
- Потребление эволюционирует вместе с обществом. Возникновение супермаркетов и Интернета — главные вехи эволюции потребления за последние 100 лет.
- С появлением Интернета предложение расширилось до невероятных масштабов. Изменились и паттерны потребления.
- Во второй половине ХХ века в обществе возник феномен под названием «макдональдизация», оно сравнивалось с McDonald’s.
- Сегодня уместным будет сравнение общества с Amazon. Макдональдизация перешла в амазонизацию.
Макдональдизация пришла в нашу жизнь вместе с комфортом и скоростью. Вам приходилось бывать в торговых центрах? Определенно, да. Любой современный человек периодически отправляется в торговый центр, чтобы сделать покупки. Это удобно. Въезжаете на комфортабельную подземную парковку, делаете несколько шагов к лифту, и вот в вашем распоряжении климатизированные магазины, супер- и гипермаркеты, бутики, рестораны, аттракционы, фастфуд и кинотеатры. Здесь можно обрести все, что только может потребоваться современному потребителю. Просто, рационально, доступно, предсказуемо, приятно.
Макдональдизация как этап эволюции потребления
С 1956 года, когда появился Саутдэйл — первый в мире торговый центр в городе Идайна (Миннесота, США)[i] и до недавнего времени казалось, что торговый центр — это идеальная модель, позволяющая покупателю получать все, что ему необходимо, не прикладывая особых усилий.

Но тут появился Интернет. Ис тех пор как в 1994 году была сделана первая онлайн-покупка — это был альбом Стинга «Ten Summoner’s Tales», 12,5 долларов плюс доставка[ii] — торговые центры начали медленно становиться историей. Благополучно миновав кризис dot com в конце 1990-х начале 2000-х, человечество продолжило развивать технологии, позволяющие находить относительно простые и эффективные способы удовлетворения своих самых разнообразных потребностей.
По сравнению с теми возможностями, которые дала нам сеть, торговые центры оказались неконкурентоспособными. Они начали восприниматься скорее как места развлечения, чем совершения покупок. Интернет сделал потребление не только географически глобальным, но и бесконечно расширил ассортимент, доступный потребителю, сведя его не только с крупными торговыми компаниями, но и сотнями тысяч мелких торговцев и производителей, которые никогда не нашли бы своего места на торговых площадях шоппинг-центров.

Любые товары и сервисы стали в наши дни доступны в сети. Еда, начиная с фастфуда и заканчивая ресторанными изысками, любые продукты питания, бытовые принадлежности, одежда и аксессуары — все можно найти и заказать онлайн. Не говоря уже о книгах и музыке, которые сами закачиваются в ваш компьютер или другой гаджет, как только вы произвели оплату. А если вы вдруг хотите чего-то, но не знаете чего именно, сеть поможет вам определиться. Обзоры «десяти лучших фильмов», «пяти лучших книг» или «восьми лучших безалкогольных коктейлей» всегда к вашим услугам.
Потреблять — легко и приятно
Нам больше не надо изучать предложения многих авиакомпаний — специальный сайт за пару секунд подберет и рассортирует для вас авиабилеты в любую точку мира, учитывая время ожидания и пересадок. А, может быть, вы путешествуете на автомобиле? Теперь не надо изучать карту (кто вообще занимается этим в наше время?), специальное приложение в вашем смартфоне выполнит за вас всю работу.

Современность диктует свои правила. Возможности легкого нахождения ответов (к сожалению не всегда правильных) на любые вопросы формируют психологию и потребности современного человека. Решения всех его проблем должны быть быстрыми и удобными, на меньшее он не согласен. В сущности, он ожидает, что все решения уже где-то существуют. Ему достаточно только заплатить и voilà, ему доставляют их прямо к порогу.
Макдональдизация и амазонизация
Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Название феномена происходит от названия сети фастфуда McDonald’s, славящейся рационализацией и стандартизацией своих операций. Ритцер усматривает эти же черты и в современном обществе. Оно ориентировано на рациональность, эффективность, предсказуемость, возможность выражения качественных характеристик через количественные, увеличение роли технологии, а также усиление контроля над неопределенностью.[iii] Одним словом, в нем господствует макдональдизация.

В наши дни к этим чертам добавилось что-то еще. А именно, то, о чем говорилось на абзац выше – ожидание от производителей товаров и услуг не просто предложения определенной продукции, а быстрого и удобного удовлетворения потребностей людей.
Таким образом, добавив к макдональдизации новую человеческую психологию эпохи высокоскоростного Интернета, мы получаем нечто новое – общество, в котором спрос на быстрое удобное решение удовлетворяется, соответственно, быстрым и клиентоориентированным предложением. От «макдональдизации» общество перешло к «амазонизации».
Дополнительно: Почему не работают стратегии
[i] Garfield L. 25 incredible photos revealing the history of America’s first modern shopping mall. Business Insider. August 2, 2017.
[ii] Spence P. 20th anniversary of first online sale: how we shop on the web. The Telegraph. August 11, 2014.
[iii] Ritzer G. The McDonaldization of society. Journal of American Culture. Vol. 6, No. 1. 1983, 100-107.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Мой босс — идиот. Или все-таки нет?
Вы считаете, что ваш босс - идиот? Ответьте на пять вопросов профессора психологии Томаса Чаморро-Премузича. Возможно, вы поймете, что правы.Большой бюджет не заменяет стратегию. Инвестиции Apple в исследования и разработки составляют 15 млрд долларов, а результаты вызывают вопросы
Инвестиции Apple в исследования и разработки - 15 млрд долларов в год. Но для успешной разраработки необходимы также стратегия и способности, которых …Названия товаров IKEA — откуда они берутся и что означают
Что обозначают названия товаров IKEA, как они придумываются, и почему компания не использует коды для идентификации товаров...Стив Джобс в Pixar. Две личности Джобса или почему партнеры старались назначать встречи с бизнесменом на пятницы
Джобс руководил анимационной студией Pixar до 2006 года параллельно с работой в Apple. Стив Джобс в Pixar был совсем другим человеком - …Хотите попросить о повышении? Делайте это голодными
Хотите попросить о повышении? Делайте это натощак, советуют ученые. Хотите, чтобы подчиненные не просили повышений? Накормите их...
Любопытство — двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликты
По данным ученых, любопытство предотвращает неверные решения, устраняет конфликты и улучшает коммуникацию. Любопытство в бизнесе позволяет...Почему Стив Джобс перестал мыться, и к чему это привело
В определенный момент своей жизни Стив Джобс перестал мыться. Окружающие это заметили. И это не добавило Джобсу популярности среди коллег.Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?
Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?Что означает название Kodak
Существует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работать
Успех человека зависит от его эмоционального интеллекта. Поэтому недостаток эмоционального интеллекта опасен. Ученые выявили генетические факторы, определяющие эмоциональный интеллект.
Мой босс — идиот. Или все-таки нет?
Вы считаете, что ваш босс - идиот? Ответьте на пять вопросов профессора психологии Томаса Чаморро-Премузича. Возможно, вы поймете, что правы.Ненависть к руководству проявляют 75% работников — от оскорбительных жестов до распространения слухов
75% работников иногда повышают голос на начальство, грубят или даже показывают оскорбительные жесты. Ненависть к руководству проявляется...Открыто высказывать свое мнение — нежелательно. Даже в самой либеральной из компаний. Джеймс Деймор из Google в этом убедился
Даже в одной из самых либеральных компаний мира Google открыто высказывать свое мнение может быть опасно. История Джеймса Дэймора, чье мнение не …