Принятие власти на корпоративном уровне по своей природе сходно с политической легитимностью — принятием народом политической власти.
Три типа корпоративной легитимности
По аналогии с тремя типами политической легитимности, предложенными Максом Вебером[1], в зависимости от механизмов признания власти подчиненными, можно выделить три типа корпоративной легитимности [2]:
- Традиционная — имеющая исторические причины и связанная с традициями и привычками организации. «Мы всегда следовали правилам этого менеджера, и продолжим следовать дальше.»
- Харизматическая — связанная с личностью менеджера, его харизмой, способностью заставлять людей следовать правилам, «очаровывая» их.
- Административная (для организации это более удачный термин, чем рационально-легальная легитимность государственной власти по Веберу) — опирается на институциональные предписания, инструкции и процедуры. Иными словами, работники признают власть руководителя, поскольку в их и в его должностных инструкциях прописано соответствующее подчинение.
Если за счет одного из этих трех механизмов менеджер легитимен в глазах подчиненных, они будут следовать вводимым им формальным правилам. Если же корпоративная легитимность отсутствует, значит, работники считают, что менеджер не вправе навязывать им свое руководство.[2]
Например, правила, исходящие от нового руководителя подразделения, не успевшего завоевать уважение и авторитет среди своих подчиненных, могут обладать только административной легитимностью.
Если же в организации отсутствуют или не соблюдаются соответствующие институциональные предписания, то правила нового руководителя и вовсе окажутся нелегитимными, поскольку не соблюдаются условия для возникновения ни одного из типов корпоративной легитимности. Многие руководители, приходя на новое место, оказывались в такой ситуации.[2]
В то же время формальные правила, исходящие, например, от руководителя другого подразделения, обладающего высоким авторитетом, вполне могут обладать легитимностью для работников.
Кроме принятия власти руководителя необходимо, чтобы и само правило не вызывало у коллектива отторжения. Главные предпосылки для этого — разумность и понятность правила. Однако поскольку формальное правило в значительной степени опирается на личные логику и представления менеджера, т.е. на арбитрарную составляющую, то эти предпосылки далеко не всегда оказываются очевидны кому-либо, кроме самого менеджера.[2]
Поэтому даже менеджеру, обладающему корпоративной легитимностью, может потребоваться проводить разъяснительную работу, чтобы донести до подчиненных логику, стоящую за правилом, и наделить его таким образом приемлемостью для коллектива.[2]
Если корпоративная легитимность отсутствует…
Если менеджер по каким-либо причинам не обладает корпоративной легитимностью, и/или правило оказывается неприемлемо для работников, тогда реализация такого формального правила возможна только через позитивное или негативное стимулирование, т.е. поощрение выполнения правила и наказание за его невыполнение.[2]
Непризнание легитимности деятельности менеджмента и неприемлемость правил, исходящих от него, может выливаться в столкновения между работниками и менеджерами. Одной из форм такого столкновения является забастовка.
Когда забастовка связана с требованиями, касающимися оплаты труда, это в меньшей степени относится к вопросам корпоративной легитимности и приемлемости, когда же речь заходит об условиях труда, нередко камнем преткновения становятся именно правила, введенные менеджментом, которые работники воспринимают как чужеродные и неприемлемые для себя.[2]
В апреле 2018 года в Бельгии началась забастовка работников германской сети супермаркетов Lidl, которая длилась 7 дней и охватила 147 магазинов по всей стране (из 302, представленных в Бельгии).[3]
Причиной недовольства стала не низкая оплата труда, а правила, установленные бельгийским офисом компании, в соответствии с которыми на рядовых работников сети ложится непомерно высокая нагрузка.
Кроме того работники протестовали против правил компании, позволявших легко избавляться от любого из них на усмотрение менеджмента. В коллективе это правило назвали «правилом террора».[3] В результате менеджмент компании согласился изменить правила работы, после чего забастовка была прекращена.[4]
Причиной забастовки стало непризнание формальных правил, созданных менеджментом. А значит, действия руководства в данной ситуации не были восприняты работниками как легитимные.
