Синдром Мюнхгаузена — психическое расстройство, при котором человек симулирует симптомы заболевания или даже вызывает их у себя. Это позволяет ему получить внимание и поддержку. Нередко такое поведение заканчивается ненужным лечением и неоправданными хирургическими операциями. Подобным образом ведут себя и некоторые работники. Они сами тайно создают проблемы в компании, чтобы их затем героически решать. Таким образом они получают одобрение начальства и уважение коллег или подчиненных. У руководителей для этого обычно больше возможностей, но вести себя подобным образом могут любые работники. Этот феномен был описан профессором Нейтом Беннеттом и получил название «корпоративный синдром Мюнхгаузена» (Munchausen at work).
Как проявляется корпоративный синдром Мюнхгаузена
В статье в Harvard Business Review, посвященной этому синдрому, профессор Беннетт приводит пример менеджера, который славился в своей компании благодаря способности разрешать конфликты. Но, как оказалось, он сам создавал конфликтные ситуации, проводя беседы со своими подчиненными. Например, он сообщал одному из них, что другой не хочет с ним работать. Второму он говорил то же самое относительно первого. В коллективе возникала напряженность. Затем, зная все нюансы конфликта, менеджер гениально его разрешал. Долгое время это работало. Но в какой-то момент у руководства компании возникли подозрения. Менеджера отстранили от управления командой. Конфликты прекратились.[1]
Несговорчивые герои и корпоративные фантазеры
Корпоративный синдром Мюнхгаузена может иметь разные проявления. От умышленного вредительства, подрывающего благополучие организации, до придумывания проблем или простого преувеличения существующих затруднений.
Один из вариантов подобного поведения профессор Беннетт называет «несговорчивым геройством». Работник создает ситуацию, в которой его обязанности становятся незаменимыми для компании, а затем угрожает, что не сможет их выполнять из-за загруженности другой работой. Например, работник берется обучать новых коллег, после чего заявляет, что не может продолжать это делать. Это вовсе не значит, что он хочет отказаться от обучения новичков. Таким образом он просто демонстрирует, насколько он необходим компании.[1]
Другой вариант. Сотрудник постоянно выявляет проблемы и с легкостью их решает. И все бы хорошо, только решаемых проблем, на самом деле, никогда не существовало. Фред Дворак из Wall Street Journal приводит в своей статье следующую историю. Менеджер похвасталась владельцу ресторана о том, как она умело успокоила разъяренного клиента. Посетитель получил не тот заказ и был вне себя. Менеджер успокоила его и быстро уладила конфликт, предложив клиенту бесплатное обслуживание.
«Разъяренный» клиент случайно оказался знакомым владельца, и тот позвонил ему. Выяснилось, что никакого конфликта не было. При выполнении заказа, действительно, произошла небольшая ошибка. Но она была настолько незначительна, что даже не заслуживала упоминания. Когда владелец ресторана спросил менеджера, зачем она «раздула» всю эту историю, та призналась, что хотела обратить на себя внимание и хорошо выглядеть в глазах владельца.[2]
Как выявить корпоративный синдром Мюнхгаузена
Профессор Беннетт считает, что выявить корпоративный синдром Мюнхгаузена зачастую весьма непросто. Руководители и работники, сознательно создающие или имитирующие проблемы, нередко умны, изворотливы и действуют тонко.
Тем не менее, Беннетт предлагает способ выявления людей, создающих проблемы, чтобы их успешно решать. Если успехи какого-либо работника вызывают подозрения (уж больно он хорош в решении проблем), стоит сопоставить его поведение со следующими утверждениями [1]:
- Работник слишком активно выявляет проблемы и борется с ними по сравнению с другими работниками
- Работник упорно отказывается от помощи в решении выявленных им проблем
- Изложение работником сути и характера проблем расходится с фактами и мнениями других работников
- Работник не стремится делиться информацией о причинах возникновения проблем, делится неполной или ложной информацией
- В отсутствие работника проблемы определенного типа не возникают или возникают редко.
По данным профессора Беннетта, если эти утверждения в отношении какого-либо сотрудника соответствуют действительности, руководству компании следует насторожиться. Вполне возможно, речь идет о вредителе или симулянте.[1]
Как «лечить»?
