![Офисное пространство. Бюрократия и ручное управление](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/01/Movieclips-1024x599.png)
Билл Ламберг: Здравствуй, Питер. Что у нас происходит? Есть одна проблема. Ты, кажется сдал отчеты по ТПС без новой папки.
Питер Гиббонс: А, да. Прошу прощения, я забыл.
Билл Ламберг: Мда. Теперь все отчеты по ТПС, прежде чем отослать, мы кладем в специальную папку. Разве ты не читал приказ?
Питер Гиббонс: Да. Да, я читал. У меня есть приказ. Я просто забыл. Но их ведь только завтра отправляют. Это не проблема.
Билл Ламберг: Да. Но если бы впредь ты старался об этом не забывать, было бы просто здорово. Я велю прислать тебе еще один экземпляр приказа.
Питер Гиббонс: Нет, не надо.
Билл Ламберг: Пока.
Ламберг уходит
Питер Гиббонс (вдогонку): У меня есть приказ.
Следует короткий диалог Питера с клерком из соседнего кубикла, затем появляется Дом Портвуд.
Дом Портвуд: Здравствуй Питер, что у нас происходит? Нам нужно обсудить твои отчеты.
Питер Гиббонс: Да, новая папка, я знаю, знаю. Билл мне сказал.
Дом Портвуд: Прекрасно. Ты получил приказ?
Питер Гиббонс: Да, и знаю политику компании. Проблема в том, что я забыл. Один раз. Но я уже все исправил, так что проблемы больше нет.
Дом Портвуд: Ну да. Дело в том, что все отчеты мы теперь кладем в новую папку, прежде, чем отослать. Было бы просто здорово, если бы впредь ты об этом не забывал.
Дом Портвуд уходит. Звонит телефон. Питер снимает трубку:
Питер Гиббонс: Питер Гиббонс. Да, я получил этот приказ.
Это диалог из культовой комедии 1999 года режиссера Майка Джаджа «Офисное пространство». Главный герой, Питер Гиббонс, оправдывается перед двумя (из восьми) своими начальниками за то, что, сдавая отчет, он не положил его в новую папку, как того требовало новое правило организации. Из контекста фильма очевидно, что то, в какую папку кладется отчет, ровным счетом ни на что не влияет. Однако вице-президент Билл Ламберг требует, чтобы отчеты клались именно в новую папку. Не то чтобы в этом требовании была какая-то логика, просто он считает, что должно быть так и никак иначе и настаивает на неукоснительном соблюдении этого правила.
Правила, опирающиеся не столько на логику работы, сколько на частное мнение или личные идеи менеджера, совсем не редкость. В силу отсутствия четкой связи с контекстом организации, такие правила не всегда полностью понятны работникам, ведь им неизвестно, что происходит в голове начальника. В связи с этим, их выполнение обычно становится формальностью. Поэтому такие правила мы будем называть формальными.
Требование, касающееся новой папки, представляет собой довольно гротескный пример формального правила. Тем не менее, формальные правила нередко касаются и довольно серьезных аспектов жизни компании. И то, окажутся ли они полезны или вредны для организации, будет определяться степенью адекватности личных целей, способностей и культуры менеджера, от которого они исходят.
А вообще, если вы с легкостью можете представить себе своих коллег (а, может быть, и самого себя?), участвующих в подобном диалоге, значит дела в вашей организации плохи, и вы погрязли в бюрократии и правилах ради правил.
Дополнительно: Вызов гигиене или инновационный бизнес? 6,5 миллионов долларов за трусы, которые можно не стирать неделями
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Мы и они. Дистанция власти как характеристика корпоративной культуры
Дистанция власти - характеристика корпоративной культуры, определяющая степень психологического неравенства руководителей и подчиненных. Для компаний с разными вариантами организационной культуры характерна разная …Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора
Harley-Davidson попытались зарегистрировать права на звук своих моторов. Звуковая торговая марка Harley-Davidson спровоцировала настоящую войну юристов.Внутрикорпоративная борьба, паранойя и корпоративная власть — три стороны одной медали. Результаты исследований
Там, где возникает внутрикорпоративная борьба, страдает продуктивность. Причиной этого нередко становится паранойя руководителей. Исследова...Плоская организационная структура. 3 причины устранить иерархию в организации
Плоская организационная структура обеспечивает гибкость, адаптивность и способствует инновационному мышлению. Профессор Тим Кастелле утверждает, что...Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в Google
Не существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …
История развития менеджмента объясняет многие дефициты современного корпоративного управления
Менеджмент возник при переходе от ремесленного производства к промышленному. Усложнение производственных процессов привело к возникновению потребности в эффективном планировании времени и ресурсов …Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора
Harley-Davidson попытались зарегистрировать права на звук своих моторов. Звуковая торговая марка Harley-Davidson спровоцировала настоящую войну юристов.Минусы автоматизации. Как безработная получила счет на 12 тысяч триллионов евро, и служба поддержки отказывалась признавать ошибку
Автоматизация несет в себе не только преимущества, но и недостатки. Главные минусы автоматизации состоят в том, что люди перестают думать...Песня Happy Birthday to You — судебные баталии и миллионы долларов
Повсеместно используемая для поздравлений песня Happy Birthday to You стала источником сомнительного заработка компании Warner/Chappel и причиной тяжбы.Две составляющие успеха: мечты и реализм. Взгляд ученых и предпринимателей
По мнению психологов, мечты и реализм - две неразделимые составляющие успеха. Джефф Безос, Рэй Далио и Тим Кук с этим согласны. Их …
Какая музыка повышает продуктивность работы, и какая работа становится продуктивнее под музыку
Музыка повышает продуктивность. Но не всякая и не всегда. Важно, какую работу вы выполняете и какую музыку при этом слушаете. Исследования...Первый рекламный баннер в интернете — как он выглядел и что рекламировал
Самый первый рекламный баннер в интернете появился в 1994 году на сайте интернет-издания HotWired. Первый в мире баннер рекламировал...Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себя
Amazon проник в во все сферы городской жизни Сиэтла и теперь контролирует их, создав город-корпорацию. Экономика и политика города подчинены интересам компании.