Кого-то этот факт порадует, а кого-то фрустрирует, но весьма часто повышения получают работники, которые чем-то похожи на своих руководителей. Об этом свидетельствует наука.
То, что похоже, — понятнее
Так, социологи Дэниел Ларисон и Сэм Фридман в своей книге «Социальный потолок» описывают феномен «культурной аффинности» между менеджером и подчиненным, которую можно характеризовать как взаимную симпатию, основанную на сходном образовании, общих интересах или хобби и т.п. Причем, иногда речь идет даже о таких поверхностных и, казалось бы, нерелевантных вещах как внешнее сходство, пол или нациоанльность.1
Это подтверждают и другие исследователи. Например, согласно исследованиям HR-компании Namely, работники (в т.ч. руководители) склонны чаще хвалить сотрудников их пола.1 А по данным Института Восприятия большинство женщин, обладающих полномочиями, носят прямые светлые волосы и воспринимают темные и вьющиеся волосы, т.е. отличающиеся от их собственных, как «менее профессиональные».2 Таким образом, работник того же пола, что и руководитель, или сотрудница с прямыми светлыми волосами имеют лучшие шансы получить повышение, чем работники с другими характеристиками.
Подсознательные паттерны
Надо заметить, что подобная субъективность — явление подсознательное. С одной стороны, это, в некотором роде, оправдывает менеджеров, принимающих неправильные кадровые решения. С другой, — здесь кроется опасность. Ведь подсознательное — потому и подсознательное, что люди о нем не задумываются. А значит они нередко упускают из виду причины повторяющихся ошибок.1, 3
Пристрастие сходства
Данный феномен можно назвать «пристрастием сходства» (similar-to-me bias). Людям нравятся больше другие люди, которые в чем-то похожи на них самих. Соответственно, эта закономерность влияет на рабочие отношения руководства и подчиненных. И это может стать проблемой. Может оказаться, что в силу «пристрастия сходства» менеджер убеждает себя в том, что его фаворит обладает лучшими профессиональными навыками, чем те, которыми тот в действительности обладает.3
Пристрастие сходства может повлиять и на процесс найма персонала, приводя к тому, что менеджер снова и снова принимает на работу кандидатов одного типа. В результате образуются команды, состоящие из «одинаковых» работников.3 А как показывают исследования, разнообразные команды значительно эффективнее, обладают большим инновационным потенциалом и приносят больше денег.4
Доказательством существования пристрастия сходства выступают данные полученные компанией Namely в результате исследования более чем 1000 компаний. Оказалось, что большинство команд этих компаний имеет однородный расовый состав, и что часто превалирующая раса команды совпадает с расой ее руководителя. Более того, в большинстве команд с руководителем женского пола доминируют женщины, а если руководитель мужчина — в команде преобладают работники мужского пола.3
Роль «пристрастия сходства» в формировании корпоративной культуры
Как мы видим, пристрастие сходства несет в себе значительные риски для любой организации. Вместе с тем, наличие этого феномена может объяснить, каким образом происходит формирование организационной культуры. Если менеджеры склонны выбирать кандидатов и работников, обладающих свойствами, характерными им самим, то постепенно по мере роста компании будет происходить своеобразная селекция — в компании будут оказываться и задерживаться люди, обладающие этими же свойствами. Так в коллективе будут накапливаться признаки, определяющие характеристики организационной культуры.
Накопление признака в коллективе
Например, руководитель, которому характерна состязательность, маскулинность и агрессивность, будет набирать на работу, а затем и продвигать по службе работников, которым характерны те же качества. Те, в свою очередь, будут набирать и продвигать подчиненных с теми же свойствами. Так в коллективе будет накапливаться состязательность, маскулинность и агрессивность. Вероятно, именно таким образом возникли корпоративные культуры таких компаний как Amazon или Uber.
Точно так же, в коллективе могут накапливаться любые свойства: вдумчивость, склонность к бюрократии, открытость, склонность к риску и т.д.
Управление формированием культуры
Понимание своих собственных подсознательных склонностей и склонностей менеджеров вашей организации может позволить сделать процессы формирования культуры организации более осмысленным и управляемыми, сделать их ключом к формированию такой культуры, которая позволит организации процветать и развиваться.
- Lebowitz S. The reason Melinda Gates almost quit her Microsoft job in the 1980s reveals an unfortunate truth about what it really takes to get ahead at work. Business Insider. Mar 22, 2019.
- Do we have an implicit preference for “good hair”? Perception Institute.
- Test L. What is Similar-to-Me Bias? Namely. Aug 08, 2018
- Rock D, Grant H. Why Diverse Teams Are Smarter. Harvard Business Review. Nov 04, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в GoogleНе существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …
- Atari шок — обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнесаОбвал индустрии видеоигр, вошедший в историю как Atari шок, навсегда изменил ход истории развития высоких технологий. Тяжелый кризис...
- Долгосрочное мышление и срок жизни компании. Кейс IBMДолгосрочное мышление напрямую влияет на срок жизни организации. Компания IBM - живое тому подтверждение. Стив Деннинг, автор бестселлеров «Эпоха Agile» и «Вдохновляй …
- Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и черепЛама. Flickr/Benson Kua Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение мыслительной активности - ходить, пока не придешь к решениюЦена плохой коммуникации. Во сколько …
- Правила проведения совещаний от руководителя Microsoft, Сатьи НаделлыУ Сатьи Наделлы, человека спасшего Microsoft от деградации и гибели, существуют правила проведения совещаний. Продуктивность рабочих встреч при Наделле...
- Как Стив Джобс украл мышь и графический интерфейсВеличайшие достижения Apple - графический интерфейс и мышь, Стив Джобс украл у Xerox. «Мы никогда не стыдились красть великие идеи», - зая...
- Предсказания Оруэлла, воплощенные в современном офисеВ современном офисе имеется множество черт антиутопии, от характерных технологий до тотальной слежки. Предсказания Оруэлла воплощаются на новом витке...
- Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников — принципы предельной прозрачности и абсолютной честностиРэй Далио - руководитель крупнейшего хедж-фонда внедрил оценку персонала в реальном времени с использованием приложения для iPad.
- Стив Джобс в Советском Союзе. Почему в СССР так и не появилось производство AppleВ 1985 году Стив Джобс в Советском Союзе провел переговоры об открытии производства Apple на территории СССР. В Москве Джобс выступил...
- Жадность или убеждения. В чем IKEA противоречит своему собственному кодексу поведенияКодекс поведения IKEA, основан на бесспорных общечеловеческих ценностях. Впрочем, в одном IKEA противоречит своему собственному кодексу. Налоговые схемы, используемые компанией вызывают вопросы …
- Управление кризисом: кейсы PepsiCo и Cadbury — два подхода, разные результатыPepsiCo и Cadbury в разное время пережили серьезные кризисы. Управление кризисом в Pepsi и Cadbury было весьма разным. И результаты оказались разными...
- Как украсть 500 миллионов. Восемь самых громких похищений произведений искусстваПроизведения искусства могут стоить миллионы. Рассмотрим самые громкие на сегодня похищения искусства. Дерзость и остроумие таких преступлений иногда поражают. Рассмотрим самые громкие …
- «Чистки» в Tesla — вынужденная мера или часть корпоративной культуры?Когда в компании наблюдаются резкие пики набора персонала, а затем через короткое время - массовые сокращения, это наводит на мысль о безграмотной …