Культура здравого смысла. Пример Evernote

Время чтения: 6 мин.
Фил Либин. Когда в компании существует культура здравого смысла, она не следует шаблонам и стереотипам, а опирается на логику.
Фил Либин. Flickr/The DEMO Conference

Культура здравого смысла не является общепризнанным термином. Но для того, чтобы работой управлял здравый смысл, специальные термины не нужны.

Большинство из нас привыкли к офису, где на рабочих столах стоят телефоны, а коллеге из соседнего помещения посылаются электронные сообщения.Мы привыкли к компании, где руководители получают отдельные кабинеты и лучшие места на парковке. Где, чем выше работник стоит в корпоративной иерархии, тем ярче ореол важности и неприступности, окружающий его.

Совсем другой взгляд на организацию и офис предлагает Фил Либин, одна из значимых фигур Силиконовой Долины. В течение нескольких лет Либин возглавлял компанию Evernote. Также он руководил несколькими другими хайтек-компаниями и сам основал несколько стартапов.

Руководящий стиль Либина основан на логике и здравом смысле. Поэтому можно сказать, что в компаниях, которыми он управляет, главенствует корпоративная культура здравого смысла. Такая культура требует от работников постоянно задаваться вопросом: «Почему мы это делаем?» Если в ответ можно объяснить, какой в этом действии смысл, стоит продолжать его выполнять. Если же ответ примерно такой: «Потому, что все так делают» или «Потому, что мы всегда так делали», — то имеет смысл пересмотреть свое поведение. Как подобная культура здравого смысла выглядит на практике?

Вот, что программист и предприниматель говорит о своем опыте управления современной (не столько хронологически, сколько морально) организацией.

Культура здравого смысла требует плоской и открытой структуры

Управляя Evernote, Фил Либин создал компанию с плоской иерархической структурой. Это не значит, что в компании не было руководителей и подчиненных. Просто количество уровней иерархии было сведено до минимума.

Руководители не получали никаких привилегий по сравнению с линейными работниками. Зарплата, конечно, у них различалась, но в остальном все в компании были равны. Ни у одного сотрудника компании не было собственного кабинета, и никому не доставались лучшие места в офисе. В общем, никаких символов статуса.

Фил Либин. Когда в компании существует культура здравого смысла, она не следует шаблонам и стереотипам, а опирается на логику.
Фил Либин. Flickr/Kmeron

«Они (символы статуса) создают барьеры в коммуникации», — поясняет Либин. «Они противоестественны и отвлекают людей от работы. Мы стараемся создавать организацию, которая помогает тебе выполнять работу… Это привлекает людей, мотивированных самой работой и достижениями в работе, а не статусом и привилегиями.»[1]

Не злоупотреблять средствами коммуникации, взаимодействовать напрямую

Компании не следует избыточно пользоваться средствами коммуникации, считает Либин. В Evernote были удалены телефоны из офисов.

«Я решил, что в каждой своей новой компании мы будем избавляться от какого-либо элемента технологий коммуникации. На этот раз — это телефон. Мы подумали, зачем вам, собственно, нужны телефоны? Если в вашем офисе стоит телефон, то вы будете общаться со всеми по телефону. Компания оплачивает мобильную связь, и телефоны есть в переговорных. Для чего телефоны еще и на столах?»[1]
С одной стороны, устранение телефонов обеспечило тишину в офисах. С другой, стало поводом для личного общения работников между собой.

То же самое относится и к электронной переписке. «Мы постарались избавиться от этой культуры написания длинных сообщений в электронной почте с подключением к переписке всех заинтересованных лиц. Это плохо работает. К тому же это опасно. Можно просто не понять тон сообщения и неверно его интерпретировать. Если вы хотите поговорить с кем-то с другого этажа, просто встаньте и сходите к нему.[1]

Универсальные тренинги и неограниченные отпуска

Фил Либин. Когда в компании существует культура здравого смысла, она не следует шаблонам и стереотипам, а опирается на логику.
Фил Либин. Flickr/Web Summit

Фил Либин ввел в Evernote систему добровольных тренингов, направленную на развитие понимания у работников того, как функционируют другие подразделения и компания в целом. Каждый желающий может пройти стажировки и поучаствовать в совещаниях других подразделений. Таким образом люди приобретают универсальные знания и способность ориентироваться не только в узких вопросах своей специальности, но и в смежных вопросах.

Другим необычным нововведением стали неограниченные отпуска. Если человек справляется со своей работой и добивается отличных результатов, ограничения его отпуска определенным числом дней в году снимаются. Он может брать сколько угодно дней отпуска по согласованию со своей командой.[1]

Культура здравого смысла

Компания должна руководствоваться не стереотипами, а здравым смыслом. Если все делают глупость, вам совсем не обязательно повторять за ними.

Фил Либин поясняет: «Мы стараемся спрашивать себя, какая-либо процедура или политика — это очередное свидетельство корпоративной глупости, существующей в силу инертности сознания людей. Или они реально помогают чего-то достичь? И очень часто вы понимаете, что не знаете, почему делаете ту или иную вещь. Тогда мы просто перестаем делать как все и начинаем делать это по-своему.» [1]


Дополнительно: Четырехдневная рабочая неделя повышает продуктивность. Пример компании, которая утроила прибыль после сокращения недели


  1. Bryant A. The Phones Are Out, but the Robot Is In. New York Times. Apr 7, 2012

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: