Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXT

Время чтения: 4 мин.
Компания NeXT
Flickr/Better Than Bacon

Имя Стива Джобса неизменно связывают с компанией Apple, но это не единственная, хотя и самая успешная компания, которую он основал и во главе которой он стоял. Было две других. Одна из них — NeXT — производитель компьютеров. Она была основана в 1985 году, когда Джобс из-за конфликта с Джоном Скалли покинул Apple. Конфликт со Скалли был связан с желанием Джобса быть единственным человеком, который диктует правила, и эта же его черта охарактеризовала его руководство NeXT.[i] Она стала причиной его ухода из его первой компании. Она же стала причиной провала его второй компании, которая спустя 12 лет превратилась в R&D подразделение все той же Apple.   

Его диктат проявлялся буквально во всех аспектах жизни NeXT, начиная с кадровой политики и дизайна продукции и заканчивая расположением оросителей травы на лужайке перед офисом. Джобс никого не слушал и принимал решения, опираясь исключительно на собственное мнение.[ii]   

Понятно, что он нередко оказывался прав в своих представлениях о том, что нужно компании, иначе она не просуществовала бы 12 лет. С другой стороны, будучи всего лишь человеком, Джобс не мог понять, предвидеть и учесть все стороны деятельности NeXT, вплоть до мелких деталей. Поэтому он совершал многочисленные ошибки. Многие его решения оказались необоснованными. Например, одним из провалов стала попытка продавать продукцию по слишком высокой цене. От этого Джобса отговаривали как его коллеги по компании, так и внешние консультанты. Но Джобс поступил по-своему. В результате план продаж оказался сорван, и компания потеряла клиентов.[ii]

Компьютер NeXT
Flickr/Simon Claessen

Управление в таком режиме привело к тому, что семь из девяти заместителей Джобса покинули NeXT или были уволены за период всего в один год. В те времена Джобс умел привлекать таланты, но не умел их удерживать. Компания постепенно деградировала. Не помогла и попытка перейти на производство программного обеспечения. После 12 лет не слишком успешной борьбы за рынок NeXT была куплена Apple. Считается, что для самого Джобса это был полезнейший урок, и когда он повторно вернулся в Apple, это был уже менеджер совершенно другого уровня.

Именно урокам, извлеченным в NeXT, многие приписывают дальнейший успех Джобса в его исходной компании.[iii] С годами он приобрел умение делегировать задачи людям из своего ближайшего окружения, но при этом сохранил способность брать основную ответственность на себя и, когда надо, принимать волевые решения, основанные на его личных целях, представлениях и способностях. Вероятно, именно это позволило ему вывести Apple из кризиса, когда он вернулся туда в 1997 году.


[i] Lane R. John Sculley Just Gave His Most Detailed Account Ever Of How Steve Jobs Got Fired From Apple. Forbes. September 9, 2013.

[ii] Stross R. What Steve Jobs Learned in the Wilderness. The New York Times. October 2, 2010.

[iii] Kalb I. 3 Ways Micromanagers Can Destroy A Company. Business Insider. July 7, 2014.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Бизнес как сайд-проект. Ричард Брэнсон рекомендует начинать свое дело, не уходя со старой работы. Пол Грэм с ним категорически несогласен
Facebook за равенство всех работников. Но некоторые «равны более, чем другие»
Кому нравится авторитарный управленческий стиль. Каковы личностные черты работников, которые предпочитают авторитарных руководителей
Марк Цукерберг - дальтоник. Поэтому основной цвет Facebook - синий
Burning Man - инкубатор креатива для обитателей Силиконовой Долины
Анекдотические истории о клиентоориентированном подходе
Варианты правды, трактовки, интерпретации, преувеличения и ложь в публичных сообщениях компаний. Кейс Countrywide
Четырехдневная рабочая неделя повышает продуктивность. Пример компании, которая утроила прибыль после сокращения недели
Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управления