Существуют разные взгляды на прокрастинацию. Одни считают, что ее причины — лень и недостаток дисциплины. Другие убеждены, что это проявление плохого тайм-менеджмента. Третьи (психологи, кстати) говорят, что прокрастинация — это способ изживания отрицательных эмоций. Профессор менеджмента Адам Грант из Уортонской школы бизнеса предлагает свой взгляд на проблему. Он считает, что зачастую прокрастинация — это своеобразная стратегия выжидания. Иногда люди откладывают важные дела, поскольку чувствуют, что еще не совсем к ним готовы.[1]
Тут стоит пояснить. Речь идет не о затягивании срочных повседневных дел (поход к стоматологу с больным зубом). А об откладывании воплощения каких-либо идей, которые требуют «дозревания».
Стратегия выжидания или стратегическая прокрастинация
Профессор Грант изучал явление прокрастинации. Он утверждает, что по данным исследований, прокрастинация значительно снижает продуктивность, но в то же время способствует творческому мышлению.
«Я думаю, мы все должны принимать мысль о том, что некоторые вещи стоит откладывать. Вы не можете подгонять творческую мысль», — поясняет Грант.[1]
Выводы профессора Гранта опираются на работы советского психолога Блюмы Зейгарник (1900-1988). Зейгарник доказала, что как только мы заканчиваем какое-то дело, мы перестаем думать о нем. В то же время, когда дело остается незаконченным, мы снова и снова мысленно возвращаемся к нему.[2]
Поэтому, если мы останавливаем работу над каким-либо проектом до его окончания, мы все-таки продолжаем думать о нем, и у нас появляются новые творческие идеи относительно него. Таким образом, стратегия выжидания позволяет приходить к более продуманным и оригинальным решениям. Грант называет это «стратегической прокрастинацией».[1]
В качестве примера, человека применявшего стратегическую прокрастинацию, Грант приводит Стива Джобса. «Время, когда Стив Джобс откладывал решения и размышлял над разными возможностями, было потрачено не даром. Он позволял возникнуть новым идеям. А не хватался за наиболее конвенциональные, очевидные и знакомые решения.» И, надо заметить, эта стратегия выжидания окупалась. По крайней мере, Джобсу удалось создать несколько уникальных на тот момент продуктов, которые сделали Apple одной из самых успешных компаний мира .[1]
«Я не говорю, что вы должны взять и отложить все дела. Ведь тогда ваша работа встанет», — поясняет Адам Грант. «Тем не менее, пауза, взятая в середине проекта, может побудить людей сделать шаг назад и вновь оценить ситуацию. Возможно, они обнаружат, что существуют новые направления развития проекта.»[1]
Дополнительно: Офисные интриги и личные интересы отдельных работников. Как избежать их влияния на работу компании. Опыт Facebook
Источники
- Gillett R. Steve Jobs was one of the greatest procrastinators ever — here’s how that helped him become so successful. Business Insider. Feb 1, 2016.
- Zeigarnik B. Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen. Psychologische Forschung. 1927. 9, 1—85.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Что такое корпоративная легитимность, и что случается, когда она отсутствуетУ власти менеджеров должна иметься легитимность в глазах их подчиненных. Если она имеется - устанавливаемые менеджером правила будут соблюдаться. Если корпоративная легитимность …
- Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу (которое на самом деле не было написано)Жизнь Стива Джобса связана с многочисленными легендами. Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу является любопытным артефактом...
- Неосознанная предвзятость на рабочем месте. Чем она опасна, и как ее преодолетьПо данным ученых, неосознанная предвзятость свойственна большинству людей. Но когда она проявляется в работе, она становится проблемой.
- Бирюзовые организации Фредерика Лалу и их корпоративная культураС тех пор, как Фредерик Лалу опубликовал свою книгу Открывая организации будущего, идея бирюзовых организаций приобрела большую популярность. Однако построение бирюзовой организации …
- История Volkswagen Beetle. В 81 год «жук» уходит на покойИстория Volkswagen Beetle началась в 1930-х и закончилась в 2019 году. VW Beetle - одна из успешнейших моделей в истории. Фердинанд Порше...
- История создания iPadКомпания Apple экспериментировала с планшетами с начала 1990-х. История создания iPad началась с прототипа, который по характеристикам...
- Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарнойКонсалтинговая компания, проанализировавшая сотни организаций, выделяет уровни развития корпоративной культуры, позволяющие определить на каком этапе развития находится компания.
- Работодатель против профсоюза. Delta Airlines предлагает работникам играть в видеоигры вместо борьбы за свои праваАвиакомпания Delta развернула кампанию «работодатель против профсоюза» и предлагает работникам не бороться за права, а играть в видеоигры.
- История Volkswagen Beetle. В 81 год «жук» уходит на покойИстория Volkswagen Beetle началась в 1930-х и закончилась в 2019 году. VW Beetle - одна из успешнейших моделей в истории. Фердинанд Порше...
- Как уволиться из компании и стоит ли поддаваться на встречное предложение работодателя о повышенииЭксперт отвечает на вопрос, как уволиться из компании с наименьшими потерями, и стоит ли принимать встречное предложение о повышении.
- Минусы автоматизации. Как безработная получила счет на 12 тысяч триллионов евро, и служба поддержки отказывалась признавать ошибкуАвтоматизация несет в себе не только преимущества, но и недостатки. Главные минусы автоматизации состоят в том, что люди перестают думать...
- Главные качества работодателя для современного работника (и это не высокая зарплата)Каковы главные качества работодателя для современных работников? Зарплата занимает лишь четвертое место по значимости. На первом месте...
- История липучки. Застежка, почти совершившая революцию в легкой промышленностиFlickr/marcos.sa Закон тривиальности и рабочие совещания. Почему самые простые пункты повестки ведут к самым долгим и непродуктивным дискуссиям?Что означают название и логотип …