
Автомобиль Ford Pinto был представлен покупателям в 1970 году. Предполагалось, что эта компактная, экономичная и недорогая модель позволит компании прочно занять нишу на рынке малолитражных автомобилей, который в тот момент начал заполняться главным образом продукцией Volkswagen.
Почему автомобиль Ford Pinto оказался смертельно опасным, и как компания реагировала на гибель автомобилистов
Разработка модели Pinto включала ряд процессов проверки безопасности автомобиля. Один из них, а именно краш-тест, выявил, что при столкновении сзади возникает моментальная утечка бензина из топливной системы. Более сорока тестов продемонстрировали небезопасность Ford Pinto. Тем не менее, компания решила не менять конструкцию автомобиля, поскольку конкуренция быстро нарастала, и любая задержка вела бы к потере доли рынка.

Результатом стало около 500 смертей в результате возгорания автомобиля при задних столкновениях. Когда сообщения о смертельных авариях начали поступать в компанию, она провела анализ и решила… не менять конструкцию автомобиля.[1]
Pinto memo — обоснование отсутствия отзыва смертельно опасной модели с рынка
Основанием для такого решения стал аналитический документ, вошедший в историю как «Pinto memo». В нем приводились расчеты, предполагающие, что внесение конструктивных изменений в модель потребует затрат в размере 121 млн долларов, в то время как выплаты жертвам катастроф (или их родственникам) обойдется компании всего в 50 млн долларов. Опираясь на ресчеты, приведенные в Pinto memo, компания и приняла решение не отзывать Ford Pinto с рынка и не вносить в модель конструктивные изменения. [2]

В конце концов публичный резонанс достиг такой степени, что правительство США, несмотря на то, что у Ford имелось в нем мощное лобби, заставило компанию отозвать продукт. 1,5 миллиона машин были удалены с рынка в 1978 году.[3]
Когда система контроля безопасности бессильна
История Ford Pinto не является результатом сбоя системы контроля безопасности продукции. Система контроля сработала. Дефект модели был выявлен еще до того, как первый автомобиль оказался на рынке. В компании прекрасно знали о проблеме, но не приостановили вывод продукта на рынок.
Безопасность покупателей Ford Pinto не имеет никакого значения
Трагедия Ford Pinto произошла, поскольку компания была ориентирована не на клиента и не на безопасность, а на обогащение и доминирование. И вся эта ситуация повторилась вновь, даже когда появились сообщения о гибели людей из-за конструктивного дефекта модели.

Компанию в то время возглавлял небезызвестный Ли Якокка. И он лично заявлял, что безопасность покупателей продукции Ford не имеет никакого значения.[1]
Скорость важнее качества
Есть и еще одно обстоятельство, которое необходимо упомянуть в связи с Ford Pinto.
В среднем разработка автомобиля с возникновения идеи продукта до его выведения на рынок занимает около 43 месяцев. Это связано, в том числе, с тем, что разработка имеет определенные этапы, реализующиеся в определенной последовательности. Как правило, производственная линия налаживается только после того, как были пройдены основные испытания прототипа, включая краш-тесты.[1]
Но если компания ориентирована исключительно на обогащение и захват новых рынков, то она готова пойти даже на абсолютно неадекватные изменения отработанных десятилетиями технологических процессов ради наживы и доминирования.
Время разработки модели Pinto было сокращено до 25 месяцев за счет того, что тестирование продукта и наладка лини осуществлялись параллельно. Менеджмент Ford, и особенно Ли Якокка, настолько стремились ускорить вывод продукта на рынок, что потребовали изменения процесса разработки.
Если исправление ошибки требует затрат, игнорируйте ее

