![Предвзятость подтверждения - злейший враг инноваций](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/11/TEDxCanberra-1024x681.jpg)
Далеко не любая компания способна создавать что-то по-настоящему новое. Большинство организаций существуют и зарабатывают деньги, используя сложившиеся схемы и шаблоны. Некоторые из них попросту не хотят, что называется, выходить из зоны комфорта (даже если утверждают обратное). Другие, думая начать использовать новые подходы или создавать новые продукты, находят массу причин не делать этого. Вдруг выясняется, что новые подходы не такие уж эффективные, а новая продукция таит в себе слишком большие риски. Причиной этого нередко является т.н. предвзятость подтверждения.
Предвзятость подтверждения (confirmation bias) — психологический феномен, выражающийся в склонности человека (или организации) находить подтверждения имеющимся у него знаниям и убеждениям. При этом человек отдает предпочтение такой информации, которая согласуется с его точкой зрения, игнорируя информацию, подтверждающую альтернативные воззрения. Подсознательно данные интерпретируются в пользу существующих убеждений и верований.[1]
Предвзятость подтверждения — примеры
В 1975 году инженер Стивен Сассон из Kodak изобрел первую цифровую камеру. Он рассказал о своем изобретении руководителям компании. Руководство изучило рынок и решило, что у нового продукта нет никаких шансов. На протяжении трех десятилетий Сассон дорабатывал цифровую камеру, периодически напоминая руководству о ней. Но менеджеры компании были уверены, будущее остается за рынком фотопленки. Это убеждение привело компанию к банкротству.[2], [3]
В 1968 году Спенсер Сильвер из компании 3M создал самоклеящиеся листочки Post-It. Но менеджмент компании знал — людям не нужны стикеры, которые можно с легкостью приклеивать и отклеивать. Им нужен сильный клей, намертво соединяющий поверхности. Спенсеру чудом удалось добиться выпуска пробной партии Post-It. В итоге, продукт, который чуть было не отправили в мусорную корзину, принес компании миллиарды.[4]
В 1990-х компания Microsft разрабатывала упрощенный вариант первого в мире планшетного компьютера. Однако на этапе создания прототипа проект был остановлен. Опираясь на свои знания рынка, руководство компании заключило, что люди не захотят пользоваться устройством, в котором информация вводится с сенсорного экрана, а не с клавиатуры. Несколько позже один из программистов предложил руководству компании создать первую в мире социальную сеть. И снова руководство Microsoft отклонило идею. Оно решило, что такой продукт не может быть интересен потребителям.[5] Спустя несколько лет выяснилось, что менеджмент Microsoft жестоко ошибался. Facebook и Apple доказали это.
Враг всего нового
Примеров, подобных приведенным выше, в истории индустрии можно найти немало. Считается, что предвзятость подтверждения — это вполне естественный эволюционный механизм. Он позволяет людям лучше приспосабливаться к внешним изменениям, удерживая связь с реальностью. Но то, что хорошо для выживания биологического вида, оказывается вредно (а в случае Kodak фатально) для компаний.
Проблема в том, что новую идею бывает довольно трудно подтвердить. Ведь она новая. А потому сложно найти данные, подтверждающие ее. Подтвердить ее можно только в эксперименте. У руководства Kodak была масса данных о продажах фотопленки и ни одной цифры, касающейся спроса на цифровые камеры. Поэтому компании было очень легко убедить себя в том, что пленка нужна всем, а цифровые фотоаппараты никто покупать не станет. В ту же ловушку попали 3M и Microsoft.
Поэтому предвзятость подтверждения — враг всего нового, в первую очередь, инноваций. Она влияет на принятие решений и заставляет компании отказываться от новых подходов и продуктов. Она делает так, что компании используют устаревшие управленческие методы и инструменты. И она же способствует возникновению активной инерции и сопротивления изменениям.
Предвзятость подтверждения погружает организации в рутину и принуждает их придерживаться стереотипов. Она превращает процесс мышления людей и организаций в оперирование клише и шаблонами.
