
Таких работников немало. Они ничего не знают, ничего не умеют. Но при этом почему-то убеждены в том, что они настоящие профессионалы и одаренные люди. Это и есть эффект Даннинга-Крюгера. Он состоит в том, что люди, обладающие низкой квалификацией и посредственными способностями, имеют завышенную самооценку. Выражаясь словами Чарльза Дарвина: «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием».
Некомпетентен настолько, что даже не понимает, что он некомпетентен
Профессора Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг описали этот эффект в 1999 году. Они провели четыре исследования, направленные на оценку логики, чувства юмора и грамотности участников. И обнаружили, что значительная часть участников с самыми низкими показателями по данным характеристикам были уверены в своих выдающихся способностях. Так, люди с самой слабой логикой, считали, что логика является одной из их сильнейших сторон. А участники, неспособные правильно написать даже простейшие предложения, относили себя к категории самых грамотных людей. Этот феномен и получил название эффекта Даннинга-Крюгера.[1]
Даннинг и Крюгер сформулировали несколько характерных проявлений феномена. Во-первых, люди с низкой квалификацией склонны переоценивать свои способности. Во-вторых, они неспособны осознать глубину своей некомпетентности. Кроме того, они не могут оценить высокий уровень умений у других.
Как отмечает профессор Даннинг, ирония состоит в том, что «знания и интеллект, которые нужны, чтобы хорошо справляться с определенными задачами, часто нужны и для того, чтобы понять, что человек с этими задачами не справляется.» Т.е. эффект Даннинга-Крюгера проявляется тем, что бездарный человек неспособен распознать свою бездарность в силу своей бездарности.[1, 2]
Эффект Даннинга-Крюгера в действии
Опрос работников высокотехнологических компаний показал, что 32-42% из них уверены в том, что по своим умениям они входят в 5% самых лучших работников. Исследование ученых из университета Небраски продемонстрировало, что 90% людей считают, что они обладают способностями выше средних. Как мы понимаем, обе этих ситуации невозможны с точки зрения математики.[2]
Эффект Даннинга-Крюгера связан с существенной проблемой. Возможно, люди попытались бы восполнить свои профессиональные дефициты, но они не знают о том, что им необходимо это сделать. Ведь они не сомневаются в своих способностях. А потому невосприимчивы к критике.
Установлено, что только 39% людей реагируют на конструктивную критику попытками измениться к лучшему. Соответственно, 61% людей не готовы слышать критику. И, тем более, предпринимать какие-либо попытки устранять проблемы, ставшие причиной критики. Возможно, значительная часть этих людей невосприимчива к критике, поскольку переоценивает себя.[2]
Но все не безнадежно. В ходе экспериментов Даннинг и Крюгер установили, что, когда люди, подверженные эффекту Даннинга-Крюгера, проходят обучение, то у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности. Это понимание может стать отправной точкой для личного и профессионального развития человека. Поэтому просвещение — лучший способ побороть эффект Даннинга-Крюгера.[1, 2]
Далее: Синдром самозванца — что это и как с ним бороться
- Kruger J, Dunning D. Unskilled and unaware of it: how difficulties in recognizing one’s own incompetence lead to inflated self-assessments. J Pers Soc Psychol. 1999 Dec;77(6):1121-34.
- Murphy M. The Dunning-Kruger Effect Shows Why Some People Think They’re Great Even When Their Work Is Terrible. Forbes. Jan 24, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Круги вместо пирамиды. Холакратия как мягкий вариант иерархии
Холакратия - альтернатива иерархической организационной структуры, предполагающая отказ от менеджмента и распределение ответственности и руководящих функций по всему коллективу. Автор идеи холакратии …Компания IBM и ее изобретения
Компания IBM создала немало изобретений, без которых немыслима жизнь в современном мире. Сегодня мало кто вспомнит, штрих код, например, был разработан IBM.Как персонажи M&M’s превратили цветные конфеты в миллиардный бренд
Персонажи M&M’s были созданы для поддержания гибнущего бренда и в ответ на падения продаж драже M&M’s. Из-за ограниченного бюджета...Первый рекламный баннер в интернете — как он выглядел и что рекламировал
Самый первый рекламный баннер в интернете появился в 1994 году на сайте интернет-издания HotWired. Первый в мире баннер рекламировал...The Cola Wars. Войны кол — история конкуренции Pepsi и Coca Cola
Конкуренция между Pepsi и Coca-Cola была ожесточенной с самой первой встречи компаний на рынке. Она вошла в историю как «войны кол» - …
Почему Стив Джобс перестал мыться, и к чему это привело
В определенный момент своей жизни Стив Джобс перестал мыться. Окружающие это заметили. И это не добавило Джобсу популярности среди коллег.Чувство юмора как часть корпоративной культуры. Ричард Брэнсон никогда его не терял. Именно оно помогло создать Virgin Group
Ричард Брэнсон одним первоапрельским утром оказался в тюремной камере в одном домашнем халате. Пояс от халата у него изъяли во избежание суицида …Предсказания Оруэлла, воплощенные в современном офисе
В современном офисе имеется множество черт антиутопии, от характерных технологий до тотальной слежки. Предсказания Оруэлла воплощаются на новом витке...Неформальное общение на переговорах дает существенные преимущества. Но не всем
По данным ученых, неформальное общение на переговорах дает существенные преимущества мужчинам. Для женщин эта закономерность не работает...Пиар или реальные действия. Два подхода к управлению кризисом. Кейс British Petroleum
Разлив нефти в Мексиканском Заливе привел к кризису в компании British Petroleum. В ответ вместо реальных действий компания развернула пиар-кампанию.
Интерьеры Google (30 фотографий). В каких офисах работают люди в одной из самых передовых компаний нашего времени
Каждый офис компании Google - выдающееся дизайнерское решение. Интерьеры Google отличаются яркостью и оригинальностью. Так проявляется идентичность компании.Трудоголизм вреден, но не всем. Увлеченность работой спасает трудоголиков от болезней
Известно, что трудоголизм вреден для здоровья. Однако данные ученых свидетельствуют, что это не всегда так. Все дело в мотивах трудоголизма.Плохие парни зарабатывают на 18% больше, чем хорошие
Результаты исследований свидетельствуют, что «плохие парни» используют своих коллег, поэтому они больше зарабатывают и быстрее делают карьеру.