Нравится нам это или нет, но бизнес — это одна из тех областей деятельности человечества, где иногда говорится больше, чем делается или говорится одно, а делается другое. Менеджеры нередко адресуют пустые слова подчиненным, а подчиненные платят им тем же. Руководители организаций часто пустословят на корпоративных сайтах, на переговорах с потенциальными и действительными партнерами, в пресс-релизах и на корпоративных или отраслевых мероприятиях. PR-отделы проводят свои рабочие дни, создавая сообщения, адресованные обществу и направленные на создание нужного имиджа организации.
Андре Спайсер, профессор организационного поведения Лондонского Университета, замечает, что в наше время уметь правильно пустословить в корпоративной жизни важнее, чем добиваться долгосрочных результатов. Он даже предлагает для этого пустословия специальный термин: бизнес-лажа (business bullshit). Свои соображения на эту тему он излагает в книге с соответствующим названием — «Бизнес-лажа» («Business bullshit»).[i]
Разумеется, бывает просто болтовня, не несущая никакой смысловой нагрузки, связанной с организацией. Например, работники обсуждают свои домашние дела или вчерашний футбольный матч. Такие разговоры нас мало интересуют. Нас интересуют только те высказывания, которые могут повлиять на имидж организации или ее рабочие процессы. Именно такие высказывания могут представлять собой декларативные сообщения. Определимся с тем, что такое декларативные сообщения.
Декларативные сообщения – это вербальные сообщения, содержащие личную тенденциозную интерпретацию фактов и создающие определенное отношение к организации.
По сути, декларативные сообщения — это слова, не подкрепленные действительностью. При этом их следует отличать от лжи, когда субъект передающий сообщение, сам осознает несоответствие истине как самого этого сообщения, так и убеждений, на создание которых оно направлено, при том, что объект лжи не осознает ни того, ни другого.
Декларативные сообщения порождают несколько иную ситуацию. Во-первых, в большинстве случаев, они носят ярко выраженный символический характер, а потому существуют в разных плоскостях с реальностью. Это сближает их с корпоративной символикой. Никому ведь не придет в голову обвинить компанию во лжи от того, что ее логотип не соответствует действительности. Как он вообще может ей соответствовать? Это же символ.
Во-вторых, в том, что касается декларативных сообщений, между субъектами, на которых они направлены, и организацией, от которой они исходят, по умолчанию существует негласное и порой неосознанное соглашение — декларативные сообщения не подвергаются сомнению, но и не принимаются в качестве истины. Понимая символическую природу декларативных сообщений, люди иногда вообще не склонны придавать им большого значения. Многие ли, прежде, чем начать работать с компанией-партнером, изучают ее декларативные ценности и видение? Многие ли всерьез воспринимают красивые слова, представленные на сайтах их собственных организаций, если эти слова расходятся с делами? Тем не менее, иногда декларативные сообщения все-таки могут вводить в заблуждение, особенно когда человек или организация имеют дело с незнакомой компанией. И в этом их опасность.
В-третьих, декларативные сообщения строятся не столько на фактах реальной жизни, сколько на их интерпретации. А интерпретация дает значительную свободу в выявлении смыслов изучаемого объекта. Логическим следствием этого является мысль о том, что там, где речь идет об интерпретации, солгать практически невозможно.
И действительно, можно ли усмотреть ложь, например, в таком сообщении: «Мы — одна из лидирующих компаний отрасли. Наш самый ценный ресурс — наши люди. Наша основная ценность — интересы клиентов. Мы работаем на пользу российской экономики и общества». Элементы этого высказывания можно найти в различных декларативных сообщениях тысяч компаний. И в нем нет ни слова вранья. Для проверки любого из посылов данного набора клише просто не существует конвенциональных критериев, и оспорить ни один из них невозможно. Можно взглянуть на ситуацию под несколько абсурдным углом и убедиться в том, что настолько же обоснованным было бы следующее утверждение той же компании: «Мы — аутсайдер отрасли. Люди для нас ничего не значат. Наша основная ценность — собственное обогащение. Польза экономики и общества нам безразличны».
Которое из приведенных сообщений соответствует
действительности, нам неизвестно (если вообще одно из них ей соответствует).
Чаще бывает так, что организация декларирует первое сообщение, а на деле к ней
применимо второе. Слова мало что значат вне контекста.
[i] Spicer A. From inboxing to thought showers: how business bullshit took over. The Guardian. November 23, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Poka-yoke — «защита от дурака» как фундаментальный принцип производства. И не только…Poka-yoke - метод, известный также как «защита от дурака». Для некоторых компаний он выступает одним из основных принципов организации рабочих процессов. Например, …
- «Физический» удар по компании: стихийные бедствия и рейдерские захватыОкружающий мир влияет на компании опосредованно. Но есть события, воздействующие на компании напрямую - стихийные бедствия и рейдерские захваты.
- Вредная продукция: установка на гедонизм или моральная индульгенция? Кейс Philip MorrisВредная продукция, которую производят некоторые компании, такие как Philip Morris представляет собой сложную моральную и этическую проблему. Каковы жизненные ценности людей, работающих …
- Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger KingДэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …
- Внутрикорпоративная борьба, паранойя и корпоративная власть — три стороны одной медали. Результаты исследованийТам, где возникает внутрикорпоративная борьба, страдает продуктивность. Причиной этого нередко становится паранойя руководителей. Исследова...
- Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о нихВо многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...
- Клуб «ненавижу мою работу»: 87% работающих состоят в нем, из них 24% ненавидят свою работу особенно лютоЕсли вас не оставляет мысль «я ненавижу мою работу» - вы не одиноки. Масштабное исследование свидетельствует, что большинство...
- Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказаласьОфисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.
- «Уважаемый богатый подонок…» К чему может привести ошибка при рассылке информации клиентамОшибка при рассылке информации клиентам может привести к весьма курьезным последствиям и нередко впоследствии требует извинений. В этом убедились...
- Почему компания Yamaha попросила людей не прятаться в ящиках для музыкальных инструментовКарлос Гон сбежал из Японии накануне судебного процесса. После этого Yamaha попросила не прятаться в ящиках для музыкальных инструментов...
- Илон Маск считает, что обязан успехом этой технике решения проблемМышление первых принципов - техника мышления, которую Илон Маск использует для решения проблем. Маск считает. что именно ей он обязан своим успехом.
- Когда искать деньги инвесторов для стартапа и в каком количестве — советы экспертаСлишком большие и слишком рано полученные инвестиции в стартап могут навредить. Искать деньги инвесторов нужно с умом, убежден эксперт в...
- Энибот (Anybots Inc.) — роботизация офисной работыЭнибот - робот производства компании Anybot, который может сходить за вас на совещание, сделать презентацию или просто перекинуться парой слов с коллегами.