Нравится нам это или нет, но бизнес — это одна из тех областей деятельности человечества, где иногда говорится больше, чем делается или говорится одно, а делается другое. Менеджеры нередко адресуют пустые слова подчиненным, а подчиненные платят им тем же. Руководители организаций часто пустословят на корпоративных сайтах, на переговорах с потенциальными и действительными партнерами, в пресс-релизах и на корпоративных или отраслевых мероприятиях. PR-отделы проводят свои рабочие дни, создавая сообщения, адресованные обществу и направленные на создание нужного имиджа организации.
Андре Спайсер, профессор организационного поведения Лондонского Университета, замечает, что в наше время уметь правильно пустословить в корпоративной жизни важнее, чем добиваться долгосрочных результатов. Он даже предлагает для этого пустословия специальный термин: бизнес-лажа (business bullshit). Свои соображения на эту тему он излагает в книге с соответствующим названием — «Бизнес-лажа» («Business bullshit»).[i]
Разумеется, бывает просто болтовня, не несущая никакой смысловой нагрузки, связанной с организацией. Например, работники обсуждают свои домашние дела или вчерашний футбольный матч. Такие разговоры нас мало интересуют. Нас интересуют только те высказывания, которые могут повлиять на имидж организации или ее рабочие процессы. Именно такие высказывания могут представлять собой декларативные сообщения. Определимся с тем, что такое декларативные сообщения.
Декларативные сообщения – это вербальные сообщения, содержащие личную тенденциозную интерпретацию фактов и создающие определенное отношение к организации.
По сути, декларативные сообщения — это слова, не подкрепленные действительностью. При этом их следует отличать от лжи, когда субъект передающий сообщение, сам осознает несоответствие истине как самого этого сообщения, так и убеждений, на создание которых оно направлено, при том, что объект лжи не осознает ни того, ни другого.
Декларативные сообщения порождают несколько иную ситуацию. Во-первых, в большинстве случаев, они носят ярко выраженный символический характер, а потому существуют в разных плоскостях с реальностью. Это сближает их с корпоративной символикой. Никому ведь не придет в голову обвинить компанию во лжи от того, что ее логотип не соответствует действительности. Как он вообще может ей соответствовать? Это же символ.
Во-вторых, в том, что касается декларативных сообщений, между субъектами, на которых они направлены, и организацией, от которой они исходят, по умолчанию существует негласное и порой неосознанное соглашение — декларативные сообщения не подвергаются сомнению, но и не принимаются в качестве истины. Понимая символическую природу декларативных сообщений, люди иногда вообще не склонны придавать им большого значения. Многие ли, прежде, чем начать работать с компанией-партнером, изучают ее декларативные ценности и видение? Многие ли всерьез воспринимают красивые слова, представленные на сайтах их собственных организаций, если эти слова расходятся с делами? Тем не менее, иногда декларативные сообщения все-таки могут вводить в заблуждение, особенно когда человек или организация имеют дело с незнакомой компанией. И в этом их опасность.
В-третьих, декларативные сообщения строятся не столько на фактах реальной жизни, сколько на их интерпретации. А интерпретация дает значительную свободу в выявлении смыслов изучаемого объекта. Логическим следствием этого является мысль о том, что там, где речь идет об интерпретации, солгать практически невозможно.
И действительно, можно ли усмотреть ложь, например, в таком сообщении: «Мы — одна из лидирующих компаний отрасли. Наш самый ценный ресурс — наши люди. Наша основная ценность — интересы клиентов. Мы работаем на пользу российской экономики и общества». Элементы этого высказывания можно найти в различных декларативных сообщениях тысяч компаний. И в нем нет ни слова вранья. Для проверки любого из посылов данного набора клише просто не существует конвенциональных критериев, и оспорить ни один из них невозможно. Можно взглянуть на ситуацию под несколько абсурдным углом и убедиться в том, что настолько же обоснованным было бы следующее утверждение той же компании: «Мы — аутсайдер отрасли. Люди для нас ничего не значат. Наша основная ценность — собственное обогащение. Польза экономики и общества нам безразличны».
Которое из приведенных сообщений соответствует
действительности, нам неизвестно (если вообще одно из них ей соответствует).
Чаще бывает так, что организация декларирует первое сообщение, а на деле к ней
применимо второе. Слова мало что значат вне контекста.
[i] Spicer A. From inboxing to thought showers: how business bullshit took over. The Guardian. November 23, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Вызов современной организации труда от эксперта в области эффективности: избавиться от устаревших шаблоновОрганизация труда часто построена на шаблонах не имеет обоснования. Известный эксперт в области эффективности предлагает подход, опирающийся на научные данные и здравый …
- Как не отвлекаться на социальные сети и новостные сайты. Результаты исследованийДанные исследований демонстрируют, что офисным работникам становится все труднее не отвлекаться на социальные сети и нерелевантные сайты.
- Маурицио Гуччи, Патриция Реджани, их дочери и прочие Гуччи. Минусы семейного бизнеса — жадность, интриги и одно убийствоМаурицио Гуччи был застрелен убийцей, которого наняли Патриция Реджани и ее персональная гадалка. Дочери Маурицио Гуччи, Алессандра и Алле...
- Что случилось с Kodak — чем может обернуться боязнь новогоКомпания Kodak не выдержала конкуренции со стороны производителей цифровых фотокамер. Горькая ирония состоит в том, что цифровая камера была изобретена самой компанией …
- Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?
- Моральная индульгенция, которую нам дают компанииРаботая в крупной компании, человек действует не столько от своего лица, сколько от лица компании. Это дает ему своеобразную моральную индульгенцию - …
- Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компанииИдея комиксов о Дилберте зародилась у Скотта Адамса, когда он работал в Pacific Bell. Из этой же компании происходит офисный жаргон, на …
- Чем полезно корпоративное обучение? Оно снижает «текучку» на 37%. Об этом свидетельствует исследованиеПо данным исследований, корпоративное обучение снижает текучесть кадров на 37%. Для 92% работников обучение - мотивирующий фактор, 83% работников лучше выполняют свои …
- Обея — секрет успешного управления проектом. Доказано ToyotaОбея - это метод интеграции проекта, который используется в проектном управлении. Впервые обея была использована при разработке Toyota Prius.
- Хищение зарплаты. Как работодатель может обворовывать работниковНередко работодатель идет на ухищрения, чтобы сэкономить на работнике. В английском для этого явления есть термин «хищение зарплаты» или wage theft.
- Управление кризисом: кейсы PepsiCo и Cadbury — два подхода, разные результатыPepsiCo и Cadbury в разное время пережили серьезные кризисы. Управление кризисом в Pepsi и Cadbury было весьма разным. И результаты оказались разными...
- Пример антикризисного управления, вошедший в учебники MBA. Johnson&Johnson и препарат Тайленол.Семь человек умерли после приема препарата Тайленол. Вины производителя в этом не было. Прекрасный пример антикризисного управления продемонстрировала компания Johnson & Johnson.
- Как извлечь сверхприбыль. Рецепт от компании Mylan, который сделал ее олицетворением корпоративной жадностиСтратегия продвижения препарата Эпипен сделала компанию Mylan олицетворением корпоративной жадности. Стремясь извлечь сверхприбыль, Mylan...