Крупнейший производитель потребительских товаров начала 1990-х, компания Philip Morris, известна как сигаретная компания — владелец нескольких известных брендов сигарет, включая супербренд Marlboro. Тем не менее, сигареты был не единственный вид ее продукции. Компания также обладала несколькими мощнейшими на тот момент брендами, такими как Maxwell House, Jacobs и Miller. По объемам продаж всей своей потребительской продукции компания занимала первое место в мире.
По мере роста любой бизнес все глубже интегрируется не только в свою собственную отрасль промышленности, но и в смежные отрасли, а также в общественную и политическую жизнь общества. Иногда от одной компании начинает зависеть настолько многое, что она перестает быть просто бизнесом. Она становится существенной в масштабах страны или даже в мировых масштабах силой, способной влиять на экономические и политические процессы.
Как крупнейший производитель потребительских товаров Philip Morris обладал подобным могуществом в начале 90-х. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на некоторые цифры, касающиеся компании в тот период.
Philip Morris — налогоплательщик и работодатель
В 1992 году налоговые отчисления компании Philip Morris составили 4,5 млрд долларов. Еще 4 млрд долларов поступили в бюджет США за счет операций компании за границей.
Штат компании в те времена составлял порядка 161 тыс.человек. Помимо этого она обеспечивала работой многочисленных фермеров, дистрибьютеров, рекламные агентства и контрактные организации, производящие, например, сигаретную бумагу и фильтры.
Офисы компании были представлены во всех штатах США. Она также обладала мощным политическим лобби в Вашингтоне. Только в 1992 году пожертвования Philip Morris некоммерческим организациям и фондам составили 50 млн долларов. А число судебных разбирательств, в которых участвовала компания обеспечивала работой целую армию юристов.
Среди членов совета директоров Philip Morris находились бывшие и действительные менеджеры таких организаций как IBM, Нью-Йоркская Фондовая Биржа, Школа Менеджмента Йельского Университета, CBS, музей Метрополитен, Citibank и др.[i]
Philip Morris — крупнейший производитель и заказчик
Партнерами Philip Morris являлись такие компании как Pfizer — фармацевтический гигант, изготавливавший ароматизаторы для табака, Novartis — другой фармацевтический гигант, чье подразделение Ciba-Geigy поставляло фунгициды для выращивания табака, а компания Kimberly-Clark являлась основным поставщиком бумаги и фильтров для сигарет.
В начале 1990-х крупнейший производитель представлял собой еще и одного из крупнейших рекламодателей в мире, конкурируя за первое место с Procter & Gamble и принося колоссальные доходы рекламным агентствам и СМИ. Одна только рекламная компания сигарет Marlboro Medium обошлась в 60 млн долларов. Это крупнейшее на тот момент сумма, потраченная на рекламу одного продукта. Компания была связана деловыми отношениями с такими медиа-гигантами как Time Inc., The New York Times Company, The Washington Post Company, Hearst Publications, Conde Nast, TV Guide, The New York Post и The Times of London.[i]
Могущество и культурная трансформация
Таков был внешний контекст компании в 1990-х. Внешняя среда в значительной степени повлияла на внутреннюю среду организации. В ней сложилась культура самоуверенности, доминирования и отрицания всего негативного, что говорится о продукции Philip Morris (причем, не только перед публикой,но и перед самим собой).[i]
В результате компания оказалась замешана в нескольких крупных скандалах, связанных с ее рекламными кампаниями, пиар акциями, а также использованием детского труда при производстве продукции.[ii], [iii], [iv]
Дополнительно: 85 лет после отмены сухого закона в США. Уроки для бизнеса
[i] Rosenblatt R. How Do Tobacco Executives Live With Themselves? The New York Times. 1994.
[ii] Walker S. Tobacco giant Philip Morris sold cigarettes made using child labour. Independent. Jul 15, 2010.
[iii] Hope K. Philip Morris accused of hypocrisy over anti-smoking ad. BBC. Oct 22, 2018.
[iv] Campbell D. World’s biggest tobacco firm under fire over ‘disgraceful’ PR stunt. The Guardian. Jul 19, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Коллективизм и индивидуализм в современной организации. Откуда в компаниях с большими зарплатами высокая текучесть кадров?Коллективизм и индивидуализм - важнейшие характеристики организационной культуры любой компании. Корпоративный индивидуализм проявляется формальным следованием коллективным правилам и нормам, но соблюдением при …
- В чем Стив Джобс был лучше Билла Гейтса. Мнение самого ГейтсаСуществует одна область, в которой Стив Джобс был лучше Билла Гейтса. Гейтс безоговорочно признает, что его коллега превосходил его в...
- С чего начинается бизнес? Иногда с попойки. История фармацевтического гиганта Genentech началась в пивнойИстория Genetech, многомиллиардного фармацевтического гиганта, началась в пивном баре. Профессор биологии Герберт Бойер и безработный Боб Свонсон придумали компанию, сидя за пивом …
- Бизнес как сайд-проект. Ричард Брэнсон рекомендует начинать свое дело, не уходя со старой работы. Пол Грэм с ним категорически несогласенРичард Брэнсон рекомендует начинать бизнес как сайд-проект, не уходя со старой работы. Венчурный инвестор Пол Грэм категорически с этим не согласен.
- Производитель винтовки М16 в мирное время балансирует на грани банкротства. Во времена военных конфликтов Colt процветаетС самого основания компания Colt, производитель винтовки М16, процветала только во времена военных конфликтов, в которых участвовали США.
- Отрицательные эмоции способствуют творческим подходам. При одном условии…Ученые установили, что отрицательные эмоции способствуют возникновению творческих идей и подходов. Но происходит это только тогда, когда...
- С чего начался успех Билла Гейтса. Создатель Microsoft о важности стратегических партнерствСоздатель Microsoft связывает достижения его компании, среди прочего, с ее стратегическими партнерствами. Успех Билла Гейтса обеспечило ...
- Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтойОказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.
- Производственные принципы Toyota и личностный рост. Принципы Toyota используются консультантами по персональному развитиюКак оказывается, производственная система Toyota может использоваться и в области личностного развития. Консультатнты по личностному росту используют принципы Toyota в своей работе.
- Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о нихВо многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...
- Компания, которая пытается засудить президента ТрампаКомпания Patagonia, производящая одежду для спорта и путешествий, хочет засудить президента Трампа. Суть конфликта состоит в том, что...
- Круги вместо пирамиды. Холакратия как мягкий вариант иерархииХолакратия - альтернатива иерархической организационной структуры, предполагающая отказ от менеджмента и распределение ответственности и руководящих функций по всему коллективу. Автор идеи холакратии …
- Пример антикризисного управления, вошедший в учебники MBA. Johnson&Johnson и препарат Тайленол.Семь человек умерли после приема препарата Тайленол. Вины производителя в этом не было. Прекрасный пример антикризисного управления продемонстрировала компания Johnson & Johnson.