Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созидания

Время чтения: 4 мин.
Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созидания
Pexels/Guilherme Almeida

Существуют разные взгляды на прокрастинацию. Одни считают, что ее причины — лень и недостаток дисциплины. Другие убеждены, что это проявление плохого тайм-менеджмента. Третьи (психологи, кстати) говорят, что прокрастинация — это способ изживания отрицательных эмоций. Профессор менеджмента Адам Грант из Уортонской школы бизнеса предлагает свой взгляд на проблему. Он считает, что зачастую прокрастинация — это своеобразная стратегия выжидания. Иногда люди откладывают важные дела, поскольку чувствуют, что еще не совсем к ним готовы.[1]

Тут стоит пояснить. Речь идет не о затягивании срочных повседневных дел (поход к стоматологу с больным зубом). А об откладывании воплощения каких-либо идей, которые требуют «дозревания».

Стратегия выжидания или стратегическая прокрастинация

Профессор Грант изучал явление прокрастинации. Он утверждает, что по данным исследований, прокрастинация значительно снижает продуктивность, но в то же время способствует творческому мышлению.

Профессор социальной психологии Адам Грант
Профессор Адам Грант. Flickr/nrkbeta

«Я думаю, мы все должны принимать мысль о том, что некоторые вещи стоит откладывать. Вы не можете подгонять творческую мысль», — поясняет Грант.[1]

Выводы профессора Гранта опираются на работы советского психолога Блюмы Зейгарник (1900-1988). Зейгарник доказала, что как только мы заканчиваем какое-то дело, мы перестаем думать о нем. В то же время, когда дело остается незаконченным, мы снова и снова мысленно возвращаемся к нему.[2]

Поэтому, если мы останавливаем работу над каким-либо проектом до его окончания, мы все-таки продолжаем думать о нем, и у нас появляются новые творческие идеи относительно него. Таким образом, стратегия выжидания позволяет приходить к более продуманным и оригинальным решениям. Грант называет это «стратегической прокрастинацией».[1]

В качестве примера, человека применявшего стратегическую прокрастинацию, Грант приводит Стива Джобса. «Время, когда Стив Джобс откладывал решения и размышлял над разными возможностями, было потрачено не даром. Он позволял возникнуть новым идеям. А не хватался за наиболее конвенциональные, очевидные и знакомые решения.» И, надо заметить, эта стратегия выжидания окупалась. По крайней мере, Джобсу удалось создать несколько уникальных на тот момент продуктов, которые сделали Apple одной из самых успешных компаний мира .[1]

Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созидания
Pexels/kelly lacy

«Я не говорю, что вы должны взять и отложить все дела. Ведь тогда ваша работа встанет», — поясняет Адам Грант. «Тем не менее, пауза, взятая в середине проекта, может побудить людей сделать шаг назад и вновь оценить ситуацию. Возможно, они обнаружат, что существуют новые направления развития проекта.»[1]


Дополнительно: Офисные интриги и личные интересы отдельных работников. Как избежать их влияния на работу компании. Опыт Facebook


Источники

  1. Gillett R. Steve Jobs was one of the greatest procrastinators ever — here’s how that helped him become so successful. Business Insider. Feb 1, 2016.
  2. Zeigarnik B. Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen. Psychologische Forschung. 1927. 9, 1—85.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Главное качество лидера. И это не воля и харизма - времена Аттилы и Чингисхана прошли
Проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. Японский опыт
Средний возраст основателей бизнеса намного больше, чем принято думать. Создание успешного стартапа в 20 лет - красивый миф
Любопытство - двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликты
Бизнес как сайд-проект. Ричард Брэнсон рекомендует начинать свое дело, не уходя со старой работы. Пол Грэм с ним категорически несогласен
Психологическая безопасность - свойство эффективных команд. И задача лидера - ее создание
Стоит ли скрывать информацию от коллег, чтобы преуспеть самому? Данные исследований
Эффективность команды зависит от социальных навыков, а не от умения придерживаться повестки. Данные исследования
Как мотивировать работников? Обеспечьте их взаимодействие с внутренними клиентами