![Билл Гейтс. Как возникают привычки организаций?](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/02/Thomas-Hawk-1-1024x645.jpg)
Вероятно, практически каждый родитель неоднократно сталкивался тем, что его ребенок раскачивается на стуле. Что заставляет ребенка раскачиваться? Скорее всего, он увидел, как это делает кто-то другой, попробовал сам, ему понравилось, он начал повторять это действие, и оно постепенно вошло у него в привычку, т.е. он перестал отдавать себе отчет в том, что совершает это движение. Иногда привычка оказывается так сильна, что остается у человека на всю жизнь.
Билл Гейтс раскачивается, сидя на стуле
Например, Билл Гейтс постоянно раскачивается, сидя на стуле, особенно в моменты эмоционального возбуждения. Чем более Гейтс чем-либо заинтересован, тем выше темп раскачивания. По свидетельствам очевидцев, эта привычка характерна для него с юных лет.[i]
Гейтс настолько часто раскачивался на совещаниях в Microsoft, что другие работники начали невольно имитировать руководителя и также раскачиваться на стульях. Один из сотрудников компании так описал сцену совещания в Microsoft: «Когда дискуссия оживляется, они скрючиваются, упираются локтями в колени и начинают раскачиваться на стульях взад и вперед, прямо как председатель совета Билл.»[i]
Привычки организаций
Это не просто забавный факт из биографии Билла Гейтса и истории компании Microsoft. Этот пример демонстрирует, как могут возникать привычки организаций.
Причем всеобщее раскачивание на стуле, это достаточно безобидный вариант привычки. А представьте себе, что в привычку входят безответственность, обманные практики или, скажем, фаворитизм. Это уже вредные и даже опасные привычки организации.
Привычкам свойственны следующие особенности:
1. Передача от человека к человеку. В отличие от обычаев, которые основаны на преемственности и внутреннем принятии поведенческих паттернов, передача привычек связана с имитацией и подражанием.
2. Устойчивость – существование привычки не требует поддержания. Более того, направленное искоренение привычки – непростое и часто неблагодарное дело.
3. Неподверженность анализу и критике – носители привычки не задаются вопросом о ее целесообразности.
Также как у людей, привычки организаций возникают на фоне предрасположенности к их возникновению. Условием закрепления стереотипа в виде привычки является определенный набор свойств организации, обусловливающий эту предрасположенность.
Полезные и вредные привычки
Привычки могут быть полезными или вредными. Полезные — адекватны существующим условиям и обеспечивают гладкое функционирование организации в неизменных условиях. Однако полезная привычка превращается во вредную, как только изменяются условия.
Например, нередко можно наблюдать ситуацию, когда в компании после введения электронного документооборота возникает, по сути, двойной документооборот. Предполагается, что часть документов, таких как, например, внутренние заявки для отделов логистики и закупок будут заменены электронными документами. Это должно упростить и ускорить работу. Вместо этого каждая бумажная заявка начинает дублироваться ее электронной версией, т.е. вдобавок к бумажному документу соответствующие подразделения начинают требовать еще и электронные.
Подобная ситуация может возникнуть, если до введения электронного документооборота документальное подкрепление внутренних операций в организациях осуществлялось в бумажной форме — каждая операция сопровождалась соответствующей бумагой. За годы работы это правило было доведено до стереотипа. В результате после введения электронного документооборота, это новшество воспринимается не как замена (оно не разрывает связь раздражитель-действие), а как дополнение к привычному способу работы. Понятно, что эффективность от этого не улучшается, а наоборот, процедура подачи заявок усложняется и замедляется.
Таким образом, некогда необходимое для учета ресурсов формальное правило, переходит в основанную на стереотипе привычку, которая до изменения условий — до введения электронного документооборота — была полезна, но с изменением ситуации стала вредной.
Активная инерция
С формированием привычек организации связано возникновение и нарастание феномена так называемой активной инерции. В физике понятие инерции обозначает свойство движущегося тела препятствовать любым силам, направленным на изменение скорости или направления его движения или, если изначально тело пребывало в состоянии покоя, то препятствовать силам, направленным на его смещение.
