
Искусство войны и стратегия неразделимы. Но умение вести войну, не сводится исключительно к умению создавать стратегию. До того, как возникает стратегия, должны быть выполнены определенные условия. Да и на поле боя стратегия решает не все. Бизнес в чем-то схож с войной. Здесь тоже есть место стратегии, и точно так же успех зависит не только от нее. Чтобы понять, что важно в ведении войны (бизнеса) кроме стратегии, обратимся к самой известной книге по военному ремеслу всех времен.
«Искусство войны» — одна из самых известных книг всех времен. Этот древнекитайский трактат написан в III веке до н.э. Его автор — полководец Сунь Цзы — известный стратег, теоретик и практик ведения войны. Поэтому логично, что и речь в книге идет, в первую очередь, о войне. [i]
Тем не менее, именно этот трактат служит основой искусства противостояния не только в битве, но и в бизнесе. Универсальные принципы, описанные в ней, с легкостью переносятся с поля боя на рынок, из древности — в наше время.
Искусство войны и стратегия на поле боя и в бизнесе
Понятие внешнего и внутреннего
Для начала, стоит упомянуть, что не все, что относится к войне, является стратегией. То же самое можно сказать и о бизнесе.
И об этом стоит помнить руководителям, которые слишком сильно увлекаются разработкой стратегий, не обращая внимания на внутреннюю среду своей компании. Иными словами, они создают стратегию, не понимая для кого это делают, и кто будет ее реализовывать. Есть ли у организации способности для ее воплощения? Хватает ли духа у его людей? Достаточно ли ресурсов?

С другой стороны, руководитель может управлять внутренней средой своей организации, а для влияния на среду внешнюю у него имеется гораздо меньше возможностей.
Стратегия всегда связана с внешней средой т.е. с аспектами, подверженными влиянию многих участников процесса и неподконтрольными нам факторами, а потому сопряжена с неопределенностью — степень неопределенности зависит от нашей способности косвенно влиять на этих участников и на эти факторы.
Искусство войны и стратегия: понятие стратегии
Обратимся к истокам понятия «стратегия». Стратегия — изначально военный термин, означающий науку о ведении войны.[ii] Однако, как сказано выше, ведение войны не ограничивается стратегией. Стратегия бессмысленна, если войну вести некому и не за что.[i]
Сунь Цзы указывает, на что нужно обратить внимание еще до создания стратегии

В трактате «Искусство войны» полководец Сунь Цзы, указывает пять постоянных факторов, которые необходимо учитывать еще до создания стратегии:
- Моральный закон — готовность людей следовать за правителем, их полное согласие с ним, отсутствие страха перед опасностями
- Небеса — выбор подходящего сезона, погоды и времени суток
- Земля — выбор подходящей местности
- Командир — лидер, обладающий необходимыми добродетелями
- Метод и дисциплина — организация армии, военной инфраструктуры и логистики.
Если переносить это на бизнес, можно сказать, что до создания стратегии необходимо убедиться, что:
- У вас есть люди, которые будут воплощать стратегию в жизнь
- Имеются условия для воплощения стратегии (политические, экономические, социальные, технологические)
- Существует рынок, на котором будет реализовываться стратегия или вы способны его создать
- Есть лояльные и талантливые лидеры, которые возглавят основные направления работы
- Имеются необходимые инфраструктура и ресурсы, бизнес организован должным образом

Как видите, по мнению Сунь Цзы, прежде чем создавать стратегию, необходимо проделать большую работу. И эта работа полностью зависит от военачальника или руководителя. И это хорошо, ведь тем, что от нас зависит, мы можем управлять.
Сунь Цзы о самой стратегии
В то же время, когда речь заходит о стратегии, Сунь Цзы говорит о факторах, связанных с гораздо большей неопределенностью: о планах и замыслах врага, о его альянсах и союзах, о способах разрушения этих замыслов и союзов. Он рассуждает о вариантах ведения боя в зависимости от расстановки сил, например, о том как надо вести бой, когда твои силы значительно превышают силы врага, незначительно превышают, равны или даже меньше, чем вражеские.[i]
Таким образом, по Сунь Цзы, стратегия должна иметь крепкую основу в виде сильной армии или, если говорить о бизнесе, — сильной команды. Стратегия практически опирается на приведенные выше пять факторов. Искусство войны и стратегия взаимосвязаны как целое и его часть.

