Инновации — основа развития человеческого общества и, в частности, индустрии. Инновационная деятельность позволяет компаниям расти и процветать. Однако нередко именно инновации становятся причиной падения индустриальных гигантов. Как и почему это происходит?
Ответ на этот вопрос дает Клейтон Кристенсен, профессор бизнес администрации Гарвардской школы бизнеса. Кристенсен посвятил этому вопросу целую книгу, которую так и назвал «Дилемма инноватора». Книга объяснят, почему лидеры рынка — крупные и устойчивые компании — оказываются неспособны полноценно использовать инновации и нередко сознательно отказываются от их использования. В результате инициативу перехватывают более мелкие игроки, развивают ее, а старые лидеры рынка остаются далеко позади.
Таким образом, некоторые инновации обладают подрывным потенциалом для рынка, и за это Кристенсен называет их «подрывными» инновациями (disruptive innovation).
Надо понимать, что никакая инновация не появляется на свет в своем финальном, «хорошо отшлифованном» виде. Поэтому, когда старая компания сталкивается с инновацией, перед ней предстает не финальный продукт, который можно просто взять и начать продавать. По началу речь идет о чем-то не до конца сформировавшемся, а потому менее функциональном, чем те продукты, которые предлагает компания. А потому рынок для этих продуктов представляется маленьким, таящим в себе высокую степень неопределенности и неинтересным для солидного игрока рынка1.
Жизненный цикл подрывной инновации
Рассмотрим классический сценарий возникновения подрывной инновации и ее влияния на рынок1:
1. Возникает подрывная технология. Нередко ее разрабатывает одна из лидирующих компаний какой-либо отрасли. Пока эта технология позволяет производить менее функциональную продукцию, чем имеющиеся у компании продукты.
2. Компания изучает потенциальный рынок инновационного продукта, оценивает реакцию клиентов.
3. Компания решает, что новый рынок ей неинтересен и предпочитает инвестировать больше средств и усилий в существующую продукцию, которая, как ей кажется, несет в себе меньше рисков.
4. Менее значимые компании узнают о подрывной технологии и оценивают ее как перспективную. Они оказываются способны обеспечить низкую стоимость технологии (низкие административные издержки и т.п.) и находят для нее новые рынки (т.е. пока не конкурируют со старыми игроками).
5. Добившись успеха на новых рынках, молодые компании начинают «отщипывать» от рынков старых компаний, параллельно развивая подрывную технологию.
6. Солидные компании сначала не обращают внимания на конкурентов, предлагающих менее функциональную продукцию. Потом оказывается, что инновационная продукция уже не уступает по функциональности старой продукции, и что более мелкие компании уже захватили почти весь существующий рынок, вытеснив инновационным продуктом старую продукцию. Старая компания спохватывается и пытается также начать использование подрывной технологии, но уже слишком поздно.
Почему лидеры рынка отказываются от инноваций?
Можно выделить комплекс причин1:
— Крупные компании с устоявшимися бизнес-моделями зависят от имеющихся клиентов и потребителей существующей продукции
— Рынок новой продукции не позволяет большим компаниям достигать привычных им показателей роста
— Только возникший рынок не поддается анализу. Даже если кто-либо в крупной компании заинтересован в нем, ему крайне трудно обосновать необходимость входа на этот рынок.
— Большие компании сильны умением планировать и управлять, но использование новых технологий противоречит их организационным способностям.
