
Существуют разные взгляды на прокрастинацию. Одни считают, что ее причины — лень и недостаток дисциплины. Другие убеждены, что это проявление плохого тайм-менеджмента. Третьи (психологи, кстати) говорят, что прокрастинация — это способ изживания отрицательных эмоций. Профессор менеджмента Адам Грант из Уортонской школы бизнеса предлагает свой взгляд на проблему. Он считает, что зачастую прокрастинация — это своеобразная стратегия выжидания. Иногда люди откладывают важные дела, поскольку чувствуют, что еще не совсем к ним готовы.[1]
Тут стоит пояснить. Речь идет не о затягивании срочных повседневных дел (поход к стоматологу с больным зубом). А об откладывании воплощения каких-либо идей, которые требуют «дозревания».
Стратегия выжидания или стратегическая прокрастинация
Профессор Грант изучал явление прокрастинации. Он утверждает, что по данным исследований, прокрастинация значительно снижает продуктивность, но в то же время способствует творческому мышлению.

«Я думаю, мы все должны принимать мысль о том, что некоторые вещи стоит откладывать. Вы не можете подгонять творческую мысль», — поясняет Грант.[1]
Выводы профессора Гранта опираются на работы советского психолога Блюмы Зейгарник (1900-1988). Зейгарник доказала, что как только мы заканчиваем какое-то дело, мы перестаем думать о нем. В то же время, когда дело остается незаконченным, мы снова и снова мысленно возвращаемся к нему.[2]
Поэтому, если мы останавливаем работу над каким-либо проектом до его окончания, мы все-таки продолжаем думать о нем, и у нас появляются новые творческие идеи относительно него. Таким образом, стратегия выжидания позволяет приходить к более продуманным и оригинальным решениям. Грант называет это «стратегической прокрастинацией».[1]
В качестве примера, человека применявшего стратегическую прокрастинацию, Грант приводит Стива Джобса. «Время, когда Стив Джобс откладывал решения и размышлял над разными возможностями, было потрачено не даром. Он позволял возникнуть новым идеям. А не хватался за наиболее конвенциональные, очевидные и знакомые решения.» И, надо заметить, эта стратегия выжидания окупалась. По крайней мере, Джобсу удалось создать несколько уникальных на тот момент продуктов, которые сделали Apple одной из самых успешных компаний мира .[1]

«Я не говорю, что вы должны взять и отложить все дела. Ведь тогда ваша работа встанет», — поясняет Адам Грант. «Тем не менее, пауза, взятая в середине проекта, может побудить людей сделать шаг назад и вновь оценить ситуацию. Возможно, они обнаружат, что существуют новые направления развития проекта.»[1]
Дополнительно: Офисные интриги и личные интересы отдельных работников. Как избежать их влияния на работу компании. Опыт Facebook
Источники
- Gillett R. Steve Jobs was one of the greatest procrastinators ever — here’s how that helped him become so successful. Business Insider. Feb 1, 2016.
- Zeigarnik B. Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen. Psychologische Forschung. 1927. 9, 1—85.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Плоская иерархия — что стоит за словами о равенстве и свободе работников в компаниях
Плоская иерархия - один из атрибутов компании, которая хочет выглядеть прогрессивной. Но, что кроется за понятием «плоская иерархия»?Долгосрочное мышление и срок жизни компании. Кейс IBM
Долгосрочное мышление напрямую влияет на срок жизни организации. Компания IBM - живое тому подтверждение. Стив Деннинг, автор бестселлеров «Эпоха Agile» и «Вдохновляй …Преемственность — секрет успеха Facebook. Мнение Марка Цукерберга
Преемственность - основа устойчивости команд Facebook. Именно она стала основой успеха компании. Так считает Марк Цукерберг - создатель Facebook.Что нужно делать, чтобы возглавить компанию. Мнение президента Walmart Inc.
Три простых совета тем, кто хочет когда-нибудь возглавить компанию, от президента крупнейшей сети супермаркетов в США Дага Макмиллона.Компания IBM и ее изобретения
Компания IBM создала немало изобретений, без которых немыслима жизнь в современном мире. Сегодня мало кто вспомнит, штрих код, например, был разработан IBM.
Провальная пиар кампания от McDonald’s. Какие можно извлечь уроки
Пытаясь оправдать минимальные зарплаты, McDonald’s решил научить людей обращаться с деньгами. Это была провальная пиар кампания, вызвавшая общественное недовольство.Макдональдизация и амазонизация — особенности современного потребления
Потребление эволюционирует вместе с обществом. Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Сегодня от «макдональдизации» общество …Бизнес-лажа, вранье и декларативные сообщения
В мире бизнеса преувеличения, тенденциозные интерпретации и просто откровенное вранье - совсем не редкость. Но существует особая категория сообщений, исходящих от бизнес-организаций. …Рид Хоффман начинающим предпринимателям. Вдохновляющая речь от создателя LinkedIn
Создатель LinkedIn, Рид Хоффман: плохие времена неизбежны для начинающего предпринимателя. Но они заставляют меняться к лучшему. Вдохновляющая речь...Отвлекающие факторы на работе опаснее, чем могут казаться
По данным ученых, отвлекающие факторы на работе снижают продуктивность труда на 59% и ведут к преждевременной усталости. Но, что еще хуже...
Первый рекламный баннер в интернете — как он выглядел и что рекламировал
Самый первый рекламный баннер в интернете появился в 1994 году на сайте интернет-издания HotWired. Первый в мире баннер рекламировал...Корпоративная культура развития. Lyft, Amway и Facebook
Корпоративная культура развития предполагает взаимное развитие работников компании, а также постоянное саморазвитие и командность. Lyft, Amway и Facebook - компании, где культура …Клуб «ненавижу мою работу»: 87% работающих состоят в нем, из них 24% ненавидят свою работу особенно люто
Если вас не оставляет мысль «я ненавижу мою работу» - вы не одиноки. Масштабное исследование свидетельствует, что большинство...