
- Потребление эволюционирует вместе с обществом. Возникновение супермаркетов и Интернета — главные вехи эволюции потребления за последние 100 лет.
- С появлением Интернета предложение расширилось до невероятных масштабов. Изменились и паттерны потребления.
- Во второй половине ХХ века в обществе возник феномен под названием «макдональдизация», оно сравнивалось с McDonald’s.
- Сегодня уместным будет сравнение общества с Amazon. Макдональдизация перешла в амазонизацию.
Макдональдизация пришла в нашу жизнь вместе с комфортом и скоростью. Вам приходилось бывать в торговых центрах? Определенно, да. Любой современный человек периодически отправляется в торговый центр, чтобы сделать покупки. Это удобно. Въезжаете на комфортабельную подземную парковку, делаете несколько шагов к лифту, и вот в вашем распоряжении климатизированные магазины, супер- и гипермаркеты, бутики, рестораны, аттракционы, фастфуд и кинотеатры. Здесь можно обрести все, что только может потребоваться современному потребителю. Просто, рационально, доступно, предсказуемо, приятно.
Макдональдизация как этап эволюции потребления
С 1956 года, когда появился Саутдэйл — первый в мире торговый центр в городе Идайна (Миннесота, США)[i] и до недавнего времени казалось, что торговый центр — это идеальная модель, позволяющая покупателю получать все, что ему необходимо, не прикладывая особых усилий.

Но тут появился Интернет. Ис тех пор как в 1994 году была сделана первая онлайн-покупка — это был альбом Стинга «Ten Summoner’s Tales», 12,5 долларов плюс доставка[ii] — торговые центры начали медленно становиться историей. Благополучно миновав кризис dot com в конце 1990-х начале 2000-х, человечество продолжило развивать технологии, позволяющие находить относительно простые и эффективные способы удовлетворения своих самых разнообразных потребностей.
По сравнению с теми возможностями, которые дала нам сеть, торговые центры оказались неконкурентоспособными. Они начали восприниматься скорее как места развлечения, чем совершения покупок. Интернет сделал потребление не только географически глобальным, но и бесконечно расширил ассортимент, доступный потребителю, сведя его не только с крупными торговыми компаниями, но и сотнями тысяч мелких торговцев и производителей, которые никогда не нашли бы своего места на торговых площадях шоппинг-центров.

Любые товары и сервисы стали в наши дни доступны в сети. Еда, начиная с фастфуда и заканчивая ресторанными изысками, любые продукты питания, бытовые принадлежности, одежда и аксессуары — все можно найти и заказать онлайн. Не говоря уже о книгах и музыке, которые сами закачиваются в ваш компьютер или другой гаджет, как только вы произвели оплату. А если вы вдруг хотите чего-то, но не знаете чего именно, сеть поможет вам определиться. Обзоры «десяти лучших фильмов», «пяти лучших книг» или «восьми лучших безалкогольных коктейлей» всегда к вашим услугам.
Потреблять — легко и приятно
Нам больше не надо изучать предложения многих авиакомпаний — специальный сайт за пару секунд подберет и рассортирует для вас авиабилеты в любую точку мира, учитывая время ожидания и пересадок. А, может быть, вы путешествуете на автомобиле? Теперь не надо изучать карту (кто вообще занимается этим в наше время?), специальное приложение в вашем смартфоне выполнит за вас всю работу.

Современность диктует свои правила. Возможности легкого нахождения ответов (к сожалению не всегда правильных) на любые вопросы формируют психологию и потребности современного человека. Решения всех его проблем должны быть быстрыми и удобными, на меньшее он не согласен. В сущности, он ожидает, что все решения уже где-то существуют. Ему достаточно только заплатить и voilà, ему доставляют их прямо к порогу.
Макдональдизация и амазонизация
Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Название феномена происходит от названия сети фастфуда McDonald’s, славящейся рационализацией и стандартизацией своих операций. Ритцер усматривает эти же черты и в современном обществе. Оно ориентировано на рациональность, эффективность, предсказуемость, возможность выражения качественных характеристик через количественные, увеличение роли технологии, а также усиление контроля над неопределенностью.[iii] Одним словом, в нем господствует макдональдизация.

В наши дни к этим чертам добавилось что-то еще. А именно, то, о чем говорилось на абзац выше – ожидание от производителей товаров и услуг не просто предложения определенной продукции, а быстрого и удобного удовлетворения потребностей людей.
Таким образом, добавив к макдональдизации новую человеческую психологию эпохи высокоскоростного Интернета, мы получаем нечто новое – общество, в котором спрос на быстрое удобное решение удовлетворяется, соответственно, быстрым и клиентоориентированным предложением. От «макдональдизации» общество перешло к «амазонизации».
Дополнительно: Почему не работают стратегии
[i] Garfield L. 25 incredible photos revealing the history of America’s first modern shopping mall. Business Insider. August 2, 2017.
[ii] Spence P. 20th anniversary of first online sale: how we shop on the web. The Telegraph. August 11, 2014.
[iii] Ritzer G. The McDonaldization of society. Journal of American Culture. Vol. 6, No. 1. 1983, 100-107.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Что вдохновило Джеффа Безоса начать собственный бизнес
Будущий создатель Amazon работал в хедж-фонде, когда произошло нечто, что вдохновило Джеффа Безоса начать собственный бизнес. Безос узнал...Удивительная история восьмисот пятидесяти семи Элизабет Холмс
С некоторых пор женщины по имени Элизабет Холмс начали получать сообщения от незнакомых с требованием вернуть деньги. Просто они - тезки основательницы …Мелвил Дьюи — создатель «Гугла» 19-го века
Мелвил Дьюи, автор десятичной классификации Дьюи. Благодаря ему сегодня у нас имеются системы хранения информации и поисковые системы.Стоит ли скрывать информацию от коллег, чтобы преуспеть самому? Данные исследований
Внутренняя конкуренция может заставить работников скрывать информацию от коллег, чтобы получить преимущества в карьерной борьбе. Однако...Tesla Roadster и Стармен — к звездам под Дэвида Боуи
Tesla Roadster - первый в истории автомобиль, отпавленный в космос. Крыша спортивного кабриолета открыта, за рулем расположился Стармен, на экране бортового компьютера …
Билл Гейтс о коронавирусе
Билл Гейтс - не только миллиардер, но и большой авторитет в области общественного здоровья. Что говорит Билл Гейтс о коронавирусе.Нужен ли сильный лидер, чтобы создать эффективную команду
Ученые установили, что сильный лидер дорывает эффективную работу команды. Наличие сильного лидера ведет к снижению активности других...О том, как Coca-Cola продавала воду из-под крана
Dasani - бутилированная вода производства Coca-cola. В 2001 Coca-cola проводила апсейл-кампанию совместно с ресторанами Olive Garden. Как оказалось, в рамках кампании покупателям …Варианты правды, трактовки, интерпретации, преувеличения и ложь в публичных сообщениях компаний. Кейс Countrywide
Компании нередко строят хорошую мину при плохой игре. Анджело Мозило, основатель ипотечной компании Countrywide, прекрасно продемонстрировал это своей бравадой и оптимистичными высказываниями …Система 996. Что это за система, и в чем ее опасность
Система 996 используется главным образом китайскими хайтек компаниями. Она противоречит законодательству и ведет к сверхэксплуатации работников. Суть системы...
Работодатель против профсоюза. Delta Airlines предлагает работникам играть в видеоигры вместо борьбы за свои права
Авиакомпания Delta развернула кампанию «работодатель против профсоюза» и предлагает работникам не бороться за права, а играть в видеоигры.Стратегический флирт на работе. Имеет ли он смысл. Данные исследований
Имеет ли смысл флирт на работе? По данным ученых, стратегический флирт с коллегами и руководителями, направленный на получение преимуществ...Средний возраст основателей бизнеса намного больше, чем принято думать. Создание успешного стартапа в 20 лет — красивый миф
Миф о двадцатилетнем основателе успешного бизнеса - часть современной культуры. На самом деле, средний возраст основателей бизнеса составл...