Как преодолеть предвзятость подтверждения
Эксперт в области маркетинга и рекламы, руководитель компании Ideacicle и автор, пишущий для Forbes, Уилл Бернс, в своей карьере неоднократно сталкивался с предвзятостью подтверждения. Он убежден, что компаниям необходимо бороться с этим явлением.[1]
Бернс уверен: для того, чтобы преодолеть предвзятость подтверждения, нужно, в первую очередь, осознать что она имеет место в вашей организации. Необходимо начать задаваться вопросами и критически подходить к своим данным и к своим знаниям. Возможно те выводы, которые вы делаете, являются лишь отражением вашей предвзятости. Здоровый критический подход и постоянная настороженность в отношении предвзятости подтверждения помогут уменьшить ее влияние на принимаемые решения. Прежде чем отвергнуть новую идею стоит задуматься: она действительно плоха или мы отвергаем ее под воздействием предвзятости подтверждения.
А главное, не следует бояться «страшных» вопросов.[1] Действительно ли сейчас спад на рынке, или, может быть, наш продукт перестали покупать, поскольку ухудшилось его качество? Наша продукция все еще остается современной, или у конкурентов имеются гораздо лучшие решения? Можем ли мы оставаться такими, какими были, или мы превращаемся в динозавра, который того и гляди вымрет как вид?
Далее: Стресс инновации. Что это и как с ним бороться
- Burns W. Is Confirmation Bias Destroying Marketing Innovation? Forbes. May 31, 2019.
- McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
- Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
- Glass N, Hume T. The ‘hallelujah moment’ behind the invention of the Post-it note. CNN Business. Apr 4, 2013.
- Microsoft’s downfall: inside the executive e-mails and cannibalistic culture that felled a tech giant. Vanity Fair. July 3, 2012.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Parmalat: крупнейшее корпоративное преступление в Европе
Самый громкий корпоративный скандал в Европе связан с итальянской компанией Parmalat. От действий Parmalat пострадали 100 тысяч человек. Как выяснилось, высший менеджмент …Пружинка на миллиард. Слинки — одна из самых прибыльных игрушек в истории
Игрушка-пружинка, известная также как Слинки, была изобретена случайно военным инженером. Случайное изобретение принесло 3 млрд. долларов...Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компании
С позиций организационной социологии, корпоративная культура - это своеобразный фильтр, который пропускает приемлемые для организации влияния и отсеивает неприемлемые. При этом, речь …Кейс Ford Pinto. Пятьсот погибших — не повод останавливать производство дефектной модели
Ford Pinto - модель, которая легко воспламенялась и стала причиной 500 смертей. Компания знала об этом, но мер не приняла. Глава Ford …Название Кремниевая долина — откуда оно взялось, и как долина называлась до эпохи высоких технологий
Название Кремниевая долина появилось в 1970-х благодаря репортеру по имени Дон Хефлер. До этого долина носило более романтичное название...
Немаваси — технология эффективного принятия решений
Процесс принятия решений должен быть эффективным. Немаваси - подход, позволяющий сделать этот процесс максимально эффективным, а принимаемые решения взвешенными.Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практики
Гибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...Корпоративный стокгольмский синдром
Психологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...Настоящие последние слова Стива Джобса. Кто подделал предсмертную речь создателя Apple?
Пафосная предсмертная речь Стива Джобса - подделка. На самом деле, последние слова Стива Джобса были произнесены за несколько часов до...Самые абсурдные поводы отпроситься с работы — нападение ламы, отросшие корни волос, etc.
Исследование выявило, сколько процентов работников врут, отпрашиваясь с работы, и какие странные поводы отпроситься с работы они находят.
Стресс инновации. Что это и как с ним бороться
Инновации и развитие инновационного мышления могут вызвать у работников стресс инновации. Это состояние характеризуется подавленностью и скепсисом, связанными с инновационным процессом в …Метод успешных совещаний. Меньше говорить, больше писать — мнение экспертов и опыт практиков
Профессор Рогелберг создал метод успешных совещаний, который позволит повысить эффективность рабочих встреч. Метод работает - доказано Amazon.Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себя
Amazon проник в во все сферы городской жизни Сиэтла и теперь контролирует их, создав город-корпорацию. Экономика и политика города подчинены интересам компании.