
Сокращения численности персонала — одна из стандартных мер, которой руководство компаний обычно реагирует на кризисы. Как показывает история бизнеса, менеджмент крупных организаций редко бывает изобретателен. Как правило, на любую неприятную для организации ситуацию он отвечает одним и тем же набором действий: привлечение консультантов, реструктуризация, ребрендинг… но главное — сокращения .
Зачем проводятся сокращения численности персонала
Исследования, проведенные в США, Японии и Великобритании показали, что эта мера рассматривается менеджерами как один из предпочтительных способов выведения организации из сложных ситуаций.1-4 Оно и понятно, массовое увольнение позволяет в самые короткие сроки резко уменьшить затраты компании на персонал. Поэтому непосредственная цель сокращения численности персонала почти всегда одна — деньги.
Иногда это действительно вынужденная мера, необходимая для выхода из кризиса. Но случается и такое, что компания набирает персонал под определенный проект, а когда проект заканчивается, избавляется от ненужных работников. Еще один вариант — постоянное раздувание штата как следствие неумелого менеджмента, требующее периодического уменьшения числа работников.

Но самое главное, почему менеджеры так любят сокращения численности персонала, состоит в том, что это, вероятно, самый простой способ повышения акционерной стоимости организации, от которой нередко зависит трудоустройство самих менеджеров, и к которой часто привязана система бонусов менеджмента компании. 1-4
Так или иначе, сокращения могут оказаться полезными для бизнеса (хоть и не всегда), но создают плохую рабочую атмосферу и снижают уровень мотивации людей.5
Самые массовые сокращения численности персонала в истории бизнеса
История бизнеса знает немало массовых увольнений, когда люди покидали организации десятками тысяч. Когда и в каких компаниях проводились подобные сокращения численности персонала? Ниже приводится список. Обратим внимание на разнообразие причин, по которым они проводились.
7. Wells Fargo
Число уволенных: 26,5 тыс.
Когда: сентябрь 2018 года

Американский банк Wells Fargo в сентябре 2018 года объявил о сокращении 10% своих служащих. Это примерно 26,5 тысяч человек. Компания объявила, что это связано с использованием автоматизированных высокотехнологичных систем. Однако не стоит забывать и о том, что банк недавно оказался в центре нескольких скандалов и должен выплатить примерно 1 млрд долларов штрафов и компенсаций. 6
6. Hewlett-Packard
Число уволенных: 27 тыс.
Когда: май 2012 года

В 2011 году продажи продукции HP упали на 15%, поскольку значительная часть покупателей перешла с компьютеров на мобильные устройства. В 2012 году компания была вынуждена сократить 27 тыс. человек.
А вообще, сокращения численности персонала в Hewlett-Packard — дело обычное. За период с 2002 по 2015 годы компания сократила более 120 тыс. человек.6
5. Boeing
Число уволенных: 31 тыс.
Когда: сентябрь 2011 года

После терактов 11 сентября 2001 года гражданская авиация переживала не лучшие времена. Компании пришлось избавиться от 31 тысячи сотрудников коммерческих подразделений.6, 7
4. Ford
Число уволенных: 35 тыс.
Когда: сентябрь 2001 года

В 2001 году дела шли плохо и у Ford. Продажи упали на 6%, а по окончании года компания отчиталась об убытках в размерах 5,45 млрд долларов. Компания решила снять с производства несколько своих моделей (Ford Escort, Mercury Cougar, Mercury Villager, Lincoln Continental) и сократить 25% персонала. 6, 7
3. General Motors
Число уволенных: 47 тыс.
Когда: февраль 2009 года

Компания GM стала жертвой глобальной рецессии и конкуренции со стороны японских автопроизводителей. В 2009 году она готовилась объявить себя банкротом и попросить помощи у правительства США. В рамках подготовки были закрыты пять заводов GM, прекращено производство внедорожников Hummer, сокращена линейка Pontiac и уволено 47 тыс. человек. 6, 7
2. Citigroup
Число уволенных: 50 тыс.
Когда: ноябрь 2008 года

В ноябре 2008 года компания Citigroup сообщила о сокращении 14% своих служащих. Причина — мировой финансовый кризис. 6, 7
1. Рекордные сокращения численности персонала в IBM
Число уволенных: 60 тыс.
Когда: июль 1993 года

