучи диктатором по натуре, Якокка своей волей установил строгую дисциплину, позволившую ему преобразовать компанию и разрешить все противоречия с профсоюзами, мешавшими Chrysler двигаться вперед. Направляемая железной волей руководителя компания оправилась от кризиса и начала демонстрировать существенный рост. Но когда после нескольких лет успеха Якокка увлекся другими вещами и ослабил хватку, она быстро начала скатываться обратно в кризис. Затем спустя некоторое время после ухода Якокки, Chrysler был куплен Daimler-Benz.[ii]
Что в результате?
Все приведенные примеры описывают одну и ту же ситуацию. Сильный руководитель своей волей и авторитарными методами дисциплинирует компанию. До тех пор пока его воля продолжает удерживать организацию в дисциплинированном состоянии, она показывает положительную динамику. Однако при этом не создается основа для дальнейшей устойчивости и дальнейшего развития компании. Диктатор подавляет лидерство коллектива, пресекает инициативы, ослабляет волю.
Авторитарное управление неизменно ведет к потере части самых сильных менеджеров, которые не готовы работать под гнетом чужой воли. Поэтому рано или поздно в компании остается один лидер, которому не нужны ни чужие идеи, ни мнения. Остальной коллектив — это лишь его помощники и исполнители его приказов. Такая компания может двигаться вперед только до тех пор, пока ее движет воля диктатора. Как только эта воля исчезает, оказывается, что в компании нет людей, способных обеспечить ее дальнейшее развитие.
[i] Collins J. From good to great. Why some companies make the leap… and others don‘t. New York. Random house business books. 2001. 130.
[ii] Collins J. From good to great. Why some companies make the leap… and others don‘t. New York. Random house business books. 2001. 29-30, 131-132.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Новый символ статуса для работников 21 векаТакие символы статуса как личные кабинеты и машины с водителем устарели. Опросы свидетельствуют, что в 21-м веке новый символ статуса...
- Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
- Эффект Даннинга-Крюгера. Почему бездари убеждены в своей одаренностиЭффект Даннинга-Крюгера объясняет, почему многие бездарные работники убеждены в своих выдающихся способностях и высокой квалификации.
- Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников — принципы предельной прозрачности и абсолютной честностиРэй Далио - руководитель крупнейшего хедж-фонда внедрил оценку персонала в реальном времени с использованием приложения для iPad.
- Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и черепЛама. Flickr/Benson Kua Самый дорогой частный дом в мире за 1 миллиард долларов - небоскреб АнтилияКак заставить медиа работать на себя. Сколько …
- Джобс и Гейтс ограничивали своих детей в использовании гаджетов. Другие лидеры Кремниевой долины поступают так жеБольшинство создателей индустрии высоких технологий ограничивали своих детей в использовании гаджетов и компьютеров. Джобс и Гейтс запреща...
- Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и СШАКомпания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …
- Кто такой Джефф Аббен и как он спас компанию MicrosoftДжефф Аббен спас Microsoft. К 2013 году компания оказалась в кризисе. Эксперты считали, что к 2017 году компания перестанет существовать...
- Стив Джобс в Советском Союзе. Почему в СССР так и не появилось производство AppleВ 1985 году Стив Джобс в Советском Союзе провел переговоры об открытии производства Apple на территории СССР. В Москве Джобс выступил...
- Что такое face time, и какова отрицательная сторона удаленной работыFace time - очень важный фактор для карьеры. Это время, которое работник проводит перед глазами руководителя. Отрицательная сторона удаленной работы...
- Как компания Hugo Boss производила униформу для национал-социалистов и вермахтаИстория компании Hugo Boss началась в 1930-х. Компания Hugo Boss производила униформу для гитлеровских элитных подразделений - СС, СА и...
- Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger KingДэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …
- Закон тривиальности и рабочие совещания. Почему самые простые пункты повестки ведут к самым долгим и непродуктивным дискуссиям?Закон тривиальности, известный также как эффект велосипедного сарая, объясняет почему многие совещания оказываются бесполезными.