- Компания Google объявила о том, что с апреля 2019 года пользовательские аккаунты в Google+ будут закрыты, а сама социальная сеть перестанет существовать.
- С самого начала в проекте Google+ имелись серьезные стратегические, тактические и технические просчеты, которые привели к провалу проекта.
- Возможно, причины повторных неудач на поле социальных сетей в остальном успешной компании кроются в ее организационных способностях и особенностях культуры.
О том, что Google+ представляет собой провальный проект, который, по всей вероятности, будет закрыт, говорить начали еще несколько лет назад. И вот, наконец Google объявил о том, что со 2-го апреля 2019 года все пользовательские аккаунты будут закрыты, пользовательский контент удален, и социальная сеть перестанет существовать.
С 4 февраля 2019 года пользователи больше не могут создавать новые профили, страницы, сообщества или события. Владельцам и модераторам сообществ в Google+ дается возможность сгрузить и сохранить контент их сообществ. В ближайшее время кнопки G+ на сайтах и в блогах перестанут работать, а формы для комментариев будут удалены вместе со всеми комментариями.1
Так заканчивает свое существование социальная сеть Google. На самом деле, у Google+ всегда были некоторые проблемы с идентичностью. Сперва, начиная с 2011 года, когда проект был запущен, сервис рассматривался как конкурент существовавшим на тот момент социальным сетям — в первую очередь Facebook. Спустя четыре года было объявлено, что сервис будет охватывать только два основных направления — фотографии и Интернет-вещание.2 Еще через три года компания дала понять, что рассматривает два этих направления скорее как отдельные продукты, чем как единую социальную сеть. А в октябре 2018 года компания Google и вовсе объявила о своих планах по закрытию всего сервиса3, которые теперь воплощаются в жизнь.
Каковы причины провала проекта? Разберем по порядку.
Провал стратегии
Как уже было сказано, Google никак не мог определиться с тем, чем же, на самом деле, является Google+ — социальной сетью, пакетом сервисов, набором продуктов, отдельными продуктами или просто центром управления учетными данными пользователей, позволяющим использовать различные продукты компании, такие как Gmail, Youtube, Hangouts, различные приложения для Android и т.д.
Создатели компании Ларри Пейдж и Сергей Брин лично курировали разработку и продвижение Google+. Позже Сергей Брин отметил, что его участие в проекте было ошибкой, поскольку все «социальное» ему несколько чуждо.4
В 2011 году, когда Google+ был представлен широкой общественности, на рынке его ждала суровая конкуренция, а компания не имела представления о том, что можно предложить пользователем, чего бы им не предложили Facebook, Twitter или LinkedIn.
Новая социальная сеть была запущена без четкого плана и без учета конкурентов. В начале Google+ стремился стать вторым Facebook2, невзирая на тот факт, что один Facebook уже имелся на рынке и был весьма успешен.
Попытка соперничать с Facebook была совершенно бесхитростной. Google попытался сделать нечто подобное продукту конкурентов и почему-то ожидал, что пользователи захотят уйти от них и придут в их социальную сеть.
Большим стратегическим просчетом стало опоздание версии Google+ для мобильных устройств. Когда же мобильная версия все-таки появилась, она была недостаточно хороша по сравнению с другими соцсетями. К тому же, фотографии высокого разрешения (один из опорных столбов стратегии Google) значительно замедляли работу приложения.
Существенным стратегическим промахом компании оказалась нежелание слушать и понимать своего клиента. Ее подход к социальным сетям не доставлял людям радости.
Причем компания оказалась неспособна учиться на собственных ошибках, ведь Google+ — далеко не первая ее неудача на поле социальных медиа. Ранее были сервисы — Orkut, Buzz, Google Health, Google PowerMeter.
Такие продукты основаны на предположении о том, что пользователи в соцсетях получают удовольствие не от общения, а от организации своей информации и управления ею.5 Возможно, работников Google это и радует (вспомним миссию компании: организовать информацию по всему миру и сделать ее доступной и полезной), но пользователи социальных сетей точно получают удовольствие от чего-то другого.
Плохая тактика
С самого начала Google+ вызывал споры даже внутри компании. Не все оценивали проект как однозначно хорошую идею.2
Когда Ларри Пейдж возглавил компанию в 2011 году он горячо поддерживал развитие социальной сети.2 Считается, что Вик Гундотра, старший вице-президент, убедил Пейджа, что если не запустить собственную социальную сеть, то Facebook «убьет» Google.
Ларри Пейдж настолько проникся этой идеей, что привязал 25% от бонусов любого работника его организации к степени успешности компании в области социальных медиа. Предположительно, он хотел, чтобы каждый работник корпорации стал тем, кто продвигает ее продукт среди своих родных, друзей и знакомых. По словам Майка Илгана из ComputerWorld, Пейдж хотел заставить работников «спамить свою бабушку за деньги».5
Идея была не слишком успешна. По данным психологов денежное вознаграждение работает тогда, когда перед человеком стоит четкая (желательно измеримая) цель, не требующая особых размышлений и креативности. В противном случае, внешнее стимулирование может быть неэффективно или даже опасно, поскольку оно переключает внимание с истинных целей деятельности на критерии ее оценки. Эффективнее было бы попытаться вдохновить людей на продвижение Google+, а затем, если бы был достигнут успех, выплатить им дополнительный бонус.
