Искусство войны и стратегия. «Искусство войны» Сунь Цзы как основа стратегического менеджмента. И не только…

Время чтения: 8 мин.
Искусство войны и стратегия неразделимы на поле боя и в бизнесе.
Public domain

Искусство войны и стратегия неразделимы. Но умение вести войну, не сводится исключительно к умению создавать стратегию. До того, как возникает стратегия, должны быть выполнены определенные условия. Да и на поле боя стратегия решает не все. Бизнес в чем-то схож с войной. Здесь тоже есть место стратегии, и точно так же успех зависит не только от нее. Чтобы понять, что важно в ведении войны (бизнеса) кроме стратегии, обратимся к самой известной книге по военному ремеслу всех времен.

«Искусство войны» — одна из самых известных книг всех времен. Этот древнекитайский трактат написан в III веке до н.э. Его автор — полководец Сунь Цзы — известный стратег, теоретик и практик ведения войны. Поэтому логично, что и речь в книге идет, в первую очередь, о войне. [i]

Тем не менее, именно этот трактат служит основой искусства противостояния не только в битве, но и в бизнесе. Универсальные принципы, описанные в ней, с легкостью переносятся с поля боя на рынок, из древности — в наше время.

Искусство войны и стратегия на поле боя и в бизнесе

Понятие внешнего и внутреннего

Для начала, стоит упомянуть, что не все, что относится к войне, является стратегией. То же самое можно сказать и о бизнесе.
И об этом стоит помнить руководителям, которые слишком сильно увлекаются разработкой стратегий, не обращая внимания на внутреннюю среду своей компании. Иными словами, они создают стратегию, не понимая для кого это делают, и кто будет ее реализовывать. Есть ли у организации способности для ее воплощения? Хватает ли духа у его людей? Достаточно ли ресурсов?  

Искусство войны и стратегия неразделимы на поле боя и в бизнесе.
Public domain

С другой стороны, руководитель может управлять внутренней средой своей организации, а для влияния на среду внешнюю у него имеется гораздо меньше возможностей.

Стратегия всегда связана с внешней средой т.е. с аспектами, подверженными влиянию многих участников процесса и неподконтрольными нам факторами, а потому сопряжена с неопределенностью — степень неопределенности зависит от нашей способности косвенно влиять на этих участников и на эти факторы.   

Искусство войны и стратегия: понятие стратегии

Обратимся к истокам понятия «стратегия». Стратегия — изначально военный термин, означающий науку о ведении войны.[ii] Однако, как сказано выше, ведение войны не ограничивается стратегией. Стратегия бессмысленна, если войну вести некому и не за что.[i] 

Сунь Цзы указывает, на что нужно обратить внимание еще до создания стратегии

Терракотовая армия.
Терракотовая армия. Flickr/Colin Capelle

В трактате «Искусство войны» полководец Сунь Цзы, указывает пять постоянных факторов, которые необходимо учитывать еще до создания стратегии:

  • Моральный закон — готовность людей следовать за правителем, их полное согласие с ним, отсутствие страха перед опасностями
  • Небеса — выбор подходящего сезона, погоды и времени суток
  • Земля — выбор подходящей местности
  • Командир — лидер, обладающий необходимыми добродетелями
  • Метод и дисциплина — организация армии, военной инфраструктуры и логистики.

Если переносить это на бизнес, можно сказать, что до создания стратегии необходимо убедиться, что:

  • У вас есть люди, которые будут воплощать стратегию в жизнь
  • Имеются условия для воплощения стратегии (политические, экономические, социальные, технологические)
  • Существует рынок, на котором будет реализовываться стратегия или вы способны его создать
  • Есть лояльные и талантливые лидеры, которые возглавят основные направления работы
  • Имеются необходимые инфраструктура и ресурсы, бизнес организован должным образом
Искусство войны и стратегия неразделимы на поле боя и в бизнесе.
Public domain

Как видите, по мнению Сунь Цзы, прежде чем создавать стратегию, необходимо проделать большую работу. И эта работа полностью зависит от военачальника или руководителя. И это хорошо, ведь тем, что от нас зависит, мы можем управлять.

