Любая организация представляет собой сообщество людей. В рамках такого сообщества его члены неизбежно влияют друг на друга. В научных кругах влияние, которое люди оказывают друг на друга в рамках сообщества, называют социальным.
Социальное влияние — это изменение мыслей, чувств, отношения или поведения индивида как результат его взаимодействия с другим индивидом или группой. Оно выражается физиологическими, когнитивными, эмоциональными или поведенческими изменениями индивида в связи с присутствием или действиями других людей, которые могут быть реальными, воображаемыми или предполагаемыми.[i]
Роль субъекта влияния
Из приведенного выше определения следует, что влияние может быть как намеренным, так и ненамеренным, а взаимодействие между людьми или группами людей, ведущее к возникновению влияния, носит скорее невербальный характер, но при этом сопровождает и дополняет вербальное взаимодействие. Влияние не предполагает прямого указания, касающегося выполнения определенных действий, поэтому оно относится к неимперативным переносчикам руководящих сигналов. Кроме того, влияние имеет всеобъемлющий в пределах организации характер. Потенциально все влияют на всех, независимо от статусов и рангов.
Когда речь идет об отдельных индивидах, предполагается, что влияние исходит от одного из них и направлено на другого, если же говорить о влиянии на уровне организации, состоящей из нескольких или многих индивидов, то ее влияние направлено как внутрь себя — влияние целой организации на отдельных ее работников, так и во внешнюю среду — влияние на другие организации и социум.
Чувства и эмоции
В основе влияния лежат либо чувства, либо эмоции. Чувственный или эмоциональный характер восприятия влияния отличает его от других переносчиков руководящих сигналов, таких как правила, декларации и обычаи. Влияние порождает, прежде всего, ощущение, которое затем может вести к изменению мыслей, отношения и поведения. Кроме того, субъект может оценить степень и характер влияния на объект лишь в целом, по косвенным признакам, не зная, каков его эффект на самом деле. Проще говоря, люди не способны заглядывать друг другу в голову, а потому в том, что касается влияния друг на друга, им приходится в большей степени полагаться на ощущения, интуицию и восприятие слабых невербальных сигналов.
Различия между чувствами и эмоциями состоят в том, что первые связаны с ментальным опытом, в то время как вторые представляют собой явления психо-неврологического характера, управляемые в большей степени нервной и эндокринной системами, чем разумом.[ii] Эмоции возникают в ответ на оценку ситуации и ее положительного или отрицательного значения для человека.[iii] Ядро эмоций составляет два противоположных варианта опыта — опыт, воспринимаемый как нечто хорошее, и опыт, воспринимаемый как нечто плохое — например, опыт, повлекший удовольствие, и опыт, повлекший боль.[iv]
Влияние на уровне чувств или эмоций
Чувства сопровождаются эмоциями, однако, помимо этого, в формировании чувств значительную роль играют суждения и мысли.[iii]
Соответственно, можно выделить два варианта влияния — влияние на уровне эмоций и более сложное влияние на уровне чувств.
Первый вариант характеризуется возникновением определенных эмоций в ответ на действия или присутствие других членов коллектива. Иногда их возникновение объяснимо, иногда — нет. Например, присутствие какого-то человека может вызывать раздражение или, наоборот, радость; какие-то проявления людей могут порождать злость, а какие-то — любопытство и т.д. В комплексе эмоции, испытываемые работниками на рабочих местах, образуют эмоциональный фон и рабочую атмосферу.
Эмоциональный фон и атмосфера, в первую очередь, зависят от психо-эмоциональных характеристик работников и лишены смыслового содержания. Их можно ощутить, но с ними нельзя согласиться или не согласиться, их нельзя разделить или не принять.
В то же время, более сложный вариант влияния, опирающийся на чувства, связан с ментальными характеристиками субъекта и объекта влияния и их совместимостью.
Сила влияния определяется тремя основными факторами: значимостью (силой, властью) влияющих, степенью их территориальной и временной близости к объекту влияния и их числом.[i], [v]
Роль объекта влияния
В процессе влияния активную роль играет не только субъект, но и объект влияния. От его психологической восприимчивости зависит, будет ли влияние воспринято, т.е. произойдут ли у объекта изменения чувств, эмоций или мнения под воздействием субъекта влияния или он останется глух к этому воздействию.
Можно выделить следующие варианты влияния, связанные, главным образом, с формой принятия влияния его объектом: комплаенс, идентификация и интернализация.[vi], [vii]
— Комплаенс (повиновение) — принятие влияния для получения одобрения и определенных выгод или для избежания неодобрения или наказания. Повиновение возможно только при условии контроля и наблюдения со стороны субъекта.