С Сунь Цзы соглашаются другие великие стратеги: искусство войны и стратегия — не одно и тоже
Похожие мысли можно найти и у другого практика и теоретика войны. Прусский генерал Карл фон Клаузевиц (1780-1831), служивший, кстати, и в российской армии во времена войны с Наполеоном, в своем труде «О войне» замечает: «Строго говоря, стратегия связана исключительно с боем. Но нам следует рассмотреть и инструмент этого реального действия — вооруженные силы — сами по себе и в контексте основных отношений, в которых они состоят». Согласно Фон Клаузавицу, стратегия — это использование боя для достижения конца войны.[iii] Но применение стратегии осуществляется на основе армии — инструмента и сущностного элемента в ведении войны. Аналогичные выводы следуют и из рассуждений о стратегии французского и русского генерала Антуана-Анри Жомини (1779-1869).[iv]
Выводы
Конечно, все эти полководцы вели речь о военной стратегии, но ее основные принципы применимы и к стратегии в бизнесе. И один из важных выводов, который можно здесь сделать, состоит в том, что стратегия как обращение к непредсказуемой внешней среде должна всегда опираться на надежную и, насколько это возможно, управляемую среду внутреннюю.
Искусство войны и стратегия — не одно и тоже. Умение создавать стратегию — часть военного ремесла, но не его квинтэссенция. Создание армии / компании, которая будет воплощать стратегию, возможно, гораздо более важная задача. И уж наверняка гораздо более сложная.

Прежде чем разрабатывать стратегические планы, создайте организацию, которая будет способна воплощать эти планы в жизнь. Убедитесь в том, что у ваших людей хватает способностей и мотивации, что существует рынок, за который будет вестись война, и что вам хватает финансовых и иных ресурсов, чтобы эту войну вести.
Читать также: Прошедшие через века. 8 старейших фирм мира
[i] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 23-31.
[ii] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь Ожегова. Москва. ИНФОТЕХ. 2009.
[iii] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 311-312.
[iv] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 748-752.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Ресурсы и операции — баланс потребностей и возможностей организации
Баланс потребностей и возможностей организации обеспечивается соответствием ее ресурсов и ее деятельности. Ресурсы компании играют ключевую роль в обеспечении операций и иных …Компания закрылась после обзора на YouTube. Усиленный пиар при проблемах с качеством может обернуться катастрофой. Кейс стартапа Kanoa
Пиар не заменяет качества. В этом убедились создатели компании KANOA, которые попытались продвигать заведомо некачественный продукт за счет агрессивной PR-кампании. Единственный правдивый …Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и череп
Лама. Flickr/Benson Kua Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота MichelinТехнологии и корпоративная культура. Технологии усугубляют проблемы, если проблема в культуре. …Сидни Финкельштейн о делегировании
Вот, что думает профессор Сидни Финкельштейн о делегировании, изучив подходы многих выдающихся бизнес-лидеров к управлению. Делегирование...Для организации бережливого производства работник должен обладать следующими качествами. Пример Toyota
Производственная система Toyota требует от работников наличия особых качеств, не характерных рабочим в условиях массового производства.
Пример компании с видением. Genentech и его основатели
В основе видения лежит способность видеть в настоящем будущее. Пример компании с видением - Genentech, фармацевтическая фирма, совершившая генноинженерную революцию в индустрии.В чем Стив Джобс был лучше Билла Гейтса. Мнение самого Гейтса
Существует одна область, в которой Стив Джобс был лучше Билла Гейтса. Гейтс безоговорочно признает, что его коллега превосходил его в...Нужен ли сильный лидер, чтобы создать эффективную команду
Ученые установили, что сильный лидер дорывает эффективную работу команды. Наличие сильного лидера ведет к снижению активности других...Рост китайских городов поражает воображение (вид из космоса)
Рост китайских городов, заснятый из космоса, представляет собой впечатляющее зрелище. Население некоторых из них выросло более чем на 100% за последние...Poka-yoke — «защита от дурака» как фундаментальный принцип производства. И не только…
Poka-yoke - метод, известный также как «защита от дурака». Для некоторых компаний он выступает одним из основных принципов организации рабочих процессов. Например, …
Почему Google+ потерпел неудачу. Причины, выводы и уроки
Социальная сеть Google Plus прекращает свое существование. Спустя семь с половиной лет компания Google признает, что социальная сеть стала неудачным проектом. На …Т-образные работники — почему они необходимы компаниям
Т-образные работники универсальны и способны заменять друг друга. Они обеспечивают лучшую коммуникацию, и их требуется меньше, чем обычных...«Физический» удар по компании: стихийные бедствия и рейдерские захваты
Окружающий мир влияет на компании опосредованно. Но есть события, воздействующие на компании напрямую - стихийные бедствия и рейдерские захваты.