Таких работников немало. Они ничего не знают, ничего не умеют. Но при этом почему-то убеждены в том, что они настоящие профессионалы и одаренные люди. Это и есть эффект Даннинга-Крюгера. Он состоит в том, что люди, обладающие низкой квалификацией и посредственными способностями, имеют завышенную самооценку. Выражаясь словами Чарльза Дарвина: «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием».
Некомпетентен настолько, что даже не понимает, что он некомпетентен
Профессора Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг описали этот эффект в 1999 году. Они провели четыре исследования, направленные на оценку логики, чувства юмора и грамотности участников. И обнаружили, что значительная часть участников с самыми низкими показателями по данным характеристикам были уверены в своих выдающихся способностях. Так, люди с самой слабой логикой, считали, что логика является одной из их сильнейших сторон. А участники, неспособные правильно написать даже простейшие предложения, относили себя к категории самых грамотных людей. Этот феномен и получил название эффекта Даннинга-Крюгера.[1]
Даннинг и Крюгер сформулировали несколько характерных проявлений феномена. Во-первых, люди с низкой квалификацией склонны переоценивать свои способности. Во-вторых, они неспособны осознать глубину своей некомпетентности. Кроме того, они не могут оценить высокий уровень умений у других.
Как отмечает профессор Даннинг, ирония состоит в том, что «знания и интеллект, которые нужны, чтобы хорошо справляться с определенными задачами, часто нужны и для того, чтобы понять, что человек с этими задачами не справляется.» Т.е. эффект Даннинга-Крюгера проявляется тем, что бездарный человек неспособен распознать свою бездарность в силу своей бездарности.[1, 2]
Эффект Даннинга-Крюгера в действии
Опрос работников высокотехнологических компаний показал, что 32-42% из них уверены в том, что по своим умениям они входят в 5% самых лучших работников. Исследование ученых из университета Небраски продемонстрировало, что 90% людей считают, что они обладают способностями выше средних. Как мы понимаем, обе этих ситуации невозможны с точки зрения математики.[2]
Эффект Даннинга-Крюгера связан с существенной проблемой. Возможно, люди попытались бы восполнить свои профессиональные дефициты, но они не знают о том, что им необходимо это сделать. Ведь они не сомневаются в своих способностях. А потому невосприимчивы к критике.
Установлено, что только 39% людей реагируют на конструктивную критику попытками измениться к лучшему. Соответственно, 61% людей не готовы слышать критику. И, тем более, предпринимать какие-либо попытки устранять проблемы, ставшие причиной критики. Возможно, значительная часть этих людей невосприимчива к критике, поскольку переоценивает себя.[2]
Но все не безнадежно. В ходе экспериментов Даннинг и Крюгер установили, что, когда люди, подверженные эффекту Даннинга-Крюгера, проходят обучение, то у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности. Это понимание может стать отправной точкой для личного и профессионального развития человека. Поэтому просвещение — лучший способ побороть эффект Даннинга-Крюгера.[1, 2]
Далее: Синдром самозванца — что это и как с ним бороться
- Kruger J, Dunning D. Unskilled and unaware of it: how difficulties in recognizing one’s own incompetence lead to inflated self-assessments. J Pers Soc Psychol. 1999 Dec;77(6):1121-34.
- Murphy M. The Dunning-Kruger Effect Shows Why Some People Think They’re Great Even When Their Work Is Terrible. Forbes. Jan 24, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Предсмертное письмо Стива ДжобсаСоздатель Apple покинул пост главы компании в августе 2011 года, в ноябре он скончался. Предсмертное письмо Стива Джобса, обращенное к...
- В чем секрет японского производства. Монодзукури — что это, и как оно работаетМонодзукури - японское понятие, обозначающее сочетание ноу-хау, технологического совершенства, особой производственной философии, приверженности своему делу, стремления к совершенству, мастерства и настроя.
- Предсказания Оруэлла, воплощенные в современном офисеВ современном офисе имеется множество черт антиутопии, от характерных технологий до тотальной слежки. Предсказания Оруэлла воплощаются на новом витке...
- Плохие парни зарабатывают на 18% больше, чем хорошиеРезультаты исследований свидетельствуют, что «плохие парни» используют своих коллег, поэтому они больше зарабатывают и быстрее делают карьеру.
- Может ли компании быть выгодна смерть своего работника. Страхование мертвых крестьянСтрахование мертвых крестьян - вид страхования, когда выгодоприобретателем от страховки работника является компания. В такой ситуации организации может оказаться выгодна смерть работников.
- Фаворитизм на работе. Насколько часто он встречается и как вредит бизнесу. Мнения экспертовФаворитизм - явление гораздо более распространенное, чем можно подумать. Фаворитизм на работе опасен для любой компании. Он проявляется...
- Метод успешных совещаний. Меньше говорить, больше писать — мнение экспертов и опыт практиковПрофессор Рогелберг создал метод успешных совещаний, который позволит повысить эффективность рабочих встреч. Метод работает - доказано Amazon.
- О том, как Coca-Cola продавала воду из-под кранаDasani - бутилированная вода производства Coca-cola. В 2001 Coca-cola проводила апсейл-кампанию совместно с ресторанами Olive Garden. Как оказалось, в рамках кампании покупателям …
- Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученыхИсследование показало, что мультфильмы Диснея могут вызывать отвращение к работе, организациям и руководству. В их сюжеты заложены линии...
- Вредная продукция: установка на гедонизм или моральная индульгенция? Кейс Philip MorrisВредная продукция, которую производят некоторые компании, такие как Philip Morris представляет собой сложную моральную и этическую проблему. Каковы жизненные ценности людей, работающих …
- Вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы. Данные исследованияУченые установили, что вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы и лояльность компаниям, но снижает интерес к карьере.
- Ваша послеобеденная продуктивность хромает, и вы засыпаете на ходу? Это естественно, считает наукаУченые считают, что сонливость после обеденного перерыва - совершенно естественное явление. Если ваша послеобеденная продуктивность снижается...
- Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?