В результате когда выяснилось, что модель имеет дефект, линия уже была готова к серийному производству. Устранение дефекта потребовало бы переоборудования производственной линии. А это долгий и дорогостоящий процесс.[1]
Компания не была готова пожертвовать скоростью ради качества. Качество продукции и ее безопасность явно не являлись ее приоритетами. В итоге Ford Pinto не только стал причиной гибели людей. Он стал причиной колоссальных убытков, связанных с отзывом. И черным пятном лег на репутацию производителя.[1]
Уроки Ford Pinto
История Ford Pinto позволяет сделать несколько выводов.
Когда компания гонится за прибылью, не думая о своих клиентах, это может дорого обойтись как ей самой, так и ее клиентам. Но затраты на отзыв продукта — восполнимая потеря. А вот погибшие покупатели продукции Ford навсегда останутся на совести компании. Pinto memo всегда будет ярким свидетельством высшей степени цинизма и безответственности.

Безопасностью и качеством нельзя жертвовать ни при каких условиях. А отработанные процессы разработки и производства не должны меняться из-за капризов руководства. Если они не соответствуют нуждам компании, их изменения должны быть продуманными и постепенными. Скорость важна, поспешность — губительна.
И, наконец, компания может иметь совершенные процедуры. Но если они противоречат идеологии и культуре организации, работать они не будут. Как нам демонстрирует история Ford Pinto, компания может ими легко пренебречь. Если организации безразлична жизнь и безопасность клиентов, что уж говорить о процедурах.
Далее: Ford Edsel — любимый бизнес кейс Билла Гейтса. Какие уроки можно из него извлечь?
- Dowie M. Pinto Madness. Mother Jones. September/October 1977.
- Neil D. The 50 Worst Cars of All Time. Time. April 25, 2017.
- Stuart R. Ford Orders Recall Of 1.5 Million Pintos For Safety Changes. The New York Times. June 10, 1978.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора
Harley-Davidson попытались зарегистрировать права на звук своих моторов. Звуковая торговая марка Harley-Davidson спровоцировала настоящую войну юристов.Сон как часть корпоративной стратегии
Официально позволив сотрудникам спать на работе, компании способствуют возникновению творческих подходов и решений. Стратегический сон...Последние слова Билла Гейтса, которые магнат произнес при уходе с поста совета директоров Microsoft
Поисковый запрос «последние слова Билла Гейтса» пользуется невероятной популярностью в поисковых системах. Что именно хотят узнать люди...Корпоративная культура развития. Lyft, Amway и Facebook
Корпоративная культура развития предполагает взаимное развитие работников компании, а также постоянное саморазвитие и командность. Lyft, Amway и Facebook - компании, где культура …Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученых
Исследование показало, что мультфильмы Диснея могут вызывать отвращение к работе, организациям и руководству. В их сюжеты заложены линии...
Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созидания
Прокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.Как найти лучших работников в индустрии? Надо сделать так, чтобы они сами находили тебя. Блестящая HR-кампания от Google
Компания Google знает, как найти лучших работников в индустрии высоких технологий. Блестящая HR-кампания Google выступает свидетельством томуСамый дорогой частный дом в мире за 1 миллиард долларов — небоскреб Антилия
Самый дорогой частный дом в мире имеет высоту 173 метра. В доме есть кинотеатр на 50 зрителей, храм, фитнес-центр, парковка на 150 …Стив Джобс в Pixar. Две личности Джобса или почему партнеры старались назначать встречи с бизнесменом на пятницы
Джобс руководил анимационной студией Pixar до 2006 года параллельно с работой в Apple. Стив Джобс в Pixar был совсем другим человеком - …Метод успешных совещаний. Меньше говорить, больше писать — мнение экспертов и опыт практиков
Профессор Рогелберг создал метод успешных совещаний, который позволит повысить эффективность рабочих встреч. Метод работает - доказано Amazon.
Как развить ответственность в работниках. Совет практика
Умение развить ответственность в работниках - основа успеха руководителя. Руководители-жертвы на это не способны. Рикардо Семлер из Semco...Facebook за равенство всех работников. Но некоторые «равны более, чем другие»
Facebook славится своей дружелюбной культурой. Но она не для всех. Модераторы контента Facebook лишены даже самых базовых человеческих прав и работают в …Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась
Офисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.