Сунь Цзы о самой стратегии

В то же время, когда речь заходит о стратегии, Сунь Цзы говорит о факторах, связанных с гораздо большей неопределенностью: о планах и замыслах врага, о его альянсах и союзах, о способах разрушения этих замыслов и союзов. Он рассуждает о вариантах ведения боя в зависимости от расстановки сил, например, о том как надо вести бой, когда твои силы значительно превышают силы врага, незначительно превышают, равны или даже меньше, чем вражеские.[i]

Таким образом, по Сунь Цзы, стратегия должна иметь крепкую основу в виде сильной армии или, если говорить о бизнесе, — сильной команды. Стратегия практически опирается на приведенные выше пять факторов. Искусство войны и стратегия взаимосвязаны как целое и его часть.    

Терракотовая армия.
Терракотовая армия. Flickr/Kirk K

С Сунь Цзы соглашаются другие великие стратеги: искусство войны и стратегия — не одно и тоже

Похожие мысли можно найти и у другого практика и теоретика войны. Прусский генерал Карл фон Клаузевиц (1780-1831), служивший, кстати, и в российской армии во времена войны с Наполеоном, в своем труде «О войне» замечает: «Строго говоря, стратегия связана исключительно с боем. Но нам следует рассмотреть и инструмент этого реального действия — вооруженные силы — сами по себе и в контексте основных отношений, в которых они состоят». Согласно Фон Клаузавицу, стратегия — это использование боя для достижения конца войны.[iii] Но применение стратегии осуществляется на основе армии — инструмента и сущностного элемента в ведении войны.  Аналогичные выводы следуют и из рассуждений о стратегии французского и русского генерала Антуана-Анри Жомини (1779-1869).[iv]  

Выводы

Конечно, все эти полководцы вели речь о военной стратегии, но ее основные принципы применимы и к стратегии в бизнесе. И один из важных выводов, который можно здесь сделать, состоит в том, что стратегия как обращение к непредсказуемой внешней среде должна всегда опираться на надежную и, насколько это возможно, управляемую среду внутреннюю. 

Искусство войны и стратегия — не одно и тоже. Умение создавать стратегию — часть военного ремесла, но не его квинтэссенция. Создание армии / компании, которая будет воплощать стратегию, возможно, гораздо более важная задача. И уж наверняка гораздо более сложная.  

Искусство войны и стратегия неразделимы на поле боя и в бизнесе.
Public domain

Прежде чем разрабатывать стратегические планы, создайте организацию, которая будет способна воплощать эти планы в жизнь. Убедитесь в том, что у ваших людей хватает способностей и мотивации, что существует рынок, за который будет вестись война, и что вам хватает финансовых и иных ресурсов, чтобы эту войну вести.


Читать также: Прошедшие через века. 8 старейших фирм мира


[i] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 23-31.
[ii] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь Ожегова. Москва. ИНФОТЕХ. 2009.
[iii] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 311-312.
[iv] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 748-752.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы. Данные исследования
Человеческие способности компенсируют недостатки процессов. Процессы не могут компенсировать недостаток способностей. Проблема пустой коробки
Почему люди покидают компании? 94% ушедших говорят, что остались бы при одном условии
Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисков
Средний возраст основателей бизнеса намного больше, чем принято думать. Создание успешного стартапа в 20 лет - красивый миф
Стратегии зайца и черепахи. Какова оптимальная скорость роста бизнеса
Крупнейший производитель потребительских товаров 1990-х. Эра могущества Philip Morris
Производственные принципы Toyota и личностный рост. Принципы Toyota используются консультантами по персональному развитию
Работа в офисе стоя. Реальный опыт офисного работника