
Нравится нам это или нет, но бизнес — это одна из тех областей деятельности человечества, где иногда говорится больше, чем делается или говорится одно, а делается другое. Менеджеры нередко адресуют пустые слова подчиненным, а подчиненные платят им тем же. Руководители организаций часто пустословят на корпоративных сайтах, на переговорах с потенциальными и действительными партнерами, в пресс-релизах и на корпоративных или отраслевых мероприятиях. PR-отделы проводят свои рабочие дни, создавая сообщения, адресованные обществу и направленные на создание нужного имиджа организации.
Андре Спайсер, профессор организационного поведения Лондонского Университета, замечает, что в наше время уметь правильно пустословить в корпоративной жизни важнее, чем добиваться долгосрочных результатов. Он даже предлагает для этого пустословия специальный термин: бизнес-лажа (business bullshit). Свои соображения на эту тему он излагает в книге с соответствующим названием — «Бизнес-лажа» («Business bullshit»).[i]
Разумеется, бывает просто болтовня, не несущая никакой смысловой нагрузки, связанной с организацией. Например, работники обсуждают свои домашние дела или вчерашний футбольный матч. Такие разговоры нас мало интересуют. Нас интересуют только те высказывания, которые могут повлиять на имидж организации или ее рабочие процессы. Именно такие высказывания могут представлять собой декларативные сообщения. Определимся с тем, что такое декларативные сообщения.
Декларативные сообщения – это вербальные сообщения, содержащие личную тенденциозную интерпретацию фактов и создающие определенное отношение к организации.
По сути, декларативные сообщения — это слова, не подкрепленные действительностью. При этом их следует отличать от лжи, когда субъект передающий сообщение, сам осознает несоответствие истине как самого этого сообщения, так и убеждений, на создание которых оно направлено, при том, что объект лжи не осознает ни того, ни другого.
Декларативные сообщения порождают несколько иную ситуацию. Во-первых, в большинстве случаев, они носят ярко выраженный символический характер, а потому существуют в разных плоскостях с реальностью. Это сближает их с корпоративной символикой. Никому ведь не придет в голову обвинить компанию во лжи от того, что ее логотип не соответствует действительности. Как он вообще может ей соответствовать? Это же символ.

Во-вторых, в том, что касается декларативных сообщений, между субъектами, на которых они направлены, и организацией, от которой они исходят, по умолчанию существует негласное и порой неосознанное соглашение — декларативные сообщения не подвергаются сомнению, но и не принимаются в качестве истины. Понимая символическую природу декларативных сообщений, люди иногда вообще не склонны придавать им большого значения. Многие ли, прежде, чем начать работать с компанией-партнером, изучают ее декларативные ценности и видение? Многие ли всерьез воспринимают красивые слова, представленные на сайтах их собственных организаций, если эти слова расходятся с делами? Тем не менее, иногда декларативные сообщения все-таки могут вводить в заблуждение, особенно когда человек или организация имеют дело с незнакомой компанией. И в этом их опасность.
В-третьих, декларативные сообщения строятся не столько на фактах реальной жизни, сколько на их интерпретации. А интерпретация дает значительную свободу в выявлении смыслов изучаемого объекта. Логическим следствием этого является мысль о том, что там, где речь идет об интерпретации, солгать практически невозможно.
И действительно, можно ли усмотреть ложь, например, в таком сообщении: «Мы — одна из лидирующих компаний отрасли. Наш самый ценный ресурс — наши люди. Наша основная ценность — интересы клиентов. Мы работаем на пользу российской экономики и общества». Элементы этого высказывания можно найти в различных декларативных сообщениях тысяч компаний. И в нем нет ни слова вранья. Для проверки любого из посылов данного набора клише просто не существует конвенциональных критериев, и оспорить ни один из них невозможно. Можно взглянуть на ситуацию под несколько абсурдным углом и убедиться в том, что настолько же обоснованным было бы следующее утверждение той же компании: «Мы — аутсайдер отрасли. Люди для нас ничего не значат. Наша основная ценность — собственное обогащение. Польза экономики и общества нам безразличны».
Которое из приведенных сообщений соответствует
действительности, нам неизвестно (если вообще одно из них ей соответствует).
Чаще бывает так, что организация декларирует первое сообщение, а на деле к ней
применимо второе. Слова мало что значат вне контекста.
[i] Spicer A. From inboxing to thought showers: how business bullshit took over. The Guardian. November 23, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Анекдотические истории о клиентоориентированном подходе
Когда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работать
Успех человека зависит от его эмоционального интеллекта. Поэтому недостаток эмоционального интеллекта опасен. Ученые выявили генетические факторы, определяющие эмоциональный интеллект.Прокрастинация — это не то, что вы думаете
Нередко понятие «прокрастинация» путают с ленью или плохим тайм-менеджментом. На самом деле, здесь нет ничего общего. Ученые установили, что причина прокрастинации...Если в вашем офисе возникают такие диалоги, это верный признак бюрократизации и ручного управления
Бюрократия и ручное управление, в той или иной степени, присутствуют в большинстве компаний. Но в некоторых организациях дело доходит до абсурда, и …Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и череп
Лама. Flickr/Benson Kua Профессиональные и личностные качества кандидата - необычные рекомендации по найму от рекрутеров Facebook и CiscoЭлизабет Холмс и Theranos - …
Медитация и йога на службе у компании. Эффективность доказана наукой и подтверждена практикой
Страховая компания Aetna исследовала влияние медитации и занятий йогой на продуктивность работников. Результаты подвигли компанию сделать эти практики рутинной активностью работников компании.Долгосрочное мышление и срок жизни компании. Кейс IBM
Долгосрочное мышление напрямую влияет на срок жизни организации. Компания IBM - живое тому подтверждение. Стив Деннинг, автор бестселлеров «Эпоха Agile» и «Вдохновляй …Чувство юмора как часть корпоративной культуры. Ричард Брэнсон никогда его не терял. Именно оно помогло создать Virgin Group
Ричард Брэнсон одним первоапрельским утром оказался в тюремной камере в одном домашнем халате. Пояс от халата у него изъяли во избежание суицида …Нужен ли сильный лидер, чтобы создать эффективную команду
Ученые установили, что сильный лидер дорывает эффективную работу команды. Наличие сильного лидера ведет к снижению активности других...Корпоративный стокгольмский синдром
Психологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...
Крупнейшие сокращения численности персонала в истории. Семь компаний — семь причин
Сокращения численности персонала - одна из стандартных мер, которой менеджмент реагирует на кризисы. Семь реальных компаний - семь разных причин сокращений.Беспорядок на столе как источник творческих идей
Беспорядок на столе и в рабочем помещении способствует творческому мышлению. Порядок, напротив, ставит в рамки. Результаты исследования психологов...Психология принятия влияния на примере Тима Кука из Apple
Почему Тим Кук, вицепрезидент компании Compaq, крупнейшей на тот момент компьютерной компании, согласился оставить свой пост и присоединиться к далеко не такой …