- Потребление эволюционирует вместе с обществом. Возникновение супермаркетов и Интернета — главные вехи эволюции потребления за последние 100 лет.
- С появлением Интернета предложение расширилось до невероятных масштабов. Изменились и паттерны потребления.
- Во второй половине ХХ века в обществе возник феномен под названием «макдональдизация», оно сравнивалось с McDonald’s.
- Сегодня уместным будет сравнение общества с Amazon. Макдональдизация перешла в амазонизацию.
Макдональдизация пришла в нашу жизнь вместе с комфортом и скоростью. Вам приходилось бывать в торговых центрах? Определенно, да. Любой современный человек периодически отправляется в торговый центр, чтобы сделать покупки. Это удобно. Въезжаете на комфортабельную подземную парковку, делаете несколько шагов к лифту, и вот в вашем распоряжении климатизированные магазины, супер- и гипермаркеты, бутики, рестораны, аттракционы, фастфуд и кинотеатры. Здесь можно обрести все, что только может потребоваться современному потребителю. Просто, рационально, доступно, предсказуемо, приятно.
Макдональдизация как этап эволюции потребления
С 1956 года, когда появился Саутдэйл — первый в мире торговый центр в городе Идайна (Миннесота, США)[i] и до недавнего времени казалось, что торговый центр — это идеальная модель, позволяющая покупателю получать все, что ему необходимо, не прикладывая особых усилий.
Но тут появился Интернет. Ис тех пор как в 1994 году была сделана первая онлайн-покупка — это был альбом Стинга «Ten Summoner’s Tales», 12,5 долларов плюс доставка[ii] — торговые центры начали медленно становиться историей. Благополучно миновав кризис dot com в конце 1990-х начале 2000-х, человечество продолжило развивать технологии, позволяющие находить относительно простые и эффективные способы удовлетворения своих самых разнообразных потребностей.
По сравнению с теми возможностями, которые дала нам сеть, торговые центры оказались неконкурентоспособными. Они начали восприниматься скорее как места развлечения, чем совершения покупок. Интернет сделал потребление не только географически глобальным, но и бесконечно расширил ассортимент, доступный потребителю, сведя его не только с крупными торговыми компаниями, но и сотнями тысяч мелких торговцев и производителей, которые никогда не нашли бы своего места на торговых площадях шоппинг-центров.
Любые товары и сервисы стали в наши дни доступны в сети. Еда, начиная с фастфуда и заканчивая ресторанными изысками, любые продукты питания, бытовые принадлежности, одежда и аксессуары — все можно найти и заказать онлайн. Не говоря уже о книгах и музыке, которые сами закачиваются в ваш компьютер или другой гаджет, как только вы произвели оплату. А если вы вдруг хотите чего-то, но не знаете чего именно, сеть поможет вам определиться. Обзоры «десяти лучших фильмов», «пяти лучших книг» или «восьми лучших безалкогольных коктейлей» всегда к вашим услугам.
Потреблять — легко и приятно
Нам больше не надо изучать предложения многих авиакомпаний — специальный сайт за пару секунд подберет и рассортирует для вас авиабилеты в любую точку мира, учитывая время ожидания и пересадок. А, может быть, вы путешествуете на автомобиле? Теперь не надо изучать карту (кто вообще занимается этим в наше время?), специальное приложение в вашем смартфоне выполнит за вас всю работу.
Современность диктует свои правила. Возможности легкого нахождения ответов (к сожалению не всегда правильных) на любые вопросы формируют психологию и потребности современного человека. Решения всех его проблем должны быть быстрыми и удобными, на меньшее он не согласен. В сущности, он ожидает, что все решения уже где-то существуют. Ему достаточно только заплатить и voilà, ему доставляют их прямо к порогу.
Макдональдизация и амазонизация
Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Название феномена происходит от названия сети фастфуда McDonald’s, славящейся рационализацией и стандартизацией своих операций. Ритцер усматривает эти же черты и в современном обществе. Оно ориентировано на рациональность, эффективность, предсказуемость, возможность выражения качественных характеристик через количественные, увеличение роли технологии, а также усиление контроля над неопределенностью.[iii] Одним словом, в нем господствует макдональдизация.
В наши дни к этим чертам добавилось что-то еще. А именно, то, о чем говорилось на абзац выше – ожидание от производителей товаров и услуг не просто предложения определенной продукции, а быстрого и удобного удовлетворения потребностей людей.
Таким образом, добавив к макдональдизации новую человеческую психологию эпохи высокоскоростного Интернета, мы получаем нечто новое – общество, в котором спрос на быстрое удобное решение удовлетворяется, соответственно, быстрым и клиентоориентированным предложением. От «макдональдизации» общество перешло к «амазонизации».
Дополнительно: Почему не работают стратегии
[i] Garfield L. 25 incredible photos revealing the history of America’s first modern shopping mall. Business Insider. August 2, 2017.
[ii] Spence P. 20th anniversary of first online sale: how we shop on the web. The Telegraph. August 11, 2014.
[iii] Ritzer G. The McDonaldization of society. Journal of American Culture. Vol. 6, No. 1. 1983, 100-107.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс MylanЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …
- Анекдотические истории о клиентоориентированном подходеКогда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.
- Рост китайских городов поражает воображение (вид из космоса)Рост китайских городов, заснятый из космоса, представляет собой впечатляющее зрелище. Население некоторых из них выросло более чем на 100% за последние...
- Насколько ваша работа опасна для психики — тест от эксперта в области психологии трудаАтмосфера вашей компании давит на психику? Тест профессора Робинсона определит, насколько ваша работа опасна для психики и здоровья в целом.
- Преобразование компании. Как избежать хождения по кругу и планомерно двигаться в намеченном направленииПреобразование компании - процесс сложный и медленный. Часто менеджмент пытается найти какое-либо универсальное решение, которое позволит трансформировать организацию
- Как возникла производственная система ТойотаПроизводственная система Тойота является самостоятельным объектом изучения и считается чуть ли не самым значимым достижением Toyota. Возникла она за долгие годы работы …
- Компания закрылась после обзора на YouTube. Усиленный пиар при проблемах с качеством может обернуться катастрофой. Кейс стартапа KanoaПиар не заменяет качества. В этом убедились создатели компании KANOA, которые попытались продвигать заведомо некачественный продукт за счет агрессивной PR-кампании. Единственный правдивый …
- Хамди Улукайа, создатель Chobani, делится секретами успеха. Оказывается, все просто…Хамди Улукайа, основатель компании Chobani, производящей йогурт, построил миллиардный бизнес, опираясь на очень простые, но твердые принципы.
- Стив Джобс и Джон Скалли: история отношенийСчитается, что Джон Скалли уволил Джобса из основанной им же компании Apple. Изначально Стив Джобс и Джон Скалли были друзьями, но событие...
- Факты об Amazon, которые вы не зналиИнтересные факты о компании Amazon Джеффа Безоса: изначально компания носила неблагозвучное название, интернет-торговля далеко не единственный ее бизнес, 41 бренд находится во …
- Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисковДжефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …
- Почему Google+ потерпел неудачу. Причины, выводы и урокиСоциальная сеть Google Plus прекращает свое существование. Спустя семь с половиной лет компания Google признает, что социальная сеть стала неудачным проектом. На …
- Этика социальной сети. Можно ли объединить мир и не нарушить этические и легальные нормы. Кейс FacebookЭтика социальной сети Facebook вызывала сомнения у пользователей, регуляторных органов и политиков. Развитие сети сопровождалось несколькими скандалами, связанными с нарушением частной жизни …