Словосочетание «дотком кризис» происходит от доменного имени «.com» (в английском произносится как dotcom). Домен dotcom широко использовался первыми интернет компаниями, благодаря которым случился дотком кризис. Отсюда и название кризиса.
Как возник дотком кризис
Пузырь, вошедший в историю как the dotcom bubble, начал расти в конце 1990-х, когда значительная часть населения планеты получила доступ к Интернету. Тогда и возник онлайн ритейл, ставший вдохновляющим фактором для возникновения многочисленных компаний.[1] Образовались сотни организаций, чей бизнес строился на онлайн-коммерции.
У общества на тот момент не было никакого опыта, касающегося Интернет-бизнеса, и его ожидания относительно возможностей этой новой бизнес-модели оказались сильно завышены. На фондовом рынке возникли эйфория и ажиотаж, и новые Интернет-компании с легкостью находили инвесторов, вкладывающих в них миллионы долларов. Инвесторы стремились заполучить свой кусок пирога, пока это не сделал кто-то другой. В результате они игнорировали самые фундаментальные принципы финансовых инвестиций и покупали доли компаний, даже не разобравшись с тем, что покупают.
При этом Интернет-компании, вызвавшие такую бурю инвесторской активности, зачастую представляли собой не более чем идею онлайн-бизнеса, порой даже не оформленную в виде вразумительного бизнес-плана. Создатели dotcom компаний часто имели весьма общие представления о том, каким будет денежный поток их бизнеса и каким способом будет генерироваться выручка организации.[2]
В момент возникновения компаний все помыслы тех, кто в них работал, были направлены на одно — как можно быстрее провести первичное публичное размещение и собрать как можно больше инвесторских денег. Такие моменты как разработка и продажа продуктов оказались вне сферы их интересов.
Ажиотаж на рынке ценных бумаг привел к баснословной стоимости стартапов, не имевших, по сути, ни продуктов, ни даже продуманных бизнес-моделей. В результате возникали абсурдные ситуации — например, стоимость убыточной компании Priceline, продающей авиабилеты, оказалась выше, чем стоимость авиакомпаний, чьи билеты она продавала.[2]
Вполне возможно, что многие из dotcom компаний планировали когда-нибудь в будущем начать генерировать выручку, но на тот момент их интересовали краткосрочные перспективы получения легких денег. Очевидно, подобные организации были ориентированы краткосрочно или сверхкраткосрочно — соберем деньги, а там увидим.
Во многом, все их усилия сводились к тому, чтобы создать вокруг себя максимум PR-активности и впечатлить инвесторов. Нередко появление новой компании сопровождалось шикарной вечеринкой, обходившейся едва появившейся и еще не заработавшей ни цента фирме в десятки, а то и сотни тысяч долларов. На вечеринки приглашались знаменитости и обеспечивался шикарный выбор блюд и напитков. Естественно, сюда приглашались и потенциальные инвесторы (ради них все это и организовывалось) — в первую очередь венчурные капиталисты.
Цель подобных мероприятий состояла в том, чтобы в последствии получить от инвесторов максимальное количество денег. Однако полученные деньги тратились так же целесообразно, как и те, что уходили на организацию вечеринок. Например, арендовались дорогие офисы, покупалась шикарная мебель и назначались неоправданно высокие зарплаты.[3]
В итоге, к концу 2000 года отсутствие прибыли от Интернет-компаний привело к резкому падению их стоимости. Компании начали банкротиться. С некоторыми это происходило уже через пару месяцев после шикарной вечеринки, посвященной основанию компании. Пузырь лопнул. Результатом стали потери миллиардов долларов многочисленными инвесторами и биржевой кризис.[4]
Dotcom компании
Вот несколько примеров компаний, спровоцировавших дотком кризис. Компаний, собравших сотни миллионов долларов и обанкротившихся в течение короткого времени после этого[5]:
Webvan — Интернет-сервис по доставке продуктов питания на дом. При первичном размещении в 1999 году проект собрал 375 миллионов долларов, когда одна акция компании достигла отметки 30 долларов. Однако бизнес-модель оказалась нежизнеспособна, поскольку, как выяснилось, компания была неспособна привлечь достаточное число клиентов. Акции упали до 6 центов, и в 2001 году компания перестала существовать.
The Globe.com — новостной портал с элементами социальной сети. Первичное публичное размещение состоялось в 1998 году. Рыночная капитализация при этом составила 842 миллиона долларов. Один из учредителей компании Стивен Патернот позже признался в своей книге «A Very Public Offering: A Rebel’s Story of Business Excess, Success, and Reckoning.»: «Все это было не о развитии нашей бизнес-модели, а об увеличении стоимости наших акций. Дела у нас шли хорошо, когда она росла и плохо, когда падала».
Компания оказалась неспособна развиваться. В конце концов, в 2001 году, когда разразился дотком кризис, биржа Nasdaq исключила компанию из листинга. Однако ее закат длился еще некоторое время. Она продолжала осуществлять операции до 2007 года.
Pets.com — Интернет-сервис по продаже товаров для домашних животных. Во время публичного размещения в 2000 году компания собрала 82,5 миллиона долларов. Однако спустя уже девять месяцев после этого успеха она потеряла практически всю свою стоимость благодаря значительным финансовым потерям, связанным с неправильным ценообразованием и крайне дорогой рекламной кампанией.
Lastminute.com — Интернет-ритейлер товаров для путешествий, основанный в Великобритании. Во время первичного публичного размещения цена акций выросла на 48%, затем несколько снизилась и консолидировалась на отметке на 28% выше номинала, но не продержалась и двух недель. За время своего существования компания ни разу не отчиталась о доходе. В итоге бренд был куплен другой компанией, и инвесторам пришлись продавать свои доли с 50% потерей.
eToys.com – онлайн-продажа игрушек. Компания была создана в 1997 году, в 1999 году она провела первичное размещение — в первый день цена акций возросла с 20 до 77 долларов за акцию. Однако бизнес-модель оказалась неконкурентоспособной, в 2001 году акции упали до 1 доллара, и компания подала заявление о банкротстве.
Drkoop.com — сайт медицинской информации. После создания он стал одним из самых посещаемых сайтов в Интернете с месячным трафиком 1,4 миллиона уникальных посетителей (в марте 1999). При первичном публичном размещении компания собрала 88,5 миллионов долларов. Но, как оказалось, проект не приносил достаточной прибыли. Вскоре интерес читателей снизился, и компании пришлось тратить миллионы долларов, чтобы поддерживать внимание к себе. Уже в первом квартале 2000 года она отчиталась об убытках в 8 миллионов долларов. В 2001 году она была ликвидирована.
Kozmo — компания, специализировавшаяся на срочной (в срок до 1 часа) доставке
товаров для досуга (фильмов, видеоигр, музыки, легких закусок и т.д.). Еще до
первичного размещения она собрала 280 миллионов долларов от частных инвесторов
и планировала собрать еще больше при размещении. Но до этого не дошло.
Бизнес-модель оказалась нежизнеспособной, и в апреле 2001 года компания
прекратила существование.
Релевантно: Когда проект «убивает» продукт. Кейс Windows Vista
- Geier B. What Did We Learn From the Dotcom Stock Bubble of 2000? Time. March 12, 2015.
- The Dot-Com Bubble Bursts. The New York Times. December 24, 2000.
- Документальный фильм «What happened?». The Means of Production. 2001.
- Edwards J. One of the kings of the ’90s dot-com bubble now faces 20 years in prison. Business Insider. December 6, 2016.
- Failed IPOs of the Dot-Com Bubble. CNBC.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Tesla 1970-x. DeLorean Motor Company — компания, которая хотела изменить мир и создала машину времениDeLorean Motor Company - забытая сегодня компания, которую можно сравнить с современной Tesla. Она создала DMC-12 - «машину времени» из фильма «Назад …
- Избыток квалификации кандидата — не повод для отказа при найме. Результаты исследованийУченые убеждены, что избыток квалификации кандидата не должен становиться причиной отказа в найме. Проведенные исследования оказали, что...
- Расти или умри — брутальная культура «черных компаний». Пример RevolutЧерные компании - японский термин, означающий сверхэксплуатирующие и агрессивные к своим работникам организации, обладающие брутальной культурой. Примером служит британский Revolut.
- Лучшие маркетинговые и PR кампании McDonald’s за последние 10 летЗа последние годы компания McDonald’s провела немало качественных маркетинговых и PR кампаний. Лучшие PR кампании McDonald’s...
- uBiome — еще один скандальный стартап? Станет ли uBiome вторым Theranos?uBiome - биотехнологический стартап. Он был успешен, собрал сотни миллионов долларов , затем был уличен в обмане. Напрашивается сравнение с Theranos.
- Стоит ли скрывать информацию от коллег, чтобы преуспеть самому? Данные исследованийВнутренняя конкуренция может заставить работников скрывать информацию от коллег, чтобы получить преимущества в карьерной борьбе. Однако...
- В Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть разВ Toyota выработали эффективный способ выявления причин проблем. Нужно последовательно задать вопрос «почему?» несколько раз. Ответ на последнее «почему» и будет настоящей …
- Коронавирус и пиво Corona: как эпидемия повлияла на легендарный брендКоронавирус и пиво Corona вызывают взаимные ассоциации в сознании потребителя. Однако на фоне коронавирусной эпидемии продажи пива не...
- Компании боятся инноваций и творческих подходов. Хотя и заявляют обратноеКомпании заявляют, что инновации и творческие подходы - их главные ценности. На деле, компании боятся инноваций. Проведенное исследование...
- Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил ещеЛюди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.
- Кто придумал название Microsoft, и как еще мог бы называться крупнейший в мире производитель программного обеспеченияНазвание Microsoft придумал Пол Аллен, второй основатель компании. Гейтс и Аллен рассматривали и другие названия. Некоторые весьма нелепые.
- 57 varieties — слоган компании Heinz и магия чисел от Генри Джона ХайнцаНадпись «57 varieties» на бутылках кетчупа Heinz имеет тайный смысл. Генри Хайнц, создатель компании Heinz, разместил ее, чтобы обозначить...
- Система канбан. В чем сутьКанбан - простая система, используемая на предприятиях Тойота, позволяющая отслеживать необходимость пополнения запасов деталей в сборочных ячейках. Для этого используются специальные карточки …