Как вы думаете, кто может знать вашу компанию лучше вас. Ответ очевиден. Никто. Только инсайдеры организации способны по-настоящему оценить ситуацию в ней, а, значит, и выработать эффективные решения существующих в ней проблем.
Тем не менее, огромное количество предприятий продолжает обращаться к консультантам в области управления для того, чтобы те решали проблемы их организации. Почему?
Традиционно считается, что консультант способен взглянуть на организацию со стороны, изучить ее, используя свои особые знания и чутье и предложить решения, опираясь на некие таинственные управленческие техники, которые он освоил, а иногда и сам разработал, за долгие годы своей профессиональной деятельности.
Рассчитывая именно на такой результат, менеджер приходит к выводу, что «настало время обратиться к профессионалу» и находит консультанта. Компания тратит немалые деньги на услуги и, соответственно, ожидает какого-то невероятного результата. Но насколько часто этот результат, действительно, достигается?
По статистике, две трети (т.е. почти 70%!) компаний, обратившихся в консалтинговые фирмы остаются недовольны результатом, поскольку предлагаемые консультантами решения либо не приносят никакой пользы, либо даже оказываются вредными.1
Кейс Pacific Bell
Один из наиболее ярких случаев, когда консультант сильно навредил компании, является кейс Pacific Bell, американской телефонной компании, которая наняла консультанта Чарльза Крона, чья задача состояла в подготовке компании к грядущему изменению законодательства.
Услуги консультанта должны были обойтись компании в 147 миллионов долларов. Но когда он начал работать над преобразованием Pacific Bell, оказалось, что в своем консалтинге он руководствуется скорее мистическими предпосылками, чем менеджерскими техниками. Работники Pacific Bell обратились к своему конгрессмену и после расследования программа Крона была со скандалом закрыта. Правда, к тому моменту компания уже потратила на нее 40 млн долларов.2
История от профессионального консультанта
Профессиональный консультант Дэвид Крэйг уже после того, как он закончил с консалтинговым бизнесом, рассказал скандальную правду о нем в книге «Махинация!: скандальная инсайдерская история консалтинговой денежной машины». Он описал стандартную схему работы, которая , по его словам, применяется в этом бизнесе достаточно часто. Подписав договор с клиентом, консультант некоторое время изображает, что наблюдает за тем, как компания работает, а затем сообщает руководству, что в штате — на 30% больше персонала, чем это нужно для эффективной работы. Соответственно, решается проблема посредством сокращений.
Очевидно, что сокращения не является универсальным решением любых проблем. Однако, по словам Крэйга, консультанты даже не пытаются разобраться в том, какие именно проблемы существуют в организации. В принципе, им платят не за результат, а за процесс, а потому их мало волнует, к чему приведут предлагаемые ими меры.
Однажды Крэйг консультировал сеть магазинов мужской одежды и, как всегда, предложил сокращение 30% постоянных работников, вместо которых следовало использовать частично занятых. В результате экономия на персонале вылилась в катастрофическое падение стандартов обслуживания, и компания обанкротилась.
Сложные формулы и красивые графики
Порой профессиональные консультанты используют сложные формулы для оценки эффективности персонала — настолько сложные, что клиент не может разобраться, в чем их смысл. При этом, вполне возможно, что за этими формулами не стоит никакого твердого обоснования. Как сказал Мэтью Стюарт, профессиональный консультант, использовавший подобную формулу для обоснования выплат и увольнений: «Аналогичные результаты можно было бы получить, если бы четыре обезьяны метали дротики в несколько листов бумаги с таблицами.»3
Так почему же менеджеры продолжают обращаться к подобным «профессионалам»?
Вот именно, почему?
Возможно, причина в том, что им самим не хватает профессионализма для того, чтобы увидеть потенциальный губительный для бизнеса эффект подобных консультаций. Вероятно, определенную роль играет и особая психология современных менеджеров, ожидающих, что любую проблему можно решить усилиями наемных консультантов — главное плати деньги.
Лень — еще один фактор. Кому хочется разбираться в проблемах, когда кто-то это может сделать за тебя. К тому же платить за это будешь не ты сам, а твоя компания.
