Стоит ли создавать бизнес, если вы не можете предложить клиентам ничего нового? Компания, у которой нет свежих идей, обречена на унылое существование вечного последователя. Долго такие организации не живут. Поэтому любому предпринимателю имеет смысл задуматься о том, как развить изобретательность. Как свою собственную, так и своих работников.
Кто изобретательнее всех?
Проблема в том, что придумать что-то новое становится все сложнее. И не потому, что человечество изобрело так много всего, что не оставило шансов изобретателям нового поколения. А потому, что в процессе жизни люди становятся все менее изобретательными. К тому моменту, когда у них появляются ресурсы (деньги, в первую очередь) для реализации идей и опыт для разумного использования этих ресурсов, оказывается что ничего нового они изобрести уже не могут. А ведь в детстве могли.
Именно эту закономерность и заметил когнитивный психолог Энтони Маккефри из университета Массачусетса. Он пришел к выводу о том, что взрослые люди в процессе жизни теряют способность изобретать, поскольку ими управляют привычки.[1], [2]
«Мы так устроены, что мы используем в повседневной жизни стандартные решения и стандартные действия. Это рационально. Было бы плохо, если бы каждый раз нам приходилось размышлять над тем, как налить стакан воды. Но если вы думаете, как развить изобретательность и быть более инновационным, то ваши привычки становятся вашими врагами», — поясняет Маккефри.
Из слов Маккефри следует, что, чтобы стать изобретательным, нужно избавиться от привычек и стереотипов и взглянуть на вещи свежим взглядом. Увидеть в них не то, что мы привыкли видеть, а нечто совершенно новое.
«Существует закономерность, состоящая в том, что в процессе изобретения люди замечают нечто, что до этого никто не заметил. И они используют это для создания нового решения», — считает психолог.[1], [2]
И кто же лучше всего умеет смотреть на вещи таким образом? Оказывается, это дети — по возрасту между четвертым и шестым классом. Взрослые находятся в плену привычек и стереотипов. Самые младшие дети имеют еще слишком мало знаний о мире. А вот с четвертого по шестой класс баланс привычек и знаний оптимален. Поэтому лучшими изобретателями являются именно дети этого возраста.[1], [2]
Детьми нам уже не стать. Как развить изобретательность, если вы уже взрослый
Энтони Маккефри не только выявил закономерность, лежащую в основе изобретательских способностей. Он разработал метод, позволяющий взрослому превратиться в пятиклассника и за счет этого стать более изобретательным.
Маккефри комментирует: «Мой метод направлен на то, чтобы вернуть вас в возраст десяти лет. Это позволит вам свободнее выстраивать ассоциации.» «Если изобретатель, встречая проблему, может упростить ее настолько, чтобы описать пятиклассникам понятным языком, я гарантирую, что пятиклассники предложат ему некоторые идеи, которые до этого никто и никогда не предлагал.»[1], [2]
Метод Маккефри включает ряд техник, позволяющих упростить взгляд человека на проблему или ситуацию. А затем выстроить ассоциации, которые помогут разработать оригинальные решения.
Примерами таких техник являются техника разделения на части, лишенные функций, или техника лексического многообразия. Первая направлена на выявление не функциональных, а сущностных характеристик вещей и нахождения необычных способов их использования. С помощью этой техники в ложке можно увидеть, скажем, отвертку, а в репейнике — липучку для одежды. Вторая техника предполагает нахождения всех возможных глаголов, которые подходят для действий, совершаемых с помощью определенного объекта. Она позволяет расширить представления об объекте и выявить скрытые возможности, заключенные в нем.
С помощью этих и других техник Маккефри можно приблизить свое восприятие проблем к детскому восприятию. А это позволит найти для них необычные решения. Такие решения, которые до сих пор никто не придумал.[1], [2]
Однако развить изобретательность можно и без специальных методов, включающих многочисленные техники и приемы. Чтобы развить изобретательность, Энтони Маккефри рекомендует постоянно расширять круг интересов.
«Обращайте внимание на разные вещи. На то, что происходит в интересных вам областях. В этом вам поможет обильное и разнообразное чтение. Следуйте за своими интересами, и вы естественным образом начнете видеть связи, которые не видят другие люди», — советует Маккефри.[1]
Далее: Для достижения успеха работать надо не больше, а «умнее». Об этом свидетельствуют исследования
Источники
- Stillman J. Want to Be More Inventive? Think Like a Fifth Grader. Inc. Feb 16, 2012.
- Anyone can learn to be more inventive, says UMass Amherst cognitive researcher. EurekaAlert! Feb 9, 2012.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Фаворитизм, непотизм и кронизм — опасные заболевания организационной культурыФаворитизм - несправедливый патронаж, назначение на должности, не соответствующие квалификации фаворитов. Непотизм и кронизм - варианты фаворитизма. Например...
- Когда проект «убивает» продукт. Кейс Windows VistaWindows Vista стал одним из самых неудачных продуктов Microsoft, благодаря неправильной организации проекта его разработки. Результатом стал не тот продукт, который хотела …
- Пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира. Оргия как стимулятор продажСкандальный пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира Munich Re. Компания признала, что это была ошибка...
- Если в вашем офисе возникают такие диалоги, это верный признак бюрократизации и ручного управленияБюрократия и ручное управление, в той или иной степени, присутствуют в большинстве компаний. Но в некоторых организациях дело доходит до абсурда, и …
- Принцип равенства работников не для Google? Два класса сотрудников компании с разными правами и возможностямиВ компании Google персонал разделен на два класса, имеющих разные права и возможности. Принцип равенства работников в таких условиях не выполняется.
- Плоская организационная структура. 3 причины устранить иерархию в организацииПлоская организационная структура обеспечивает гибкость, адаптивность и способствует инновационному мышлению. Профессор Тим Кастелле утверждает, что...
- Сидни Финкельштейн о делегированииВот, что думает профессор Сидни Финкельштейн о делегировании, изучив подходы многих выдающихся бизнес-лидеров к управлению. Делегирование...
- Плоская иерархия — что стоит за словами о равенстве и свободе работников в компанияхПлоская иерархия - один из атрибутов компании, которая хочет выглядеть прогрессивной. Но, что кроется за понятием «плоская иерархия»?
- Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, MitsubishiНазвания японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …
- Как «дойная корова» может «убить» будущее бизнеса. Xerox и дилемма инноватораXerox - компания, ставшая жертвой дилеммы инноватора. «Дойная корова» Xerox - технологии копирования - не позволила ей развивать свои способности в области …
- Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практикиГибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...
- Проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. Японский опытКак показывает опыт японских компаний, проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. В Японии самая низкая продуктивность..
- Особенности современного найма. Почему процессы найма неэффективны во многих компаниях. Мнение экспертаПроцессы поиска и найма персонала неэффективны во многих современных компаниях. Виной тому особенности современного найма, считает эксперт...