Внешняя среда влияет на компании, а компании, в свою очередь, могут влиять на факторы внешней среды. Обычно влияние компаний ограничено. У них недостаточно инструментов и ресурсов, чтобы сильно влиять на жизни людей, в них не работающих. Но когда речь заходит о гигантах бизнеса, мы видим совсем другую картину. Им подвластно многое. А если такая корпорация еще и интенсивно растет, захватывая новые рынки, расширяя свое присутствие, поглощая другие компании, вбирая в себя все больше людей и инфраструктуры, то ее влияние на внешнюю среду может достичь колоссальных масштабов.
Главный офис и обширная инфраструктура компании Amazon располагаются в городе Сиэтл (штат Вашингтон). За время своего существования компания создала в городе порядка 45 тыс. рабочих мест, обеспечивая беспрецедентный экономический рост (общее число новых рабочих мест в Сиэтле за это время составило порядка 220 тыс.). Однако эти позитивные изменения имели свою цену. Причем настолько высокую, что трудно оценить, чего больше принес бизнес-гигант городу — добра или зла.1
Недвижимость
В связи с ростом Amazon резко возросли стоимость аренды жилья и цены на недвижимость, а число бездомных в городе достигло третьего места среди всех городов США.
Офисы Amazon в Сиэтле располагаются почти в сорока зданиях. Центральный офис занимает около 10 тыс. квадратных метров. А всего офисные пространства Amazon в городе составляют порядка 753 тыс. квадратных метров. Офисы Amazaon занимают больше площади, чем 40 других крупнейших компаний Сиэтла. Компания занимает около 20% офисов города. Все это настолько трансформировало рынок коммерческой недвижимости, что некоторые бизнес-центры теперь отказываются сдавать отдельные офисы, предлагая только аренду здания целиком.1
Улицы
Работники Amazon буквально повсюду. Создается странное ощущение, что компания контролирует в городе буквально все. Весь город живет в ритме, задаваемом компанией. Во время обеденного перерыва торговля и общепит оживляются. В рабочее время все процессы замедляются в ожидании новой волны работников Amazon.
Описан случай, когда охранники Amazon подошли к журналисту в публичном месте (не на территории компании) и начали расспрашивать его, почему он тут фотографирует. Затем они стали снимать его на видео, заявив, что Amazon документирует присутствие любых СМИ.1
Компания буквально захватила центральную часть города, способствуя затруднению движения транспорта, переполняя общественный транспорт (городу пришлось ввести дополнительный маршрут) и ведя постоянные строительные работы. Тем не менее, несмотря на интенсивное строительство, Сиэтл превратился из одного из самых доступных для жилья городов, в один из самых дорогих. Большая часть строящегося жилья относится к категории элитного. 1
Другой бизнес
Контролируя рынок офисной недвижимости, корпорация диктует на нем свои правила, указывая владельцам бизнес-центров, кому можно сдавать площади, а кому нет. Сдавая свои собственные помещения малому бизнесу, она ставит перед ним свои условия. Например, при сдаче в аренду помещений под рестораны, от них требуется, чтобы они не закрывались по поздней ночи, чтобы работники Amazon могли дольше оставаться на работе.
К присутствию Amazon так или иначе приходится приспосабливаться всему бизнесу города — большому и малому. Даже стриптиз клубы и секс-шопы ориентируются на работников Amazon как основных клиентов. А рестораны вынуждены адаптировать свои меню под их вкусы.
В довершение, видимо стремясь к полному контролю над городом, Amazon купил городскую сеть супермаркетов Whole Foods. Так что и в пищевом ритейле компания может диктовать свои условия.
Отношения с населением и социальная ответственность
Учитывая все сказанное выше, не удивительно, что у многих жителей Сиэтла Amazon не вызывает теплых чувств.
Пытаясь улучшить отношения с местным населением, Amazon разместил в городе стенды, где каждый мог бесплатно получить банан. Таким образом были розданы 1,7 миллиона бананов. Однако и эта безобидная на первый взгляд инициатива обернулась против городского бизнеса. Поставщики бананов Сиэтла понесли значительные убытки.
По-настоящему хорошая инициатива компании состояла в финансировании приюта для бездомных и строительства социального жилья. Однако благородство этого начинания оказалось нивелировано борьбой компании с городским налогом, идущим на нужды бездомных (об этом ниже).
