Билл Ламберг: Здравствуй, Питер. Что у нас происходит? Есть одна проблема. Ты, кажется сдал отчеты по ТПС без новой папки.
Питер Гиббонс: А, да. Прошу прощения, я забыл.
Билл Ламберг: Мда. Теперь все отчеты по ТПС, прежде чем отослать, мы кладем в специальную папку. Разве ты не читал приказ?
Питер Гиббонс: Да. Да, я читал. У меня есть приказ. Я просто забыл. Но их ведь только завтра отправляют. Это не проблема.
Билл Ламберг: Да. Но если бы впредь ты старался об этом не забывать, было бы просто здорово. Я велю прислать тебе еще один экземпляр приказа.
Питер Гиббонс: Нет, не надо.
Билл Ламберг: Пока.
Ламберг уходит
Питер Гиббонс (вдогонку): У меня есть приказ.
Следует короткий диалог Питера с клерком из соседнего кубикла, затем появляется Дом Портвуд.
Дом Портвуд: Здравствуй Питер, что у нас происходит? Нам нужно обсудить твои отчеты.
Питер Гиббонс: Да, новая папка, я знаю, знаю. Билл мне сказал.
Дом Портвуд: Прекрасно. Ты получил приказ?
Питер Гиббонс: Да, и знаю политику компании. Проблема в том, что я забыл. Один раз. Но я уже все исправил, так что проблемы больше нет.
Дом Портвуд: Ну да. Дело в том, что все отчеты мы теперь кладем в новую папку, прежде, чем отослать. Было бы просто здорово, если бы впредь ты об этом не забывал.
Дом Портвуд уходит. Звонит телефон. Питер снимает трубку:
Питер Гиббонс: Питер Гиббонс. Да, я получил этот приказ.
Это диалог из культовой комедии 1999 года режиссера Майка Джаджа «Офисное пространство». Главный герой, Питер Гиббонс, оправдывается перед двумя (из восьми) своими начальниками за то, что, сдавая отчет, он не положил его в новую папку, как того требовало новое правило организации. Из контекста фильма очевидно, что то, в какую папку кладется отчет, ровным счетом ни на что не влияет. Однако вице-президент Билл Ламберг требует, чтобы отчеты клались именно в новую папку. Не то чтобы в этом требовании была какая-то логика, просто он считает, что должно быть так и никак иначе и настаивает на неукоснительном соблюдении этого правила.
Правила, опирающиеся не столько на логику работы, сколько на частное мнение или личные идеи менеджера, совсем не редкость. В силу отсутствия четкой связи с контекстом организации, такие правила не всегда полностью понятны работникам, ведь им неизвестно, что происходит в голове начальника. В связи с этим, их выполнение обычно становится формальностью. Поэтому такие правила мы будем называть формальными.
Требование, касающееся новой папки, представляет собой довольно гротескный пример формального правила. Тем не менее, формальные правила нередко касаются и довольно серьезных аспектов жизни компании. И то, окажутся ли они полезны или вредны для организации, будет определяться степенью адекватности личных целей, способностей и культуры менеджера, от которого они исходят.
А вообще, если вы с легкостью можете представить себе своих коллег (а, может быть, и самого себя?), участвующих в подобном диалоге, значит дела в вашей организации плохи, и вы погрязли в бюрократии и правилах ради правил.
Дополнительно: Вызов гигиене или инновационный бизнес? 6,5 миллионов долларов за трусы, которые можно не стирать неделями
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Преображение компании начинается с культуры. Почему Сатье Наделле удалось то, что не удалось Гейтсу и БаллмеруПочему Сатье Наделле удалось сделать с Microsoft то, что не удалось Биллу Гейтсу и Стиву Баллмеру? Просто в своем реформаторстве Наделла обратился …
- Асимметрия информации и проблема принципала-агента. Кейсы Wells Fargo и KPMGАсимметрия информации и проблема принципала-агента - причина большинства корпоративных преступлений. Примерами таких преступлений выступают такие компании как Wells Fargo и KPMG. Так, …
- Офисные интриги и личные интересы отдельных работников. Как избежать их влияния на работу компании. Опыт FacebookОфисные интриги, конфликты, противостояние, бункерный менталитет - враги эффективных рабочих процессов. Как с ними борются успешные компании? Опыт Facebook.
- Как развить ответственность в работниках. Совет практикаУмение развить ответственность в работниках - основа успеха руководителя. Руководители-жертвы на это не способны. Рикардо Семлер из Semco...
- Ненависть к руководству проявляют 75% работников — от оскорбительных жестов до распространения слухов75% работников иногда повышают голос на начальство, грубят или даже показывают оскорбительные жесты. Ненависть к руководству проявляется...
- Как мотивировать работников? Обеспечьте их взаимодействие с внутренними клиентамиЧтобы мотивировать работников, нужно обеспечить их активное взаимодействие с внутренними клиентами. Исследования профессора управления...
- Неиссякаемый источник креативности для бизнеса — секрет от создателя многочисленных технологических компанийЧтобы конкурировать бизнесу необходимы творческие подходы. Источник креативности можно найти в самом неожиданном месте, считает успешный...
- Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотораHarley-Davidson попытались зарегистрировать права на звук своих моторов. Звуковая торговая марка Harley-Davidson спровоцировала настоящую войну юристов.
- Коллективизм и индивидуализм в современной организации. Откуда в компаниях с большими зарплатами высокая текучесть кадров?Коллективизм и индивидуализм - важнейшие характеристики организационной культуры любой компании. Корпоративный индивидуализм проявляется формальным следованием коллективным правилам и нормам, но соблюдением при …
- Бесполезные совещания и их последствия. Цифры впечатляютБесполезные совещания в 2019 году обойдутся компаниям в 400 млрд. Проведенное исследования свидетельствует о том, что они демотивируют и фрустрируют...
- $1 миллиард + $4 миллиона. Два рекорда Дж. К. РоулингДжоан Роулинг стала миллиардером благодаря своим книгам о Гарри Поттере. Но это не единственное ее достижение. Писательница также написала книгу (не из …
- Анекдотические истории о клиентоориентированном подходеКогда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.
- Стресс инновации. Что это и как с ним боротьсяИнновации и развитие инновационного мышления могут вызвать у работников стресс инновации. Это состояние характеризуется подавленностью и скепсисом, связанными с инновационным процессом в …