Дотком кризис (the dotcom bubble). Что произошло, и кто виноват

Время чтения: 8 мин.
Дотком кризис (the dot-com bubble). Что произошло, и кто виноват
Flickr/Tasha Chawner

Словосочетание «дотком кризис» происходит от доменного имени «.com» (в английском произносится как dotcom). Домен dotcom широко использовался первыми интернет компаниями, благодаря которым случился дотком кризис. Отсюда и название кризиса.

Как возник дотком кризис

Пузырь, вошедший в историю как the dotcom bubble, начал расти в конце 1990-х, когда значительная часть населения планеты получила доступ к Интернету. Тогда и возник онлайн ритейл, ставший вдохновляющим фактором для возникновения многочисленных компаний.[1] Образовались сотни организаций, чей бизнес строился на онлайн-коммерции.

У общества на тот момент не было никакого опыта, касающегося Интернет-бизнеса, и его ожидания относительно возможностей этой новой бизнес-модели оказались сильно завышены. На фондовом рынке возникли эйфория и ажиотаж, и новые Интернет-компании с легкостью находили инвесторов, вкладывающих в них миллионы долларов. Инвесторы стремились заполучить свой кусок пирога, пока это не сделал кто-то другой. В результате они игнорировали самые фундаментальные принципы финансовых инвестиций и покупали доли компаний, даже не разобравшись с тем, что покупают. 

При этом Интернет-компании, вызвавшие такую бурю инвесторской активности, зачастую представляли собой не более чем идею онлайн-бизнеса, порой даже не оформленную в виде вразумительного бизнес-плана. Создатели dotcom компаний часто имели весьма общие представления о том, каким будет денежный поток их бизнеса и каким способом будет генерироваться выручка организации.[2]

В момент возникновения компаний все помыслы тех, кто в них работал, были направлены на одно — как можно быстрее провести первичное публичное размещение и собрать как можно больше инвесторских денег. Такие моменты как разработка и продажа продуктов оказались вне сферы их интересов. 

Ажиотаж на рынке ценных бумаг привел к баснословной стоимости стартапов, не имевших, по сути, ни продуктов, ни даже продуманных бизнес-моделей. В результате возникали абсурдные ситуации — например, стоимость убыточной компании Priceline, продающей авиабилеты, оказалась выше, чем стоимость авиакомпаний, чьи билеты она продавала.[2]

Вполне возможно, что многие из dotcom компаний планировали когда-нибудь в будущем начать генерировать выручку, но на тот момент их интересовали краткосрочные перспективы получения легких денег. Очевидно, подобные организации были ориентированы краткосрочно или сверхкраткосрочно — соберем деньги, а там увидим.

Во многом, все их усилия сводились к тому, чтобы создать вокруг себя максимум PR-активности и впечатлить инвесторов. Нередко появление новой компании сопровождалось шикарной вечеринкой, обходившейся едва появившейся и еще не заработавшей ни цента фирме в десятки, а то и сотни тысяч долларов. На вечеринки приглашались знаменитости и обеспечивался шикарный выбор блюд и напитков. Естественно, сюда приглашались и потенциальные инвесторы (ради них все это и организовывалось) — в первую очередь венчурные капиталисты.

Цель подобных мероприятий состояла в том, чтобы в последствии получить от инвесторов максимальное количество денег. Однако полученные деньги тратились так же целесообразно, как и те, что уходили на организацию вечеринок. Например, арендовались дорогие офисы, покупалась шикарная мебель и назначались неоправданно высокие зарплаты.[3]

В итоге, к концу 2000 года отсутствие прибыли от Интернет-компаний привело к резкому падению их стоимости. Компании начали банкротиться. С некоторыми это происходило уже через пару месяцев после шикарной вечеринки, посвященной основанию компании. Пузырь лопнул. Результатом стали потери миллиардов долларов многочисленными инвесторами и биржевой кризис.[4]

Dotcom компании

Дотком кризис (the dot-com bubble). Что произошло, и кто виноват
The dotcom bubble. Flickr/Thomas Hawk

Вот несколько примеров компаний, спровоцировавших дотком кризис. Компаний, собравших сотни миллионов долларов и обанкротившихся в течение короткого времени после этого[5]:

Webvan — Интернет-сервис по доставке продуктов питания на дом. При первичном размещении в 1999 году проект собрал 375 миллионов долларов, когда одна акция компании достигла отметки 30 долларов. Однако бизнес-модель оказалась нежизнеспособна, поскольку, как выяснилось, компания была неспособна привлечь достаточное число клиентов. Акции упали до 6 центов, и в 2001 году компания перестала существовать. 