Еще одной проблемой стал уход Вика Гундотры из Google в 2014 году. Компания попросту оказалась не готовой к такому развитию событий. У нее не было плана на такой случай, и она на некоторое время потеряла фокус в своей работе над социальной сетью.
Проблемы технического воплощения
Многие пользователи испытывали сложности, имея дело с Google+. Инновационная идея «кругов» оказалась недостаточно простой, чтобы ее использование приносило удовольствие. Предполагалось, что пользователи будут создавать такие «круги» как, например, «друзья» или «семья», для того чтобы делиться информацией и постами в пределах отдельных кругов. Идея очевидна — то, что интересно семье не обязательно интересно друзьям. Но идея формирования кругов была воплощена таким образом, что членам круга не было до конца понятно, кто еще присутствует в круге, что, безусловно, осложняло коммуникацию.
Как уже говорилось ранее, мобильная версия социальной сети оказалась далека от совершенства, а фотографии высокого разрешения сделали работу мобильного приложения еще и довольно медленной.2,4
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что с самого начала своей попытки создания социальной сети Google делал, во-первых, не то, что надо, во-вторых, не так, как надо, а, в-третьих, оказался не способен воплотить свои собственные идеи.
Не каждая IT-компания должна непременно создать свою личную социальную сеть. Возможно, Google как раз относится к той категории компаний, которым не стоит этим заниматься? Быть может, это не соответствует корпоративной культуре организации и ее организационным способностям? Не лучше ли Google сосредоточиться на своих многочисленных отличных продуктах, находящихся вне области социальных медиа?
- Eadicicco L. Why Gоogle+ failed, according to Gоogle insiders. Business Insider. Apr. 26, 2015
- Gоogle закрывает свою соцсеть для рядовых пользователей из-за возможной утечки данных. ТАСС. 8 октября 2018
- Here’s why Gоogle+ failed to take off. The Economic Times. Oct 09, 2018
- Denning S. Five Reasons Why Google+ Died. Forbes. Apr 17, 2015
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Миллиардеры Билл Гейтс и Джефф Безос сами моют посуду. Почему они это делают?Билл Гейтс долгое время оставался самым богатым человеком планеты. В январе 2018 года это место занял Джефф Безос. Однако статус самого богатого …
- Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисковДжефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …
- Медитация и йога на службе у компании. Эффективность доказана наукой и подтверждена практикойСтраховая компания Aetna исследовала влияние медитации и занятий йогой на продуктивность работников. Результаты подвигли компанию сделать эти практики рутинной активностью работников компании.
- Корпоративные традиции. История униформы SonyСуществуют разные взгляды на вопросы униформы в компаниях. Например, Стив Джобс хотел ввести униформу в Apple, но у него это не вышло …
- Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в GoogleНе существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …
- Вызов гигиене или инновационный бизнес? 6,5 миллионов долларов за трусы, которые можно не стирать неделямиДатский стартап Organic Basics выбрал для себя необычную для современного статрапа область. Он не занимается хайтеком и информационными технологиями. Он производит трусы, …
- Стресс инновации. Что это и как с ним боротьсяИнновации и развитие инновационного мышления могут вызвать у работников стресс инновации. Это состояние характеризуется подавленностью и скепсисом, связанными с инновационным процессом в …
- Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученыхИсследование показало, что мультфильмы Диснея могут вызывать отвращение к работе, организациям и руководству. В их сюжеты заложены линии...
- Тейлор и Форд как и прежде актуальны. Далеко ли современные руководители ушли от управленческого стиля эпохи индустриализации?Современные руководители опираются на устаревшие принципы тейлоризма и фордизма. Тейлор и Форд создали свои теории примерно век назад, а...
- Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компанииС позиций организационной социологии, корпоративная культура - это своеобразный фильтр, который пропускает приемлемые для организации влияния и отсеивает неприемлемые. При этом, речь …
- История липучки. Застежка, почти совершившая революцию в легкой промышленностиFlickr/marcos.sa Роберт Фридланд - наставник и друг Стива Джобса, научивший его основам духовных практик и бизнесаСамые популярные в Китае. Какая сеть ресторанов …
- Предсмертное письмо Стива ДжобсаСоздатель Apple покинул пост главы компании в августе 2011 года, в ноябре он скончался. Предсмертное письмо Стива Джобса, обращенное к...
- Чувство юмора как часть корпоративной культуры. Ричард Брэнсон никогда его не терял. Именно оно помогло создать Virgin GroupРичард Брэнсон одним первоапрельским утром оказался в тюремной камере в одном домашнем халате. Пояс от халата у него изъяли во избежание суицида …