Kodak — классическая иллюстрация дилеммы инноватора
В середине 1970-х компании Kodak принадлежала большая часть рынка пленочной фотографии. В 1975 году инженер компании Стивен Сассон, работающий в отделе разработок Kodak разработал первую в мире цифровую фотокамеру. По своей функциональности она сильно уступала пленочным фотоаппаратам — запись снимка осуществлялась на магнитофонную кассету и длилась 23 секунды, снимки, отображаемые на экране телевизора, были нечеткие и с низким разрешением — 100х100 пикселей.2, 3
Сассон представил первую цифровую камеру руководству компании, однако это малофункциональное изобретение не вызвало у того никакого интереса. Сассон продолжил работать над цифровым фотоаппаратом, а Kodak продолжил вкладывать средства и силы в продукцию для пленочной фотографии.2, 3
В 1989 году Сассон представил руководству Kodak усовершенствованный прототип цифровой камеры с разрешением 1,2 мегапикселя. В этой камере использовались карты памяти и специальная техника сжатия рисунка при записи на карту. Но и в этом продукте компания не увидела потенциала, ведь весь бизнес Kodak был связан с пленочной фотографией, которая к тому моменту достигла пика своего развития и приносила компании миллиарды.
Дальше все развивалось по классическому сценарию. Менее значимые на рынке пленочной фотографии компании увидели в цифровой технологии хорошие перспективы для своего бизнеса, начали развивать технологию и постепенно захватили рынок фотографии, потеснив лидировавшею некогда компанию Kodak.
Компания попыталась запустить производство цифровых камер, но было поздно. В 2012 году Kodak заявил о банкротстве.2, 3
- Dodge D. The Innovator’s Dilemma — Why market leaders often fail. Medium. Dec 9, 2016.
- McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
- Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- История хулахупа — успешнейшего продукта, жившего всего несколько месяцевВ 1950-х компания Wham-O сделала миллионы на обычном обруче, известном как хулахуп. История хулахупа началась древности, а Ричард Кнерр и ...
- Элизабет Холмс и Theranos — история успеха и история обмана. Как пустые слова можно обратить в миллиарды.История Theranos и Элизабет Холмс демонстрирует, что пустые слова можно обратить в миллиарды. Холмс - выдающаяся личность, начиная с голоса...
- Лучшие бизнес книги всех времен, изменившие ход развития управленческой мыслиСуществует категория бизнес-книг, которые стали историей и повлияли на ход развития современного общества. Сюда можно отнести - В поисках совершенства Тома Питерса, …
- Стив Джобс в Советском Союзе. Почему в СССР так и не появилось производство AppleВ 1985 году Стив Джобс в Советском Союзе провел переговоры об открытии производства Apple на территории СССР. В Москве Джобс выступил...
- «Физический» удар по компании: стихийные бедствия и рейдерские захватыОкружающий мир влияет на компании опосредованно. Но есть события, воздействующие на компании напрямую - стихийные бедствия и рейдерские захваты.
- Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
- Как мы влияем друг на друга на рабочем месте. Влияние как неотъемлемая часть корпоративной культурыСоциальное влияние - неотъемлемая часть корпоративной культуры и важный фактор, который следует учитывать, управляя коллективом. Существует три механизма социального влияния - комплаенс, …
- Работодатель против профсоюза. Delta Airlines предлагает работникам играть в видеоигры вместо борьбы за свои праваАвиакомпания Delta развернула кампанию «работодатель против профсоюза» и предлагает работникам не бороться за права, а играть в видеоигры.
- Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисковДжефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …
- Uber возобновляет использование беспилотных такси после девятимесячного перерыва, связанного со смертельным ДТП. Но решены ли проблемы, из-за которых оно произошло?Компания Uber активно работала над беспилотными такси и даже запустила в тестовом режиме несколько автомобилей на улицы городов. Однако после смертельного ДТП …
- Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в GoogleНе существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …
- Что значит буква «i» в названиях продуктов Apple (iPhone, iPad и т.д.) и откуда она взяласьБуква "i" в названиях продуктов Apple впервые появилась в 1998 году, когда Джобс представил публике компьютер iMac. Буква "i" означает...
- Эффект Даннинга-Крюгера. Почему бездари убеждены в своей одаренностиЭффект Даннинга-Крюгера объясняет, почему многие бездарные работники убеждены в своих выдающихся способностях и высокой квалификации.