
Принятие власти на корпоративном уровне по своей природе сходно с политической легитимностью — принятием народом политической власти.
Три типа корпоративной легитимности
По аналогии с тремя типами политической легитимности, предложенными Максом Вебером[1], в зависимости от механизмов признания власти подчиненными, можно выделить три типа корпоративной легитимности [2]:
- Традиционная — имеющая исторические причины и связанная с традициями и привычками организации. «Мы всегда следовали правилам этого менеджера, и продолжим следовать дальше.»
- Харизматическая — связанная с личностью менеджера, его харизмой, способностью заставлять людей следовать правилам, «очаровывая» их.
- Административная (для организации это более удачный термин, чем рационально-легальная легитимность государственной власти по Веберу) — опирается на институциональные предписания, инструкции и процедуры. Иными словами, работники признают власть руководителя, поскольку в их и в его должностных инструкциях прописано соответствующее подчинение.
Если за счет одного из этих трех механизмов менеджер легитимен в глазах подчиненных, они будут следовать вводимым им формальным правилам. Если же корпоративная легитимность отсутствует, значит, работники считают, что менеджер не вправе навязывать им свое руководство.[2]
Например, правила, исходящие от нового руководителя подразделения, не успевшего завоевать уважение и авторитет среди своих подчиненных, могут обладать только административной легитимностью.
Если же в организации отсутствуют или не соблюдаются соответствующие институциональные предписания, то правила нового руководителя и вовсе окажутся нелегитимными, поскольку не соблюдаются условия для возникновения ни одного из типов корпоративной легитимности. Многие руководители, приходя на новое место, оказывались в такой ситуации.[2]
В то же время формальные правила, исходящие, например, от руководителя другого подразделения, обладающего высоким авторитетом, вполне могут обладать легитимностью для работников.
Кроме принятия власти руководителя необходимо, чтобы и само правило не вызывало у коллектива отторжения. Главные предпосылки для этого — разумность и понятность правила. Однако поскольку формальное правило в значительной степени опирается на личные логику и представления менеджера, т.е. на арбитрарную составляющую, то эти предпосылки далеко не всегда оказываются очевидны кому-либо, кроме самого менеджера.[2]
Поэтому даже менеджеру, обладающему корпоративной легитимностью, может потребоваться проводить разъяснительную работу, чтобы донести до подчиненных логику, стоящую за правилом, и наделить его таким образом приемлемостью для коллектива.[2]
Если корпоративная легитимность отсутствует…
Если менеджер по каким-либо причинам не обладает корпоративной легитимностью, и/или правило оказывается неприемлемо для работников, тогда реализация такого формального правила возможна только через позитивное или негативное стимулирование, т.е. поощрение выполнения правила и наказание за его невыполнение.[2]
Непризнание легитимности деятельности менеджмента и неприемлемость правил, исходящих от него, может выливаться в столкновения между работниками и менеджерами. Одной из форм такого столкновения является забастовка.
Когда забастовка связана с требованиями, касающимися оплаты труда, это в меньшей степени относится к вопросам корпоративной легитимности и приемлемости, когда же речь заходит об условиях труда, нередко камнем преткновения становятся именно правила, введенные менеджментом, которые работники воспринимают как чужеродные и неприемлемые для себя.[2]
В апреле 2018 года в Бельгии началась забастовка работников германской сети супермаркетов Lidl, которая длилась 7 дней и охватила 147 магазинов по всей стране (из 302, представленных в Бельгии).[3]
Причиной недовольства стала не низкая оплата труда, а правила, установленные бельгийским офисом компании, в соответствии с которыми на рядовых работников сети ложится непомерно высокая нагрузка.
Кроме того работники протестовали против правил компании, позволявших легко избавляться от любого из них на усмотрение менеджмента. В коллективе это правило назвали «правилом террора».[3] В результате менеджмент компании согласился изменить правила работы, после чего забастовка была прекращена.[4]
Причиной забастовки стало непризнание формальных правил, созданных менеджментом. А значит, действия руководства в данной ситуации не были восприняты работниками как легитимные.