The Globe.com — новостной портал с элементами социальной сети. Первичное публичное размещение состоялось в 1998 году. Рыночная капитализация при этом составила 842 миллиона долларов. Один из учредителей компании Стивен Патернот позже признался в своей книге «A Very Public Offering: A Rebel’s Story of Business Excess, Success, and Reckoning.»: «Все это было не о развитии нашей бизнес-модели, а об увеличении стоимости наших акций. Дела у нас шли хорошо, когда она росла и плохо, когда падала». 

Компания оказалась неспособна развиваться. В конце концов, в 2001 году, когда разразился дотком кризис, биржа Nasdaq исключила компанию из листинга. Однако ее закат длился еще некоторое время. Она продолжала осуществлять операции до 2007 года.

Pets.com — Интернет-сервис по продаже товаров для домашних животных. Во время публичного размещения в 2000 году компания собрала 82,5 миллиона долларов. Однако спустя уже девять месяцев после этого успеха она потеряла практически всю свою стоимость благодаря значительным финансовым потерям, связанным с неправильным ценообразованием и крайне дорогой рекламной кампанией.  

Lastminute.com — Интернет-ритейлер товаров для путешествий, основанный в Великобритании. Во время первичного публичного размещения цена акций выросла на 48%, затем несколько снизилась и консолидировалась на отметке на 28% выше номинала, но не продержалась и двух недель. За время своего существования компания ни разу не отчиталась о доходе. В итоге бренд был куплен другой компанией, и инвесторам пришлись продавать свои доли с 50% потерей.

eToys.com – онлайн-продажа игрушек. Компания была создана в 1997 году, в 1999 году она провела первичное размещение — в первый день цена акций возросла с 20 до 77 долларов за акцию. Однако бизнес-модель оказалась неконкурентоспособной, в 2001 году акции упали до 1 доллара, и компания подала заявление о банкротстве.

Drkoop.com — сайт медицинской информации. После создания он стал одним из самых посещаемых сайтов в Интернете с месячным трафиком 1,4 миллиона уникальных посетителей (в марте 1999). При первичном публичном размещении компания собрала 88,5 миллионов долларов. Но, как оказалось, проект не приносил достаточной прибыли. Вскоре интерес читателей снизился, и компании пришлось тратить миллионы долларов, чтобы поддерживать внимание к себе. Уже в первом квартале 2000 года она отчиталась об убытках в 8 миллионов долларов. В 2001 году она была ликвидирована.  

Kozmo — компания, специализировавшаяся на срочной (в срок до 1 часа) доставке товаров для досуга (фильмов, видеоигр, музыки, легких закусок и т.д.). Еще до первичного размещения она собрала 280 миллионов долларов от частных инвесторов и планировала собрать еще больше при размещении. Но до этого не дошло. Бизнес-модель оказалась нежизнеспособной, и в апреле 2001 года компания прекратила существование. 


Релевантно: Когда проект «убивает» продукт. Кейс Windows Vista


  1. Geier B. What Did We Learn From the Dotcom Stock Bubble of 2000? Time. March 12, 2015.
  2. The Dot-Com Bubble Bursts. The New York Times. December 24, 2000.
  3. Документальный фильм «What happened?». The Means of Production. 2001.
  4. Edwards J. One of the kings of the ’90s dot-com bubble now faces 20 years in prison. Business Insider. December 6, 2016.
  5. Failed IPOs of the Dot-Com Bubble. CNBC.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себя
Минусы автоматизации. Как безработная получила счет на 12 тысяч триллионов евро, и служба поддержки отказывалась признавать ошибку
Современные работники умственного труда готовы зарабатывать значительно меньше, работая в компании, разделяющей их ценности и взгляды
Личностное многообразие и сопричастность. Взгляд Lenovo на эффективность команд
Речевые характеристики лидеров. Безос - организатор, Кук - советник, Цукерберг - оригинал
Уроки лидерства в цитатах Уоррена Бенниса
Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXT
Асимметрия информации и проблема принципала-агента. Кейсы Wells Fargo и KPMG
Почему Рональд Уэйн продал свою долю Apple через 12 дней после основания компании