![Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/08/harley-davidson-XL1200X_Sungwon-Kim.jpg)
Международное законодательство в области интеллектуальной собственности позволяет получить торговую марку не только на названия и символы, но и на некоторые звуки. Но только на уникальные звуки. Те, которые позволяют однозначно идентифицировать производителя, продукт или сервис. Компания Harley-Davidson захотела использовать эту возможность. Легендарный производитель мотоциклов из города Милуоки в штате Висконсин попытался получить эксклюзивные права на звук своих двигателей. Однако эта попытка вылилась в шестилетнюю юридическую баталию. А в итоге звуковая торговая марка Harley-Davidson так и не была зарегистрирована.
Как звучит легенда. Звуковая торговая марка Harley-Davidson: «potato, potato, potato»
Мотоциклы Harley-Davidson стали легендой в 1950-х. Они прославились благодаря бандам байкеров, разъезжавших на «харлеях» по Америке и вызывавших у кого-то страх, а у кого-то восхищение. Модели Fat Boy, Softail и Road King стали для некоторых олицетворением преступности и беззакония, а для других — романтики и свободы.
![Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/08/Pexels-Oleg-Magni-1024x682.jpg)
К 1990-м образ обладателя мотоцикла Harley-Davidson радикально изменился. Из своих крайслеров и понтиаков на «байки» пересели юристы и менеджеры, в свободное время наслаждающиеся скоростью и свободой дорог.[1]
Но кто бы ни ездил на «харляех», мотоциклы оставались легендой. Они несли в себе не только мощь их двигателей, но и мощь настоящего легендарного бренда. Они были неповторимы в своем дизайне, в своей истории и уникальны романтическим ореолом, окружавшим их.
Настоящий ценитель знает — мотоцикл это не только внешний вид и лошадиные силы. Это еще и звук. И у мотоциклов Harley-Davidson он уникален, — решил производитель. И попытался защитить звук своего V-образного двухцилиндрового двигателя торговой маркой.[1]
«Отрегулированный двигатель Harley на холостом ходу имеет особый звук. Это уникальный неправильный синкопированный ритм», — пояснил директор по коммуникациям Harley-Davidson, Стивен Пил. «Он звучит как «potato, potato, potato»»[2] (potato — картошка, англ).
По словам Стивена Пила, мотоцикл обладает особой идентичностью, и звук, наравне с видом мотоцикла и ощущениями, которые он вызывает, является неотъемлемой частью этой идентичности.[2]
В общем, чтобы избежать имитаций и подделок производитель решил зарегистрировать этот звук как торговую марку.
Компания Harley-Davidson подала заявление в Агентство по патентам и торговым маркам США. И тут же столкнулась с противостоянием других производителей мотоциклов с V-образным двухцилиндровым двигателем.
![Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/08/Richard-Ricciardi-1024x683.jpg)
Honda и Yamaha оспорили эксклюзивное право Harley на звук двигателя. Японские производители заявили, что все V-образные двигатели звучат похоже.[1], [2] Японцев можно понять. Если бы звуковая торговая марка Harley-Davidson была зарегистрирована, они оказались бы в сложной ситуации. Разрешить ее можно было бы только в суде. А такие суды обычно длятся годами и стоят миллионы долларов.
Легенда осталась без торговой марки. Но разве легенде она нужна?
В течение шести лет длилась легальная баталия между компанией Harley-Davidson, ее оппонентами и Агентством по патентам и торговым маркам. Производитель мотоциклов из Милуоки не мог доказать, что звук его двигателей уникален и может быть отличен от звуков двигателей конкурентов. А Агентство не принимало никакого решения.
В итоге в 2000 году компания была вынуждена отозвать свое заявление. Пресс-секретарь Harley-Davidson пояснил, что это решение было принято, исходя из интересов бизнеса. Компании надоело тратить десятки тысяч долларов на юристов, не видя конца и края этой истории.[1], [2]
Пусть Harley не удалось получить торговую марку. Но разве легенде она нужна? «Мы знаем, как звучит Harley. Поэтому решили, что не стоит волноваться из-за юридической стороны вопроса. Может быть, бабуля в своей машине и не скажет, что это за звук. Но те, кто любят мотоциклы, непременно скажут», — заявил Стивен Пил. «И это не просто звук. Это что-то, что ты чувствуешь нутром.»[2]
- O’Dell J. Harley-Davidson Quits Trying to Hog Sound. Los Angeles Times. Jun 21, 2000.
- Popley R. Engine rumble a sweet `potato’ to enthusiasts. Chicago Tribune. Jun 15, 2003.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управления
Организация работы по типу проекта имеет весьма серьезные дефициты. Приведенные кейсы иллюстрируют основную проблему проектного управления, а именно...Мы и они. Дистанция власти как характеристика корпоративной культуры
Дистанция власти - характеристика корпоративной культуры, определяющая степень психологического неравенства руководителей и подчиненных. Для компаний с разными вариантами организационной культуры характерна разная …Тейлор и Форд как и прежде актуальны. Далеко ли современные руководители ушли от управленческого стиля эпохи индустриализации?
Современные руководители опираются на устаревшие принципы тейлоризма и фордизма. Тейлор и Форд создали свои теории примерно век назад, а...Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практики
Гибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...Когда проект «убивает» продукт. Кейс Windows Vista
Windows Vista стал одним из самых неудачных продуктов Microsoft, благодаря неправильной организации проекта его разработки. Результатом стал не тот продукт, который хотела …
Пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира. Оргия как стимулятор продаж
Скандальный пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира Munich Re. Компания признала, что это была ошибка...Смайлик — история символа за $45, приносящего $265 000 000 в год
История смайлика началась в 1963 году. Дизайнер, разработавший его получил 45 долларов. С тех пор смайлик принес сотни миллионов компании...Работа в офисе стоя. Реальный опыт офисного работника
Для тех, у кого от длительного сидения возникают проблемы со здоровьем, решением может стать работа в офисе стоя. Опытом перехода от сидячей …Модель конкурирующих ценностей и 4 типа корпоративной культуры на примерах Apple, Facebook, Toyota и Microsoft
Модель конкурирующих ценностей Кэмерона и Куинна позволяет выделить 4 типа корпоративной культуры и оценить культуру организацию. Разберем на примерах таких компаний, как...Tesla Roadster и Стармен — к звездам под Дэвида Боуи
Tesla Roadster - первый в истории автомобиль, отпавленный в космос. Крыша спортивного кабриолета открыта, за рулем расположился Стармен, на экране бортового компьютера …
Корпоративный синдром Мюнхгаузена. Когда работники создают проблемы, чтобы их решать
Корпоративный синдром Мюнхгаузена - феномен, когда работники, создают проблемы, чтобы их решить и получить одобрение начальства. Карьера...Почему люди глупеют на совещаниях? Углекислый газ тому причиной (наравне с плохой организацией)
Ученые установили, что люди глупеют на совещаниях. И причиной тому, помимо плохой организации, служит углекислый газ. Участники глупеют...Любопытство — двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликты
По данным ученых, любопытство предотвращает неверные решения, устраняет конфликты и улучшает коммуникацию. Любопытство в бизнесе позволяет...