
Инновации — основа развития человеческого общества и, в частности, индустрии. Инновационная деятельность позволяет компаниям расти и процветать. Однако нередко именно инновации становятся причиной падения индустриальных гигантов. Как и почему это происходит?
Ответ на этот вопрос дает Клейтон Кристенсен, профессор бизнес администрации Гарвардской школы бизнеса. Кристенсен посвятил этому вопросу целую книгу, которую так и назвал «Дилемма инноватора». Книга объяснят, почему лидеры рынка — крупные и устойчивые компании — оказываются неспособны полноценно использовать инновации и нередко сознательно отказываются от их использования. В результате инициативу перехватывают более мелкие игроки, развивают ее, а старые лидеры рынка остаются далеко позади.
Таким образом, некоторые инновации обладают подрывным потенциалом для рынка, и за это Кристенсен называет их «подрывными» инновациями (disruptive innovation).

Надо понимать, что никакая инновация не появляется на свет в своем финальном, «хорошо отшлифованном» виде. Поэтому, когда старая компания сталкивается с инновацией, перед ней предстает не финальный продукт, который можно просто взять и начать продавать. По началу речь идет о чем-то не до конца сформировавшемся, а потому менее функциональном, чем те продукты, которые предлагает компания. А потому рынок для этих продуктов представляется маленьким, таящим в себе высокую степень неопределенности и неинтересным для солидного игрока рынка1.
Жизненный цикл подрывной инновации
Рассмотрим классический сценарий возникновения подрывной инновации и ее влияния на рынок1:
1. Возникает подрывная технология. Нередко ее разрабатывает одна из лидирующих компаний какой-либо отрасли. Пока эта технология позволяет производить менее функциональную продукцию, чем имеющиеся у компании продукты.
2. Компания изучает потенциальный рынок инновационного продукта, оценивает реакцию клиентов.
3. Компания решает, что новый рынок ей неинтересен и предпочитает инвестировать больше средств и усилий в существующую продукцию, которая, как ей кажется, несет в себе меньше рисков.
4. Менее значимые компании узнают о подрывной технологии и оценивают ее как перспективную. Они оказываются способны обеспечить низкую стоимость технологии (низкие административные издержки и т.п.) и находят для нее новые рынки (т.е. пока не конкурируют со старыми игроками).

5. Добившись успеха на новых рынках, молодые компании начинают «отщипывать» от рынков старых компаний, параллельно развивая подрывную технологию.
6. Солидные компании сначала не обращают внимания на конкурентов, предлагающих менее функциональную продукцию. Потом оказывается, что инновационная продукция уже не уступает по функциональности старой продукции, и что более мелкие компании уже захватили почти весь существующий рынок, вытеснив инновационным продуктом старую продукцию. Старая компания спохватывается и пытается также начать использование подрывной технологии, но уже слишком поздно.
Почему лидеры рынка отказываются от инноваций?
Можно выделить комплекс причин1:
— Крупные компании с устоявшимися бизнес-моделями зависят от имеющихся клиентов и потребителей существующей продукции
— Рынок новой продукции не позволяет большим компаниям достигать привычных им показателей роста
— Только возникший рынок не поддается анализу. Даже если кто-либо в крупной компании заинтересован в нем, ему крайне трудно обосновать необходимость входа на этот рынок.
— Большие компании сильны умением планировать и управлять, но использование новых технологий противоречит их организационным способностям.

Kodak — классическая иллюстрация дилеммы инноватора
В середине 1970-х компании Kodak принадлежала большая часть рынка пленочной фотографии. В 1975 году инженер компании Стивен Сассон, работающий в отделе разработок Kodak разработал первую в мире цифровую фотокамеру. По своей функциональности она сильно уступала пленочным фотоаппаратам — запись снимка осуществлялась на магнитофонную кассету и длилась 23 секунды, снимки, отображаемые на экране телевизора, были нечеткие и с низким разрешением — 100х100 пикселей.2, 3
Сассон представил первую цифровую камеру руководству компании, однако это малофункциональное изобретение не вызвало у того никакого интереса. Сассон продолжил работать над цифровым фотоаппаратом, а Kodak продолжил вкладывать средства и силы в продукцию для пленочной фотографии.2, 3