Корпоративный синдром Мюнхгаузена может быть опасен. Ложные проблемы отвлекают людей от настоящих трудностей и рабочих задач. Их обилие может вызывать фрустрацию в коллективе. А работник, создающий (и решающий) их, представляет собой неправильную ролевую модель для коллег. Если они начнут вести себя аналогичным образом, синдром охватит всю компанию, и она будет тратить все свое время и ресурсы на преодоление трудностей, которые она сама себе создает.
Если был установлен управленческий синдром Мюнхгаузена, лучшим способом его устранения, по мнению Нейта Беннетта, является снижение всеобщего внимания к искусственно созданным проблемам и работнику, решающему их. Разумеется ни о каких наградах за решение подобных проблем не может быть и речи. Беннетт рекомендует при возможности ограничивать работника в возможности создавать искусственные затруднения. Вплоть до отстранения его от определенных видов деятельности.[1]
Далее: Плохие руководители становятся руководителями, потому что они… плохи. Мнение экспертов
- Bennett N. Munchausen at Work. Harvard Business Review. November 2007.
- Dvorak P. Munchausen at Work. The Wall Street Journal. Aug 25, 2008.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Почему люди глупеют на совещаниях? Углекислый газ тому причиной (наравне с плохой организацией)Ученые установили, что люди глупеют на совещаниях. И причиной тому, помимо плохой организации, служит углекислый газ. Участники глупеют...
- Что означает название KodakСуществует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...
- Гибкое планирование рабочего времени — отрицательные стороны новейшего тренда в корпоративном управленииГибкое планирование рабочего времени повышает мотивацию работников. Но у этого подхода есть и серьезные отрицательные стороны. Исследования...
- Новое в брендинге. Использование ругательств — тренд современности?С тех пор как суд разрешил ругательства в названиях торговых марок, возникло новое в брендинге направление. Примеры торговых марок с использованием брани.
- Карьера и зарплата в Японии. Система ненко — чем старше, тем вышеСистема ненко и система пожизненной занятости предполагают, что карьера и зарплата в Японии определяются не заслугами и квалификацией, а...
- Особенности современного найма. Почему процессы найма неэффективны во многих компаниях. Мнение экспертаПроцессы поиска и найма персонала неэффективны во многих современных компаниях. Виной тому особенности современного найма, считает эксперт...
- Любимые художественные книги Стива Джобса. Три произведения, которыми вдохновлялся создатель AppleОснователь Apple ценил искусство и литературу. Это отразилось в продуктах его компании. Любимые художественные книги Стива Джобса - это удивительное...
- Психологический комфорт в коллективе. Советы эксперта о том, как его создатьПсихологический комфорт в коллективе - важнейший фактор, повышающий продуктивность работы организации. Пять шагов, направленных на его создание предлагает директор компании City & …
- Слова Стива Джобса о деньгах: «я никогда не делал все это ради денег»Деньги никогда не были главным приоритетом Стива Джобса. В 25 лет он уже обладал состоянием в 100 млн. Но слова Стива Джобса …
- Бизнес-лажа, вранье и декларативные сообщенияВ мире бизнеса преувеличения, тенденциозные интерпретации и просто откровенное вранье - совсем не редкость. Но существует особая категория сообщений, исходящих от бизнес-организаций. …
- Психология принятия влияния на примере Тима Кука из AppleПочему Тим Кук, вицепрезидент компании Compaq, крупнейшей на тот момент компьютерной компании, согласился оставить свой пост и присоединиться к далеко не такой …
- Почему люди покидают компании? 94% ушедших говорят, что остались бы при одном условииКомпания LinkedIn изучила вопрос, почему люди уходят из компаний. Оказалось - чаще всего не из-за зарплат и карьерных возможностей, а...
- Бесплатная система учета рабочего времени. Мастер-класс Билла Гейтса по микроменеджментуВ молодые годы Билл Гейтс активно практиковал микроменеджмент. Его личная бесплатная система учета рабочего времени подчиненных - свидетельство этого.