В начале 1990-х с появлением персональных компьютеров основной бизнес компании IBM начал устаревать. Компании потребовался пересмотр концепции всего бизнеса и реструктуризация. В рамках этих активностей были сокращены 60 тыс. работников компании.7
- Baumol, W. J., Blinder, A. S. & Wolff, E. N. (2003). Downsizing in America: Reality, Causes and Consequences. New York: Russell Sage Foundation. See also the American Management Association annual surveys since 1990.
- Sahdev, Kusum; Vinnicombe, Susan; Tyson, Shaun (1999). «Downsizing and the changing role of HR». The International Journal of Human Resource Management. 10 (5): 906–923.
- Mroczkowski, T. and Hanaoka, M. (1997), ‘Effective downsizing strategies in Japan and America: is there a convergence of employment practices?’, Academy of Management Review, Vol.22, No.1, pp. 226–56.
- Mellahi, K. and Wilkinson, A. (2004) Downsizing and Innovation Output: A Review of Literature and Research Propositions, BAM Paper 2004, British Academy of Management.
- Noer, David (2009). Healing the Wounds: Overcoming the trauma of Layoffs and Revitalizing Downsized Organizations (2nd ed.). Jossey-Bass.
- Whiteman D. The Biggest Corporate Layoffs of the Century (So Far). Moneywise. Feb 11, 2019.
- Zillman C. The 10 biggest corporate layoffs of the past two decades. Forbes. Sep 20, 2015
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Как Стив Джобс вернулся в Apple и спас компанию от краха
Стив Джобс после двенадцати лет отсутствия вернулся в компанию Apple, находящуюся в состоянии тяжелого кризиса. Только видение и воля бизнесмена смогли спасти …Рождественская песня, написанная за 15 минут, стоимостью в состояние. Мэрайя Кери заработала на хите «All I want for Christmas is you» 60 миллионов долларов
Песня Мэрайи Кэри «All I want for Christmas is you» была написана за 15 минут в 1994 году. Она принесла певице около …Как похвалить начальника. Рекомендации экспертов
Советы экспертов: как похвалить начальника и при этом не показаться подхалимом, не испортить ни с кем отношения и не навредить своей карьере.Средний возраст основателей бизнеса намного больше, чем принято думать. Создание успешного стартапа в 20 лет — красивый миф
Миф о двадцатилетнем основателе успешного бизнеса - часть современной культуры. На самом деле, средний возраст основателей бизнеса составл...Ошибки при найме. 46% новых работников уйдут в течение 18 месяцев. Компании нанимают «правильных» людей только в 19% случаев
Ошибки при найме персонала обходятся компаниям в миллионы долларов. В 46% случаев люди покидают компании в течение 18 месяцев. Лишь 19%...
Проблема асимметрии информации и должностные преступления. Xerox — кейс на 6,4 миллиарда долларов
Асимметрия информации - главная предпосылка корпоративной преступности. В компании Xerox были выявлены обманные бухгалтерские схемы, благодаря которым были осуществелны манипуляции на общую …Асимметрия информации и проблема принципала-агента. Кейсы Wells Fargo и KPMG
Асимметрия информации и проблема принципала-агента - причина большинства корпоративных преступлений. Примерами таких преступлений выступают такие компании как Wells Fargo и KPMG. Так, …Опасности аутсорсинга. Как можно потерять рынок из-за избыточного доверия к контрактным организациям
Аутсорсинг далеко не всегда так эффективен, как принято считать, а иногда он и вовсе опасен. Опасности аутсорсинга связаны, главным образо...Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после него
Ли Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …Гибкая стандартизация — основа производственной системы Toyota
В основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация, позволяющая одновременно закрепление эффективных процессов и организационное обучение.
Повышения получают работники, похожие на своих начальников. Что такое «пристрастие сходства»
Нередко повышения и другие привелегии получают те, кто в чем-то похож на своего руководителя. Это явление связано с феноменом т.н. «пристрастия сходства».Метод успешных совещаний. Меньше говорить, больше писать — мнение экспертов и опыт практиков
Профессор Рогелберг создал метод успешных совещаний, который позволит повысить эффективность рабочих встреч. Метод работает - доказано Amazon.Как сплотить команду. Научные секреты командной «химии»
Ученые установили, что в успешных командах между работниками существует особая «химия». Как сплотить команду и обеспечить ее успех...