Благодарность подчиненных, которую руководители обычно не получают

Время чтения: 4 мин.
Благодарность подчиненных, которую руководители обычно не получают
Pexels/bruce mars

Когда руководитель помогает подчиненному разрешить его психологические или эмоциональные проблемы, он предполагает, что тот будет испытывать благодарность. Однако, как показывают исследования, благодарность подчиненных — это нечто, чего руководители обычно не дожидаются. Почему? Все дело в разном восприятии психологической помощи начальством и подчиненными.

Ученые из школы бизнеса в Лозанне и Лондонского университета изучили вопрос эмоциональной помощи одних работников другим. Они установили, что при возникновении эмоциональных проблем рабочего или личного плана работники значительно чаще обращаются за помощью к вышестоящим сотрудникам, чем к равным им коллегам. Речь идет о ситуациях личных (болезнь или смерть близкого, серьезные семейные конфликты и т.д.) или рабочих (конфликты, непонимание, агрессия и т.д.) кризисов.

Почему благодарность подчиненных за психологическую и эмоциональную поддержку — явление исключительно редкое

По данным исследования, в психологически сложных ситуациях 75% линейных работников и 71% менеджеров ищут эмоциональной поддержки у руководителей. И, как правило, получают ее. В 27% помощь состоит просто в выслушивании человека. В 36% — в проявлении эмпатии. 18% руководителей оказываются способны изменить взгляд человека на проблему. 9% — подбодрить и изменить его эмоциональный фон. 10% помогают советом.[1]

За оказание эмоциональной помощи и поддержки большинство руководителей ожидают благодарности. Но в большинстве случаев благодарность подчиненных — отсутствует. Дело в том, что большинство подчиненных воспринимают подобную помощь как часть служебных обязанностей их боссов. В то же время, руководителями она воспринимается как нечто, выходящее за пределы сферы их рабочей деятельности.[1]

Не хотите быть обязаны, не обращайтесь за помощью

В статье, посвященной исследованию, приводится история руководителя, который потратил немало времени и сил, помогая подчиненной справиться с ее эмоциональными проблемами. Когда же с помощью руководителя она миновала кризис, она объявила, что уходит в другую компанию. Руководитель выразил свое разочарование. Что вызвало удивление подчиненной. Она была убеждена в том, что психологическая и эмоциональная помощь, оказанная ей, являлась частью должностных обязанностей руководителя. Понятно, что последний так не считал.

Один из руководителей компаний, участвовавших в исследовании, так характеризовал подобную ситуацию:

«Если мы идем в бар и я плачу, предполагается, что в следующий раз платите вы. Это естественно. И распространяется на самые разные сферы жизни. Но только не на рабочие отношения. Подчиненные эту этику просто не понимают.»

«Когда работник обращается за психологической поддержкой к руководителю, он должен понимать, что от него будут ожидать благодарности и лояльности. Если человеку это не нравится, ему стоит дважды подумать прежде чем идти к боссу со своими проблемами», — считает профессор Тегел, руководивший исследованием.[1]


Далее: Доверие начальства вызывает стресс и повышает нагрузку. Результаты исследований


  1. Toegel G, Kilduff M, Anand N. Emotion Helping by Managers: An Emergent Understanding of Discrepant Role Expectations and Outcomes. 2012. Academy of Management JournalVol. 56, No. 2.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: