Сухой закон в США существовал с 1920 по 1933 год. Он имел довольно серьезные последствия как для бизнеса, так и для общества в целом. Бизнесу, связанному с алкогольной продукцией, пришлось искать способы выживания в условиях сухого закона. Легальные, полулегальные и совсем нелегальные.
Многие не верили, что сухой закон в США возможен
В 1910-х годах в американском обществе господствовали сильные антиалкогольные настроения. Все большую силу приобретали Американское Общество Трезвости и так называемая Антисалунная Лига. Подобные настроения еще не налагали никаких легальных ограничений, но уже служили тревожным сигналом для игроков алкогольной отрасли. Те, кто придал сигналам значение диверсифицировали свой продуктовый портфель или вообще ушли из алкогольного бизнеса. Остальные, вероятно, считали, что дальше общественного недовольства дело не пойдет. Однако дело пошло дальше.
Антисалунная Лига инициировала проведение локальных референдумов в отдельных округах и поселениях. Затем она вышла на национальный уровень, а 16 января 1920 года начала действовать 18-я поправка к Конституции США, запрещавшая производство, перевозку и продажу спиртных напитков.[i] Таким образом, фактор, потенциально влияющий на алкогольный бизнес превратился в действительный фактор, исключающий возможность легального алкогольного бизнеса. Десятки тысяч предприятий оказались не у дел.
Нарушители облагались весьма внушительными штрафами и/или сроком заключения до пяти лет.[ii]
Как бизнес находил креативные пути, чтобы обойти сухой закон в США
Здесь стоит заметить, что употребление алкоголя во времена сухого закона запрещено не было. Алкогольные напитки, произведенные до момента вступления 18-й поправки в силу, могли употребляться частным образом. Кроме того, некоторые штаты не ввели меры по отслеживанию исполнения требований поправки и наказания за ее нарушения, т.е. де-факто поправка в них не действовала.
К тому же алкоголь все еще мог продаваться для религиозных целей (например вино для церковных обрядов), а также по медицинским показаниям. Имея рецепт врача, «пациенты» могли приобрести в аптеках «медицинский виски» для лечения самых разных болезней — от зубной боли до простуды. Иногда врачебные рецепты на такой «медицинский» алкоголь выглядели довольно комично: «принимать по 100 мл каждый час до достижения стимулирующего эффекта». Подобные продажи легального алкоголя помогли некоторым компаниям. Например, благодаря им сеть аптечная сеть Walgreens увеличилась с 20 торговых точек до 500.[iii]
Таким образом, легальный спрос на алкоголь во время сухого никогда не исчезал. В то же время многие производители спиртных напитков ушли в тень и продолжали работать незаконно.
Другим производителям все-таки пришлось изменить профиль деятельности. Пивоварни Yuengling и Anheuser Busch перешли на изготовление мороженного, а Coors стал выпускать керамические изделия. Многие производители пива наладили изготовление безалкогольного варианта напитка с содержанием спирта менее 0,5%. Другим популярным решением для пивоварен стало производство солодового сиропа. Этот сироп мог быть легко превращен покупателями в пиво. Для этого его нужно было развести водой, добавить дрожжи и дождаться брожения. Производители вина поступали аналогичным образом, выпуская своеобразные «заготовки» — виноградный концентрат, называемый «винными кирпичами».[iii]
Последствия сухого закона
Поправка просуществовала 13 лет и имела немало негативных последствий. К ним относятся развитие черного рынка алкоголя, усиление мафии и повышение употребления наркотиков на 45%.[i]
Тысячи людей умерли от употребления токсичного алкоголя, содержащего метанол и другие токсичные ингредиенты, используемые в химическом производстве и тяжелой промышленности.
Кроме того, сухой закон в США привел к резкому падению объемов собираемых налогов и сборов для многих штатов. Например, доходы штата Нью-Йорк снизились почти на 75%. Введение закона обошлось американскому бюджету в 300 млн долларов, а потери поступления налогов составили 11 млрд долларов.[iv]
Одним из самых негативных эффектов сухого закона считается рост коррупции в полиции и федеральном Антиалкогольном Бюро (Bureau of Prohibition).[iv]
В результате негативные эффекты сухого закона оказались слишком сильны и в 1933 году 18-я поправка была отменена.[i]
[i] 18-я поправка к Конституции США — «сухой закон». РИА Новости. 16 января 2015.
[ii] Dry penalties bill passed by senate. The New York Times. Feb 20, 1929.
[iii] Andrews E. 10 Things You Should Know About Prohibition. History. Feb 22, 2019.
[iv] Lerner M. Unintended consequences. Prohibition.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Долгосрочное мышление и срок жизни компании. Кейс IBMДолгосрочное мышление напрямую влияет на срок жизни организации. Компания IBM - живое тому подтверждение. Стив Деннинг, автор бестселлеров «Эпоха Agile» и «Вдохновляй …
- Хансей — основа постоянного обучения организацииХансей - принцип осмысления ошибок и погрешностей, являющийся ключом к предотвращению их повторения, постоянному улучшению и обучению организации.
- Новый символ статуса для работников 21 векаТакие символы статуса как личные кабинеты и машины с водителем устарели. Опросы свидетельствуют, что в 21-м веке новый символ статуса...
- Когда искать деньги инвесторов для стартапа и в каком количестве — советы экспертаСлишком большие и слишком рано полученные инвестиции в стартап могут навредить. Искать деньги инвесторов нужно с умом, убежден эксперт в...
- Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотораHarley-Davidson попытались зарегистрировать права на звук своих моторов. Звуковая торговая марка Harley-Davidson спровоцировала настоящую войну юристов.
- Мужчины — лучшие переговорщики. Причины: ложь, секс и тестостеронПринято считать, что мужчины - лучшие переговорщики, чем женщины. Ученые изучили причины этого. Особенности мужской сексуальности оказались...
- Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о нихВо многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...
- Цена плохой коммуникации. Во сколько обходятся компаниям проблемы взаимодействия внутри командКоммуникация - важнейший фактор эффективности работы компании. Цена плохой коммуникации может быть выражена в деньгах. И эти цифры поражают.
- Главное свойство эффективной команды. Goole установил, что это психологическая безопасностьGoogle изучил свои команды и установил, что главное свойство эффективной команды - это психологическая безопасность. При ее отсутствии продуктивность...
- Личностные черты предпринимателей — данные двух десятилетий исследованийУченые из Гарварда выявили личностные черты предпринимателей - психологические особенности, заставляющие людей начинать свое дело...
- Google исследовал эффективность удаленных команд. Каковы выводы исследования и рекомендации компанииКомпания Google провела исследования эффективности работы в удаленных офисах компании. Каковы выводы и рекомендации компании?
- За любовь Господа – произведение современного искусства себестоимостью 15 млн фунтов стерлинговЗа любовь Господа - произведение современного искусства, авторм которого является известный современный художник Дэмиен Херст. Скульптура представляет собой человеческий череп инкрустированный более …
- Ошибки при найме. 46% новых работников уйдут в течение 18 месяцев. Компании нанимают «правильных» людей только в 19% случаевОшибки при найме персонала обходятся компаниям в миллионы долларов. В 46% случаев люди покидают компании в течение 18 месяцев. Лишь 19%...