Вероятно, практически каждый родитель неоднократно сталкивался тем, что его ребенок раскачивается на стуле. Что заставляет ребенка раскачиваться? Скорее всего, он увидел, как это делает кто-то другой, попробовал сам, ему понравилось, он начал повторять это действие, и оно постепенно вошло у него в привычку, т.е. он перестал отдавать себе отчет в том, что совершает это движение. Иногда привычка оказывается так сильна, что остается у человека на всю жизнь.
Билл Гейтс раскачивается, сидя на стуле
Например, Билл Гейтс постоянно раскачивается, сидя на стуле, особенно в моменты эмоционального возбуждения. Чем более Гейтс чем-либо заинтересован, тем выше темп раскачивания. По свидетельствам очевидцев, эта привычка характерна для него с юных лет.[i]
Гейтс настолько часто раскачивался на совещаниях в Microsoft, что другие работники начали невольно имитировать руководителя и также раскачиваться на стульях. Один из сотрудников компании так описал сцену совещания в Microsoft: «Когда дискуссия оживляется, они скрючиваются, упираются локтями в колени и начинают раскачиваться на стульях взад и вперед, прямо как председатель совета Билл.»[i]
Привычки организаций
Это не просто забавный факт из биографии Билла Гейтса и истории компании Microsoft. Этот пример демонстрирует, как могут возникать привычки организаций.
Причем всеобщее раскачивание на стуле, это достаточно безобидный вариант привычки. А представьте себе, что в привычку входят безответственность, обманные практики или, скажем, фаворитизм. Это уже вредные и даже опасные привычки организации.
Привычкам свойственны следующие особенности:
1. Передача от человека к человеку. В отличие от обычаев, которые основаны на преемственности и внутреннем принятии поведенческих паттернов, передача привычек связана с имитацией и подражанием.
2. Устойчивость – существование привычки не требует поддержания. Более того, направленное искоренение привычки – непростое и часто неблагодарное дело.
3. Неподверженность анализу и критике – носители привычки не задаются вопросом о ее целесообразности.
Также как у людей, привычки организаций возникают на фоне предрасположенности к их возникновению. Условием закрепления стереотипа в виде привычки является определенный набор свойств организации, обусловливающий эту предрасположенность.
Полезные и вредные привычки
Привычки могут быть полезными или вредными. Полезные — адекватны существующим условиям и обеспечивают гладкое функционирование организации в неизменных условиях. Однако полезная привычка превращается во вредную, как только изменяются условия.
Например, нередко можно наблюдать ситуацию, когда в компании после введения электронного документооборота возникает, по сути, двойной документооборот. Предполагается, что часть документов, таких как, например, внутренние заявки для отделов логистики и закупок будут заменены электронными документами. Это должно упростить и ускорить работу. Вместо этого каждая бумажная заявка начинает дублироваться ее электронной версией, т.е. вдобавок к бумажному документу соответствующие подразделения начинают требовать еще и электронные.
Подобная ситуация может возникнуть, если до введения электронного документооборота документальное подкрепление внутренних операций в организациях осуществлялось в бумажной форме — каждая операция сопровождалась соответствующей бумагой. За годы работы это правило было доведено до стереотипа. В результате после введения электронного документооборота, это новшество воспринимается не как замена (оно не разрывает связь раздражитель-действие), а как дополнение к привычному способу работы. Понятно, что эффективность от этого не улучшается, а наоборот, процедура подачи заявок усложняется и замедляется.
Таким образом, некогда необходимое для учета ресурсов формальное правило, переходит в основанную на стереотипе привычку, которая до изменения условий — до введения электронного документооборота — была полезна, но с изменением ситуации стала вредной.
Активная инерция
С формированием привычек организации связано возникновение и нарастание феномена так называемой активной инерции. В физике понятие инерции обозначает свойство движущегося тела препятствовать любым силам, направленным на изменение скорости или направления его движения или, если изначально тело пребывало в состоянии покоя, то препятствовать силам, направленным на его смещение.
По аналогии, активная инерция организации — это тенденция следовать установившимся моделям мышления и поведения, даже при возникновении значительных изменений. Нередко это те модели, которые в свое время принесли организации успех и закрепились в сознании компании как универсальные способы достижения положительных результатов.[ii] Но даже если привычка оказывается в определенный момент времени относительно полезной, она обусловливает ригидность организации, т.е. снижает ее гибкость, адаптивность и способность к развитию.
