Технологии и корпоративная культура. Технологии усугубляют проблемы, если проблема в культуре. Мнение эксперта

Время чтения: 6 мин.
Технологии и корпоративная культура могут образовывать порочные круги.
Flickr/Aaron G (Zh3uS)

Технологии и корпоративная культура должны быть совместимы и вместе работать на благо компании. Однако часто возникает обратная ситуация. Бездумное внедрение высокотехнологичных решений для бизнеса может усугубить проблемы и плохо сказаться на продуктивности. Неудивительно, что значительная часть IT-решений для бизнеса вызывает у работников фрустрацию, и многие из них не приживаются в компаниях.

Подспорье, но пе решение

Складывается впечатление, что в наши дни для любой проблемы имеется решение из области хайтека. Достаточно выбрать правильное приложение или интернет-платформу, и проблемы как не бывало.

Действительно, предложение высокотехнологичных решений для управления бизнесом весьма велико: от классических систем планирования ресурсов до весьма экзотических интернет платформ для объективной оценки соискателей и приложений для оценки персонала в реальном времени или репортирования случаев сексуальных домогательств. Но действительно ли технологии способны решить все проблемы? Скажем, технологии и корпоративная культура. В каких отношениях состоят две этих части жизни современной компании?

Есть области, в которых технологии могут выступать подспорьем, но не решеньем. Так считает Илья Тулвио — технический директор консалтинговой компании Made by many. Для технического директора, да еще и компании, активно использующей технологические решения, мнение не самое обычное. И тем не менее…

«Применение масштабных технологических решений может привести к увеличению проблем в области корпоративной культуры. Особенно если вводить их бессистемно», — пишет Тулвио. «Если вы игнорируете основы и переходите непосредственно к автоматизации, вы рискуете запустить каскад нежелательных событий.»

Когда технологии и корпоративная культура создают порочный круг

Технологии и корпоративная культура могут образовывать порочные круги.
Flickr/srgpicker

Тулвио приводит пример из практики. Для организации коммуникации и обмена опытом одна международная компания стала использовать онлайн инструмент, устроенный по принципу социальной сети. Однако коммуникация не улучшилась, а обмен опытом не возник.

Вместо этого социальная сеть превратилась в место, где работники выкладывали фотографии, демонстрирующие их достижения. Иными словами, социальная сеть стала инструментом внутрикорпоративной борьбы — борьбы за внимание руководства и получения карьерных преимуществ. Она не сплотила коллектив компании, а, напротив, способствовала разобщению.

Кроме того, некоторые работники начали испытывать тревогу и расстройство, когда их руководители не ставили к их постам лайки. Чтобы не демотивировать команды, менеджерам пришлось ставить себе ежедневные напоминания о том, что нужно не забыть оценить посты подчиненных.

Технологии и корпоративная культура могут образовывать порочные круги.
Pexels/rawpixel.com

Чем больше постов ставили работники, тем больше другие работники стремились ставить своих постов. И тем больше внимания менеджерам приходилось уделять социальной сети, а не работе. Дошло до того, что из социальной сети контент начал проникать в другие каналы коммуникации компании. В результате проект был остановлен, и компания отказалась от IT-инструмента.[1]

Очевидно, произошло следующее. В компании и до введения социальной сети существовала культура высокой внутренней конкуренции, соперничества и тщеславия. По всей вероятности, раньше работники старались использовать другие способы донести до руководства и коллег информацию о своих достижениях (презентации, совещания, электронная почта и т.д.).

С появлением социальной сети это стало проще. Но теперь все стремились заполнить ее максимальным количеством контента. Поэтому индивидуальные посты терялись в непрерывном потоке информации. Люди старались постить еще больше. Возникало еще больше контента…

Зерно упало в плодородную почву. Технологии и корпоративная культура образовали порочный круг. В условиях другой корпоративной культуры инструмент вполне мог бы стать полезным подспорьем в работе. И, вероятно, если бы руководство компании проанализировало культуру организации, оно не стало бы использовать социальную сеть, а выбрало бы другой инструмент.

Культура прежде технологий

Никакое программное обеспечение не избавит вас от проблем, если проблемы лежат в области корпоративной культуры. Поэтому сначала следует решать проблемы в культуре, а уже затем обращаться к высоким технологиям, чтобы скорректировать небольшие недостатки системы.[1]

Технологии и корпоративная культура могут образовывать порочные круги.
Pexels/PhotoMIX Ltd

«Вы не можете создать хорошую корпоративную культуру за короткое время, и вам не следует ожидать, что какая-нибудь высокая технология моментально решит проблемы. Вам стоит быть готовыми выделить время и ресурсы, чтобы обратиться к основам проблемы. Только тогда, когда культура вашей компании находится в должном состоянии, можно начать думать о технологиях. Не пытайтесь поправить культуру с помощью технологий. Велика вероятность, что вы об этом пожалеете», — считает Тулвио.[1]


Дополнительно: Успехи команд приписываются не тем людям в 60% случаев. Присвоение чужих достижений — опасная черта корпоративной культуры


  1. Tulvio I. Technology isn’t going to save your company culture. Fast Company. May 31, 2019.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Личностное многообразие и сопричастность. Взгляд Lenovo на эффективность команд
Взаимосвязи рынка - сообщение Цукерберга повысило стоимость акций New York Times, Fox News и Wall Street Journal
Средний возраст основателей бизнеса намного больше, чем принято думать. Создание успешного стартапа в 20 лет - красивый миф
Производитель винтовки М16 в мирное время балансирует на грани банкротства. Во времена военных конфликтов Colt процветает
Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников - принципы предельной прозрачности и абсолютной честности
Беспорядок на столе как источник творческих идей
Психологическая безопасность - свойство эффективных команд. И задача лидера - ее создание
Как ураган заставил компанию подготовиться к эпидемии коронавируса
Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа. Примеры IKEA, Toyota и Amazon