В 1989 году Сассон представил руководству Kodak усовершенствованный прототип цифровой камеры с разрешением 1,2 мегапикселя. В этой камере использовались карты памяти и специальная техника сжатия рисунка при записи на карту. Но и в этом продукте компания не увидела потенциала, ведь весь бизнес Kodak был связан с пленочной фотографией, которая к тому моменту достигла пика своего развития и приносила компании миллиарды.
Дальше все развивалось по классическому сценарию. Менее значимые на рынке пленочной фотографии компании увидели в цифровой технологии хорошие перспективы для своего бизнеса, начали развивать технологию и постепенно захватили рынок фотографии, потеснив лидировавшею некогда компанию Kodak.
Компания попыталась запустить производство цифровых камер, но было поздно. В 2012 году Kodak заявил о банкротстве.2, 3
- Dodge D. The Innovator’s Dilemma — Why market leaders often fail. Medium. Dec 9, 2016.
- McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
- Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
От культуры к продукту. Стартап стоимостью 1,1 млрд долларов начался с создания корпоративной культуры
Организационная культура стартапа может оказаться важнее его продуктов. Первыми разработками IT-компании Airtable были ее ценности и культура. Далее последовали продукты.Т-образные работники — почему они необходимы компаниям
Т-образные работники универсальны и способны заменять друг друга. Они обеспечивают лучшую коммуникацию, и их требуется меньше, чем обычных...Недобросовестная конкуренция и прогресс. Что заставило гробовщика изобрести телефон
Удивительно, но телефонную станцию и дисковый телефон изобрел гробовщик Элмон Строуджер. Причиной тому стала недобросовестная конкуренция со стороны...Компания Uber и Трэвис Каланик — «Блестящие мерзавцы». Токсичная культура на театральных подмостках
Компания Uber прославилась своей токсичной культурой. Трэвис Каланик немало поспособствовал возникновению такой культуры. Феномен Uber инспирировал спектакль «Блестящие мерзавцы» (Brilliant jerks).Стресс и выгорание связаны с особенностями корпоративной культуры, а не только с плотным рабочим графиком и бесконечным потоком информации
Согласно исследованиям, стресс и выгорание на рабочем месте связаны не только с перегрузками и интенсивным рабочим графиком. В значительной степени, офисный стресс …
Авария в Мексиканском заливе. Уроки от British Petroleum
Авария в Мексиканском заливе произошла в связи с несколькими обстоятельствами. У трех компаний, работавших на платформе не оказалось необходимых процедур...Самые абсурдные поводы отпроситься с работы — нападение ламы, отросшие корни волос, etc.
Исследование выявило, сколько процентов работников врут, отпрашиваясь с работы, и какие странные поводы отпроситься с работы они находят.Роберт Фридланд — наставник и друг Стива Джобса, научивший его основам духовных практик и бизнеса
Роберт Фридланд - друг Стива Джобса, оказавший большое влияние на создателя Apple во времена его учебы в колледже. Сомнительная репутация...Умный ответ на вызовы рынка. IKEA внедряет принципы философии циркулирования
Потребительское поведение на рынке мебели меняется, и IKEA отвечает расширением своей бизнес-модели и применением принципов философии циркулирования.Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о них
Во многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...
Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и череп
Лама. Flickr/Benson Kua Логотип Nike - миллиардная эмблема за 35 долларовЧто означают название и логотип AudiВ чем Стив Джобс был лучше Билла …Бренд Obey и его создатель Шепард Фейри — один из богатейших художников стрит-арта и обладатель таланта создавать бренды
Бренд Obey создал художник стрит-арта Шепард Фейри. История бренда Obey также связана с человеком по имени Андре Гигант. Его изображение...Последние слова Билла Гейтса, которые магнат произнес при уходе с поста совета директоров Microsoft
Поисковый запрос «последние слова Билла Гейтса» пользуется невероятной популярностью в поисковых системах. Что именно хотят узнать люди...