Как донести корпоративные цели до работников: меньше слов, больше образов

Время чтения: 5 мин.
Как донести корпоративные цели до работников: меньше слов, больше образов
Flickr/Thomas Hawk

Пытается ли руководство компании донести корпоративные цели до вас. Или вы сами являетесь руководством, которое пытается донести корпоративные цели до своих подчиненных. Настало время признаться. И в том и в другом случае, вы чаще всего не испытываете искреннего энтузиазма. Корпоративные цели — это скучно. Они вызывают скорее скепсис, чем воодушевление.

Тем не менее, от провозглашения и разъяснения целей отказываться не следует, — считают исследователи из университетов Пенсильвании и Орегона. Просто делать это нужно иначе.

Когда людям говорят о корпоративных целях, они не понимают, о чем идет речь

Как правило, руководители компаний пытаются донести корпоративные цели до работников, используя вербальные сообщения — различные заявления и декларации. Само по себе — это для работников не проблема. Проблема в языке, который при этом используется.

Обычно, сообщая корпоративные цели, руководители используют абстрактные и трудно визуализируемые речевые конструкции. Например: «занять лидирующую позицию на рынке» или «стать ведущим производителем» и т.д. Иными словами, они оперируют абстрактными концепциями, которые практически невозможно визуализировать.[1]

Какая картина может возникнуть в воображении при словах о «лидирующей позиции» или «ведущем производителе»? Никакая. У подобных понятий не существует визуального эквивалента.

Работники попросту не могут представить то, о чем говорит руководитель. Корпоративные цели для них — это лишь набор слов. Поэтому такие сообщения не только скучны для работников. Они еще и малопонятны.[1]

Чтобы донести корпоративные цели до работников, нужно рисовать картины

Для того, чтобы не просто сообщить, а по-настоящему донести корпоративные цели до сотрудников, «достучаться» до них, заставить их осмыслить цели, необходимо использовать более образный язык, апеллировать к воображению людей.

«Декларирование целей ведет к повышению эффективности и продуктивности тогда, когда лидеры передают людям часть своего видения в форме образов, которые можно себе представить. Т.е. таких слов, которые красочно описывают действия, объекты, людей и т.д. При этом, не нужно много вербальной информации, касающейся корпоративных ценностей. Под воздействием образных сообщений ценности сами запечатлеются в сознании работников. Но не в форме слов, а в форме образов. Посредством этих образов может быть достигнуто общее понимание того, как абстрактные концепции должны воплощаться в жизнь», — пишут ученые из университетов Пенсильвании и Орегона в статье «Видение будущего: как риторика относительно целей влияет на эффективность».[1]

Важен подбор слов

Иными словами, для того, чтобы корпоративные цели отпечатались в сознании работников, были приняты и разделены ими, лидеру следует не просто произносить слова, а рисовать картины. Не выстраивать абстрактную концепцию «стать лучшим производителем гибридных автомобилей», а изображать день, когда «мы увидим города, в которых большинство жителей ездят на гибридах». Не обозначать цель «добиться наивысших стандартов обслуживания среди всех ритейлеров». А заставлять людей видеть «радостные лица покупателей, когда они выходят из наших магазинов».

К таким выводам и рекомендациям ученые пришли, проведя исследования многочисленных компаний различного размера. В организациях, где лидеры использовали образный язык, чтобы донести корпоративные цели и видение до сотрудников, наблюдалось большее взаимопонимание между руководителями и работниками в отношении целей компаний. В процессе исследования было установлено, что эффективность работы таких организаций выше.[1]

Профессор Кэртон, руководивший исследованием, рекомендует, донося цели организации до сотрудников, «использовать образы и не обращаться к вербальным описаниям ценностей — говорить, например, «дети» и «родители», а не «клиенты». «Улыбка» и «смех», а не «удовлетворенность» и т.д.

Именно так поступил американский ритейлер игрушек Toys R. Кэртон приводит в качестве примера удачной формулировки одну из целей компании: «Поселить радость в сердца детей и улыбки на лица родителей» (To put joy in kids’ hearts and a smile on parents’ faces).[1]


Далее: Современные работники умственного труда готовы зарабатывать значительно меньше, работая в компании, разделяющей их ценности и взгляды


  1. A (Blurry) Vision of the Future: How Leader Rhetoric about Ultimate Goals Influences Performance. 2014. Academy of Management JournalVol. 57, No. 6.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Стоит ли скрывать информацию от коллег, чтобы преуспеть самому? Данные исследований
Гибкая стандартизация - основа производственной системы Toyota
Технологии и корпоративная культура. Технологии усугубляют проблемы, если проблема в культуре. Мнение эксперта
Искусство войны и стратегия. «Искусство войны» Сунь Цзы как основа стратегического менеджмента. И не только...
Объективная оценка персонала в реальном времени. Опыт IBM
Стресс и выгорание связаны с особенностями корпоративной культуры, а не только с плотным рабочим графиком и бесконечным потоком информации
Субъективное самочувствие на рабочем месте. Что для людей важнее всего, чтобы хорошо себя чувствовать на работе?
Вредная продукция: установка на гедонизм или моральная индульгенция? Кейс Philip Morris
Главные качества работодателя для современного работника (и это не высокая зарплата)