Что случилось с Kodak — чем может обернуться боязнь нового

Время чтения: 4 мин.
Стивен Сассон, Компания Kodak
Стивен Сассон. YouTube/InventorSeries

Излишне говорить об опасности неоправданных рисков. Недостаток осторожности рано или поздно грозит организации бедой. Однако бизнес всегда сопряжен с рисками, и чрезмерный страх неопределенности также может сослужить компании плохую службу. Иначе говоря, иногда восприятие нового как опасного может само таить в себе большую опасность. 

В 2012 году компания Kodak подала иск о банкротстве. Компания не выдержала конкуренции со стороны производителей цифровой фото и видео техники. Когда она принялась за их производство, было уже слишком поздно — конкурентная борьба к этому моменту оказалась проиграна. Казалось бы, это нередкая история — кто-то успевает сориентироваться в быстро меняющихся условиях современного рынка, а кто-то — нет. Таких примеров можно найти немало. Однако Kodak — особый случай. Ведь первая цифровая камера была изобретена именно в этой компании.

В 1975 году инженер Kodak Стивен Сассон изобрел первый цифровой фотоаппарат, съемка которым занимала 50 миллисекунд, а последующая запись снимка на магнитофонную пленку требовала целых 23 секунды. Результатом являлся черно-белый снимок на экране телевизора с разрешением 100х100 пикселей. Как ни смешно звучит это в наши дни, для 1975 года это был настоящий прорыв.  

Первая в мире цифровая камера, Компания Kodak
Первая в мире цифровая камера.
YouTube/InventorSeries

Сассон продемонстрировал свое изобретение менеджменту. Однако воодушевления оно не вызвало. А вызвало скорее тревогу за существующий бизнес компании — Kodak в то время имел львиную долю рынка фотоаппаратов, фотопленки, реактивов для проявки пленки и других связанных с пленочной фотографией продуктов. В 1978 году Kodak запатентовал изобретение Сассона, но инженеру было запрещено рассказывать кому-либо о своем изобретении или демонстрировать прототип за пределами компании.  

В 1989 году Сассон, продолжавший работать в Kodak, представил руководству компании цифровую камеру с разрешением уже 1,2 мегапикселя, в которой использовались карты памяти и техника сжатия снимка при записи на цифровой носитель. По сути, это была настоящая фотокамера современного образца. И вновь менеджмент отказался начать выпуск и продажу фотоаппаратов нового поколения, поскольку тревожился за имевшийся в распоряжении Kodak рынок пленочной фотографии.[1], [2]

Один из бывших менеджеров Kodak впоследствии сказал: «Мы разработали первую в мире цифровую камеру, но не смогли запустить ее продажу из-за страха за рынок пленки».[3]

Так, боязнь нового и избегание неопределенности в пользу всего старого, устоявшегося и хорошо знакомого привела к тому, что фирма Kodak упустила возможность не уйти в прошлое вместе со старой доцифровой эпохой. В 2012 году, когда компания подала на банкротство, продажи цифровых камер составляли 31 миллиард евро.[4]


Релевантно: Активная инерция как феномен корпоративной культуры: примеры Kodak и Microsoft


  1. McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
  2. Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
  3. Usborne D. The moment it all went wrong for Kodak. Independent. January 20, 2012.
  4. Информационный сервис Statista.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXT
Atari шок - обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнеса
Управление кризисом: кейсы PepsiCo и Cadbury - два подхода, разные результаты
Неудачная промо-акция от Coca-Cola. Оскорбления покупателей - не лучший способ продвижения продукции
Мак Бук против МакБука. Как компания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы продукции Apple
Что значит буква "i" в названиях продуктов Apple (iPhone, iPad и т.д.) и откуда она взялась
7 принципов эффективности, которыми Илон Маск поделился с работниками Tesla в своем электронном письме
Как найти лучших работников в индустрии? Надо сделать так, чтобы они сами находили тебя. Блестящая HR-кампания от Google
Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей - жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?