Билл Ламберг: Здравствуй, Питер. Что у нас происходит? Есть одна проблема. Ты, кажется сдал отчеты по ТПС без новой папки.
Питер Гиббонс: А, да. Прошу прощения, я забыл.
Билл Ламберг: Мда. Теперь все отчеты по ТПС, прежде чем отослать, мы кладем в специальную папку. Разве ты не читал приказ?
Питер Гиббонс: Да. Да, я читал. У меня есть приказ. Я просто забыл. Но их ведь только завтра отправляют. Это не проблема.
Билл Ламберг: Да. Но если бы впредь ты старался об этом не забывать, было бы просто здорово. Я велю прислать тебе еще один экземпляр приказа.
Питер Гиббонс: Нет, не надо.
Билл Ламберг: Пока.
Ламберг уходит
Питер Гиббонс (вдогонку): У меня есть приказ.
Следует короткий диалог Питера с клерком из соседнего кубикла, затем появляется Дом Портвуд.
Дом Портвуд: Здравствуй Питер, что у нас происходит? Нам нужно обсудить твои отчеты.
Питер Гиббонс: Да, новая папка, я знаю, знаю. Билл мне сказал.
Дом Портвуд: Прекрасно. Ты получил приказ?
Питер Гиббонс: Да, и знаю политику компании. Проблема в том, что я забыл. Один раз. Но я уже все исправил, так что проблемы больше нет.
Дом Портвуд: Ну да. Дело в том, что все отчеты мы теперь кладем в новую папку, прежде, чем отослать. Было бы просто здорово, если бы впредь ты об этом не забывал.
Дом Портвуд уходит. Звонит телефон. Питер снимает трубку:
Питер Гиббонс: Питер Гиббонс. Да, я получил этот приказ.
Это диалог из культовой комедии 1999 года режиссера Майка Джаджа «Офисное пространство». Главный герой, Питер Гиббонс, оправдывается перед двумя (из восьми) своими начальниками за то, что, сдавая отчет, он не положил его в новую папку, как того требовало новое правило организации. Из контекста фильма очевидно, что то, в какую папку кладется отчет, ровным счетом ни на что не влияет. Однако вице-президент Билл Ламберг требует, чтобы отчеты клались именно в новую папку. Не то чтобы в этом требовании была какая-то логика, просто он считает, что должно быть так и никак иначе и настаивает на неукоснительном соблюдении этого правила.
Правила, опирающиеся не столько на логику работы, сколько на частное мнение или личные идеи менеджера, совсем не редкость. В силу отсутствия четкой связи с контекстом организации, такие правила не всегда полностью понятны работникам, ведь им неизвестно, что происходит в голове начальника. В связи с этим, их выполнение обычно становится формальностью. Поэтому такие правила мы будем называть формальными.
Требование, касающееся новой папки, представляет собой довольно гротескный пример формального правила. Тем не менее, формальные правила нередко касаются и довольно серьезных аспектов жизни компании. И то, окажутся ли они полезны или вредны для организации, будет определяться степенью адекватности личных целей, способностей и культуры менеджера, от которого они исходят.
А вообще, если вы с легкостью можете представить себе своих коллег (а, может быть, и самого себя?), участвующих в подобном диалоге, значит дела в вашей организации плохи, и вы погрязли в бюрократии и правилах ради правил.
Дополнительно: Вызов гигиене или инновационный бизнес? 6,5 миллионов долларов за трусы, которые можно не стирать неделями
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Рэй Далио объясняет, что общего у Илона Маска и Билла Гейтса, а также некоторых других бизнес-лидеровРэй Далио, создатель крупнейшего в мире хедж-фонда, проанализировал личности бизнес-лидеров по методу Майерс-Бриггс. Он выявил общие черты, характерные Илону Маску, Биллу Гейтсу …
- Хансей — основа постоянного обучения организацииХансей - принцип осмысления ошибок и погрешностей, являющийся ключом к предотвращению их повторения, постоянному улучшению и обучению организации.
- Стив Джобс в Pixar. Две личности Джобса или почему партнеры старались назначать встречи с бизнесменом на пятницыДжобс руководил анимационной студией Pixar до 2006 года параллельно с работой в Apple. Стив Джобс в Pixar был совсем другим человеком - …
- Название Кремниевая долина — откуда оно взялось, и как долина называлась до эпохи высоких технологийНазвание Кремниевая долина появилось в 1970-х благодаря репортеру по имени Дон Хефлер. До этого долина носило более романтичное название...
- Ваши работники ходят по собеседованиям? Это хорошо — считают в LinkedIn и NetflixВо многих современных успешных компаниях, таких как LinkedIn, Netflix и др., не видят проблемы, если их работники ходят по собеседованиям в другие …
- От культуры к продукту. Стартап стоимостью 1,1 млрд долларов начался с создания корпоративной культурыОрганизационная культура стартапа может оказаться важнее его продуктов. Первыми разработками IT-компании Airtable были ее ценности и культура. Далее последовали продукты.
- Преображение компании начинается с культуры. Почему Сатье Наделле удалось то, что не удалось Гейтсу и БаллмеруПочему Сатье Наделле удалось сделать с Microsoft то, что не удалось Биллу Гейтсу и Стиву Баллмеру? Просто в своем реформаторстве Наделла обратился …
- Почему компания Microsoft угрожала студенту Майку РоуFlickr/Dean Shareski Как повысить продуктивность, не прикладывая больших усилийКак Стив Джобс украл мышь и графический интерфейсРеволюция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры …
- Рабство в современном мире. Что можно обнаружить, если проанализировать цепи поставок крупнейших брендовМногие крупные производители имеют довольно смутные представления о том, что происходит в их цепях поставок. Nestle, Zara, Samsung и другие компании выявляли …
- Макдональдизация и амазонизация — особенности современного потребленияПотребление эволюционирует вместе с обществом. Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Сегодня от «макдональдизации» общество …
- Рид Хоффман начинающим предпринимателям. Вдохновляющая речь от создателя LinkedInСоздатель LinkedIn, Рид Хоффман: плохие времена неизбежны для начинающего предпринимателя. Но они заставляют меняться к лучшему. Вдохновляющая речь...
- Рабочая рутина Google, Apple, Facebook и Tesla. Вот что про нее говорят сами работникиМожно подумать, что рабочая рутина работников таких компаний, как Google, Apple, Facebook и Tesla, какая-то особенная. Узнаем об этом от самих работников.
- Самые абсурдные поводы отпроситься с работы — нападение ламы, отросшие корни волос, etc.Исследование выявило, сколько процентов работников врут, отпрашиваясь с работы, и какие странные поводы отпроситься с работы они находят.