Нравится нам это или нет, но бизнес — это одна из тех областей деятельности человечества, где иногда говорится больше, чем делается или говорится одно, а делается другое. Менеджеры нередко адресуют пустые слова подчиненным, а подчиненные платят им тем же. Руководители организаций часто пустословят на корпоративных сайтах, на переговорах с потенциальными и действительными партнерами, в пресс-релизах и на корпоративных или отраслевых мероприятиях. PR-отделы проводят свои рабочие дни, создавая сообщения, адресованные обществу и направленные на создание нужного имиджа организации.
Андре Спайсер, профессор организационного поведения Лондонского Университета, замечает, что в наше время уметь правильно пустословить в корпоративной жизни важнее, чем добиваться долгосрочных результатов. Он даже предлагает для этого пустословия специальный термин: бизнес-лажа (business bullshit). Свои соображения на эту тему он излагает в книге с соответствующим названием — «Бизнес-лажа» («Business bullshit»).[i]
Разумеется, бывает просто болтовня, не несущая никакой смысловой нагрузки, связанной с организацией. Например, работники обсуждают свои домашние дела или вчерашний футбольный матч. Такие разговоры нас мало интересуют. Нас интересуют только те высказывания, которые могут повлиять на имидж организации или ее рабочие процессы. Именно такие высказывания могут представлять собой декларативные сообщения. Определимся с тем, что такое декларативные сообщения.
Декларативные сообщения – это вербальные сообщения, содержащие личную тенденциозную интерпретацию фактов и создающие определенное отношение к организации.
По сути, декларативные сообщения — это слова, не подкрепленные действительностью. При этом их следует отличать от лжи, когда субъект передающий сообщение, сам осознает несоответствие истине как самого этого сообщения, так и убеждений, на создание которых оно направлено, при том, что объект лжи не осознает ни того, ни другого.
Декларативные сообщения порождают несколько иную ситуацию. Во-первых, в большинстве случаев, они носят ярко выраженный символический характер, а потому существуют в разных плоскостях с реальностью. Это сближает их с корпоративной символикой. Никому ведь не придет в голову обвинить компанию во лжи от того, что ее логотип не соответствует действительности. Как он вообще может ей соответствовать? Это же символ.
Во-вторых, в том, что касается декларативных сообщений, между субъектами, на которых они направлены, и организацией, от которой они исходят, по умолчанию существует негласное и порой неосознанное соглашение — декларативные сообщения не подвергаются сомнению, но и не принимаются в качестве истины. Понимая символическую природу декларативных сообщений, люди иногда вообще не склонны придавать им большого значения. Многие ли, прежде, чем начать работать с компанией-партнером, изучают ее декларативные ценности и видение? Многие ли всерьез воспринимают красивые слова, представленные на сайтах их собственных организаций, если эти слова расходятся с делами? Тем не менее, иногда декларативные сообщения все-таки могут вводить в заблуждение, особенно когда человек или организация имеют дело с незнакомой компанией. И в этом их опасность.
В-третьих, декларативные сообщения строятся не столько на фактах реальной жизни, сколько на их интерпретации. А интерпретация дает значительную свободу в выявлении смыслов изучаемого объекта. Логическим следствием этого является мысль о том, что там, где речь идет об интерпретации, солгать практически невозможно.
И действительно, можно ли усмотреть ложь, например, в таком сообщении: «Мы — одна из лидирующих компаний отрасли. Наш самый ценный ресурс — наши люди. Наша основная ценность — интересы клиентов. Мы работаем на пользу российской экономики и общества». Элементы этого высказывания можно найти в различных декларативных сообщениях тысяч компаний. И в нем нет ни слова вранья. Для проверки любого из посылов данного набора клише просто не существует конвенциональных критериев, и оспорить ни один из них невозможно. Можно взглянуть на ситуацию под несколько абсурдным углом и убедиться в том, что настолько же обоснованным было бы следующее утверждение той же компании: «Мы — аутсайдер отрасли. Люди для нас ничего не значат. Наша основная ценность — собственное обогащение. Польза экономики и общества нам безразличны».
Которое из приведенных сообщений соответствует
действительности, нам неизвестно (если вообще одно из них ей соответствует).
Чаще бывает так, что организация декларирует первое сообщение, а на деле к ней
применимо второе. Слова мало что значат вне контекста.
[i] Spicer A. From inboxing to thought showers: how business bullshit took over. The Guardian. November 23, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Избыток квалификации кандидата — не повод для отказа при найме. Результаты исследованийУченые убеждены, что избыток квалификации кандидата не должен становиться причиной отказа в найме. Проведенные исследования оказали, что...
- Илон Маск об инновациях: технологии не улучшаются сами по себеИлон Маск - один из самых инновационных бизнес-лидеров. Что на самом деле думает Илон Маск об инновациях. Одной короткой фразой он...
- Прекрастинация — откуда берутся бездумные ответы и непродуманные планыПрекрастинация - феномен обратный прокрастинации. Люди со склонностью к прекрастинации действуют быстро, но не всегда эффективно. Опасно...
- Система 996. Что это за система, и в чем ее опасностьСистема 996 используется главным образом китайскими хайтек компаниями. Она противоречит законодательству и ведет к сверхэксплуатации работников. Суть системы...
- Вовлеченная команда и вовлекающее лидерство не терпят полумер. Частичная вовлеченность ведет к проблемамВовлеченная команда требует приверженности. Формальное вовлекающее лидерство вызывает демотивацию и снижает эффективность работы. Полумеры...
- История создания iPadКомпания Apple экспериментировала с планшетами с начала 1990-х. История создания iPad началась с прототипа, который по характеристикам...
- Как организовать себя, работая из дома, — советы экспертаРаботая из дома иногда очень трудно организовать себя. Но хоум-офис дает и огромные возможности для саморазвития и даже карьерного роста...
- «Уважаемый богатый подонок…» К чему может привести ошибка при рассылке информации клиентамОшибка при рассылке информации клиентам может привести к весьма курьезным последствиям и нередко впоследствии требует извинений. В этом убедились...
- Как была сделана легендарная фотография Стива Джобса, ставшая его визитной карточкой при жизни и после смертиКлассическая черно-белая фотография Стива Джобса была сделана в 2006 году. Она нравилась Джобсу и стала его визитной карточкой при жизни и...
- Объективная оценка персонала в реальном времени. Опыт IBMТрадиционная система оценки персонала - разработка 1990-х. Сегодня необходимы новые подходы к процессу оценки. Обратимся к опыту IBM.
- Мой босс — идиот. Или все-таки нет?Вы считаете, что ваш босс - идиот? Ответьте на пять вопросов профессора психологии Томаса Чаморро-Премузича. Возможно, вы поймете, что правы.
- Цена опечатки. Google зарабатывает полмиллиарда долларов в год на опечаткахЦена опечатки может быть высока, когда речь идет о финансах. А вот Google успешно зарабатывает на опечатках, которые делают пользователи. Тайпсквоттинг - …
- Кто такая Марисса Майер, и каким образом ее усердие и трудолюбие погубили YahooМарисса Майер, долгое время работавшая в Google, возглавила компанию Yahoo в 2012 году. Yahoo к тому моменту находилась в кризисе, и совет …