Власть привычек организации
Наличие привычек — не полностью сознательных паттернов — предполагает, что в какой-то момент обладатель привычек может начать действовать иррационально.[iii] Кроме того, с увеличением числа привычек они все прочнее встраиваются в систему норм организации и со временем оказываются сопряженными со многими другими руководящими сигналами. В такой ситуации искоренение одной привычки повлечет за собой цепочку других изменений. В определенный момент может возникнуть состояние, когда трансформационные издержки достигнут таких размеров, что отказ от привычек станет невозможен.
Дополнительно: Миллиардеры Билл Гейтс и Джефф Безос сами моют посуду. Почему они это делают?
[i] Giang V. Bill Gates Rocks Back And Forth In His Chair When He’s Thinking. Business Insider. October 22, 2013.
[ii] Sull D. Why Good Companies Go Bad. Harvard Business Review. Jul-Aug 1999.
[iii] Marechal K, Not irrational but habitual: The importance of “behavioural lock-in” in energy consumption. Ecological Economics, Vol. 69, No. 5, 15 March 2010, 1104-1114.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- С чего начался успех Билла Гейтса. Создатель Microsoft о важности стратегических партнерствСоздатель Microsoft связывает достижения его компании, среди прочего, с ее стратегическими партнерствами. Успех Билла Гейтса обеспечило ...
- Офисные девушки для мотивации. Китайские стартапы нанимают привлекательных девушек для поднятия тонуса своих программистовКитайские стартапы нанимают привлекательных девушек для поднятия тонуса своих программистов. Офисные девушки играют с работниками в пинг-по...
- Почему люди покидают компании? 94% ушедших говорят, что остались бы при одном условииКомпания LinkedIn изучила вопрос, почему люди уходят из компаний. Оказалось - чаще всего не из-за зарплат и карьерных возможностей, а...
- Проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. Японский опытКак показывает опыт японских компаний, проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. В Японии самая низкая продуктивность..
- Модель конкурирующих ценностей и 4 типа корпоративной культуры на примерах Apple, Facebook, Toyota и MicrosoftМодель конкурирующих ценностей Кэмерона и Куинна позволяет выделить 4 типа корпоративной культуры и оценить культуру организацию. Разберем на примерах таких компаний, как...
- Стандарты обслуживания — как потерять миллион и войти в народные преданияСтандарты обслуживания не должны быть двойными. История о том, как банк не проявил должного уважения к своему плохо одетому клиенту и лишился …
- Менеджмент Генри Форда: слежка и тотальный контрольМенеджмент Генри Форда был построен на тотальном контроле жизни его подчиненных. И это касалось не только рабочего времени, но и личной жизни …
- Привычка отвечать на электронные письма немедленно даже в нерабочее время — вредна, считают ученыеТребование компаний отвечать на электронные письма немедленно и даже в нерабочее время, вредит долгосрочной продуктивности. Исследования...
- Изобретательность в решении проблем делает бизнес успешным. ПримерыЗачастую простая человеческая изобретательность в решении проблем делает ненужными сложные технологические и управленческие решения. Например, компания...
- Субъективное самочувствие на рабочем месте. Что для людей важнее всего, чтобы хорошо себя чувствовать на работе?Не секрет, что субъективное самочувствие на рабочем месте имеет огромное влияние на мотивацию, трудоспособность и эффективность работы. Кроме того, с фактором суъективного …
- С чего начался успех Билла Гейтса. Создатель Microsoft о важности стратегических партнерствСоздатель Microsoft связывает достижения его компании, среди прочего, с ее стратегическими партнерствами. Успех Билла Гейтса обеспечило ...
- Круги вместо пирамиды. Холакратия как мягкий вариант иерархииХолакратия - альтернатива иерархической организационной структуры, предполагающая отказ от менеджмента и распределение ответственности и руководящих функций по всему коллективу. Автор идеи холакратии …
- Главное качество лидера. И это не воля и харизма — времена Аттилы и Чингисхана прошлиПо современным представлениям, лидер - это человек, обладающий не столько харизмой, сколько некоторыми другими свойствами, позволяющими ему впечатлять, вдохнолять и вызывать желание …