Отношения с городскими властями
У Amazon с его ресурсами и высокой степенью проникновения во все сферы городской жизни имеется немало способов влиять на городскую политику. Например, когда городские власти ввели невыгодный для Amazon закон, обязывающий крупные компании платить дополнительный налог в городской бюджет, который предполагалось использовать для обеспечения жильем бездомных, Amazon приостановил свое строительство в центре города и пригрозил уменьшить дальнейшие инвестиции. Компания также профинансировала кампанию за отмену налога. В результате налог был отменен.2,3
История с шантажом городских властей компанией Amazon была спародирована в одном из эпизодов «Южного парка».
Доминирование одной компании в городе не в новинку для Сиэтла. Десятилетиями экономика и жизнь города контролировались компанией Boeng с ее циклами сокращения персонала, вгоняющими местную экономику в депрессию. Не удивительно, что когда речь зашла о том, что Amazon собирается открыть второй главный офис (известный как HQ2) в Нью-Йорке, там начались протесты горожан, не желающих своему городу судьбы Сиэтла. В результате Amazon принял решение искать альтернативу Нью-Йорку.1
1. Jacobs H. A walk through Seattle’s ‘Amazonia’ neighborhood made me understand why any city would be wary of hosting the tech giant. Business Insider. Feb 15, 2019.
2. Day M, Beekman D. Amazon puts high-profile Seattle plans on ice over proposal to tax large employers». The Seattle Times. May 2, 2018.
3. Beekman D. ‘Show of force’: Business-backed opponents of Seattle head tax outspent supporters 2 to 1″. The Seattle Times. July 13, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Лидерство в современной команде — не индивидуальная, а групповая чертаКоманды с одним лидером ушли в прошлое. Лидерство в современной команде должно стать эстафетной палочкой, которую получает работник, наибо...
- Как заставить медиа работать на себя. Сколько стоит хайп — история ShipYourEnemiesGlitter и Мэтью КарпентераЧего можно добиться, если заставить медиа работать на себя? Пример проекта ShipYourEnemiesGlitter показывает, что умелая манипуляция СМИ дает свои результаты.
- «Ты уволен!» — несостоявшийся бренд Дональда ТрампаДональд Трамп попытался зарегистрировать торговую марку «Ты уволен», чтобы сделать ее частью своего бренда. Однако ему это не удалось. Фраза оказалась...
- Недобросовестная конкуренция и прогресс. Что заставило гробовщика изобрести телефонУдивительно, но телефонную станцию и дисковый телефон изобрел гробовщик Элмон Строуджер. Причиной тому стала недобросовестная конкуренция со стороны...
- Почему люди покидают компании? 94% ушедших говорят, что остались бы при одном условииКомпания LinkedIn изучила вопрос, почему люди уходят из компаний. Оказалось - чаще всего не из-за зарплат и карьерных возможностей, а...
- SpaceX продолжает подготовку полета на Марс и строит космического прыгунаSpaceX - компания Илона Маска, создающая космический корабль для полета на Марс. Проблема в том, что компания очень сильно зависит от денег …
- Почему люди начинают свое дело? 20% ради денег, для остальных это вопрос идентичностиУченым удалось дать ответ на вопрос, почему люди начинают свое дело. Лишь 20% предпринимателей начинают бизнес ради денег, для остальных...
- Слоган Just Do It был вдохновлен словами убийцы перед казньюОдна из самых успешных маркетинговых кампаний в истории использовала слоган Just Do It. Слоган бы инспирирован последними словами Гэри Гилмора, убийцы...
- Что означают название и логотип AudiНазвание и логотип Audi возникли в процессе многочисленных слияний и поглощений автомобильных компаний. Слово Audi означает...
- Отвлекающие факторы на работе опаснее, чем могут казатьсяПо данным ученых, отвлекающие факторы на работе снижают продуктивность труда на 59% и ведут к преждевременной усталости. Но, что еще хуже...
- Судья, выучивший Java для разрешения спора Oracle против GoogleДля вынесения справедливого решения в деле Oracle против Google на 1 млрд. долларов судья Уильям Алсап выучил язык программирования Java.
- Эпатажный маркетинг как орудие войны технологических компаний. Salesforce против Microsoft, SAP и OracleSalesforce и ее руководитель Марк Бениофф успешно использовали эпатажный маркетинг. Microsoft и Oracle проиграли им по всем позициям...
- Имитация успеха по-китайски. Китайские компании нанимают актеров, чтобы казаться успешнееЧтобы быть похожими на богатые международные организации китайские компании нанимают белых иностранцев. Имитация успеха важна в китайской бизнес-культуре...