Немаваси можно перевести с японского как «подготовка почвы перед посадкой дерева».1 Это понятие используется в японской культуре, в частности на японских предприятиях, для описания процесса неформальной подготовки принятие какого-либо решения. Такой подход предполагает построение прочной основы для решения путем достижения согласия заинтересованных сторон до того как решение было формально предложено.2
В чем суть немаваси
Подготовка основы (или почвы) при решении проблемы означает, что все стороны уже в курсе и согласны с решением до того, как вы запустите процесс его рассмотрения.
Суть немаваси в следующем: вы лично ходите с вашим предложением и предварительно согласуете его с людьми, которых это решение затрагивает. Можно использовать средства коммуникации, но личное общение всегда предпочтительно. Вы разговариваете с разными участниками, обсуждаете предложение с ними, внимательно их слушаете и фиксируете их идеи.1
Немаваси предполагает задействование социальных навыков, а не формализованных процедур. При обсуждении вам приходится объяснять причины появления ваших идей, выслушивать другую сторону и делать все для того, чтобы был достигнут консенсус.1
Преимущества немаваси
Немаваси — это первый шаг при принятии важных решений, затрагивающих многих работников компании. Он позволяет вовлечь в принятие решения всех таких работников. В результате к моменту формального предложения какой-либо идеи, она имеет завершенный вид, почти не требует доработки и уже практически согласована.2 Кроме того, подобный подход обеспечивает неформальное взаимодействие работников, которое всегда играет важнейшую роль для достижения согласия по каким-либо вопросам.
Философия немаваси
Но, на самом деле, сущность немаваси еще глубже. Подобный процесс принятия решений отражает отношение компаний к проблемам и к людям.
Возьмем в качестве примера компанию Toyota. Немаваси — важная часть производственной системы Toyota. Но, помимо этого, это отражение философии компании, для которой решение проблем — это способ развития людей. Постоянное совершенствование и уважение к людям для Toyota — два неразрывно связанных аспекта. Когда люди решают проблемы, они приобретают новые знания и умения, совершенствуются сами и совершенствуют свою компанию.3 Когда решение проблем происходит совместно, в процессе неформального взаимодействия, это добавляет к процессу постоянного совершенствования эффект синергии, возникающей между работниками компании.
Релевантно: Хансей — основа постоянного обучения организации
- Д.Лайкер, Й.Трахилис. Лидерство на всех уровнях бережливого производства: Практическое руководство. Альпина Паблишер. Москва. 2018. 88-89.
- The official Blog of Toyota GB. Nemawashi – Toyota Production System guide
- Д.Лайкер, Й.Трахилис. Лидерство на всех уровнях бережливого производства: Практическое руководство. Альпина Паблишер. Москва. 2018. 90-93.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Как развить изобретательность в бизнесе. Совет когнитивного психологаКогнитивный психолог дает совет, как развить изобретательность. Для этого необходимо перевести мозг в режим работы пятиклассника. Это даст...
- Что исправит горбатого? Неискоренимые вредные привычки компаний. Кейс Wells FargoЗа последние семь лет американский банк Wells Fargo был уличен в следующих преступлениях: подделка клиентских счетов, неправомерное наложение финансовых штрафных санкций на …
- $1 миллиард + $4 миллиона. Два рекорда Дж. К. РоулингДжоан Роулинг стала миллиардером благодаря своим книгам о Гарри Поттере. Но это не единственное ее достижение. Писательница также написала книгу (не из …
- Можно ли повысить эффективность труда, лишив работников возможности удаленной работы? Кейс Yahoo и Мариссы МайерПо данным ученых, удаленная работа повышает эффективность труда работников. Печальный опыт компании Yahoo свидетельствует, что наука права.
- Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарнойКонсалтинговая компания, проанализировавшая сотни организаций, выделяет уровни развития корпоративной культуры, позволяющие определить на каком этапе развития находится компания.
- «Культура манипуляций» привела к крупнейшему отзыву продукции и банкротству компанииМанипуляции с данными тестирования привели к крупнейшему в истории отзыву продукции стоимостью 24 млрд долларов и банкротству Takata Corporation - производителя автозапчастей.
- История полароида. Как каприз трехлетнего ребенка создал ролевую модель для Стива ДжобсаИстория полароида, камеры моментальной печати, началась с каприза трехлетнего ребенка. А его изобретатель стал для Стива Джобса примером и...
- Джефф Безос в Южном парке — суперзлодей-телепат с гигантским мозгомДжефф Безос в Южном Парке открывает склад Амазон. При помощи телепатии он запугивает мэра и угрожает городу. Своим гигантским мозгом Джош...
- «Итальянская забастовка» и другие свойства сильной системы. Критические замечания относительно систем менеджмента качества.Система менеджмента качества традиционно рассматривается как нечто полезное для компании. Однако она несет в себе и серьезные деструктивные черты, которые надо учитывать, …
- Странная бизнес идея. Эта компания зарабатывает $7 млн. в год, находя тех, кто не убирает улицы за своими собакамиАнализ собачьих экскрементов позволяет выявить хозяев, которые не убирают улицы за своими питомцами. Эта странная бизнес идея приносит мил...
- Отсутствие профессионального развития — причина высокой ротации персонала более чем в 30% случаевБолее чем в 30% случаев отсутствие профессионального развития становится причиной ухода хороших работников. Об этом свидетельствует исследование...
- «Культура манипуляций» привела к крупнейшему отзыву продукции и банкротству компанииМанипуляции с данными тестирования привели к крупнейшему в истории отзыву продукции стоимостью 24 млрд долларов и банкротству Takata Corporation - производителя автозапчастей.
- Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, MitsubishiНазвания японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …