Сокращения численности персонала — одна из стандартных мер, которой руководство компаний обычно реагирует на кризисы. Как показывает история бизнеса, менеджмент крупных организаций редко бывает изобретателен. Как правило, на любую неприятную для организации ситуацию он отвечает одним и тем же набором действий: привлечение консультантов, реструктуризация, ребрендинг… но главное — сокращения .
Зачем проводятся сокращения численности персонала
Исследования, проведенные в США, Японии и Великобритании показали, что эта мера рассматривается менеджерами как один из предпочтительных способов выведения организации из сложных ситуаций.1-4 Оно и понятно, массовое увольнение позволяет в самые короткие сроки резко уменьшить затраты компании на персонал. Поэтому непосредственная цель сокращения численности персонала почти всегда одна — деньги.
Иногда это действительно вынужденная мера, необходимая для выхода из кризиса. Но случается и такое, что компания набирает персонал под определенный проект, а когда проект заканчивается, избавляется от ненужных работников. Еще один вариант — постоянное раздувание штата как следствие неумелого менеджмента, требующее периодического уменьшения числа работников.
Но самое главное, почему менеджеры так любят сокращения численности персонала, состоит в том, что это, вероятно, самый простой способ повышения акционерной стоимости организации, от которой нередко зависит трудоустройство самих менеджеров, и к которой часто привязана система бонусов менеджмента компании. 1-4
Так или иначе, сокращения могут оказаться полезными для бизнеса (хоть и не всегда), но создают плохую рабочую атмосферу и снижают уровень мотивации людей.5
Самые массовые сокращения численности персонала в истории бизнеса
История бизнеса знает немало массовых увольнений, когда люди покидали организации десятками тысяч. Когда и в каких компаниях проводились подобные сокращения численности персонала? Ниже приводится список. Обратим внимание на разнообразие причин, по которым они проводились.
7. Wells Fargo
Число уволенных: 26,5 тыс.
Когда: сентябрь 2018 года
Американский банк Wells Fargo в сентябре 2018 года объявил о сокращении 10% своих служащих. Это примерно 26,5 тысяч человек. Компания объявила, что это связано с использованием автоматизированных высокотехнологичных систем. Однако не стоит забывать и о том, что банк недавно оказался в центре нескольких скандалов и должен выплатить примерно 1 млрд долларов штрафов и компенсаций. 6
6. Hewlett-Packard
Число уволенных: 27 тыс.
Когда: май 2012 года
В 2011 году продажи продукции HP упали на 15%, поскольку значительная часть покупателей перешла с компьютеров на мобильные устройства. В 2012 году компания была вынуждена сократить 27 тыс. человек.
А вообще, сокращения численности персонала в Hewlett-Packard — дело обычное. За период с 2002 по 2015 годы компания сократила более 120 тыс. человек.6
5. Boeing
Число уволенных: 31 тыс.
Когда: сентябрь 2011 года
После терактов 11 сентября 2001 года гражданская авиация переживала не лучшие времена. Компании пришлось избавиться от 31 тысячи сотрудников коммерческих подразделений.6, 7
4. Ford
Число уволенных: 35 тыс.
Когда: сентябрь 2001 года
В 2001 году дела шли плохо и у Ford. Продажи упали на 6%, а по окончании года компания отчиталась об убытках в размерах 5,45 млрд долларов. Компания решила снять с производства несколько своих моделей (Ford Escort, Mercury Cougar, Mercury Villager, Lincoln Continental) и сократить 25% персонала. 6, 7
3. General Motors
Число уволенных: 47 тыс.
Когда: февраль 2009 года
Компания GM стала жертвой глобальной рецессии и конкуренции со стороны японских автопроизводителей. В 2009 году она готовилась объявить себя банкротом и попросить помощи у правительства США. В рамках подготовки были закрыты пять заводов GM, прекращено производство внедорожников Hummer, сокращена линейка Pontiac и уволено 47 тыс. человек. 6, 7
2. Citigroup
Число уволенных: 50 тыс.
Когда: ноябрь 2008 года
В ноябре 2008 года компания Citigroup сообщила о сокращении 14% своих служащих. Причина — мировой финансовый кризис. 6, 7
1. Рекордные сокращения численности персонала в IBM
Число уволенных: 60 тыс.
