Искусство войны и стратегия неразделимы. Но умение вести войну, не сводится исключительно к умению создавать стратегию. До того, как возникает стратегия, должны быть выполнены определенные условия. Да и на поле боя стратегия решает не все. Бизнес в чем-то схож с войной. Здесь тоже есть место стратегии, и точно так же успех зависит не только от нее. Чтобы понять, что важно в ведении войны (бизнеса) кроме стратегии, обратимся к самой известной книге по военному ремеслу всех времен.
«Искусство войны» — одна из самых известных книг всех времен. Этот древнекитайский трактат написан в III веке до н.э. Его автор — полководец Сунь Цзы — известный стратег, теоретик и практик ведения войны. Поэтому логично, что и речь в книге идет, в первую очередь, о войне. [i]
Тем не менее, именно этот трактат служит основой искусства противостояния не только в битве, но и в бизнесе. Универсальные принципы, описанные в ней, с легкостью переносятся с поля боя на рынок, из древности — в наше время.
Искусство войны и стратегия на поле боя и в бизнесе
Понятие внешнего и внутреннего
Для начала, стоит упомянуть, что не все, что относится к войне, является стратегией. То же самое можно сказать и о бизнесе.
И об этом стоит помнить руководителям, которые слишком сильно увлекаются разработкой стратегий, не обращая внимания на внутреннюю среду своей компании. Иными словами, они создают стратегию, не понимая для кого это делают, и кто будет ее реализовывать. Есть ли у организации способности для ее воплощения? Хватает ли духа у его людей? Достаточно ли ресурсов?
С другой стороны, руководитель может управлять внутренней средой своей организации, а для влияния на среду внешнюю у него имеется гораздо меньше возможностей.
Стратегия всегда связана с внешней средой т.е. с аспектами, подверженными влиянию многих участников процесса и неподконтрольными нам факторами, а потому сопряжена с неопределенностью — степень неопределенности зависит от нашей способности косвенно влиять на этих участников и на эти факторы.
Искусство войны и стратегия: понятие стратегии
Обратимся к истокам понятия «стратегия». Стратегия — изначально военный термин, означающий науку о ведении войны.[ii] Однако, как сказано выше, ведение войны не ограничивается стратегией. Стратегия бессмысленна, если войну вести некому и не за что.[i]
Сунь Цзы указывает, на что нужно обратить внимание еще до создания стратегии
В трактате «Искусство войны» полководец Сунь Цзы, указывает пять постоянных факторов, которые необходимо учитывать еще до создания стратегии:
- Моральный закон — готовность людей следовать за правителем, их полное согласие с ним, отсутствие страха перед опасностями
- Небеса — выбор подходящего сезона, погоды и времени суток
- Земля — выбор подходящей местности
- Командир — лидер, обладающий необходимыми добродетелями
- Метод и дисциплина — организация армии, военной инфраструктуры и логистики.
Если переносить это на бизнес, можно сказать, что до создания стратегии необходимо убедиться, что:
- У вас есть люди, которые будут воплощать стратегию в жизнь
- Имеются условия для воплощения стратегии (политические, экономические, социальные, технологические)
- Существует рынок, на котором будет реализовываться стратегия или вы способны его создать
- Есть лояльные и талантливые лидеры, которые возглавят основные направления работы
- Имеются необходимые инфраструктура и ресурсы, бизнес организован должным образом
Как видите, по мнению Сунь Цзы, прежде чем создавать стратегию, необходимо проделать большую работу. И эта работа полностью зависит от военачальника или руководителя. И это хорошо, ведь тем, что от нас зависит, мы можем управлять.
Сунь Цзы о самой стратегии
В то же время, когда речь заходит о стратегии, Сунь Цзы говорит о факторах, связанных с гораздо большей неопределенностью: о планах и замыслах врага, о его альянсах и союзах, о способах разрушения этих замыслов и союзов. Он рассуждает о вариантах ведения боя в зависимости от расстановки сил, например, о том как надо вести бой, когда твои силы значительно превышают силы врага, незначительно превышают, равны или даже меньше, чем вражеские.[i]
Таким образом, по Сунь Цзы, стратегия должна иметь крепкую основу в виде сильной армии или, если говорить о бизнесе, — сильной команды. Стратегия практически опирается на приведенные выше пять факторов. Искусство войны и стратегия взаимосвязаны как целое и его часть.
