
- Потребление эволюционирует вместе с обществом. Возникновение супермаркетов и Интернета — главные вехи эволюции потребления за последние 100 лет.
- С появлением Интернета предложение расширилось до невероятных масштабов. Изменились и паттерны потребления.
- Во второй половине ХХ века в обществе возник феномен под названием «макдональдизация», оно сравнивалось с McDonald’s.
- Сегодня уместным будет сравнение общества с Amazon. Макдональдизация перешла в амазонизацию.
Макдональдизация пришла в нашу жизнь вместе с комфортом и скоростью. Вам приходилось бывать в торговых центрах? Определенно, да. Любой современный человек периодически отправляется в торговый центр, чтобы сделать покупки. Это удобно. Въезжаете на комфортабельную подземную парковку, делаете несколько шагов к лифту, и вот в вашем распоряжении климатизированные магазины, супер- и гипермаркеты, бутики, рестораны, аттракционы, фастфуд и кинотеатры. Здесь можно обрести все, что только может потребоваться современному потребителю. Просто, рационально, доступно, предсказуемо, приятно.
Макдональдизация как этап эволюции потребления
С 1956 года, когда появился Саутдэйл — первый в мире торговый центр в городе Идайна (Миннесота, США)[i] и до недавнего времени казалось, что торговый центр — это идеальная модель, позволяющая покупателю получать все, что ему необходимо, не прикладывая особых усилий.

Но тут появился Интернет. Ис тех пор как в 1994 году была сделана первая онлайн-покупка — это был альбом Стинга «Ten Summoner’s Tales», 12,5 долларов плюс доставка[ii] — торговые центры начали медленно становиться историей. Благополучно миновав кризис dot com в конце 1990-х начале 2000-х, человечество продолжило развивать технологии, позволяющие находить относительно простые и эффективные способы удовлетворения своих самых разнообразных потребностей.
По сравнению с теми возможностями, которые дала нам сеть, торговые центры оказались неконкурентоспособными. Они начали восприниматься скорее как места развлечения, чем совершения покупок. Интернет сделал потребление не только географически глобальным, но и бесконечно расширил ассортимент, доступный потребителю, сведя его не только с крупными торговыми компаниями, но и сотнями тысяч мелких торговцев и производителей, которые никогда не нашли бы своего места на торговых площадях шоппинг-центров.

Любые товары и сервисы стали в наши дни доступны в сети. Еда, начиная с фастфуда и заканчивая ресторанными изысками, любые продукты питания, бытовые принадлежности, одежда и аксессуары — все можно найти и заказать онлайн. Не говоря уже о книгах и музыке, которые сами закачиваются в ваш компьютер или другой гаджет, как только вы произвели оплату. А если вы вдруг хотите чего-то, но не знаете чего именно, сеть поможет вам определиться. Обзоры «десяти лучших фильмов», «пяти лучших книг» или «восьми лучших безалкогольных коктейлей» всегда к вашим услугам.
Потреблять — легко и приятно
Нам больше не надо изучать предложения многих авиакомпаний — специальный сайт за пару секунд подберет и рассортирует для вас авиабилеты в любую точку мира, учитывая время ожидания и пересадок. А, может быть, вы путешествуете на автомобиле? Теперь не надо изучать карту (кто вообще занимается этим в наше время?), специальное приложение в вашем смартфоне выполнит за вас всю работу.

Современность диктует свои правила. Возможности легкого нахождения ответов (к сожалению не всегда правильных) на любые вопросы формируют психологию и потребности современного человека. Решения всех его проблем должны быть быстрыми и удобными, на меньшее он не согласен. В сущности, он ожидает, что все решения уже где-то существуют. Ему достаточно только заплатить и voilà, ему доставляют их прямо к порогу.
Макдональдизация и амазонизация
Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Название феномена происходит от названия сети фастфуда McDonald’s, славящейся рационализацией и стандартизацией своих операций. Ритцер усматривает эти же черты и в современном обществе. Оно ориентировано на рациональность, эффективность, предсказуемость, возможность выражения качественных характеристик через количественные, увеличение роли технологии, а также усиление контроля над неопределенностью.[iii] Одним словом, в нем господствует макдональдизация.

