Повышения получают работники, похожие на своих начальников. Что такое «пристрастие сходства»

Время чтения: 5 мин.
Повышения получают работники, похожие на своих начальников.
Flickr/tschundler

Кого-то этот факт порадует, а кого-то фрустрирует, но весьма часто повышения получают работники, которые чем-то похожи на своих руководителей. Об этом свидетельствует наука.

То, что похоже, — понятнее

Так, социологи Дэниел Ларисон и Сэм Фридман в своей книге «Социальный потолок» описывают феномен «культурной аффинности» между менеджером и подчиненным, которую можно характеризовать как взаимную симпатию, основанную на сходном образовании, общих интересах или хобби и т.п. Причем, иногда речь идет даже о таких поверхностных и, казалось бы, нерелевантных вещах как внешнее сходство, пол или нациоанльность.1  

Это подтверждают и другие исследователи. Например, согласно исследованиям HR-компании Namely, работники (в т.ч. руководители) склонны чаще хвалить сотрудников их пола.1 А по данным Института Восприятия большинство женщин, обладающих полномочиями, носят прямые светлые волосы и воспринимают темные и вьющиеся волосы, т.е. отличающиеся от их собственных, как «менее профессиональные».2 Таким образом, работник того же пола, что и руководитель, или сотрудница с прямыми светлыми волосами имеют лучшие шансы получить повышение, чем работники с другими характеристиками.

Подсознательные паттерны

Нередко повышения и другие привелегии получают  те, кто в чем-то похож на своего руководителя.
Flickr/Tony Blay

Надо заметить, что подобная субъективность — явление подсознательное. С одной стороны, это, в некотором роде, оправдывает менеджеров, принимающих неправильные кадровые решения. С другой, — здесь кроется опасность. Ведь подсознательное — потому и подсознательное, что люди о нем не задумываются. А значит они нередко упускают из виду причины повторяющихся ошибок.1, 3

Пристрастие сходства

Данный феномен можно назвать «пристрастием сходства» (similar-to-me bias). Людям нравятся больше другие люди, которые в чем-то похожи на них самих. Соответственно, эта закономерность влияет на рабочие отношения руководства и подчиненных. И это может стать проблемой. Может оказаться, что в силу «пристрастия сходства» менеджер убеждает себя в том, что его фаворит обладает лучшими профессиональными навыками, чем те, которыми тот в действительности обладает.3

Пристрастие сходства может повлиять и на процесс найма персонала, приводя к тому, что менеджер снова и снова принимает на работу кандидатов одного типа. В результате образуются команды, состоящие из «одинаковых» работников.3 А как показывают исследования, разнообразные команды значительно эффективнее, обладают большим инновационным потенциалом и приносят больше денег.4

 Доказательством существования пристрастия сходства выступают данные полученные компанией Namely в результате исследования более чем 1000 компаний. Оказалось, что большинство команд этих компаний имеет однородный расовый состав, и что часто превалирующая раса команды совпадает с расой ее руководителя. Более того, в большинстве команд с руководителем женского пола доминируют женщины, а если руководитель мужчина — в команде преобладают работники мужского пола.3

Нередко повышения и другие привелегии получают  те, кто в чем-то похож на своего руководителя.
Flickr/Charlie

Роль «пристрастия сходства» в формировании корпоративной культуры

Как мы видим, пристрастие сходства несет в себе значительные риски для любой организации. Вместе с тем, наличие этого феномена может объяснить, каким образом происходит формирование организационной культуры. Если менеджеры склонны выбирать кандидатов и работников, обладающих свойствами, характерными им самим, то постепенно по мере роста компании будет происходить своеобразная селекция — в компании будут оказываться и задерживаться люди, обладающие этими же свойствами. Так в коллективе будут накапливаться признаки, определяющие характеристики организационной культуры.  

Накопление признака в коллективе

Например, руководитель, которому характерна состязательность, маскулинность и агрессивность, будет набирать на работу, а затем и продвигать по службе работников, которым характерны те же качества. Те, в свою очередь, будут набирать и продвигать подчиненных с теми же свойствами. Так в коллективе будет накапливаться состязательность, маскулинность и агрессивность. Вероятно, именно таким образом возникли корпоративные культуры таких компаний как Amazon или Uber.

Точно так же, в коллективе могут накапливаться любые свойства: вдумчивость, склонность к бюрократии, открытость, склонность к риску и т.д.

Управление формированием культуры

Понимание своих собственных подсознательных склонностей и склонностей менеджеров вашей организации может позволить сделать процессы формирования культуры организации более осмысленным и управляемыми, сделать их ключом к формированию такой культуры, которая позволит организации процветать и развиваться.


  1. Lebowitz S. The reason Melinda Gates almost quit her Microsoft job in the 1980s reveals an unfortunate truth about what it really takes to get ahead at work. Business Insider. Mar 22, 2019.
  2. Do we have an implicit preference for “good hair”? Perception Institute.
  3. Test L. What is Similar-to-Me Bias? Namely. Aug 08, 2018
  4. Rock D, Grant H. Why Diverse Teams Are Smarter. Harvard Business Review. Nov 04, 2016.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: