Автор: Игорь Щемелинин (MBA), создатель Freeconcept Consultancy
Современный рынок диктует свои правила. Сегодня компаниям как никогда необходимо быть гибкими и максимально использовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. В противном случае можно оказаться на обочине, как это произошло с Microsoft, Sony, Nokia, Кодак или Yahoo. Но что значит быть гибкими?
Вероятно, это значит, что каждый отдельно взятый сотрудник должен избавиться от ригидности мышления и демонстрировать большую открытость и готовность слышать коллег, а также воспринимать сигналы извне компании.
Тем не менее, вряд ли вопросы гибкости организации можно свести исключительно к такому фактору как корпоративная культура (хотя она и крайне важна). Существуют также организационные и административные аспекты, которые способствуют либо возникновению гибкости, открытости и реализации потенциала и способностей организации, либо — закрытости, закостенелости и шаблонному мышлению.
Например, странно было бы ожидать, что в условиях жесткой иерархической системы работники станут проявлять инициативу, активно делиться с компанией своими идеями и выходить за рамки формальных должностных инструкций. В то же время, когда они понимают, что у них не только есть шанс быть услышенными, но и что компания ожидает их идей и инициатив, они начинают вести себя иначе, вкладывая больше усилий и демонстрируя больше приверженности делу компании. Такое поведение становится предпосылкой синергии и более полной реализации каждого отдельного работника. А ведь именно из реализации способностей отдельных работников складывается эффективность работы всей организации.
Альтернативой иерархической системе, подавляющей инициативу работников и препятствующей возникновению синергии, выступает холакратия — система управления, предполагающая распределение управленческих ответственности и полномочий по всей организации.
Откуда взялась холакратия
Существует мнение, что холакратия — это некая революционная система, которая является абсолютным антагонистом традиционной иерархии. Однако это не совсем так. Скорее она представляет собой эволюционно новую форму, возникшую на основе иерархии. Давайте разберемся в том, что такое холакратия и как она работает, и вы заметите эволюционную связь между двумя этими системами.
Термин «холакратия» впервые был использован Артуром Кестлером в книге 1967 года «Призрак в машине». Система опирается на холоны (от греч. «целый») — образования, которые функционируют одновременно как части и как целостные структуры наподобие органов единого организма.2
Считается, что первым руководителем, внедрившим на своем предприятии холакратию является Брайан Робертсон, основатель компании Ternary Software.1 В 2007 году Робертсон организовал холакратическую систему в своей организации, а в 2009 году написал книгу «Конституция холакратии», описывающую эту управленческую модель.
На самом деле, Брайан Робертсон не был первым. Элементы холакратической системы использовались некоторыми менеджерами и бизнесменами задолго до того, как Робертсон описал ее как метод или социальную технологию. Например, Крис Рафер — основатель компании Morning Star — производителя консервированных томатов и томатной пасты. Фирма Рафера (годовая выручка 700 млн долларов) существует с 1970 года и все это время работает без менеджмента.
Холакратия предполагает устрнение класса менеджеров в компании. Тем не менее, это не значит, что организация неуправляема. Организация самоуправляема.
А самоуправление предполагает, не только отсутствие централизованного управления, но и наличие механизмов, обеспечивающих регулирование и координацию всей системы. Утверждение, что в системе построенной на самоуправлении отсутствует власть — ошибочно. Власть есть, но она распределена между многими членами команды.
Холакратическая организационная структура
Если традиционная иерархическая структура организации представляет собой пирамиду, то холакратическая структура опирается на круги. Число и взаимоотношения кругов в разных организациях может отличаться, но основной принцип состоит в следующем: круги большего размера, т.е. круги в которые входят работники, задействованные в принятии более общих решений, включают в себя круги меньших размеров, имеющие дело с более узкими и специализированными вопросами. Таким образом, для каждого работника существует не только узкий спектр задач, связанных исключительно с его профессией, но и ряд задач, относящихся к сфере исполнительного менеджмента и управления его подразделением и всей организацией.
Самый большой круг, охватывающий практически всех, кто работает в организации, называется якорным (anchor circle). Между работниками, входящими в якорный круг, распределены ответственность и полномочия, которыми в иерархической системе обладает совет директоров.
Якорный круг, как правило, включает в себя единственный круг меньших размеров — Круг компании (General company cycle). Он выполняет функции, которые традиционно возлагаются на исполнительный менеджмент.
В состав круга компании входит несколько суперкругов (super-circles) — групп работников, специализирующихся в определенной области. Например, группа работников, специализирующихся на маркетинге, может быть объединена в суперкруг «Маркетинг».
В пределах каждого суперкруга располагаются круги низшего уровня или, если использовать дословный перевод — подкруги (sub-circles), включающие работников, специализирующихся в относительно узких областях. Например, в суперкруге «Маркетинг» наряду с другими кругами низшего уровня может иметься круг «Интернет-реклама», включающий в себя группу соответствующих специалистов.
