
Рейдерские захваты, стихийные бедствия и антропогенные катастрофы, казалось бы, не имеют между собой ничего общего. Тем не менее, кое-что общее у них все-таки есть. А именно, все они означают непосредственное физическое воздействие на организацию.
В нормальных условиях любое воздействие на организацию носит опосредованный характер. Т.е. организация не подвергается непосредственному физическому воздействию, а просто оказывается в новых условиях существования, к которым она постепенно адаптируется.
Изменение рыночной ситуации или законодательства, уход ключевых работников, внутрикорпоративный конфликт — все это меняет некое информационное поле, в котором живет компания, но не меняет ее физического контекста.
Тем не менее случается и такое, что организация подвергается физическому воздействию. Обычно это ведет к резким изменениям, адаптация к которым трудна и требует значительных ресурсов. Рассмотрим несколько примеров таких воздействий.
Стихийные бедствия

В 2011 году в Таиланде случились сильнейшие за предыдущие 50 лет наводнения, физически повлиявшее сразу на несколько крупных организаций. Так, для Toyota результатом стало недопроизводство 150 тысяч автомобилей.
Кроме того, компания понесла дополнительные траты вследствие нарушения цепи поставок деталей (в Таиланде изготавливалось около 100 различных компонентов) на заводы по всему миру. Производство в Таиланде было остановлено, а в США, Канаде, Южной Африке, Малайзии, Индонезии, Пакистане, на Филиппинах и во Вьетнаме — сокращено. В результате глобальное производство Toyota сократилось на 5 тысяч автомобилей вдень и привело к ежедневным потерям, составляющим примерно 20 миллионов долларов. Выручка компании во втором квартале 2011 года упала на 18%.[i], [ii]

Аналогичным образом в Таиланде пострадали и другие автопроизводители — Honda, Nissan и Ford[iii], а также ведущие производители электроники, в т.ч. Lenovo и Canon.[iv], [v]
Рейдерские захваты
Другим вариантом непосредственного физического воздействия на организацию является ее рейдерский захват.
В январе 2000 года в Свердловской области группа акционеров при помощи вооруженной охраны взяла в свои руки управление одним из крупнейших в стране Качканарским горно-обогатительным комбинатом «Ванадий». Представители других акционеров были изгнаны с предприятия. Попытка 500 горняков, поддержавших прежнее руководство, освободить предприятие была отбита охранниками.[vi]
1 июня 2005 года до 70 представителей компании Wortmant с Британских Виргинских островов, предъявив документы на право собственности, захватили в Москве здание ОАО»Гипромез» — крупнейшей в России инжиниринговой компании по проектированию металлургических заводов. В тот же день правоохранители вернули здание стоимостью 45 млн долларов прежним владельцам.

Однако рейдерские захваты происходили еще трижды. 16 июня захватчикам удалось занять здание и удерживать его до октября.
Пока, в конце концов, оперативники МУРа не задержали организатора захватов.[vi]
6 апреля 2009 года в здание Московского дельфинария, принадлежащего ООО «Утришскийдельфинарий», ворвались около 30 человек и вывезли из офиса большую часть документации. Ими оказались представители ООО «Компания М.В.М», которая, получив в декабре 2008 года в залог 66,7 процента акций дельфинария, хотела сменить его руководство. Прежние владельцы обратились в прокуратуру Москвы и в общественную приемную премьера Владимира Путина с заявлениями о рейдерском захвате. В итоге 14 августа 2008 года Московский арбитраж удовлетворил их иск и признал смену руководства дельфинария незаконной.[vi]
Дополнительно: В цепях. В двух словах о том, что можно обнаружить, если проанализировать цепи поставок крупнейших брендов
Источники:
[i] Toyota profits hit by floods in Thailand. BBC News. November 8, 2011.
[ii] Chang-Ran Kim. Thai flooding impact spreads across world for Toyota. Reuters. October 27, 2011.
[iii] O’Toole J. Thailand floods stall automakers. CNN Money. October 28, 2011.
[iv] Lee Chyen Yee. Lenovo sees hard disk supply constraints from Thai floods.Reuters. October 26, 2011.
[v] Reynolds I. Canon cuts outlook on Thai floods, strong yen. Reuters. October 25, 2011.
[vi] Козичев Е. Громкие рейдерские скандалы в России. Коммерсантъ. 31 августа 2009.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные факты
По утверждению экспертов и ученых, юмор в бизнесе может иметь колоссальные положительные эффекты. Теоретики и практики бизнеса делятся своими мнениями.Плохие парни зарабатывают на 18% больше, чем хорошие
Результаты исследований свидетельствуют, что «плохие парни» используют своих коллег, поэтому они больше зарабатывают и быстрее делают карьеру.Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и череп
Лама. Flickr/Benson Kua Моральная индульгенция, которую нам дают компанииПрокрастинация - это не то, что вы думаетеСтив Джобс в Pixar. Две личности Джобса …Беспорядок на столе как источник творческих идей
Беспорядок на столе и в рабочем помещении способствует творческому мышлению. Порядок, напротив, ставит в рамки. Результаты исследования психологов...В Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть раз
В Toyota выработали эффективный способ выявления причин проблем. Нужно последовательно задать вопрос «почему?» несколько раз. Ответ на последнее «почему» и будет настоящей …
Работа с идеями. Метод, лежащий в основе успеха Amazon
Важным фактором успеха Amazon является работа с идеями, которая проводится в этой компании. Структурированное изложение идей в письменном виде...Средний возраст основателей бизнеса намного больше, чем принято думать. Создание успешного стартапа в 20 лет — красивый миф
Миф о двадцатилетнем основателе успешного бизнеса - часть современной культуры. На самом деле, средний возраст основателей бизнеса составл...«Надежный» метод проектного управления не гарантирует успеха. Кейсы PRINCE2, Siemens, EDS и правительства Великобритании
Более 50% проектов оказываются провальными, а методы проектного управления, традиционно считающиеся надежными, такие как PRINCE2, далеко не всегда настолько хороши, как принято …Логотип Apple — история и эволюция
Современный логотип Apple - выдающийся пример индустриального дизайна. История логотипа Apple уникальна. Дизайнер Роб Янофф создал его взаменПрекрастинация — откуда берутся бездумные ответы и непродуманные планы
Прекрастинация - феномен обратный прокрастинации. Люди со склонностью к прекрастинации действуют быстро, но не всегда эффективно. Опасно...
Google исследовал эффективность удаленных команд. Каковы выводы исследования и рекомендации компании
Компания Google провела исследования эффективности работы в удаленных офисах компании. Каковы выводы и рекомендации компании?Психологический комфорт в коллективе. Советы эксперта о том, как его создать
Психологический комфорт в коллективе - важнейший фактор, повышающий продуктивность работы организации. Пять шагов, направленных на его создание предлагает директор компании City & …Предсмертное письмо Стива Джобса
Создатель Apple покинул пост главы компании в августе 2011 года, в ноябре он скончался. Предсмертное письмо Стива Джобса, обращенное к...