Менеджеры могли бы попытаться сделать так, чтобы правило выполнялось с помощью позитивного (например, повысив оплату труда) или негативного (судя по «правилу террора» этот метод применялся, но его дальнейшее усиление, скорее всего, пошло бы вразрез с трудовым законодательством) стимулирования.
Тем не менее, стимулирование не исчерпало бы конфликт. Оно не снизило бы нагрузку на людей, которая явилась причиной их недовольства, и позже конфликт, наверняка, снова вышел бы на поверхность. Поэтому менеджмент предпочел изменить правила, приблизив их к правилам, которые были бы адекватны и естественны для организации. Новые правила оказались приемлемы для работников, пострадавшая легитимность менеджмента со временем восстановится.[2]
- Njegovan BR, Vukadinović M, Grubić Nešić L, Characteristics and Types of Authority: the Attitudes of Young People. A Case Study, Sociológia 2011, Vol. 43, No. 6. 657-673.
- Щемелинин И. Пульт управления компанией. 5 уровней, 8 измерений и 47 рычагов менеджмента. Lambert Academic Publishing. 2019. 281-298.
- Shop workers strike against “reign of terror” at Lidl. NWS Flanders News. April 6, 2018.
- Lidls reopen after 7 day strike. Brussels Express. May 2, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Отсутствие профессионального развития — причина высокой ротации персонала более чем в 30% случаевБолее чем в 30% случаев отсутствие профессионального развития становится причиной ухода хороших работников. Об этом свидетельствует исследование...
- Прокрастинация — это не то, что вы думаетеНередко понятие «прокрастинация» путают с ленью или плохим тайм-менеджментом. На самом деле, здесь нет ничего общего. Ученые установили, что причина прокрастинации...
- Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?
- Прекрастинация — откуда берутся бездумные ответы и непродуманные планыПрекрастинация - феномен обратный прокрастинации. Люди со склонностью к прекрастинации действуют быстро, но не всегда эффективно. Опасно...
- Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управленияОрганизация работы по типу проекта имеет весьма серьезные дефициты. Приведенные кейсы иллюстрируют основную проблему проектного управления, а именно...
- Благодарность подчиненных, которую руководители обычно не получаютРуководители, оказывающие психологическую и эмоциональную поддержку подчиненным не получают благодарности. Благодарность подчиненных...
- Работа с идеями. Метод, лежащий в основе успеха AmazonВажным фактором успеха Amazon является работа с идеями, которая проводится в этой компании. Структурированное изложение идей в письменном виде...
- Судья, выучивший Java для разрешения спора Oracle против GoogleДля вынесения справедливого решения в деле Oracle против Google на 1 млрд. долларов судья Уильям Алсап выучил язык программирования Java.
- Четырехдневная рабочая неделя повышает продуктивность. Пример компании, которая утроила прибыль после сокращения неделиС тех пор как в компании Versa введена четырехдневная рабочая неделя, ее выручка увеличилась на 46%, а прибыль - почти в три …
- Крупнейший производитель потребительских товаров 1990-х. Эра могущества Philip MorrisВ начале 1990-х табачная компания Philip Morris являлась крупнейшим производителем потребительских товаров в мире. Компания имела многочисленные связи в самых разных областях, …
- Работа в офисе стоя. Реальный опыт офисного работникаДля тех, у кого от длительного сидения возникают проблемы со здоровьем, решением может стать работа в офисе стоя. Опытом перехода от сидячей …
- Смысл и цель бизнеса. Корпоративная культура FerrariЦель бизнеса должна состоять не только в зарабатывании денег, а в чем-то большем. Цель компании Ferrari - создавать и побеждать. И не …
- Миллиардеры Билл Гейтс и Джефф Безос сами моют посуду. Почему они это делают?Билл Гейтс долгое время оставался самым богатым человеком планеты. В январе 2018 года это место занял Джефф Безос. Однако статус самого богатого …