В наши дни к этим чертам добавилось что-то еще. А именно, то, о чем говорилось на абзац выше – ожидание от производителей товаров и услуг не просто предложения определенной продукции, а быстрого и удобного удовлетворения потребностей людей.
Таким образом, добавив к макдональдизации новую человеческую психологию эпохи высокоскоростного Интернета, мы получаем нечто новое – общество, в котором спрос на быстрое удобное решение удовлетворяется, соответственно, быстрым и клиентоориентированным предложением. От «макдональдизации» общество перешло к «амазонизации».
Дополнительно: Почему не работают стратегии
[i] Garfield L. 25 incredible photos revealing the history of America’s first modern shopping mall. Business Insider. August 2, 2017.
[ii] Spence P. 20th anniversary of first online sale: how we shop on the web. The Telegraph. August 11, 2014.
[iii] Ritzer G. The McDonaldization of society. Journal of American Culture. Vol. 6, No. 1. 1983, 100-107.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
7 принципов эффективности, которыми Илон Маск поделился с работниками Tesla в своем электронном письме
Илон Маск - основатель и глава компании Tesla в одной из электронных рассылок изложил семь принципов эффективности, которым работникам Tesla стоит следовать. …Несовместимость корпоративных культур за 30 миллиардов долларов. Daimler и Chrysler — самое неудачное слияние в истории
За всю историю слияний и поглощений, слияние Daimler и Chrysler оказалось одним из самых неудачных. Несовместимость корпоративных культур...Теория Стива Джобса о том, что такое креативность и откуда она берется
Создатель Apple остается одним из самых изобретательных и инновационных предпринимателей даже после смерти. Теория Стива Джобса относительно креативности...Психологический комфорт в коллективе. Советы эксперта о том, как его создать
Психологический комфорт в коллективе - важнейший фактор, повышающий продуктивность работы организации. Пять шагов, направленных на его создание предлагает директор компании City & …Самоубийства работников в условиях сверхтоксичной культуры. Кейс France Telecom
Экстремально токсичная корпоративная культура может стать причиной самоубийства работников. Пример такой культуры - France Telecom. 35 суицидов...
Почему компания Microsoft угрожала студенту Майку Роу
Flickr/Dean Shareski Что вдохновило Джеффа Безоса начать собственный бизнесКак организовать себя, работая из дома, - советы экспертаКак Стив Джобс вернулся в Apple …Карьера и зарплата в Японии. Система ненко — чем старше, тем выше
Система ненко и система пожизненной занятости предполагают, что карьера и зарплата в Японии определяются не заслугами и квалификацией, а...Неосознанные предубеждения в HR. Как искусственный интеллект поможет в борьбе с ними
Неосознанные предубеждения и бессознательная предвзятость губительны для поиска и удержания персонала. Высокие технологии помогают избавиться от них.Самые популярные в Китае. Какая сеть ресторанов зарабатывает на китайцах 5 миллиардов долларов в год
На китайском рынке фастфуда присутствуют несколько глобальных игроков. Но самым успешным является сеть KFC, которая потеснила даже McDonalds. Возможно, ей это удалось, …Как Джефф Безос снимался в кино
Об этом мало кто знает, но Джефф Безос снимался в кино. Он сыграл роль инопланетянина. Увидеть миллиардера можно в фантастическом фильме...
Как заставить медиа работать на себя. Сколько стоит хайп — история ShipYourEnemiesGlitter и Мэтью Карпентера
Чего можно добиться, если заставить медиа работать на себя? Пример проекта ShipYourEnemiesGlitter показывает, что умелая манипуляция СМИ дает свои результаты.Стив Джобс в Pixar. Две личности Джобса или почему партнеры старались назначать встречи с бизнесменом на пятницы
Джобс руководил анимационной студией Pixar до 2006 года параллельно с работой в Apple. Стив Джобс в Pixar был совсем другим человеком - …«Чистки» в Tesla — вынужденная мера или часть корпоративной культуры?
Когда в компании наблюдаются резкие пики набора персонала, а затем через короткое время - массовые сокращения, это наводит на мысль о безграмотной …