Когда: июль 1993 года
В начале 1990-х с появлением персональных компьютеров основной бизнес компании IBM начал устаревать. Компании потребовался пересмотр концепции всего бизнеса и реструктуризация. В рамках этих активностей были сокращены 60 тыс. работников компании.7
- Baumol, W. J., Blinder, A. S. & Wolff, E. N. (2003). Downsizing in America: Reality, Causes and Consequences. New York: Russell Sage Foundation. See also the American Management Association annual surveys since 1990.
- Sahdev, Kusum; Vinnicombe, Susan; Tyson, Shaun (1999). «Downsizing and the changing role of HR». The International Journal of Human Resource Management. 10 (5): 906–923.
- Mroczkowski, T. and Hanaoka, M. (1997), ‘Effective downsizing strategies in Japan and America: is there a convergence of employment practices?’, Academy of Management Review, Vol.22, No.1, pp. 226–56.
- Mellahi, K. and Wilkinson, A. (2004) Downsizing and Innovation Output: A Review of Literature and Research Propositions, BAM Paper 2004, British Academy of Management.
- Noer, David (2009). Healing the Wounds: Overcoming the trauma of Layoffs and Revitalizing Downsized Organizations (2nd ed.). Jossey-Bass.
- Whiteman D. The Biggest Corporate Layoffs of the Century (So Far). Moneywise. Feb 11, 2019.
- Zillman C. The 10 biggest corporate layoffs of the past two decades. Forbes. Sep 20, 2015
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Две составляющие успеха: мечты и реализм. Взгляд ученых и предпринимателейПо мнению психологов, мечты и реализм - две неразделимые составляющие успеха. Джефф Безос, Рэй Далио и Тим Кук с этим согласны. Их …
- Варианты правды, трактовки, интерпретации, преувеличения и ложь в публичных сообщениях компаний. Кейс CountrywideКомпании нередко строят хорошую мину при плохой игре. Анджело Мозило, основатель ипотечной компании Countrywide, прекрасно продемонстрировал это своей бравадой и оптимистичными высказываниями …
- Избыток квалификации кандидата — не повод для отказа при найме. Результаты исследованийУченые убеждены, что избыток квалификации кандидата не должен становиться причиной отказа в найме. Проведенные исследования оказали, что...
- Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXTСтив Джобс, покинув Apple, основал другую компьютерную фирму - компанию NeXT. Она просуществовала 12 лет, но по-настоящему успешной никогда не была. NeXT …
- Прокрастинация — это не то, что вы думаетеНередко понятие «прокрастинация» путают с ленью или плохим тайм-менеджментом. На самом деле, здесь нет ничего общего. Ученые установили, что причина прокрастинации...
- Как Стив Джобс украл мышь и графический интерфейсВеличайшие достижения Apple - графический интерфейс и мышь, Стив Джобс украл у Xerox. «Мы никогда не стыдились красть великие идеи», - зая...
- Рабочая рутина Google, Apple, Facebook и Tesla. Вот что про нее говорят сами работникиМожно подумать, что рабочая рутина работников таких компаний, как Google, Apple, Facebook и Tesla, какая-то особенная. Узнаем об этом от самих работников.
- Город Иу, поставляющий две трети всех рождественских товаров в миреПорядка 60% мировых рождественских товаров экспортируется из единственного города. Город Иу в Китае известен как крупнейший центр оптовой...
- Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил ещеЛюди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.
- Неосознанная предвзятость на рабочем месте. Чем она опасна, и как ее преодолетьПо данным ученых, неосознанная предвзятость свойственна большинству людей. Но когда она проявляется в работе, она становится проблемой.
- Сон как часть корпоративной стратегииОфициально позволив сотрудникам спать на работе, компании способствуют возникновению творческих подходов и решений. Стратегический сон...
- Дэвид Блейн и его правило одного доллара. Как маг и бизнесмен принимает карьерные решенияМаг и бизнесмен Дэвид Блейн выполняет опасные трюки. Это его бизнес. Для оценки соотношения риска и выгоды от трюка он использует правило...
- Плохие парни зарабатывают на 18% больше, чем хорошиеРезультаты исследований свидетельствуют, что «плохие парни» используют своих коллег, поэтому они больше зарабатывают и быстрее делают карьеру.