Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора

Время чтения: 5 мин.
Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора
Harley-Davidson XL1200X. Flickr/Sungwon Kim

Международное законодательство в области интеллектуальной собственности позволяет получить торговую марку не только на названия и символы, но и на некоторые звуки. Но только на уникальные звуки. Те, которые позволяют однозначно идентифицировать производителя, продукт или сервис. Компания Harley-Davidson захотела использовать эту возможность. Легендарный производитель мотоциклов из города Милуоки в штате Висконсин попытался получить эксклюзивные права на звук своих двигателей. Однако эта попытка вылилась в шестилетнюю юридическую баталию. А в итоге звуковая торговая марка Harley-Davidson так и не была зарегистрирована.

Как звучит легенда. Звуковая торговая марка Harley-Davidson: «potato, potato, potato»

Мотоциклы Harley-Davidson стали легендой в 1950-х. Они прославились благодаря бандам байкеров, разъезжавших на «харлеях» по Америке и вызывавших у кого-то страх, а у кого-то восхищение. Модели Fat Boy, Softail и Road King стали для некоторых олицетворением преступности и беззакония, а для других — романтики и свободы.

Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора
Pexels/Oleg Magni

К 1990-м образ обладателя мотоцикла Harley-Davidson радикально изменился. Из своих крайслеров и понтиаков на «байки» пересели юристы и менеджеры, в свободное время наслаждающиеся скоростью и свободой дорог.[1]

Но кто бы ни ездил на «харляех», мотоциклы оставались легендой. Они несли в себе не только мощь их двигателей, но и мощь настоящего легендарного бренда. Они были неповторимы в своем дизайне, в своей истории и уникальны романтическим ореолом, окружавшим их.

Настоящий ценитель знает — мотоцикл это не только внешний вид и лошадиные силы. Это еще и звук. И у мотоциклов Harley-Davidson он уникален, — решил производитель. И попытался защитить звук своего V-образного двухцилиндрового двигателя торговой маркой.[1]

«Отрегулированный двигатель Harley на холостом ходу имеет особый звук. Это уникальный неправильный синкопированный ритм», — пояснил директор по коммуникациям Harley-Davidson, Стивен Пил. «Он звучит как «potato, potato, potato»»[2] (potato — картошка, англ).

По словам Стивена Пила, мотоцикл обладает особой идентичностью, и звук, наравне с видом мотоцикла и ощущениями, которые он вызывает, является неотъемлемой частью этой идентичности.[2]

В общем, чтобы избежать имитаций и подделок производитель решил зарегистрировать этот звук как торговую марку.

Компания Harley-Davidson подала заявление в Агентство по патентам и торговым маркам США. И тут же столкнулась с противостоянием других производителей мотоциклов с V-образным двухцилиндровым двигателем.

Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора
Harley-Davidson. Flickr/Richard Ricciardi

Honda и Yamaha оспорили эксклюзивное право Harley на звук двигателя. Японские производители заявили, что все V-образные двигатели звучат похоже.[1], [2] Японцев можно понять. Если бы звуковая торговая марка Harley-Davidson была зарегистрирована, они оказались бы в сложной ситуации. Разрешить ее можно было бы только в суде. А такие суды обычно длятся годами и стоят миллионы долларов.

Легенда осталась без торговой марки. Но разве легенде она нужна?

В течение шести лет длилась легальная баталия между компанией Harley-Davidson, ее оппонентами и Агентством по патентам и торговым маркам. Производитель мотоциклов из Милуоки не мог доказать, что звук его двигателей уникален и может быть отличен от звуков двигателей конкурентов. А Агентство не принимало никакого решения.

В итоге в 2000 году компания была вынуждена отозвать свое заявление. Пресс-секретарь Harley-Davidson пояснил, что это решение было принято, исходя из интересов бизнеса. Компании надоело тратить десятки тысяч долларов на юристов, не видя конца и края этой истории.[1], [2]

Пусть Harley не удалось получить торговую марку. Но разве легенде она нужна? «Мы знаем, как звучит Harley. Поэтому решили, что не стоит волноваться из-за юридической стороны вопроса. Может быть, бабуля в своей машине и не скажет, что это за звук. Но те, кто любят мотоциклы, непременно скажут», — заявил Стивен Пил. «И это не просто звук. Это что-то, что ты чувствуешь нутром.»[2]


  1. O’Dell J. Harley-Davidson Quits Trying to Hog Sound. Los Angeles Times. Jun 21, 2000.
  2. Popley R. Engine rumble a sweet `potato’ to enthusiasts. Chicago Tribune. Jun 15, 2003.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Должностные преступления заставляют совершивших их работников испытывать чувство вины и страха? Скорее радостное возбуждение - свидетельствуют исследо...
Как «дойная корова» может «убить» будущее бизнеса. Xerox и дилемма инноватора
Немаваси - технология эффективного принятия решений
Управление кризисом: кейсы PepsiCo и Cadbury - два подхода, разные результаты
Что произошло с Microsoft, и как Google пытается избежать той же участи. Дисбаланс операционных и динамических способностей
«Уважаемый богатый подонок...» К чему может привести ошибка при рассылке информации клиентам
Хансей - основа постоянного обучения организации
В Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть раз
Производитель винтовки М16 в мирное время балансирует на грани банкротства. Во времена военных конфликтов Colt процветает