
Существуют разные взгляды на прокрастинацию. Одни считают, что ее причины — лень и недостаток дисциплины. Другие убеждены, что это проявление плохого тайм-менеджмента. Третьи (психологи, кстати) говорят, что прокрастинация — это способ изживания отрицательных эмоций. Профессор менеджмента Адам Грант из Уортонской школы бизнеса предлагает свой взгляд на проблему. Он считает, что зачастую прокрастинация — это своеобразная стратегия выжидания. Иногда люди откладывают важные дела, поскольку чувствуют, что еще не совсем к ним готовы.[1]
Тут стоит пояснить. Речь идет не о затягивании срочных повседневных дел (поход к стоматологу с больным зубом). А об откладывании воплощения каких-либо идей, которые требуют «дозревания».
Стратегия выжидания или стратегическая прокрастинация
Профессор Грант изучал явление прокрастинации. Он утверждает, что по данным исследований, прокрастинация значительно снижает продуктивность, но в то же время способствует творческому мышлению.

«Я думаю, мы все должны принимать мысль о том, что некоторые вещи стоит откладывать. Вы не можете подгонять творческую мысль», — поясняет Грант.[1]
Выводы профессора Гранта опираются на работы советского психолога Блюмы Зейгарник (1900-1988). Зейгарник доказала, что как только мы заканчиваем какое-то дело, мы перестаем думать о нем. В то же время, когда дело остается незаконченным, мы снова и снова мысленно возвращаемся к нему.[2]
Поэтому, если мы останавливаем работу над каким-либо проектом до его окончания, мы все-таки продолжаем думать о нем, и у нас появляются новые творческие идеи относительно него. Таким образом, стратегия выжидания позволяет приходить к более продуманным и оригинальным решениям. Грант называет это «стратегической прокрастинацией».[1]
В качестве примера, человека применявшего стратегическую прокрастинацию, Грант приводит Стива Джобса. «Время, когда Стив Джобс откладывал решения и размышлял над разными возможностями, было потрачено не даром. Он позволял возникнуть новым идеям. А не хватался за наиболее конвенциональные, очевидные и знакомые решения.» И, надо заметить, эта стратегия выжидания окупалась. По крайней мере, Джобсу удалось создать несколько уникальных на тот момент продуктов, которые сделали Apple одной из самых успешных компаний мира .[1]

«Я не говорю, что вы должны взять и отложить все дела. Ведь тогда ваша работа встанет», — поясняет Адам Грант. «Тем не менее, пауза, взятая в середине проекта, может побудить людей сделать шаг назад и вновь оценить ситуацию. Возможно, они обнаружат, что существуют новые направления развития проекта.»[1]
Дополнительно: Офисные интриги и личные интересы отдельных работников. Как избежать их влияния на работу компании. Опыт Facebook
Источники
- Gillett R. Steve Jobs was one of the greatest procrastinators ever — here’s how that helped him become so successful. Business Insider. Feb 1, 2016.
- Zeigarnik B. Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen. Psychologische Forschung. 1927. 9, 1—85.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. Японский опыт
Как показывает опыт японских компаний, проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. В Японии самая низкая продуктивность..Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созидания
Прокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.Burning Man — инкубатор креатива для обитателей Силиконовой Долины
Представители бизнеса Силиконовой Долины посещают фестиваль Burning Man для развития своих творческих способностей. Несмотря на репутацию мероприятия...Слоган Just Do It был вдохновлен словами убийцы перед казнью
Одна из самых успешных маркетинговых кампаний в истории использовала слоган Just Do It. Слоган бы инспирирован последними словами Гэри Гилмора, убийцы...Ночь со звездой в качестве нематериального стимулирования
Китайская компания предложила работнику месяца ночь со звездой фильмов для взрослых в качестве нематериального стимулирования. Правда потом передумала.
Закон тривиальности и рабочие совещания. Почему самые простые пункты повестки ведут к самым долгим и непродуктивным дискуссиям?
Закон тривиальности, известный также как эффект велосипедного сарая, объясняет почему многие совещания оказываются бесполезными.Как развить изобретательность в бизнесе. Совет когнитивного психолога
Когнитивный психолог дает совет, как развить изобретательность. Для этого необходимо перевести мозг в режим работы пятиклассника. Это даст...Бесполезные совещания и их последствия. Цифры впечатляют
Бесполезные совещания в 2019 году обойдутся компаниям в 400 млрд. Проведенное исследования свидетельствует о том, что они демотивируют и фрустрируют...Плохие руководители становятся руководителями, потому что они… плохи. Мнение экспертов
Мнение экспертов: плохие руководители занимают свои места благодаря качествам, из-за которых они затем плохо выполняют руководящую работу.История хулахупа — успешнейшего продукта, жившего всего несколько месяцев
В 1950-х компания Wham-O сделала миллионы на обычном обруче, известном как хулахуп. История хулахупа началась древности, а Ричард Кнерр и ...
Что вдохновило Джеффа Безоса начать собственный бизнес
Будущий создатель Amazon работал в хедж-фонде, когда произошло нечто, что вдохновило Джеффа Безоса начать собственный бизнес. Безос узнал...Компании боятся инноваций и творческих подходов. Хотя и заявляют обратное
Компании заявляют, что инновации и творческие подходы - их главные ценности. На деле, компании боятся инноваций. Проведенное исследование...Холакратия на практике. Zappos — крупнейшая компания, внедрившая у себя принципы холакратии
Компания Zappos - крупнейшая организация, внедрившая у себя принципы холакратии. Корпоративная культура Zappos опирается на...