Когда руководитель помогает подчиненному разрешить его психологические или эмоциональные проблемы, он предполагает, что тот будет испытывать благодарность. Однако, как показывают исследования, благодарность подчиненных — это нечто, чего руководители обычно не дожидаются. Почему? Все дело в разном восприятии психологической помощи начальством и подчиненными.
Ученые из школы бизнеса в Лозанне и Лондонского университета изучили вопрос эмоциональной помощи одних работников другим. Они установили, что при возникновении эмоциональных проблем рабочего или личного плана работники значительно чаще обращаются за помощью к вышестоящим сотрудникам, чем к равным им коллегам. Речь идет о ситуациях личных (болезнь или смерть близкого, серьезные семейные конфликты и т.д.) или рабочих (конфликты, непонимание, агрессия и т.д.) кризисов.
Почему благодарность подчиненных за психологическую и эмоциональную поддержку — явление исключительно редкое
По данным исследования, в психологически сложных ситуациях 75% линейных работников и 71% менеджеров ищут эмоциональной поддержки у руководителей. И, как правило, получают ее. В 27% помощь состоит просто в выслушивании человека. В 36% — в проявлении эмпатии. 18% руководителей оказываются способны изменить взгляд человека на проблему. 9% — подбодрить и изменить его эмоциональный фон. 10% помогают советом.[1]
За оказание эмоциональной помощи и поддержки большинство руководителей ожидают благодарности. Но в большинстве случаев благодарность подчиненных — отсутствует. Дело в том, что большинство подчиненных воспринимают подобную помощь как часть служебных обязанностей их боссов. В то же время, руководителями она воспринимается как нечто, выходящее за пределы сферы их рабочей деятельности.[1]
Не хотите быть обязаны, не обращайтесь за помощью
В статье, посвященной исследованию, приводится история руководителя, который потратил немало времени и сил, помогая подчиненной справиться с ее эмоциональными проблемами. Когда же с помощью руководителя она миновала кризис, она объявила, что уходит в другую компанию. Руководитель выразил свое разочарование. Что вызвало удивление подчиненной. Она была убеждена в том, что психологическая и эмоциональная помощь, оказанная ей, являлась частью должностных обязанностей руководителя. Понятно, что последний так не считал.
Один из руководителей компаний, участвовавших в исследовании, так характеризовал подобную ситуацию:
«Если мы идем в бар и я плачу, предполагается, что в следующий раз платите вы. Это естественно. И распространяется на самые разные сферы жизни. Но только не на рабочие отношения. Подчиненные эту этику просто не понимают.»
«Когда работник обращается за психологической поддержкой к руководителю, он должен понимать, что от него будут ожидать благодарности и лояльности. Если человеку это не нравится, ему стоит дважды подумать прежде чем идти к боссу со своими проблемами», — считает профессор Тегел, руководивший исследованием.[1]
Далее: Доверие начальства вызывает стресс и повышает нагрузку. Результаты исследований
- Toegel G, Kilduff M, Anand N. Emotion Helping by Managers: An Emergent Understanding of Discrepant Role Expectations and Outcomes. 2012. Academy of Management JournalVol. 56, No. 2.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
- Почему в Microsoft все раскачиваются на стульях. Привычки организаций и активная инерцияКак возникают привычки организаций? Билл Гейтс, создатель Microsoft, имеет станную привычку. Он раскачивается, сидя на стуле. Эту привычку переняли и другие работники …
- Почему нематериальное стимулирование не работает. Мнение экспертовПо мнению экспертов если нематериальное стимулирование не работает, нужно искать причину в отношениях работников и работодателя, а также в...
- Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. ИсследованияДолжен ли смысл логотипа отсылать к продукции или сервисам компании, или лучше использовать абстрактный логотип. Ученые изучили вопрос и...
- Как Джефф Безос снимался в киноОб этом мало кто знает, но Джефф Безос снимался в кино. Он сыграл роль инопланетянина. Увидеть миллиардера можно в фантастическом фильме...
- Менеджмент Генри Форда: слежка и тотальный контрольМенеджмент Генри Форда был построен на тотальном контроле жизни его подчиненных. И это касалось не только рабочего времени, но и личной жизни …
- Лидерство в современной команде — не индивидуальная, а групповая чертаКоманды с одним лидером ушли в прошлое. Лидерство в современной команде должно стать эстафетной палочкой, которую получает работник, наибо...
- Пиар или реальные действия. Два подхода к управлению кризисом. Кейс British PetroleumРазлив нефти в Мексиканском Заливе привел к кризису в компании British Petroleum. В ответ вместо реальных действий компания развернула пиар-кампанию.
- Плоская иерархия — что стоит за словами о равенстве и свободе работников в компанияхПлоская иерархия - один из атрибутов компании, которая хочет выглядеть прогрессивной. Но, что кроется за понятием «плоская иерархия»?
- Лучший способ повысить продуктивность, эффективность и креативность вашего труда. Как ходьба стимулирует умственную деятельностьНаучные исследования демонстрируют, что ходьба и пешие прогулки - лучший способ повысить продуктивность и эффективность умственного труда.
- Интерьеры Google (30 фотографий). В каких офисах работают люди в одной из самых передовых компаний нашего времениКаждый офис компании Google - выдающееся дизайнерское решение. Интерьеры Google отличаются яркостью и оригинальностью. Так проявляется идентичность компании.
- Как организовать себя, работая из дома, — советы экспертаРаботая из дома иногда очень трудно организовать себя. Но хоум-офис дает и огромные возможности для саморазвития и даже карьерного роста...
- Мелвил Дьюи — создатель «Гугла» 19-го векаМелвил Дьюи, автор десятичной классификации Дьюи. Благодаря ему сегодня у нас имеются системы хранения информации и поисковые системы.