Кого-то этот факт порадует, а кого-то фрустрирует, но весьма часто повышения получают работники, которые чем-то похожи на своих руководителей. Об этом свидетельствует наука.
То, что похоже, — понятнее
Так, социологи Дэниел Ларисон и Сэм Фридман в своей книге «Социальный потолок» описывают феномен «культурной аффинности» между менеджером и подчиненным, которую можно характеризовать как взаимную симпатию, основанную на сходном образовании, общих интересах или хобби и т.п. Причем, иногда речь идет даже о таких поверхностных и, казалось бы, нерелевантных вещах как внешнее сходство, пол или нациоанльность.1
Это подтверждают и другие исследователи. Например, согласно исследованиям HR-компании Namely, работники (в т.ч. руководители) склонны чаще хвалить сотрудников их пола.1 А по данным Института Восприятия большинство женщин, обладающих полномочиями, носят прямые светлые волосы и воспринимают темные и вьющиеся волосы, т.е. отличающиеся от их собственных, как «менее профессиональные».2 Таким образом, работник того же пола, что и руководитель, или сотрудница с прямыми светлыми волосами имеют лучшие шансы получить повышение, чем работники с другими характеристиками.
Подсознательные паттерны
Надо заметить, что подобная субъективность — явление подсознательное. С одной стороны, это, в некотором роде, оправдывает менеджеров, принимающих неправильные кадровые решения. С другой, — здесь кроется опасность. Ведь подсознательное — потому и подсознательное, что люди о нем не задумываются. А значит они нередко упускают из виду причины повторяющихся ошибок.1, 3
Пристрастие сходства
Данный феномен можно назвать «пристрастием сходства» (similar-to-me bias). Людям нравятся больше другие люди, которые в чем-то похожи на них самих. Соответственно, эта закономерность влияет на рабочие отношения руководства и подчиненных. И это может стать проблемой. Может оказаться, что в силу «пристрастия сходства» менеджер убеждает себя в том, что его фаворит обладает лучшими профессиональными навыками, чем те, которыми тот в действительности обладает.3
Пристрастие сходства может повлиять и на процесс найма персонала, приводя к тому, что менеджер снова и снова принимает на работу кандидатов одного типа. В результате образуются команды, состоящие из «одинаковых» работников.3 А как показывают исследования, разнообразные команды значительно эффективнее, обладают большим инновационным потенциалом и приносят больше денег.4
Доказательством существования пристрастия сходства выступают данные полученные компанией Namely в результате исследования более чем 1000 компаний. Оказалось, что большинство команд этих компаний имеет однородный расовый состав, и что часто превалирующая раса команды совпадает с расой ее руководителя. Более того, в большинстве команд с руководителем женского пола доминируют женщины, а если руководитель мужчина — в команде преобладают работники мужского пола.3
Роль «пристрастия сходства» в формировании корпоративной культуры
Как мы видим, пристрастие сходства несет в себе значительные риски для любой организации. Вместе с тем, наличие этого феномена может объяснить, каким образом происходит формирование организационной культуры. Если менеджеры склонны выбирать кандидатов и работников, обладающих свойствами, характерными им самим, то постепенно по мере роста компании будет происходить своеобразная селекция — в компании будут оказываться и задерживаться люди, обладающие этими же свойствами. Так в коллективе будут накапливаться признаки, определяющие характеристики организационной культуры.
Накопление признака в коллективе
Например, руководитель, которому характерна состязательность, маскулинность и агрессивность, будет набирать на работу, а затем и продвигать по службе работников, которым характерны те же качества. Те, в свою очередь, будут набирать и продвигать подчиненных с теми же свойствами. Так в коллективе будет накапливаться состязательность, маскулинность и агрессивность. Вероятно, именно таким образом возникли корпоративные культуры таких компаний как Amazon или Uber.
Точно так же, в коллективе могут накапливаться любые свойства: вдумчивость, склонность к бюрократии, открытость, склонность к риску и т.д.
Управление формированием культуры
Понимание своих собственных подсознательных склонностей и склонностей менеджеров вашей организации может позволить сделать процессы формирования культуры организации более осмысленным и управляемыми, сделать их ключом к формированию такой культуры, которая позволит организации процветать и развиваться.
- Lebowitz S. The reason Melinda Gates almost quit her Microsoft job in the 1980s reveals an unfortunate truth about what it really takes to get ahead at work. Business Insider. Mar 22, 2019.
- Do we have an implicit preference for “good hair”? Perception Institute.
- Test L. What is Similar-to-Me Bias? Namely. Aug 08, 2018
- Rock D, Grant H. Why Diverse Teams Are Smarter. Harvard Business Review. Nov 04, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Преступление с использованием искусственного интеллекта — первое в истории применение ИИ для противоправных действийПервое в истории преступление с использованием искусственного интеллекта произошло в Великобритании. Преступники похитили...
- Прекрастинация — откуда берутся бездумные ответы и непродуманные планыПрекрастинация - феномен обратный прокрастинации. Люди со склонностью к прекрастинации действуют быстро, но не всегда эффективно. Опасно...
- Дэвид Блейн и его правило одного доллара. Как маг и бизнесмен принимает карьерные решенияМаг и бизнесмен Дэвид Блейн выполняет опасные трюки. Это его бизнес. Для оценки соотношения риска и выгоды от трюка он использует правило...
- Зачем компаниям заявления о миссии. Кейсы IKEA и MylanСлучается, что заявление о миссии компании совершенно не согласуется с ee реальными действиями. Но это не значит, что заявление о мисси всегда …
- Запланированное устаревание. Конспирология и реальностьЗапланированное устаревание - стратегия создания продукта с укороченным сроком службы. Стратегия стала объектом некоторых конспирологических теорий.
- Стресс инновации. Что это и как с ним боротьсяИнновации и развитие инновационного мышления могут вызвать у работников стресс инновации. Это состояние характеризуется подавленностью и скепсисом, связанными с инновационным процессом в …
- Марк Цукерберг — дальтоник. Поэтому основной цвет Facebook — синийМарк Цукерберг - дальтоник. Он страдает красно-зеленым дальтонизмом. Зато синий для него - самый яркий и насыщенный цвет.
- Аналитический паралич. Пример KodakАналитический паралич - опасное состояние, когда избыточный анализ препятствует принятию решений. Подобное состояние привело Kodak к банкротству.
- Цена опечатки. Google зарабатывает полмиллиарда долларов в год на опечаткахЦена опечатки может быть высока, когда речь идет о финансах. А вот Google успешно зарабатывает на опечатках, которые делают пользователи. Тайпсквоттинг - …
- Принцип Дилберта и принцип ПитераПринцип Дилберта и принцип Питера предполагают, что высокие позиции в компаниях достаются неквалифицированным сотрудникам. Все дело в...
- Психологический комфорт в коллективе. Советы эксперта о том, как его создатьПсихологический комфорт в коллективе - важнейший фактор, повышающий продуктивность работы организации. Пять шагов, направленных на его создание предлагает директор компании City & …
- Билл Гейтс о деньгах: «На что все это потратить? Сколько гамбургеров ты можешь съесть?»Что говорит миллиардер Билл Гейтс о деньгах? Создатель Microsoft видит единственный логичный способ потратить свои деньги, а именно...
- Стив Джобс и Джон Скалли: история отношенийСчитается, что Джон Скалли уволил Джобса из основанной им же компании Apple. Изначально Стив Джобс и Джон Скалли были друзьями, но событие...