Кого-то этот факт порадует, а кого-то фрустрирует, но весьма часто повышения получают работники, которые чем-то похожи на своих руководителей. Об этом свидетельствует наука.
То, что похоже, — понятнее
Так, социологи Дэниел Ларисон и Сэм Фридман в своей книге «Социальный потолок» описывают феномен «культурной аффинности» между менеджером и подчиненным, которую можно характеризовать как взаимную симпатию, основанную на сходном образовании, общих интересах или хобби и т.п. Причем, иногда речь идет даже о таких поверхностных и, казалось бы, нерелевантных вещах как внешнее сходство, пол или нациоанльность.1
Это подтверждают и другие исследователи. Например, согласно исследованиям HR-компании Namely, работники (в т.ч. руководители) склонны чаще хвалить сотрудников их пола.1 А по данным Института Восприятия большинство женщин, обладающих полномочиями, носят прямые светлые волосы и воспринимают темные и вьющиеся волосы, т.е. отличающиеся от их собственных, как «менее профессиональные».2 Таким образом, работник того же пола, что и руководитель, или сотрудница с прямыми светлыми волосами имеют лучшие шансы получить повышение, чем работники с другими характеристиками.
Подсознательные паттерны
Надо заметить, что подобная субъективность — явление подсознательное. С одной стороны, это, в некотором роде, оправдывает менеджеров, принимающих неправильные кадровые решения. С другой, — здесь кроется опасность. Ведь подсознательное — потому и подсознательное, что люди о нем не задумываются. А значит они нередко упускают из виду причины повторяющихся ошибок.1, 3
Пристрастие сходства
Данный феномен можно назвать «пристрастием сходства» (similar-to-me bias). Людям нравятся больше другие люди, которые в чем-то похожи на них самих. Соответственно, эта закономерность влияет на рабочие отношения руководства и подчиненных. И это может стать проблемой. Может оказаться, что в силу «пристрастия сходства» менеджер убеждает себя в том, что его фаворит обладает лучшими профессиональными навыками, чем те, которыми тот в действительности обладает.3
Пристрастие сходства может повлиять и на процесс найма персонала, приводя к тому, что менеджер снова и снова принимает на работу кандидатов одного типа. В результате образуются команды, состоящие из «одинаковых» работников.3 А как показывают исследования, разнообразные команды значительно эффективнее, обладают большим инновационным потенциалом и приносят больше денег.4
Доказательством существования пристрастия сходства выступают данные полученные компанией Namely в результате исследования более чем 1000 компаний. Оказалось, что большинство команд этих компаний имеет однородный расовый состав, и что часто превалирующая раса команды совпадает с расой ее руководителя. Более того, в большинстве команд с руководителем женского пола доминируют женщины, а если руководитель мужчина — в команде преобладают работники мужского пола.3
Роль «пристрастия сходства» в формировании корпоративной культуры
Как мы видим, пристрастие сходства несет в себе значительные риски для любой организации. Вместе с тем, наличие этого феномена может объяснить, каким образом происходит формирование организационной культуры. Если менеджеры склонны выбирать кандидатов и работников, обладающих свойствами, характерными им самим, то постепенно по мере роста компании будет происходить своеобразная селекция — в компании будут оказываться и задерживаться люди, обладающие этими же свойствами. Так в коллективе будут накапливаться признаки, определяющие характеристики организационной культуры.
Накопление признака в коллективе
Например, руководитель, которому характерна состязательность, маскулинность и агрессивность, будет набирать на работу, а затем и продвигать по службе работников, которым характерны те же качества. Те, в свою очередь, будут набирать и продвигать подчиненных с теми же свойствами. Так в коллективе будет накапливаться состязательность, маскулинность и агрессивность. Вероятно, именно таким образом возникли корпоративные культуры таких компаний как Amazon или Uber.
Точно так же, в коллективе могут накапливаться любые свойства: вдумчивость, склонность к бюрократии, открытость, склонность к риску и т.д.
Управление формированием культуры
Понимание своих собственных подсознательных склонностей и склонностей менеджеров вашей организации может позволить сделать процессы формирования культуры организации более осмысленным и управляемыми, сделать их ключом к формированию такой культуры, которая позволит организации процветать и развиваться.
- Lebowitz S. The reason Melinda Gates almost quit her Microsoft job in the 1980s reveals an unfortunate truth about what it really takes to get ahead at work. Business Insider. Mar 22, 2019.
- Do we have an implicit preference for “good hair”? Perception Institute.
- Test L. What is Similar-to-Me Bias? Namely. Aug 08, 2018
- Rock D, Grant H. Why Diverse Teams Are Smarter. Harvard Business Review. Nov 04, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Ложные корпоративные ценности разрушительны для компании. Мнение экспертаНередко руководители организаций «назначают» ценности своей компании. Подобные ложные корпоративные ценности часто ухудшают ситуацию.
- Ошибки при найме. 46% новых работников уйдут в течение 18 месяцев. Компании нанимают «правильных» людей только в 19% случаевОшибки при найме персонала обходятся компаниям в миллионы долларов. В 46% случаев люди покидают компании в течение 18 месяцев. Лишь 19%...
- 7 принципов эффективности, которыми Илон Маск поделился с работниками Tesla в своем электронном письмеИлон Маск - основатель и глава компании Tesla в одной из электронных рассылок изложил семь принципов эффективности, которым работникам Tesla стоит следовать. …
- Об организационной культуре ToyotaКомпания Toyota - хрестоматийный пример эффективной организации. Об организационной культуре Toyota пишутся книги и научные работы. Чем же она уникальна?
- Самоубийства работников в условиях сверхтоксичной культуры. Кейс France TelecomЭкстремально токсичная корпоративная культура может стать причиной самоубийства работников. Пример такой культуры - France Telecom. 35 суицидов...
- Стив Джобс в Pixar. Две личности Джобса или почему партнеры старались назначать встречи с бизнесменом на пятницыДжобс руководил анимационной студией Pixar до 2006 года параллельно с работой в Apple. Стив Джобс в Pixar был совсем другим человеком - …
- Проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. Японский опытКак показывает опыт японских компаний, проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. В Японии самая низкая продуктивность..
- Хищение зарплаты. Как работодатель может обворовывать работниковНередко работодатель идет на ухищрения, чтобы сэкономить на работнике. В английском для этого явления есть термин «хищение зарплаты» или wage theft.
- Маурицио Гуччи, Патриция Реджани, их дочери и прочие Гуччи. Минусы семейного бизнеса — жадность, интриги и одно убийствоМаурицио Гуччи был застрелен убийцей, которого наняли Патриция Реджани и ее персональная гадалка. Дочери Маурицио Гуччи, Алессандра и Алле...
- Личностное многообразие и сопричастность. Взгляд Lenovo на эффективность командЛичностное многообразие и сопричастность - тренд в современном корпоративном управлении, направленный на создание инновационных и созидательных команд.
- История Volkswagen Beetle. В 81 год «жук» уходит на покойИстория Volkswagen Beetle началась в 1930-х и закончилась в 2019 году. VW Beetle - одна из успешнейших моделей в истории. Фердинанд Порше...
- От культуры к продукту. Стартап стоимостью 1,1 млрд долларов начался с создания корпоративной культурыОрганизационная культура стартапа может оказаться важнее его продуктов. Первыми разработками IT-компании Airtable были ее ценности и культура. Далее последовали продукты.
- Беспорядок на столе как источник творческих идейБеспорядок на столе и в рабочем помещении способствует творческому мышлению. Порядок, напротив, ставит в рамки. Результаты исследования психологов...