
Сухой закон в США существовал с 1920 по 1933 год. Он имел довольно серьезные последствия как для бизнеса, так и для общества в целом. Бизнесу, связанному с алкогольной продукцией, пришлось искать способы выживания в условиях сухого закона. Легальные, полулегальные и совсем нелегальные.
Многие не верили, что сухой закон в США возможен
В 1910-х годах в американском обществе господствовали сильные антиалкогольные настроения. Все большую силу приобретали Американское Общество Трезвости и так называемая Антисалунная Лига. Подобные настроения еще не налагали никаких легальных ограничений, но уже служили тревожным сигналом для игроков алкогольной отрасли. Те, кто придал сигналам значение диверсифицировали свой продуктовый портфель или вообще ушли из алкогольного бизнеса. Остальные, вероятно, считали, что дальше общественного недовольства дело не пойдет. Однако дело пошло дальше.
Антисалунная Лига инициировала проведение локальных референдумов в отдельных округах и поселениях. Затем она вышла на национальный уровень, а 16 января 1920 года начала действовать 18-я поправка к Конституции США, запрещавшая производство, перевозку и продажу спиртных напитков.[i] Таким образом, фактор, потенциально влияющий на алкогольный бизнес превратился в действительный фактор, исключающий возможность легального алкогольного бизнеса. Десятки тысяч предприятий оказались не у дел.

Нарушители облагались весьма внушительными штрафами и/или сроком заключения до пяти лет.[ii]
Как бизнес находил креативные пути, чтобы обойти сухой закон в США
Здесь стоит заметить, что употребление алкоголя во времена сухого закона запрещено не было. Алкогольные напитки, произведенные до момента вступления 18-й поправки в силу, могли употребляться частным образом. Кроме того, некоторые штаты не ввели меры по отслеживанию исполнения требований поправки и наказания за ее нарушения, т.е. де-факто поправка в них не действовала.
К тому же алкоголь все еще мог продаваться для религиозных целей (например вино для церковных обрядов), а также по медицинским показаниям. Имея рецепт врача, «пациенты» могли приобрести в аптеках «медицинский виски» для лечения самых разных болезней — от зубной боли до простуды. Иногда врачебные рецепты на такой «медицинский» алкоголь выглядели довольно комично: «принимать по 100 мл каждый час до достижения стимулирующего эффекта». Подобные продажи легального алкоголя помогли некоторым компаниям. Например, благодаря им сеть аптечная сеть Walgreens увеличилась с 20 торговых точек до 500.[iii]
Таким образом, легальный спрос на алкоголь во время сухого никогда не исчезал. В то же время многие производители спиртных напитков ушли в тень и продолжали работать незаконно.

Другим производителям все-таки пришлось изменить профиль деятельности. Пивоварни Yuengling и Anheuser Busch перешли на изготовление мороженного, а Coors стал выпускать керамические изделия. Многие производители пива наладили изготовление безалкогольного варианта напитка с содержанием спирта менее 0,5%. Другим популярным решением для пивоварен стало производство солодового сиропа. Этот сироп мог быть легко превращен покупателями в пиво. Для этого его нужно было развести водой, добавить дрожжи и дождаться брожения. Производители вина поступали аналогичным образом, выпуская своеобразные «заготовки» — виноградный концентрат, называемый «винными кирпичами».[iii]
Последствия сухого закона
Поправка просуществовала 13 лет и имела немало негативных последствий. К ним относятся развитие черного рынка алкоголя, усиление мафии и повышение употребления наркотиков на 45%.[i]

Тысячи людей умерли от употребления токсичного алкоголя, содержащего метанол и другие токсичные ингредиенты, используемые в химическом производстве и тяжелой промышленности.
Кроме того, сухой закон в США привел к резкому падению объемов собираемых налогов и сборов для многих штатов. Например, доходы штата Нью-Йорк снизились почти на 75%. Введение закона обошлось американскому бюджету в 300 млн долларов, а потери поступления налогов составили 11 млрд долларов.[iv]
Одним из самых негативных эффектов сухого закона считается рост коррупции в полиции и федеральном Антиалкогольном Бюро (Bureau of Prohibition).[iv]
В результате негативные эффекты сухого закона оказались слишком сильны и в 1933 году 18-я поправка была отменена.[i]
[i] 18-я поправка к Конституции США — «сухой закон». РИА Новости. 16 января 2015.
[ii] Dry penalties bill passed by senate. The New York Times. Feb 20, 1929.
[iii] Andrews E. 10 Things You Should Know About Prohibition. History. Feb 22, 2019.
[iv] Lerner M. Unintended consequences. Prohibition.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Правила проведения совещаний от руководителя Microsoft, Сатьи Наделлы
У Сатьи Наделлы, человека спасшего Microsoft от деградации и гибели, существуют правила проведения совещаний. Продуктивность рабочих встреч при Наделле...Комментарии Yahoo относительно потери данных полумиллиарда пользователей. Как не надо делать
Пренебрежение стандартами кибербезопасности повлекло похищение данных полумиллиарда пользователей Yahoo. Как трактовать заявление Yahoo по этому поводу?Почему все-таки уволили Джеймса Деймора из Google?
Джеймс Деймор - программист Google, который прославился тем, что был уволен из компании после того как открыто высказал свои взгляды по поводу …Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компании
Peel Engineering - производитель самых маленьких и странных автомобилей в истории. Модель P50 даже попала в книгу рекордов Гиннесса. Peel Trident со …Логотип Nike — миллиардная эмблема за 35 долларов
Один из самых узнаваемых логотипов в истории человечества - логотип Nike - был разработан студенткой. Она получила за свою работу 35 долларов. …
Лидерский стиль Илона Маска
Илон Маск - один из ярчайших бизнес-лидеров современности. Лидерский стиль Илона Маска и его подход к управлению характеризуются следующим...Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, Mitsubishi
Названия японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …Сон как часть корпоративной стратегии
Официально позволив сотрудникам спать на работе, компании способствуют возникновению творческих подходов и решений. Стратегический сон...Что нужно делать, чтобы возглавить компанию. Мнение президента Walmart Inc.
Три простых совета тем, кто хочет когда-нибудь возглавить компанию, от президента крупнейшей сети супермаркетов в США Дага Макмиллона.Менеджмент Генри Форда: слежка и тотальный контроль
Менеджмент Генри Форда был построен на тотальном контроле жизни его подчиненных. И это касалось не только рабочего времени, но и личной жизни …
Почему нематериальное стимулирование не работает. Мнение экспертов
По мнению экспертов если нематериальное стимулирование не работает, нужно искать причину в отношениях работников и работодателя, а также в...Прокрастинация — это не то, что вы думаете
Нередко понятие «прокрастинация» путают с ленью или плохим тайм-менеджментом. На самом деле, здесь нет ничего общего. Ученые установили, что причина прокрастинации...Больше никаких боссов — это приказ. Кто стоит за идеями холакратии
Холакратия - система управления и вариант организационной структуры, разработанные Брайаном Робертсоном. При холакратии в компании отсутствует менеджмент и централизованное принятие решений. Предполагается, …