С Сунь Цзы соглашаются другие великие стратеги: искусство войны и стратегия — не одно и тоже
Похожие мысли можно найти и у другого практика и теоретика войны. Прусский генерал Карл фон Клаузевиц (1780-1831), служивший, кстати, и в российской армии во времена войны с Наполеоном, в своем труде «О войне» замечает: «Строго говоря, стратегия связана исключительно с боем. Но нам следует рассмотреть и инструмент этого реального действия — вооруженные силы — сами по себе и в контексте основных отношений, в которых они состоят». Согласно Фон Клаузавицу, стратегия — это использование боя для достижения конца войны.[iii] Но применение стратегии осуществляется на основе армии — инструмента и сущностного элемента в ведении войны. Аналогичные выводы следуют и из рассуждений о стратегии французского и русского генерала Антуана-Анри Жомини (1779-1869).[iv]
Выводы
Конечно, все эти полководцы вели речь о военной стратегии, но ее основные принципы применимы и к стратегии в бизнесе. И один из важных выводов, который можно здесь сделать, состоит в том, что стратегия как обращение к непредсказуемой внешней среде должна всегда опираться на надежную и, насколько это возможно, управляемую среду внутреннюю.
Искусство войны и стратегия — не одно и тоже. Умение создавать стратегию — часть военного ремесла, но не его квинтэссенция. Создание армии / компании, которая будет воплощать стратегию, возможно, гораздо более важная задача. И уж наверняка гораздо более сложная.
Прежде чем разрабатывать стратегические планы, создайте организацию, которая будет способна воплощать эти планы в жизнь. Убедитесь в том, что у ваших людей хватает способностей и мотивации, что существует рынок, за который будет вестись война, и что вам хватает финансовых и иных ресурсов, чтобы эту войну вести.
Читать также: Прошедшие через века. 8 старейших фирм мира
[i] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 23-31.
[ii] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь Ожегова. Москва. ИНФОТЕХ. 2009.
[iii] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 311-312.
[iv] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 748-752.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Асимметрия информации и проблема принципала-агента. Кейсы Wells Fargo и KPMGАсимметрия информации и проблема принципала-агента - причина большинства корпоративных преступлений. Примерами таких преступлений выступают такие компании как Wells Fargo и KPMG. Так, …
- Аналитический паралич. Пример KodakАналитический паралич - опасное состояние, когда избыточный анализ препятствует принятию решений. Подобное состояние привело Kodak к банкротству.
- Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу (которое на самом деле не было написано)Жизнь Стива Джобса связана с многочисленными легендами. Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу является любопытным артефактом...
- Корпоративный синдром Мюнхгаузена. Когда работники создают проблемы, чтобы их решатьКорпоративный синдром Мюнхгаузена - феномен, когда работники, создают проблемы, чтобы их решить и получить одобрение начальства. Карьера...
- Чем плоха зависть к чужому успеху, и как с ней справитьсяЗависть к чужому успеху не мотивирует, как это принято считать. Напротив она обладает рядом крайне негативных эффектов. Психологи советуют...
- Как возникают корпоративные обычаи и традицииУ организаций по мере существования возникает такой феномен культуры как традиции и обычаи. Рассмотрим, как это происходит, за счет каких механизмов и …
- Почему лучше искать новую работу, не уходя со старой: даже несколько дней без работы сильно снижают шансы соискателяВсего несколько дней без работы значительно снижают шансы найти хорошее место. Поэтому лучше искать новую работу, не уходя со старой...
- Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компанииPeel Engineering - производитель самых маленьких и странных автомобилей в истории. Модель P50 даже попала в книгу рекордов Гиннесса. Peel Trident со …
- Руководители не нужны. Так считает 81% работниковПодавляющее большинство работников убеждены, что им руководители не нужны. Без начальников они справлялись бы с работой лучше.
- Сидни Финкельштейн о делегированииВот, что думает профессор Сидни Финкельштейн о делегировании, изучив подходы многих выдающихся бизнес-лидеров к управлению. Делегирование...
- Т-образные работники — почему они необходимы компаниямТ-образные работники универсальны и способны заменять друг друга. Они обеспечивают лучшую коммуникацию, и их требуется меньше, чем обычных...
- Что случилось с Yahoo и почему? Как отсутствие видения может погубить бизнесТо, что случилось с Yahoo можно рассматривать как часть нормального жизненного цикла компании. Однако скорость взлета и падения компании наводит на мысль...
- Лучший способ повысить продуктивность, эффективность и креативность вашего труда. Как ходьба стимулирует умственную деятельностьНаучные исследования демонстрируют, что ходьба и пешие прогулки - лучший способ повысить продуктивность и эффективность умственного труда.