
Крупнейший производитель потребительских товаров начала 1990-х, компания Philip Morris, известна как сигаретная компания — владелец нескольких известных брендов сигарет, включая супербренд Marlboro. Тем не менее, сигареты был не единственный вид ее продукции. Компания также обладала несколькими мощнейшими на тот момент брендами, такими как Maxwell House, Jacobs и Miller. По объемам продаж всей своей потребительской продукции компания занимала первое место в мире.
По мере роста любой бизнес все глубже интегрируется не только в свою собственную отрасль промышленности, но и в смежные отрасли, а также в общественную и политическую жизнь общества. Иногда от одной компании начинает зависеть настолько многое, что она перестает быть просто бизнесом. Она становится существенной в масштабах страны или даже в мировых масштабах силой, способной влиять на экономические и политические процессы.
Как крупнейший производитель потребительских товаров Philip Morris обладал подобным могуществом в начале 90-х. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на некоторые цифры, касающиеся компании в тот период.
Philip Morris — налогоплательщик и работодатель
В 1992 году налоговые отчисления компании Philip Morris составили 4,5 млрд долларов. Еще 4 млрд долларов поступили в бюджет США за счет операций компании за границей.
Штат компании в те времена составлял порядка 161 тыс.человек. Помимо этого она обеспечивала работой многочисленных фермеров, дистрибьютеров, рекламные агентства и контрактные организации, производящие, например, сигаретную бумагу и фильтры.

Офисы компании были представлены во всех штатах США. Она также обладала мощным политическим лобби в Вашингтоне. Только в 1992 году пожертвования Philip Morris некоммерческим организациям и фондам составили 50 млн долларов. А число судебных разбирательств, в которых участвовала компания обеспечивала работой целую армию юристов.
Среди членов совета директоров Philip Morris находились бывшие и действительные менеджеры таких организаций как IBM, Нью-Йоркская Фондовая Биржа, Школа Менеджмента Йельского Университета, CBS, музей Метрополитен, Citibank и др.[i]
Philip Morris — крупнейший производитель и заказчик
Партнерами Philip Morris являлись такие компании как Pfizer — фармацевтический гигант, изготавливавший ароматизаторы для табака, Novartis — другой фармацевтический гигант, чье подразделение Ciba-Geigy поставляло фунгициды для выращивания табака, а компания Kimberly-Clark являлась основным поставщиком бумаги и фильтров для сигарет.

В начале 1990-х крупнейший производитель представлял собой еще и одного из крупнейших рекламодателей в мире, конкурируя за первое место с Procter & Gamble и принося колоссальные доходы рекламным агентствам и СМИ. Одна только рекламная компания сигарет Marlboro Medium обошлась в 60 млн долларов. Это крупнейшее на тот момент сумма, потраченная на рекламу одного продукта. Компания была связана деловыми отношениями с такими медиа-гигантами как Time Inc., The New York Times Company, The Washington Post Company, Hearst Publications, Conde Nast, TV Guide, The New York Post и The Times of London.[i]
Могущество и культурная трансформация
Таков был внешний контекст компании в 1990-х. Внешняя среда в значительной степени повлияла на внутреннюю среду организации. В ней сложилась культура самоуверенности, доминирования и отрицания всего негативного, что говорится о продукции Philip Morris (причем, не только перед публикой,но и перед самим собой).[i]

В результате компания оказалась замешана в нескольких крупных скандалах, связанных с ее рекламными кампаниями, пиар акциями, а также использованием детского труда при производстве продукции.[ii], [iii], [iv]
Дополнительно: 85 лет после отмены сухого закона в США. Уроки для бизнеса
[i] Rosenblatt R. How Do Tobacco Executives Live With Themselves? The New York Times. 1994.
[ii] Walker S. Tobacco giant Philip Morris sold cigarettes made using child labour. Independent. Jul 15, 2010.
[iii] Hope K. Philip Morris accused of hypocrisy over anti-smoking ad. BBC. Oct 22, 2018.
[iv] Campbell D. World’s biggest tobacco firm under fire over ‘disgraceful’ PR stunt. The Guardian. Jul 19, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Гитарист Metallica Кирк Хэмметт находит вдохновение в предпринимательстве
Выпив пива со старым знакомым, Кирк Хэмметт основал компанию. Гитарист Metallica находит вдохновение в предпринимательстве и относится к делу с любовью.Давая имена китайским детям, можно заработать состояние
Китайцы используют английские имена, но подбор этих имен у них вызывает сложности. Помогая давать имена китайским детям можно заработать...Самоубийства работников в условиях сверхтоксичной культуры. Кейс France Telecom
Экстремально токсичная корпоративная культура может стать причиной самоубийства работников. Пример такой культуры - France Telecom. 35 суицидов...Преимущества стартапов перед большими компаниями. И как компании пытаются сохранить их
Небольшие компании обладают способностями, которых нет у крупных компаний. Преимущества стартапов перед большими компаниями состоят в...Burma-Shave — компания, отправившая человека на Марс. Странные результаты необычной рекламной кампании
Компания Burma-Shave попала в неудобную ситуацию. Покупатель всерьез воспринял ее шутливую рекламу и потребовал, чтобы его отправили на Марс.
Недобросовестная конкуренция и прогресс. Что заставило гробовщика изобрести телефон
Удивительно, но телефонную станцию и дисковый телефон изобрел гробовщик Элмон Строуджер. Причиной тому стала недобросовестная конкуренция со стороны...Вовлеченная команда и вовлекающее лидерство не терпят полумер. Частичная вовлеченность ведет к проблемам
Вовлеченная команда требует приверженности. Формальное вовлекающее лидерство вызывает демотивацию и снижает эффективность работы. Полумеры...Стратегии зайца и черепахи. Какова оптимальная скорость роста бизнеса
Слишком быстрый рост бизнеса опасен. Слишком медленный тоже. Необходим баланс. Стратегии зайца и черепахи позволяют достичь оптимальной скорости роста...Значение логотипа Toyota. Что символизируют три овала на эмблеме автомобильного гиганта
Значение логотипа Toyota глубоко символично. Каждый из трех пересекающихся овалов имеет свой смысл. Два внутренних овала олицетворяют...Личностные черты предпринимателей — данные двух десятилетий исследований
Ученые из Гарварда выявили личностные черты предпринимателей - психологические особенности, заставляющие людей начинать свое дело...
Долгосрочное мышление и срок жизни компании. Кейс IBM
Долгосрочное мышление напрямую влияет на срок жизни организации. Компания IBM - живое тому подтверждение. Стив Деннинг, автор бестселлеров «Эпоха Agile» и «Вдохновляй …Poka-yoke — «защита от дурака» как фундаментальный принцип производства. И не только…
Poka-yoke - метод, известный также как «защита от дурака». Для некоторых компаний он выступает одним из основных принципов организации рабочих процессов. Например, …Недобросовестная конкуренция и прогресс. Что заставило гробовщика изобрести телефон
Удивительно, но телефонную станцию и дисковый телефон изобрел гробовщик Элмон Строуджер. Причиной тому стала недобросовестная конкуренция со стороны...