Психология принятия влияния на примере Тима Кука из Apple

Время чтения: 4 мин.
Тим Кук и Стив Джобс
Youtube/iGadgetPro

Никакое взаимодействие людей не обходится без взаимного влияния. Степень этого влияния зависит от разных факторов: от условий, в которых происходит взаимодействие, его продолжительности, готовности принять влияние и т.д.

Но, возможно, самыми важными являются факторы субъекта и объекта влияния, а точнее, сила личности субъекта и те механизмы, которые субъект способен запустить в сознании объекта. Таких механизмов три: комплаенс, идентификация и интернализация.

Комплаенс — это обычное повиновение, основанное на подавлении воли субъекта и административных механизмах принуждения. Гораздо более интересными объектами для изучения являются идентификация и интернализация. Каким же образом один человек оказывается способным менять мысли, чувства, отношение и поведение другого, приводя к физиологическими, когнитивными, эмоциональными или поведенческими изменениями индивида?[i]

Кейс Тима Кука и Стива Джобса

Рассмотрим возникновение влияния на примере Тима Кука, главы Apple с 2011 года, и его предшественника на этом посту — Стива Джобса.

Тим Кук занимал пост вице-президента Compaq, крупнейшего на тот момент  поставщика компьютеров в мире, когда в 1998 году недавно вернувшийся в Apple Джобс предложил ему место в своей компании. Кук несколько раз отказывал рекрутерам, работающим на Apple, но в конце концов согласился встретиться с Джобсом. Просто ради интереса. Менять работу в его планы не входило.

Идентификация Тима Кука

Встреча состоялась, и внезапно Кук понял, что попал под влияние Джобса — те вещи, которые тот говорил во время встречи, и то, как он это говорил, захватили его. Джобс рассказывал о своей стратегии, о будущем компании и ее продуктов и о проблемах, которые предстоит решить, чтобы будущее стало настоящим.

«То, как он говорил, и то какая химия была в этот момент в комнате» впечатлили Кука.

«Я взглянул на проблемы Apple и подумал, что могу кое-что здесь сделать, работая с ним (Джобсом). И это будет большой привилегией в моей жизни» — рассказывал Кук.[ii]

Так произошла идентификация. Кук был впечатлен личностью Джобса и захотел быть причастным к его делу, еще до конца не понимая ценностной и философской подоплеки его бизнеса. Это произошло потому, что Джобс обладал определенными способностями — способностью вызывать восхищение и способностями, не связанными с интеракцией, но вызывающими у людей восхищение.

Интернализация Тима Кука

Могло бы сложиться так, что, проработав какое-то время в Apple, Кук понял бы, что ценности и воззрения Джобса ему не близки, его постигло бы разочарование и, скорее всего, он ушел бы из компании. Однако этого не произошло. Спустя тринадцать лет, когда Джобс из-за болезни ушел со своего поста, Кук писал всем сотрудником компании, которую он только что возглавил:

«Я хочу уверить вас, что Apple не изменится. Я ценю наши уникальные принципы и ценности и восхищаюсь ими. Стив построил компанию и культуру, не похожую ни на одну другую в мире. И мы останемся приверженными им. Это наша ДНК. Мы продолжим создавать лучшие продукты в мире и вызывать необычайное чувство гордости в наших работниках за то, что они делают.»[iii]

Очевидно, произошла интернализация. Тим Кук не только продолжил восхищаться личностью Джобса, но и разделил его идеи, ценности и взгляды в отношении компании. Роль способностей в поддержании влияния снизилась, зато увеличилась роль истинных целей, которые преследовал Джобс и его компания.


[i] Rashotte, LS. In The Blackwell Encyclopedia of Sociology (Ritzer G and Ryan JM, editors), Volume IX, “Social Influence.”. p. 4426-4429. Oxford. Blackwell Publishing. 2007.

[ii] Huddleston T. Steve Jobs had to convince Tim Cook to join Apple in 1998 — here’s how he did it. CNBC. April 9, 2018.

[iii] New CEO Tim Cook’s letter to Apple employees. CNN Money. August 25, 2011.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Для организации бережливого производства работник должен обладать следующими качествами. Пример Toyota
Почему Рональд Уэйн продал свою долю Apple через 12 дней после основания компании
Скука на работе как источник мотивации и стимулятор творческого подхода. Результаты исследования
Истории успеха не учат. Менеджеры и компании учатся на историях неудач. Исследование
Кто придумал название Microsoft, и как еще мог бы называться крупнейший в мире производитель программного обеспечения
Медитация и йога на службе у компании. Эффективность доказана наукой и подтверждена практикой
Стив Джобс в Pixar. Две личности Джобса или почему партнеры старались назначать встречи с бизнесменом на пятницы
Как дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в промышленном дизайне