Менеджеры могли бы попытаться сделать так, чтобы правило выполнялось с помощью позитивного (например, повысив оплату труда) или негативного (судя по «правилу террора» этот метод применялся, но его дальнейшее усиление, скорее всего, пошло бы вразрез с трудовым законодательством) стимулирования.
Тем не менее, стимулирование не исчерпало бы конфликт. Оно не снизило бы нагрузку на людей, которая явилась причиной их недовольства, и позже конфликт, наверняка, снова вышел бы на поверхность. Поэтому менеджмент предпочел изменить правила, приблизив их к правилам, которые были бы адекватны и естественны для организации. Новые правила оказались приемлемы для работников, пострадавшая легитимность менеджмента со временем восстановится.[2]
- Njegovan BR, Vukadinović M, Grubić Nešić L, Characteristics and Types of Authority: the Attitudes of Young People. A Case Study, Sociológia 2011, Vol. 43, No. 6. 657-673.
- Щемелинин И. Пульт управления компанией. 5 уровней, 8 измерений и 47 рычагов менеджмента. Lambert Academic Publishing. 2019. 281-298.
- Shop workers strike against “reign of terror” at Lidl. NWS Flanders News. April 6, 2018.
- Lidls reopen after 7 day strike. Brussels Express. May 2, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Стратегический флирт на работе. Имеет ли он смысл. Данные исследований
Имеет ли смысл флирт на работе? По данным ученых, стратегический флирт с коллегами и руководителями, направленный на получение преимуществ...Провальная пиар кампания от McDonald’s. Какие можно извлечь уроки
Пытаясь оправдать минимальные зарплаты, McDonald’s решил научить людей обращаться с деньгами. Это была провальная пиар кампания, вызвавшая общественное недовольство.Почему в Microsoft все раскачиваются на стульях. Привычки организаций и активная инерция
Как возникают привычки организаций? Билл Гейтс, создатель Microsoft, имеет станную привычку. Он раскачивается, сидя на стуле. Эту привычку переняли и другие работники …Как украсть 500 миллионов. Восемь самых громких похищений произведений искусства
Произведения искусства могут стоить миллионы. Рассмотрим самые громкие на сегодня похищения искусства. Дерзость и остроумие таких преступлений иногда поражают. Рассмотрим самые громкие …Бесплатно и без ограничений. Питание в Google как фактор инновационного мышления
Оказывается, бесплатное питание в Google заполняет «структурные дыры» и обеспечивает обмен идеям, инновационность мышления и хорошую коммуникацию между работниками.
Самые абсурдные поводы отпроситься с работы — нападение ламы, отросшие корни волос, etc.
Исследование выявило, сколько процентов работников врут, отпрашиваясь с работы, и какие странные поводы отпроситься с работы они находят.Как гибкое ценообразование может взбесить покупателей. Пример Coca-Cola
Coca-Cola попыталась ввести гибкое ценообразование на свою продукцию с помоющью специальных автоматов. Попытка вызвала негодование покупателей.Tesla Roadster и Стармен — к звездам под Дэвида Боуи
Tesla Roadster - первый в истории автомобиль, отпавленный в космос. Крыша спортивного кабриолета открыта, за рулем расположился Стармен, на экране бортового компьютера …Проблема асимметрии информации и должностные преступления. Xerox — кейс на 6,4 миллиарда долларов
Асимметрия информации - главная предпосылка корпоративной преступности. В компании Xerox были выявлены обманные бухгалтерские схемы, благодаря которым были осуществелны манипуляции на общую …Как Стив Джобс обманул Стива Возняка
Незадолго до основания Apple Стив Джобс обманул Стива Возняка из-за денег. Однако, если рассмотреть все обстоятельства этой истории...
Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученых
Исследование показало, что мультфильмы Диснея могут вызывать отвращение к работе, организациям и руководству. В их сюжеты заложены линии...Корпоративный стокгольмский синдром
Психологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...Кто такая Марисса Майер, и каким образом ее усердие и трудолюбие погубили Yahoo
Марисса Майер, долгое время работавшая в Google, возглавила компанию Yahoo в 2012 году. Yahoo к тому моменту находилась в кризисе, и совет …