«Чистки» в Tesla — вынужденная мера или часть корпоративной культуры?

Время чтения: 6 мин.
Tesla, Модель 3, интерьер. Тесла, специфика корпоративной культуры.
Tesla, Модель 3, интерьер. Flickr/Jakob Härter

Для некоторых компаний «раздувание» штата с последующими сокращениями численности персонала — обычная ситуация. Невольно возникает вопрос, зачем набирать людей, чтобы потом их увольнять.  

Почему это происходит?

Иногда это вынужденная мера. Рынок быстро меняется — в какие-то моменты компании работают интенсивнее, запуская новые проекты и направления, а затем возникает спад и для того, чтобы удерживать существующий уровень прибыльности бизнеса, компаниям приходится уменьшать число работников. Меняются и стратегии компаний — они находят новые рынки, начинают (или прекращают) выпуск новой продукции, проводят реорганизации и т.д.

Но порой такое поведение организации свидетельствует о дискоординации работы — подразделения хотят все больше персонала, а исполнительный менеджмент стремится уменьшить расходы, в т.ч. на персонал. Особенно это заметно в организациях, которые с одной стороны стремятся к интенсивному развитию и реализации агрессивных рыночных стратегий, с другой — слишком сильно зависят от денег инвесторов и избыточно заботятся об акционерной стоимости компании. Со временем такой паттерн поведения организации может стать частью ее корпоративной культуры.

«Неровная» кадровая политика Tesla

За 2018 год штат компании Tesla увеличился на 30%, поскольку велась интенсивная работа над седаном Model 3. В начале же 2019 года глава компании Илон Маск в электронном письме объявил о грядущих сокращениях, которые моментально последовали сразу за электронной рассылкой Маска. Глава Tesla пояснил, что сокращение персонала необходимо для того, чтобы компания смогла сохранять прибыльность на фоне запуска все той же модели 3, имеющей более низкую цену, чем предыдущие модели Tesla.1

Tesla Model 3, красная. Тесла, специфика корпоративной культуры.
Tesla, Model 3. Flickr/mariordo59

Получается, компания сначала наняла персонал для работы над продуктом, а затем сокращает работников, создавших и подготовивших вывод этого продукта на рынок. Возникает вопрос, не было ли увольнение людей, набранных в 2018 году для работы над Model 3, запланировано уже при их найме.

Кстати, когда до этого в Tesla прошли сокращения (это было летом 2018 года, когда параллельно с набором людей для работы над Model 3 было сокращено 9% персонала, не связанного с этой моделью), Маск заявил, что больше этого не повторится.2   

Тем не менее, повторилось. 18 января 2019 года компания Tesla уволила 7% своих сотрудников. Причем последние узнали об этом непосредственно в день увольнения. Списки уволенных были разосланы отделом персонала, и никаких пояснений, почему сокращаются именно данные работники, не последовало.

«Это очень плохой способ обходиться со своими работниками, которые вкалывали на компанию» — прокомментировал один из уволенных. Он также отметил, что ему нравилось работать с коллегами, но это не относится к менеджерам, со стороны которых он постоянно испытывал давление.1

Как проходят увольнения

Вся процедура занимала несколько минут. Людей группами приглашали в переговорные, сообщали им, что они уволены, изымали у них ноутбуки и провожали к выходу. Никаких объяснений или обсуждений.  

Одна из сотрудниц Tesla рассказала, что подобные «чистки» проходят в компании каждые шесть месяцев, и они чередуются с периодами интенсивного найма персонала.  По ее словам, увольнения происходят случайным образом, без всякой системы. В компании имеется колоссальная ротация персонала. И не только среди рядовых сотрудников, но и в менеджменте.

Tesla, Model 3. Модель 3 синяя. Тесла, специфика корпоративной культуры.
Tesla, Model 3. Flickr/Brian Doyle

Одна из уволенных работниц описала свое семимесячное пребывание в Tesla как утомительное и хаотичное и сообщила, что процессы в компании организованы не лучшим образом.  

А один из менеджеров, попавших под сокращение, рассказал о том, что месяцем раньше он получил превосходную оценку руководства, и ему был утвержден щедрый бонус. Однако это не уберегло его от увольнения, причем от бонуса уволенному выплатили лишь часть.1

В чем причина?

О чем свидетельствует подобная кадровая политика и такое поведение компании по отношению к своим работникам? Возможно, дело не в изменениях рыночной ситуации? Может быть, проблема глубже? Вероятно, речь идет не только о плохой координации процессов найма и увольнения, но и о потребительской или даже паразитической корпоративной культуре и о превалировании акционерной стоимости над всеми остальными ценностями компании.

И еще вопрос. Как долго сможет существовать организация, чья кадровая политика подчинена кратковременным финансовым целям, а не долгосрочным стратегическим?


  1. Matousek M. Ex-Tesla employees describe the abrupt way they were laid off and say questions linger. Business Insider. Jan 23, 2018.
  2. Matousek M. Tesla will lay off about 9% of its employees, but Elon Musk promises it won’t affect the Model 3 ramp-up. Business Insider. Jun. 12, 2018

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Последние слова Билла Гейтса, которые магнат произнес при уходе с поста совета директоров Microsoft
Настоящие последние слова Стива Джобса. Кто подделал предсмертную речь создателя Apple?
Что значит буква "i" в названиях продуктов Apple (iPhone, iPad и т.д.) и откуда она взялась
Большой бюджет не заменяет стратегию. Инвестиции Apple в исследования и разработки составляют 15 млрд долларов, а результаты вызывают вопросы
Варианты правды, трактовки, интерпретации, преувеличения и ложь в публичных сообщениях компаний. Кейс Countrywide
Самоубийства работников в условиях сверхтоксичной культуры. Кейс France Telecom
Проблема асимметрии информации и должностные преступления. Xerox - кейс на 6,4 миллиарда долларов
Первый рекламный баннер в интернете - как он выглядел и что рекламировал
Проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. Японский опыт