А кроме того, всегда приятно переложить ответственность с себя как руководителя на кого-либо другого. Когда попытка изменить ситуацию в компании в лучшую сторону провалится, всегда можно переложить вину за это на консультанта. Зато если она вдруг увенчается успехом, то это только потому, что менеджер выбрал правильных помощников (в виде консультантов) и выстроил работу с ними должным, наиболее эффективным образом. Так что консалтинг — это очень удобно.
Вывод
Конечно, консалтинг не всегда плох (помните, только в 70% случаев заказчики остаются недовольны — остается еще 30% случаев). Но прежде чем к нему прибегнуть, менеджеру стоит приложить максимум усилий, чтобы разобраться во внутренней ситуации своей собственной организации, понять суть и природу существующих сложностей и проблем. Менеджер, вооруженный пониманием, не купится с легкостью ни на какие красивые и сложные формулы или «универсальные методы».
- Bieri V. Digital disappointment: your employees’ top five IT frustrations. Forbes. May 23, 2018.
- Spicer A. From inboxing to thought showers: how business bullshit took over. The Guardian. November 23, 2017.
- Johann H. The management consultancy scam. Independent. August 20, 2010.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Рикардо Семлер и его управленческий метод. Задолго до холакратии и бирюзовых организаций…Задолго до появления «бирюзовых организаций» и холакратии Рикардо Семлер ввел на своем предприятии систему управления, использующие их принципы.
- История Volkswagen Beetle. В 81 год «жук» уходит на покойИстория Volkswagen Beetle началась в 1930-х и закончилась в 2019 году. VW Beetle - одна из успешнейших моделей в истории. Фердинанд Порше...
- Теория Стива Джобса о том, что такое креативность и откуда она беретсяСоздатель Apple остается одним из самых изобретательных и инновационных предпринимателей даже после смерти. Теория Стива Джобса относительно креативности...
- Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger KingДэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …
- Закон тривиальности и рабочие совещания. Почему самые простые пункты повестки ведут к самым долгим и непродуктивным дискуссиям?Закон тривиальности, известный также как эффект велосипедного сарая, объясняет почему многие совещания оказываются бесполезными.
- Логотип Apple — история и эволюцияСовременный логотип Apple - выдающийся пример индустриального дизайна. История логотипа Apple уникальна. Дизайнер Роб Янофф создал его взамен
- Tesla 1970-x. DeLorean Motor Company — компания, которая хотела изменить мир и создала машину времениDeLorean Motor Company - забытая сегодня компания, которую можно сравнить с современной Tesla. Она создала DMC-12 - «машину времени» из фильма «Назад …
- Бороться с курением в рабочее время или поощрять некурящих? Подход KCJ Training and Employment SolutionsКогда работники постоянно делают перекуры - это плохо для бизнеса. Фирмы могут бороться с курением в рабочее время. Но есть другая тактика...
- Крупнейший производитель потребительских товаров 1990-х. Эра могущества Philip MorrisВ начале 1990-х табачная компания Philip Morris являлась крупнейшим производителем потребительских товаров в мире. Компания имела многочисленные связи в самых разных областях, …
- Как Стив Джобс обманул Стива ВознякаНезадолго до основания Apple Стив Джобс обманул Стива Возняка из-за денег. Однако, если рассмотреть все обстоятельства этой истории...
- Как возникают корпоративные обычаи и традицииУ организаций по мере существования возникает такой феномен культуры как традиции и обычаи. Рассмотрим, как это происходит, за счет каких механизмов и …
- Как извлечь выгоду из провала. Дэмиен Херст сделал на банкротстве своего бизнеса 11 миллионов фунтов стерлинговИзвестный современный художник Дэмиен Херст не хотел довольствоваться славой одного из самых влиятельных художников современности и заработанными на своем искусстве десятками миллионов. …
- Уроки лидерства в цитатах Уоррена БеннисаУоррен Беннис - признанный международный авторитет в вопросах лидерства. Уроки лидерства от Бенниса стали основой самых современных...