Немаваси можно перевести с японского как «подготовка почвы перед посадкой дерева».1 Это понятие используется в японской культуре, в частности на японских предприятиях, для описания процесса неформальной подготовки принятие какого-либо решения. Такой подход предполагает построение прочной основы для решения путем достижения согласия заинтересованных сторон до того как решение было формально предложено.2
В чем суть немаваси
Подготовка основы (или почвы) при решении проблемы означает, что все стороны уже в курсе и согласны с решением до того, как вы запустите процесс его рассмотрения.
Суть немаваси в следующем: вы лично ходите с вашим предложением и предварительно согласуете его с людьми, которых это решение затрагивает. Можно использовать средства коммуникации, но личное общение всегда предпочтительно. Вы разговариваете с разными участниками, обсуждаете предложение с ними, внимательно их слушаете и фиксируете их идеи.1
Немаваси предполагает задействование социальных навыков, а не формализованных процедур. При обсуждении вам приходится объяснять причины появления ваших идей, выслушивать другую сторону и делать все для того, чтобы был достигнут консенсус.1
Преимущества немаваси
Немаваси — это первый шаг при принятии важных решений, затрагивающих многих работников компании. Он позволяет вовлечь в принятие решения всех таких работников. В результате к моменту формального предложения какой-либо идеи, она имеет завершенный вид, почти не требует доработки и уже практически согласована.2 Кроме того, подобный подход обеспечивает неформальное взаимодействие работников, которое всегда играет важнейшую роль для достижения согласия по каким-либо вопросам.
Философия немаваси
Но, на самом деле, сущность немаваси еще глубже. Подобный процесс принятия решений отражает отношение компаний к проблемам и к людям.
Возьмем в качестве примера компанию Toyota. Немаваси — важная часть производственной системы Toyota. Но, помимо этого, это отражение философии компании, для которой решение проблем — это способ развития людей. Постоянное совершенствование и уважение к людям для Toyota — два неразрывно связанных аспекта. Когда люди решают проблемы, они приобретают новые знания и умения, совершенствуются сами и совершенствуют свою компанию.3 Когда решение проблем происходит совместно, в процессе неформального взаимодействия, это добавляет к процессу постоянного совершенствования эффект синергии, возникающей между работниками компании.
Релевантно: Хансей — основа постоянного обучения организации
- Д.Лайкер, Й.Трахилис. Лидерство на всех уровнях бережливого производства: Практическое руководство. Альпина Паблишер. Москва. 2018. 88-89.
- The official Blog of Toyota GB. Nemawashi – Toyota Production System guide
- Д.Лайкер, Й.Трахилис. Лидерство на всех уровнях бережливого производства: Практическое руководство. Альпина Паблишер. Москва. 2018. 90-93.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Руководители не нужны. Так считает 81% работниковПодавляющее большинство работников убеждены, что им руководители не нужны. Без начальников они справлялись бы с работой лучше.
- Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в GoogleНе существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …
- Как мотивировать работников? Обеспечьте их взаимодействие с внутренними клиентамиЧтобы мотивировать работников, нужно обеспечить их активное взаимодействие с внутренними клиентами. Исследования профессора управления...
- Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и СШАКомпания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …
- Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, MitsubishiНазвания японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …
- Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и СШАКомпания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …
- Бизнес-лажа, вранье и декларативные сообщенияВ мире бизнеса преувеличения, тенденциозные интерпретации и просто откровенное вранье - совсем не редкость. Но существует особая категория сообщений, исходящих от бизнес-организаций. …
- Особенности современного найма. Почему процессы найма неэффективны во многих компаниях. Мнение экспертаПроцессы поиска и найма персонала неэффективны во многих современных компаниях. Виной тому особенности современного найма, считает эксперт...
- Как донести корпоративные цели до работников: меньше слов, больше образовПо данным исследований, чтобы донести корпоративные цели до работников организации в речи нужно использовать визуальные образы, которые...
- Корпоративный стокгольмский синдромПсихологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...
- «Культура манипуляций» привела к крупнейшему отзыву продукции и банкротству компанииМанипуляции с данными тестирования привели к крупнейшему в истории отзыву продукции стоимостью 24 млрд долларов и банкротству Takata Corporation - производителя автозапчастей.
- Сбои в планировании ресурсов могут стоить сотни миллионов долларов. Примеры Nike, Hershey’s и Hewlett-PackardКомпании Nike, Hershey’s и Hewlett-Packard убедились в том, что сбои в планировании ресурсов, т.е. обеспечении соответствия ресурсов и операций, могут стоить сотни …
- Хансей — основа постоянного обучения организацииХансей - принцип осмысления ошибок и погрешностей, являющийся ключом к предотвращению их повторения, постоянному улучшению и обучению организации.