По современным представлениям, корпоративная культура, построенная на взаимопонимании и доверии, обеспечивает организации позитивную атмосферу и продуктивные рабочие отношения. Доверие начальства по отношению к подчиненным — основа психологической безопасности и эффективной командной работы. Однако, как выяснили ученые, доверие начальства это еще и тяжкое бремя. Оно заставляет работников испытывать стресс и повышает у них ощущение загруженности работой.
Почему доверие начальства вызывает стресс
Ученые из пяти университетов в Великобритании и США изучили, как доверие начальства влияет на психологическое состояние работников. Оказалось, что оно обладает двумя противоположными эффектами. С одной стороны доверие вызывает чувство гордости, повышает вовлеченность и лояльность работников. С другой — оно создает работнику репутацию, которую он боится потерять и должен постоянно поддерживать. А это, в свою очередь, ведет к эмоциональному перенапряжению и истощению.[1]
По мнению профессора Бэра, возглавлявшего исследование: «Доверие начальства имеет свои плюсы и минусы. И они нейтрализуют друг друга.»[2]
Негативные эффекты от доверия начальства тем больше, чем ниже уровень контроля сотрудников за рабочими процессами. Оно и понятно. Человек осознает, что ожидания начальства высоки, но мало что может сделать, чтобы их оправдать. Поэтому на работников самых низших звеньев доверие начальства ложится наиболее тяжким бременем.
«Отношения между доверием и эмоциональным истощением могут зависеть от того, насколько люди контролируют свою работу. Работники низших эшелонов, простые исполнители, обычно мало влияют на организацию работы. Сотрудники более высоких уровней имеют больший доступ к организационным ресурсам. Это позволяет им лучше справляться с осознанием того, что им доверяют», — считают исследователи.[1]
Авторы исследования считают, что их результаты имеют практическое значение. Опираясь на них, руководители могут сделать выводы и определенным образом скорректировать свое поведение.
Для того, чтобы предотвратить эмоциональное истощение подчиненных, не следует создавать у них ощущения того, что доверие руководителя — это вызов и «переходящий приз», которого они могут в любой момент лишиться. Напротив, следует давать подчиненным понять, что однажды заслуженное доверие останется с ними навсегда. И что их репутации ничто не угрожает.[1], [2]
Источники
- Baer MD, Dhensa-Kahlon RK, Colquitt JA, Rodell JB, Outlaw R, Long DM. Uneasy Lies the Head that Bears the Trust: The Effects of Feeling Trusted on Emotional Exhaustion. Academy of Management Journal. 2014. Vol. 58, No. 6, 1637-1657.
- Haimowitz B. Gratifying though it may be, the boss’ trust is a burden as well as a benefit, study finds. Academy of Management. Dec 5, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Проблема асимметрии информации и должностные преступления. Xerox — кейс на 6,4 миллиарда долларовАсимметрия информации - главная предпосылка корпоративной преступности. В компании Xerox были выявлены обманные бухгалтерские схемы, благодаря которым были осуществелны манипуляции на общую …
- Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компанииИдея комиксов о Дилберте зародилась у Скотта Адамса, когда он работал в Pacific Bell. Из этой же компании происходит офисный жаргон, на …
- Дотком кризис (the dotcom bubble). Что произошло, и кто виноватЭкономический пузырь, известный как дотком кризис (the dot-com bubble), возник из-за интернет-компаний, собравших сотни миллионов долларов...
- Искусственный интеллект в HR — больше, чем автоматизация. Мнения экспертовЭксперты убеждены: искусственный интеллект в HR будет играть все большую роль. Уже сегодня поиск кандидатов, анализ резюме, интервью перв...
- Опасности аутсорсинга. Как можно потерять рынок из-за избыточного доверия к контрактным организациямАутсорсинг далеко не всегда так эффективен, как принято считать, а иногда он и вовсе опасен. Опасности аутсорсинга связаны, главным образо...
- Объективная оценка персонала в реальном времени. Опыт IBMТрадиционная система оценки персонала - разработка 1990-х. Сегодня необходимы новые подходы к процессу оценки. Обратимся к опыту IBM.
- Самые дорогие книги в мире. 8 книг, купленных за рекордные деньгиСписок, включающий самые дорогие книги в мире, поражает своими ценами. А самая дорогая книга этого списка была куплена Биллом Гейтсом за...
- Сбои в планировании ресурсов могут стоить сотни миллионов долларов. Примеры Nike, Hershey’s и Hewlett-PackardКомпании Nike, Hershey’s и Hewlett-Packard убедились в том, что сбои в планировании ресурсов, т.е. обеспечении соответствия ресурсов и операций, могут стоить сотни …
- Как сплотить команду. Научные секреты командной «химии»Ученые установили, что в успешных командах между работниками существует особая «химия». Как сплотить команду и обеспечить ее успех...
- Современные работники умственного труда готовы зарабатывать значительно меньше, работая в компании, разделяющей их ценности и взглядыМатериальное вознаграждение - важнейший фактор, заставляющий людей каждый день ходить на работу. Но, как оказывается, современным работникам умственного труда иногда важнее материального …
- Цена плохой коммуникации. Во сколько обходятся компаниям проблемы взаимодействия внутри командКоммуникация - важнейший фактор эффективности работы компании. Цена плохой коммуникации может быть выражена в деньгах. И эти цифры поражают.
- Почему в Microsoft все раскачиваются на стульях. Привычки организаций и активная инерцияКак возникают привычки организаций? Билл Гейтс, создатель Microsoft, имеет станную привычку. Он раскачивается, сидя на стуле. Эту привычку переняли и другие работники …
- Хотите попросить о повышении? Делайте это голоднымиХотите попросить о повышении? Делайте это натощак, советуют ученые. Хотите, чтобы подчиненные не просили повышений? Накормите их...