И наконец, круги низшего уровня включают в себя отдельные роли, которые отдельные работники играют в рабочем процессе. Например, в круге низшего уровня «Интернет-реклама» такими ролями могут быть «Продвижение в социальных сетях», «Контекстная реклама», «Развитие бренда». Ответственность в рамках роли устанавливается путем обсуждения и достижения согласия в рамках круга низшего уровня. При этом, каждый работник может иметь неограниченное число ролей.3
Таким образом, в условиях холакратии должности заменены ролями, а традиционная иерархическая пирамида — кругами, предполагающими определенные полномочия и ответственность входящих в них работников. Тем не менее, это не значит, что система не контролируется. В ней нет места руководителям в традиционном понимании. Однако у каждого круга имеется супервайзер (дословно «ведущее звено» — lead link), который контролирует выполнение договоренностей, достигнутых в рамках круга. Кроме того, здесь имеется понятие «обязательной работы» (required work) — работы, которая непосредственно связана с каждой ролью. У работников есть свобода планировать свое время и самостоятельно расставлять приоритеты, но система все-таки предполагает определенные рамки их деятельности.2
Холакратия — эволюционировавшая иерархия
Подводя итог, холакратия зачастую воспринимается как некая эволюционно новая форма организации наподобие бирюзовых организаций Фредерика Лалу. Однако это не совсем так. Скорее холакратия — это эволюционная форма иерархии, позволяющая работникам полнее реализовывать свой потенциал и избегать бюрократии, управленческого произвола и микроменеджмента.
Холакратия — безусловно, демократический метод управления организацией, который предполагает принятие решений большинством работников компании. Тем не менее, ей присущи черты и эволюционно старой иерархической организации.
Во-первых, круги более низких уровней подчиняются кругам более высоких уровней. Решения, принятые на уровне якорного круга обязательны для круга компании, суперкругов, кругов низшего уровня и всех ролей. Решения, принятые на уровне суперкруга должны выполняться всеми входящими в суперкруг кругами и ролями и т.д. То есть имеет место своеобразная иерархия кругов.
Во-вторых, система все-таки контролируется. Каждый круг имеет своего супервайзера, чьи задачи, до определенной степени, сходны с задачами руководителя подразделения или менеджера проекта.
Очевидно одно, холакратическая система обладает большей гибкостью, чем традиционная эволюционно старая иерархия. Она дает больше возможностей для самореализации и открыта для работников, проявляющих инициативу и стремящихся сделать свой вклад в общее дело.
Кстати, холакратия работает на практике. Считается, что эта система используется более чем в 300 компаниях по всему миру.2 И крупнейшей из таких компаний является Zappos с его небезызвестным руководителем Тони Шеем.
1. Badal, J. Can a Company Be Run as a Democracy? Wall Street Journal. April 23, 2008.
2. Feloni R. Here’s how the ‘self-management’ system that Zappos is using actually works. Business Insider. Jun 3, 2015.
3. Feloni R. A former Zappos manager explains how her job changed after the company got rid of bosses. Business Insider. Feb 20, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Взаимные обвинения и поиск виноватых — токсичная рабочая атмосфераВзаимные обвинения нередко становятся частью корпоративной культуры. Поиск виноватых в таких условиях начинает заменять поиск решения проблемы.
- Отвлекающие факторы на работе опаснее, чем могут казатьсяПо данным ученых, отвлекающие факторы на работе снижают продуктивность труда на 59% и ведут к преждевременной усталости. Но, что еще хуже...
- Нужен ли сильный лидер, чтобы создать эффективную командуУченые установили, что сильный лидер дорывает эффективную работу команды. Наличие сильного лидера ведет к снижению активности других...
- Пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира. Оргия как стимулятор продажСкандальный пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира Munich Re. Компания признала, что это была ошибка...
- Почему лучше искать новую работу, не уходя со старой: даже несколько дней без работы сильно снижают шансы соискателяВсего несколько дней без работы значительно снижают шансы найти хорошее место. Поэтому лучше искать новую работу, не уходя со старой...
- 2018 год не был безоблачным для Google. 6 серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться компании в уходящем годуВ 2018 году компания Google столкнулась с серюезными проблемами. Среди них: протесты работников, беспрецедентные штрафы, обвинения в злоупотреблениях, уход ключевого персонала, секс-скандалы …
- Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после негоЛи Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …
- Вызов современной организации труда от эксперта в области эффективности: избавиться от устаревших шаблоновОрганизация труда часто построена на шаблонах не имеет обоснования. Известный эксперт в области эффективности предлагает подход, опирающийся на научные данные и здравый …
- Лидерство в кризис: эти руководители компаний отказались от своих зарплат из-за эпидемии коронавирусаМногие руководители крупных компаний отказываются от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса. Истинное лидерство в кризис требует...
- Предсказания Оруэлла, воплощенные в современном офисеВ современном офисе имеется множество черт антиутопии, от характерных технологий до тотальной слежки. Предсказания Оруэлла воплощаются на новом витке...
- Метод успешных совещаний. Меньше говорить, больше писать — мнение экспертов и опыт практиковПрофессор Рогелберг создал метод успешных совещаний, который позволит повысить эффективность рабочих встреч. Метод работает - доказано Amazon.
- Об организационной культуре ToyotaКомпания Toyota - хрестоматийный пример эффективной организации. Об организационной культуре Toyota пишутся книги и научные работы. Чем же она уникальна?
- Бизнес-стратегия. Уроки генерала Карла фон КлаузевицаБизнес-стратегия берет свое начало в военной стратегии. Уроки знаменитого военного стратега Карла фон Клаузевица будут полезны любому современному стратегу.