Когда руководитель помогает подчиненному разрешить его психологические или эмоциональные проблемы, он предполагает, что тот будет испытывать благодарность. Однако, как показывают исследования, благодарность подчиненных — это нечто, чего руководители обычно не дожидаются. Почему? Все дело в разном восприятии психологической помощи начальством и подчиненными.
Ученые из школы бизнеса в Лозанне и Лондонского университета изучили вопрос эмоциональной помощи одних работников другим. Они установили, что при возникновении эмоциональных проблем рабочего или личного плана работники значительно чаще обращаются за помощью к вышестоящим сотрудникам, чем к равным им коллегам. Речь идет о ситуациях личных (болезнь или смерть близкого, серьезные семейные конфликты и т.д.) или рабочих (конфликты, непонимание, агрессия и т.д.) кризисов.
Почему благодарность подчиненных за психологическую и эмоциональную поддержку — явление исключительно редкое
По данным исследования, в психологически сложных ситуациях 75% линейных работников и 71% менеджеров ищут эмоциональной поддержки у руководителей. И, как правило, получают ее. В 27% помощь состоит просто в выслушивании человека. В 36% — в проявлении эмпатии. 18% руководителей оказываются способны изменить взгляд человека на проблему. 9% — подбодрить и изменить его эмоциональный фон. 10% помогают советом.[1]
За оказание эмоциональной помощи и поддержки большинство руководителей ожидают благодарности. Но в большинстве случаев благодарность подчиненных — отсутствует. Дело в том, что большинство подчиненных воспринимают подобную помощь как часть служебных обязанностей их боссов. В то же время, руководителями она воспринимается как нечто, выходящее за пределы сферы их рабочей деятельности.[1]
Не хотите быть обязаны, не обращайтесь за помощью
В статье, посвященной исследованию, приводится история руководителя, который потратил немало времени и сил, помогая подчиненной справиться с ее эмоциональными проблемами. Когда же с помощью руководителя она миновала кризис, она объявила, что уходит в другую компанию. Руководитель выразил свое разочарование. Что вызвало удивление подчиненной. Она была убеждена в том, что психологическая и эмоциональная помощь, оказанная ей, являлась частью должностных обязанностей руководителя. Понятно, что последний так не считал.
Один из руководителей компаний, участвовавших в исследовании, так характеризовал подобную ситуацию:
«Если мы идем в бар и я плачу, предполагается, что в следующий раз платите вы. Это естественно. И распространяется на самые разные сферы жизни. Но только не на рабочие отношения. Подчиненные эту этику просто не понимают.»
«Когда работник обращается за психологической поддержкой к руководителю, он должен понимать, что от него будут ожидать благодарности и лояльности. Если человеку это не нравится, ему стоит дважды подумать прежде чем идти к боссу со своими проблемами», — считает профессор Тегел, руководивший исследованием.[1]
Далее: Доверие начальства вызывает стресс и повышает нагрузку. Результаты исследований
- Toegel G, Kilduff M, Anand N. Emotion Helping by Managers: An Emergent Understanding of Discrepant Role Expectations and Outcomes. 2012. Academy of Management JournalVol. 56, No. 2.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Высказывание Стива Джобса из шести слов, ставшее лучшим уроком лидерстваОдин из работников Apple совершил серьезную ошибку. Короткое высказывание Стива Джобса по поводу ошибки стало серьезным уроком лидерства для провинившегося.
- Когда проект «убивает» продукт. Кейс Windows VistaWindows Vista стал одним из самых неудачных продуктов Microsoft, благодаря неправильной организации проекта его разработки. Результатом стал не тот продукт, который хотела …
- Водители-зомби отпугивают клиентов UberКитайские водители Uber отпугивают клиентов своей фотографией и получают плату за отмену поездки. Водители-зомби размещают в своем профиле Uber страшную...
- Poka-yoke — «защита от дурака» как фундаментальный принцип производства. И не только…Poka-yoke - метод, известный также как «защита от дурака». Для некоторых компаний он выступает одним из основных принципов организации рабочих процессов. Например, …
- Насколько полезен консалтинг в области управленияКогда компания нанимает консультантов по управлению, она должна знать, что с вероятностью 70% она не получит того результата, на который рассчитывает. Это …
- Хансей — основа постоянного обучения организацииХансей - принцип осмысления ошибок и погрешностей, являющийся ключом к предотвращению их повторения, постоянному улучшению и обучению организации.
- В чем секрет японского производства. Монодзукури — что это, и как оно работаетМонодзукури - японское понятие, обозначающее сочетание ноу-хау, технологического совершенства, особой производственной философии, приверженности своему делу, стремления к совершенству, мастерства и настроя.
- Компании боятся инноваций и творческих подходов. Хотя и заявляют обратноеКомпании заявляют, что инновации и творческие подходы - их главные ценности. На деле, компании боятся инноваций. Проведенное исследование...
- The Cola Wars. Войны кол — история конкуренции Pepsi и Coca ColaКонкуренция между Pepsi и Coca-Cola была ожесточенной с самой первой встречи компаний на рынке. Она вошла в историю как «войны кол» - …
- 57 varieties — слоган компании Heinz и магия чисел от Генри Джона ХайнцаНадпись «57 varieties» на бутылках кетчупа Heinz имеет тайный смысл. Генри Хайнц, создатель компании Heinz, разместил ее, чтобы обозначить...
- Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компанийКаковы истинные цели благотворительности компаний, которые обманывают клиентов, эксплуатируют работников и вредят обществу? Несоответствие...
- Любопытство — двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликтыПо данным ученых, любопытство предотвращает неверные решения, устраняет конфликты и улучшает коммуникацию. Любопытство в бизнесе позволяет...
- Самые абсурдные поводы отпроситься с работы — нападение ламы, отросшие корни волос, etc.Исследование выявило, сколько процентов работников врут, отпрашиваясь с работы, и какие странные поводы отпроситься с работы они находят.