По аналогии, активная инерция организации — это тенденция следовать установившимся моделям мышления и поведения, даже при возникновении значительных изменений. Нередко это те модели, которые в свое время принесли организации успех и закрепились в сознании компании как универсальные способы достижения положительных результатов.[ii] Но даже если привычка оказывается в определенный момент времени относительно полезной, она обусловливает ригидность организации, т.е. снижает ее гибкость, адаптивность и способность к развитию.
Власть привычек организации
Наличие привычек — не полностью сознательных паттернов — предполагает, что в какой-то момент обладатель привычек может начать действовать иррационально.[iii] Кроме того, с увеличением числа привычек они все прочнее встраиваются в систему норм организации и со временем оказываются сопряженными со многими другими руководящими сигналами. В такой ситуации искоренение одной привычки повлечет за собой цепочку других изменений. В определенный момент может возникнуть состояние, когда трансформационные издержки достигнут таких размеров, что отказ от привычек станет невозможен.
Дополнительно: Миллиардеры Билл Гейтс и Джефф Безос сами моют посуду. Почему они это делают?
[i] Giang V. Bill Gates Rocks Back And Forth In His Chair When He’s Thinking. Business Insider. October 22, 2013.
[ii] Sull D. Why Good Companies Go Bad. Harvard Business Review. Jul-Aug 1999.
[iii] Marechal K, Not irrational but habitual: The importance of “behavioural lock-in” in energy consumption. Ecological Economics, Vol. 69, No. 5, 15 March 2010, 1104-1114.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Работодатель против профсоюза. Delta Airlines предлагает работникам играть в видеоигры вместо борьбы за свои права
Авиакомпания Delta развернула кампанию «работодатель против профсоюза» и предлагает работникам не бороться за права, а играть в видеоигры.Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил еще
Люди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.История липучки. Застежка, почти совершившая революцию в легкой промышленности
Flickr/marcos.sa Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников - принципы предельной прозрачности и абсолютной честностиСудья, выучивший Java для …Как заставить медиа работать на себя. Сколько стоит хайп — история ShipYourEnemiesGlitter и Мэтью Карпентера
Чего можно добиться, если заставить медиа работать на себя? Пример проекта ShipYourEnemiesGlitter показывает, что умелая манипуляция СМИ дает свои результаты.Личностное многообразие и сопричастность. Взгляд Lenovo на эффективность команд
Личностное многообразие и сопричастность - тренд в современном корпоративном управлении, направленный на создание инновационных и созидательных команд.
Почему Стив Джобс перестал мыться, и к чему это привело
В определенный момент своей жизни Стив Джобс перестал мыться. Окружающие это заметили. И это не добавило Джобсу популярности среди коллег.Логотип Apple — история и эволюция
Современный логотип Apple - выдающийся пример индустриального дизайна. История логотипа Apple уникальна. Дизайнер Роб Янофф создал его взаменГород Иу, поставляющий две трети всех рождественских товаров в мире
Порядка 60% мировых рождественских товаров экспортируется из единственного города. Город Иу в Китае известен как крупнейший центр оптовой...Настоящие последние слова Стива Джобса. Кто подделал предсмертную речь создателя Apple?
Пафосная предсмертная речь Стива Джобса - подделка. На самом деле, последние слова Стива Джобса были произнесены за несколько часов до...Что такое дилемма инноватора. Пример Kodak
Дилемма инноватора - концепция, объясняющая, почему многие компани не способны воспользоваться собственными подрывными инновациями. Например Kodak погубила цифровая фотография
Отсутствие профессионального развития — причина высокой ротации персонала более чем в 30% случаев
Более чем в 30% случаев отсутствие профессионального развития становится причиной ухода хороших работников. Об этом свидетельствует исследование...История липучки. Застежка, почти совершившая революцию в легкой промышленности
Flickr/marcos.sa Смысл и цель бизнеса. Корпоративная культура Ferrari Пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира. Оргия как стимулятор продаж Город Иу, …Что случилось с Yahoo и почему? Как отсутствие видения может погубить бизнес
То, что случилось с Yahoo можно рассматривать как часть нормального жизненного цикла компании. Однако скорость взлета и падения компании наводит на мысль...