По современным представлениям, корпоративная культура, построенная на взаимопонимании и доверии, обеспечивает организации позитивную атмосферу и продуктивные рабочие отношения. Доверие начальства по отношению к подчиненным — основа психологической безопасности и эффективной командной работы. Однако, как выяснили ученые, доверие начальства это еще и тяжкое бремя. Оно заставляет работников испытывать стресс и повышает у них ощущение загруженности работой.
Почему доверие начальства вызывает стресс
Ученые из пяти университетов в Великобритании и США изучили, как доверие начальства влияет на психологическое состояние работников. Оказалось, что оно обладает двумя противоположными эффектами. С одной стороны доверие вызывает чувство гордости, повышает вовлеченность и лояльность работников. С другой — оно создает работнику репутацию, которую он боится потерять и должен постоянно поддерживать. А это, в свою очередь, ведет к эмоциональному перенапряжению и истощению.[1]
По мнению профессора Бэра, возглавлявшего исследование: «Доверие начальства имеет свои плюсы и минусы. И они нейтрализуют друг друга.»[2]
Негативные эффекты от доверия начальства тем больше, чем ниже уровень контроля сотрудников за рабочими процессами. Оно и понятно. Человек осознает, что ожидания начальства высоки, но мало что может сделать, чтобы их оправдать. Поэтому на работников самых низших звеньев доверие начальства ложится наиболее тяжким бременем.
«Отношения между доверием и эмоциональным истощением могут зависеть от того, насколько люди контролируют свою работу. Работники низших эшелонов, простые исполнители, обычно мало влияют на организацию работы. Сотрудники более высоких уровней имеют больший доступ к организационным ресурсам. Это позволяет им лучше справляться с осознанием того, что им доверяют», — считают исследователи.[1]
Авторы исследования считают, что их результаты имеют практическое значение. Опираясь на них, руководители могут сделать выводы и определенным образом скорректировать свое поведение.
Для того, чтобы предотвратить эмоциональное истощение подчиненных, не следует создавать у них ощущения того, что доверие руководителя — это вызов и «переходящий приз», которого они могут в любой момент лишиться. Напротив, следует давать подчиненным понять, что однажды заслуженное доверие останется с ними навсегда. И что их репутации ничто не угрожает.[1], [2]
Источники
- Baer MD, Dhensa-Kahlon RK, Colquitt JA, Rodell JB, Outlaw R, Long DM. Uneasy Lies the Head that Bears the Trust: The Effects of Feeling Trusted on Emotional Exhaustion. Academy of Management Journal. 2014. Vol. 58, No. 6, 1637-1657.
- Haimowitz B. Gratifying though it may be, the boss’ trust is a burden as well as a benefit, study finds. Academy of Management. Dec 5, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Личностные черты предпринимателей — данные двух десятилетий исследованийУченые из Гарварда выявили личностные черты предпринимателей - психологические особенности, заставляющие людей начинать свое дело...
- «Уважаемый богатый подонок…» К чему может привести ошибка при рассылке информации клиентамОшибка при рассылке информации клиентам может привести к весьма курьезным последствиям и нередко впоследствии требует извинений. В этом убедились...
- Удовлетворенность клиента — лучшая стратегия бизнеса. Кейс Home DepotУдовлетворенность клиента - основа успешного бизнеса. Доказательством этого служит компания Home Depot. Один из основателей компании догонял клиентов на парковке, чтобы узнать, …
- Когда искать деньги инвесторов для стартапа и в каком количестве — советы экспертаСлишком большие и слишком рано полученные инвестиции в стартап могут навредить. Искать деньги инвесторов нужно с умом, убежден эксперт в...
- Названия товаров IKEA — откуда они берутся и что означаютЧто обозначают названия товаров IKEA, как они придумываются, и почему компания не использует коды для идентификации товаров...
- Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
- Почему компания Yamaha попросила людей не прятаться в ящиках для музыкальных инструментовКарлос Гон сбежал из Японии накануне судебного процесса. После этого Yamaha попросила не прятаться в ящиках для музыкальных инструментов...
- Офисные интриги и личные интересы отдельных работников. Как избежать их влияния на работу компании. Опыт FacebookОфисные интриги, конфликты, противостояние, бункерный менталитет - враги эффективных рабочих процессов. Как с ними борются успешные компании? Опыт Facebook.
- Как Стив Джобс украл мышь и графический интерфейсВеличайшие достижения Apple - графический интерфейс и мышь, Стив Джобс украл у Xerox. «Мы никогда не стыдились красть великие идеи», - зая...
- Как развить изобретательность в бизнесе. Совет когнитивного психологаКогнитивный психолог дает совет, как развить изобретательность. Для этого необходимо перевести мозг в режим работы пятиклассника. Это даст...
- Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компанииPeel Engineering - производитель самых маленьких и странных автомобилей в истории. Модель P50 даже попала в книгу рекордов Гиннесса. Peel Trident со …
- Цена опечатки. Google зарабатывает полмиллиарда долларов в год на опечаткахЦена опечатки может быть высока, когда речь идет о финансах. А вот Google успешно зарабатывает на опечатках, которые делают пользователи. Тайпсквоттинг - …
- Беспорядок на столе как источник творческих идейБеспорядок на столе и в рабочем помещении способствует творческому мышлению. Порядок, напротив, ставит в рамки. Результаты исследования психологов...