
Вероятно, практически каждый родитель неоднократно сталкивался тем, что его ребенок раскачивается на стуле. Что заставляет ребенка раскачиваться? Скорее всего, он увидел, как это делает кто-то другой, попробовал сам, ему понравилось, он начал повторять это действие, и оно постепенно вошло у него в привычку, т.е. он перестал отдавать себе отчет в том, что совершает это движение. Иногда привычка оказывается так сильна, что остается у человека на всю жизнь.
Билл Гейтс раскачивается, сидя на стуле
Например, Билл Гейтс постоянно раскачивается, сидя на стуле, особенно в моменты эмоционального возбуждения. Чем более Гейтс чем-либо заинтересован, тем выше темп раскачивания. По свидетельствам очевидцев, эта привычка характерна для него с юных лет.[i]
Гейтс настолько часто раскачивался на совещаниях в Microsoft, что другие работники начали невольно имитировать руководителя и также раскачиваться на стульях. Один из сотрудников компании так описал сцену совещания в Microsoft: «Когда дискуссия оживляется, они скрючиваются, упираются локтями в колени и начинают раскачиваться на стульях взад и вперед, прямо как председатель совета Билл.»[i]
Привычки организаций
Это не просто забавный факт из биографии Билла Гейтса и истории компании Microsoft. Этот пример демонстрирует, как могут возникать привычки организаций.
Причем всеобщее раскачивание на стуле, это достаточно безобидный вариант привычки. А представьте себе, что в привычку входят безответственность, обманные практики или, скажем, фаворитизм. Это уже вредные и даже опасные привычки организации.
Привычкам свойственны следующие особенности:
1. Передача от человека к человеку. В отличие от обычаев, которые основаны на преемственности и внутреннем принятии поведенческих паттернов, передача привычек связана с имитацией и подражанием.
2. Устойчивость – существование привычки не требует поддержания. Более того, направленное искоренение привычки – непростое и часто неблагодарное дело.
3. Неподверженность анализу и критике – носители привычки не задаются вопросом о ее целесообразности.
Также как у людей, привычки организаций возникают на фоне предрасположенности к их возникновению. Условием закрепления стереотипа в виде привычки является определенный набор свойств организации, обусловливающий эту предрасположенность.
Полезные и вредные привычки
Привычки могут быть полезными или вредными. Полезные — адекватны существующим условиям и обеспечивают гладкое функционирование организации в неизменных условиях. Однако полезная привычка превращается во вредную, как только изменяются условия.
Например, нередко можно наблюдать ситуацию, когда в компании после введения электронного документооборота возникает, по сути, двойной документооборот. Предполагается, что часть документов, таких как, например, внутренние заявки для отделов логистики и закупок будут заменены электронными документами. Это должно упростить и ускорить работу. Вместо этого каждая бумажная заявка начинает дублироваться ее электронной версией, т.е. вдобавок к бумажному документу соответствующие подразделения начинают требовать еще и электронные.
Подобная ситуация может возникнуть, если до введения электронного документооборота документальное подкрепление внутренних операций в организациях осуществлялось в бумажной форме — каждая операция сопровождалась соответствующей бумагой. За годы работы это правило было доведено до стереотипа. В результате после введения электронного документооборота, это новшество воспринимается не как замена (оно не разрывает связь раздражитель-действие), а как дополнение к привычному способу работы. Понятно, что эффективность от этого не улучшается, а наоборот, процедура подачи заявок усложняется и замедляется.
Таким образом, некогда необходимое для учета ресурсов формальное правило, переходит в основанную на стереотипе привычку, которая до изменения условий — до введения электронного документооборота — была полезна, но с изменением ситуации стала вредной.
Активная инерция
С формированием привычек организации связано возникновение и нарастание феномена так называемой активной инерции. В физике понятие инерции обозначает свойство движущегося тела препятствовать любым силам, направленным на изменение скорости или направления его движения или, если изначально тело пребывало в состоянии покоя, то препятствовать силам, направленным на его смещение.
