Психология принятия влияния на примере Тима Кука из Apple

Время чтения: 4 мин.
Тим Кук и Стив Джобс
Youtube/iGadgetPro

Никакое взаимодействие людей не обходится без взаимного влияния. Степень этого влияния зависит от разных факторов: от условий, в которых происходит взаимодействие, его продолжительности, готовности принять влияние и т.д.

Но, возможно, самыми важными являются факторы субъекта и объекта влияния, а точнее, сила личности субъекта и те механизмы, которые субъект способен запустить в сознании объекта. Таких механизмов три: комплаенс, идентификация и интернализация.

Комплаенс — это обычное повиновение, основанное на подавлении воли субъекта и административных механизмах принуждения. Гораздо более интересными объектами для изучения являются идентификация и интернализация. Каким же образом один человек оказывается способным менять мысли, чувства, отношение и поведение другого, приводя к физиологическими, когнитивными, эмоциональными или поведенческими изменениями индивида?[i]

Кейс Тима Кука и Стива Джобса

Рассмотрим возникновение влияния на примере Тима Кука, главы Apple с 2011 года, и его предшественника на этом посту — Стива Джобса.

Тим Кук занимал пост вице-президента Compaq, крупнейшего на тот момент  поставщика компьютеров в мире, когда в 1998 году недавно вернувшийся в Apple Джобс предложил ему место в своей компании. Кук несколько раз отказывал рекрутерам, работающим на Apple, но в конце концов согласился встретиться с Джобсом. Просто ради интереса. Менять работу в его планы не входило.

Идентификация Тима Кука

Встреча состоялась, и внезапно Кук понял, что попал под влияние Джобса — те вещи, которые тот говорил во время встречи, и то, как он это говорил, захватили его. Джобс рассказывал о своей стратегии, о будущем компании и ее продуктов и о проблемах, которые предстоит решить, чтобы будущее стало настоящим.

«То, как он говорил, и то какая химия была в этот момент в комнате» впечатлили Кука.

«Я взглянул на проблемы Apple и подумал, что могу кое-что здесь сделать, работая с ним (Джобсом). И это будет большой привилегией в моей жизни» — рассказывал Кук.[ii]

Так произошла идентификация. Кук был впечатлен личностью Джобса и захотел быть причастным к его делу, еще до конца не понимая ценностной и философской подоплеки его бизнеса. Это произошло потому, что Джобс обладал определенными способностями — способностью вызывать восхищение и способностями, не связанными с интеракцией, но вызывающими у людей восхищение.

Интернализация Тима Кука

Могло бы сложиться так, что, проработав какое-то время в Apple, Кук понял бы, что ценности и воззрения Джобса ему не близки, его постигло бы разочарование и, скорее всего, он ушел бы из компании. Однако этого не произошло. Спустя тринадцать лет, когда Джобс из-за болезни ушел со своего поста, Кук писал всем сотрудником компании, которую он только что возглавил:

«Я хочу уверить вас, что Apple не изменится. Я ценю наши уникальные принципы и ценности и восхищаюсь ими. Стив построил компанию и культуру, не похожую ни на одну другую в мире. И мы останемся приверженными им. Это наша ДНК. Мы продолжим создавать лучшие продукты в мире и вызывать необычайное чувство гордости в наших работниках за то, что они делают.»[iii]

Очевидно, произошла интернализация. Тим Кук не только продолжил восхищаться личностью Джобса, но и разделил его идеи, ценности и взгляды в отношении компании. Роль способностей в поддержании влияния снизилась, зато увеличилась роль истинных целей, которые преследовал Джобс и его компания.


[i] Rashotte, LS. In The Blackwell Encyclopedia of Sociology (Ritzer G and Ryan JM, editors), Volume IX, “Social Influence.”. p. 4426-4429. Oxford. Blackwell Publishing. 2007.

[ii] Huddleston T. Steve Jobs had to convince Tim Cook to join Apple in 1998 — here’s how he did it. CNBC. April 9, 2018.

[iii] New CEO Tim Cook’s letter to Apple employees. CNN Money. August 25, 2011.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Крупнейшие сокращения численности персонала в истории. Семь компаний - семь причин
Ручное управление: до, в процессе и после. Примеры авторитарных руководителей, и того, что становилось с компаниями после их ухода
Бренд Obey и его создатель Шепард Фейри - один из богатейших художников стрит-арта и обладатель таланта создавать бренды
Проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. Японский опыт
Уроки лидерства в цитатах Уоррена Бенниса
Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткой
Эффективность команды зависит от социальных навыков, а не от умения придерживаться повестки. Данные исследования
Откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу позволит выявить самых творческих кандидатов
Психологическая безопасность - свойство эффективных команд. И задача лидера - ее создание