Комплаенс представляет собой, по сути, формальное принятие влияния. Субъект влияния не разделяет его содержания и даже может испытывать внутренний конфликт, поскольку содержание влияния противоречит его личным установкам. Поэтому комплаенс относится к формальному влиянию и подробнее рассматривается в соответствующем разделе.
— Идентификация — принятие влияния, связанное не столько с его содержанием, сколько с ролью субъекта влияния для объекта влияния. Объект принимает влияние, поскольку это ведет к желаемым им отношениям с субъектом влияния, например, когда субъект обладает большим авторитетом или привлекательностью. Соответственно идентификация возникает при условии значимости отношений субъекта и объекта влияния.
— Интернализация — истинное принятие влияния,
содержание которого в виде идей или действий соответствует системе ценностей
объекта. Истинное принятие происходит только при условии этого соответствия не
зависимо от значимости отношений или наличия контроля.
Дополнительно: Если в вашем офисе возникают такие диалоги, это верный признак бюрократизации и ручного управления
[i] Rashotte, LS. In The Blackwell Encyclopedia of Sociology (Ritzer G and Ryan JM, editors), Volume IX, “Social Influence.”. p. 4426-4429. Oxford. Blackwell Publishing. 2007.
[ii] Tyng CM, Amin HU, Saad MNM, Malik AS. The Influences of Emotion on Learning and Memory. Frontiers in Psychology 2017. Vol. 8. 1454.
[iii] Schwarz N. Feelings and Phenomenal Experiences. Social psychology. Handbook of basic principles, 2nd ed (Kruglanski A, Higgins ET (eds.)). 2007. New York. Guilford. 385-407.
[iv] Frijda NH. The laws of emotion. American Psychologist. 1998. Vol. 43, No. 5, 349-358.
[v] Latané B. The psychology of social impact. American Psychologist. 1981. Vol. 36. 343–356.
[vi] Kelman HC. Compliance, identification, and internalization: Three processes of attitude change. Journal of Conflict Resolution. 1958. Vol. 2, No. 1. 51-60.
[vii] Kelman HC. Processes of opinion change. Public Opinion Quarterly. 1961. Vol. 25. 57-78.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Компания IBM и ее изобретенияКомпания IBM создала немало изобретений, без которых немыслима жизнь в современном мире. Сегодня мало кто вспомнит, штрих код, например, был разработан IBM.
- Кто придумал название Microsoft, и как еще мог бы называться крупнейший в мире производитель программного обеспеченияНазвание Microsoft придумал Пол Аллен, второй основатель компании. Гейтс и Аллен рассматривали и другие названия. Некоторые весьма нелепые.
- Ваша послеобеденная продуктивность хромает, и вы засыпаете на ходу? Это естественно, считает наукаУченые считают, что сонливость после обеденного перерыва - совершенно естественное явление. Если ваша послеобеденная продуктивность снижается...
- Кто начинает свое дело, почему, и что в результате — статистика стартаповРассмотрим статистику стартапов - цифры, которые объяснят нам, кто начинает свое дело, каковы их шансы на успех и в чем причины неудач.
- Производственные принципы Toyota и личностный рост. Принципы Toyota используются консультантами по персональному развитиюКак оказывается, производственная система Toyota может использоваться и в области личностного развития. Консультатнты по личностному росту используют принципы Toyota в своей работе.
- Эффективность команды связана с разнообразием ее составаСогласно исследованиям ученых, эффективность команд напрямую зависит от разнообразия их состава. Поэтому в команды надо включать людей с разными профилями и культурой
- Минусы автоматизации. Как безработная получила счет на 12 тысяч триллионов евро, и служба поддержки отказывалась признавать ошибкуАвтоматизация несет в себе не только преимущества, но и недостатки. Главные минусы автоматизации состоят в том, что люди перестают думать...
- Ошибки при найме. 46% новых работников уйдут в течение 18 месяцев. Компании нанимают «правильных» людей только в 19% случаевОшибки при найме персонала обходятся компаниям в миллионы долларов. В 46% случаев люди покидают компании в течение 18 месяцев. Лишь 19%...
- Честность на собеседовании окупается. Результаты исследованийСоискатель перед потенциальным работодателем может выбирать разные стратегии. Честность на собеседовании, как показывают исследования,...
- Офисные интриги и личные интересы отдельных работников. Как избежать их влияния на работу компании. Опыт FacebookОфисные интриги, конфликты, противостояние, бункерный менталитет - враги эффективных рабочих процессов. Как с ними борются успешные компании? Опыт Facebook.
- Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота MichelinЧеловек-мишлен, известный также как Бибендум, - один из самых странных маскотов. История его появления тоже странная. Компания Michelin...
- Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о нихВо многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...
- Ночь со звездой в качестве нематериального стимулированияКитайская компания предложила работнику месяца ночь со звездой фильмов для взрослых в качестве нематериального стимулирования. Правда потом передумала.