По аналогии, активная инерция организации — это тенденция следовать установившимся моделям мышления и поведения, даже при возникновении значительных изменений. Нередко это те модели, которые в свое время принесли организации успех и закрепились в сознании компании как универсальные способы достижения положительных результатов.[ii] Но даже если привычка оказывается в определенный момент времени относительно полезной, она обусловливает ригидность организации, т.е. снижает ее гибкость, адаптивность и способность к развитию.
Власть привычек организации
Наличие привычек — не полностью сознательных паттернов — предполагает, что в какой-то момент обладатель привычек может начать действовать иррационально.[iii] Кроме того, с увеличением числа привычек они все прочнее встраиваются в систему норм организации и со временем оказываются сопряженными со многими другими руководящими сигналами. В такой ситуации искоренение одной привычки повлечет за собой цепочку других изменений. В определенный момент может возникнуть состояние, когда трансформационные издержки достигнут таких размеров, что отказ от привычек станет невозможен.
Дополнительно: Миллиардеры Билл Гейтс и Джефф Безос сами моют посуду. Почему они это делают?
[i] Giang V. Bill Gates Rocks Back And Forth In His Chair When He’s Thinking. Business Insider. October 22, 2013.
[ii] Sull D. Why Good Companies Go Bad. Harvard Business Review. Jul-Aug 1999.
[iii] Marechal K, Not irrational but habitual: The importance of “behavioural lock-in” in energy consumption. Ecological Economics, Vol. 69, No. 5, 15 March 2010, 1104-1114.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Плоская организационная структура. 3 причины устранить иерархию в организации
Плоская организационная структура обеспечивает гибкость, адаптивность и способствует инновационному мышлению. Профессор Тим Кастелле утверждает, что...Ваш путь до места работы тяжел и неприятен? Сравните с этим…
Ваш ежедневный путь до места работы кажется вам кошмаром? Оцените его по шкале Министерства транспорта Японии. Вы поймете, все не так плохо...Повышения получают работники, похожие на своих начальников. Что такое «пристрастие сходства»
Нередко повышения и другие привелегии получают те, кто в чем-то похож на своего руководителя. Это явление связано с феноменом т.н. «пристрастия сходства».Что такое дилемма инноватора. Пример Kodak
Дилемма инноватора - концепция, объясняющая, почему многие компани не способны воспользоваться собственными подрывными инновациями. Например Kodak погубила цифровая фотографияУмственная работа и физические упражнения. Хотите лучше работать — делайте упражнения. Результаты исследований
В сочетании, умственная работа и физические упражнения оказываются намного эффективнее, чем умственная работа и отдых. Ученые установили...
Человеческие способности компенсируют недостатки процессов. Процессы не могут компенсировать недостаток способностей. Проблема пустой коробки
Всегда ли внедрение жестких процедур идет на пользу работе? Формализованные производственные процессы уменьшают влияние человеческого фактора, но снижают способность организации к решению …Сон как часть корпоративной стратегии
Официально позволив сотрудникам спать на работе, компании способствуют возникновению творческих подходов и решений. Стратегический сон...«Ты уволен!» — несостоявшийся бренд Дональда Трампа
Дональд Трамп попытался зарегистрировать торговую марку «Ты уволен», чтобы сделать ее частью своего бренда. Однако ему это не удалось. Фраза оказалась...Элизабет Холмс из Theranos держала людей в страхе — обману нужна крепкая опора
Обманная схема Элизабет Холмс из Theranos включала сотни людей, и ни один из них не сообщил общественности об обмане. Почему? Люди боялись …Как сплотить команду. Научные секреты командной «химии»
Ученые установили, что в успешных командах между работниками существует особая «химия». Как сплотить команду и обеспечить ее успех...
Почему все-таки уволили Джеймса Деймора из Google?
Джеймс Деймор - программист Google, который прославился тем, что был уволен из компании после того как открыто высказал свои взгляды по поводу …Благодарность подчиненных, которую руководители обычно не получают
Руководители, оказывающие психологическую и эмоциональную поддержку подчиненным не получают благодарности. Благодарность подчиненных...Дотком кризис (the dotcom bubble). Что произошло, и кто виноват
Экономический пузырь, известный как дотком кризис (the dot-com bubble), возник из-за интернет-компаний, собравших сотни миллионов долларов...