
Марк Цукерберг основал Facebook в 2004 году. К концу 2018 году выручка компании составляла 55,8 млрд долларов, а ее штат насчитывал 35 578 человек.1 Это феноменальный рост даже для быстро развивающейся IT-индустрии. Как Цукерберг этого добился?
Вероятно существует немало факторов успеха предпринимателя. И один из них — умение создавать сильные и, что немаловажно, устойчивые команды.
Сделать преемственность частью рутины компании значит обеспечить устойчивость
Один из первых инвесторов Facebook, а также основатель LinkedIn, Рид Хоффман, приписывает этот успех отчасти умению Цукерберга работать с персоналом1 — его способности подбирать правильных людей и расставлять их по правильным местам.
Сам Цукерберг считает, что, когда он из программиста стал руководителем компании, опыт инженера и разработчика очень сильно помог ему развить свои лидерские качества, поскольку и инженеров есть способность создавать устойчивые системы.
Когда ты отвечаешь за целую организацию, ты не можешь делать все сам. Поэтому Цукерберг как инженер решил создать систему, в которой люди были бы всегда готовы использовать свои самые передовые идеи.

Но такая система будет работать только тогда, когда ее не будет замедлять перемещения работников — их переход на другие позиции или уход из компании.
Поэтому регулярная оценка персонала в Facebook включает не только анализ проделанной сотрудником за определенный период работы, но и такие аспекты как наличие у него преемника, а также наличие преемников у его подчиненных (если речь идет о менеджере).
Иными словами, наличия отличных специалистов недостаточно. Если человек превосходно выполняет свою работу, но вдруг решает уйти — работа остановится. Но если он подготовил преемника, который не только формально возьмет на себя функции уходящего, но и окажется по-настоящему подготовленным к выполнению новых функций — это не повлияет на рабочие процессы. Вот об этом-то и заботятся в Facebook.2
Ничего нового, хотя…
В принципе, в этом подходе нет ничего нового. Создание кадровых резервов и планирование преемственности — достаточно частая тема обсуждения специалистов по HR. Проблема в том, что обычно дальше обсуждения дело не идет.
Для того, чтобы действительно создавать устойчивые команды, не подверженные влиянию перемещения отдельных работников, у организации должна существовать установка на долгосрочное развитие и соответствующая организационная культура. Кроме того, компания должна очень хорошо понимать, какова связь между ее кадровой политикой и ее долгосрочной рыночной стратегией.
Большинство же компаний в своей кадровой политике руководствуются существующей ситуацией и текущим распределением функций и ролей в компании. Планирование стратегии лидерства и преемственности остается для них лишь темой для интересных, но отвлеченных дискуссий.
В то же время: «Если вы сделаете это (систему подготовки преемников для каждого сотрудника) существенной частью вашей работы, то это позволит вам создавать сильные команды по всей компании», — считает Марк Цукерберг, создавший одну из сильнейших команд современности.

- Statista — Number of full-time Facebook employees from 2004 to 2018, Facebook’s annual revenue from 2009 to 2018 (in million U.S. dollars).
- Feloni R. Mark Zuckerberg explains why he spends performance reviews making sure employees are prepared to leave their jobs. Business Insider. Aug 24, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Самое важное качество лидера 21-го века. Мнения самих бизнес-лидеров
Каково главное качество лидера современности? По мнению таких бизнес-лидеров как Илон Маск, Билл Гейтс и Ричард Брэнсон, это способность...Индивидуальный подход к фастфуду, доведенный до абсурда. В McDonalds не бывает бесплатного сыра
Даже в области фастфуда возможен индивидуальный подход к клиенту. Например, если вы хотите купить один слайс сыра по цене целого бургера - …Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Оказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.Крупнейшие сокращения численности персонала в истории. Семь компаний — семь причин
Сокращения численности персонала - одна из стандартных мер, которой менеджмент реагирует на кризисы. Семь реальных компаний - семь разных причин сокращений.Преемственность — секрет успеха Facebook. Мнение Марка Цукерберга
Преемственность - основа устойчивости команд Facebook. Именно она стала основой успеха компании. Так считает Марк Цукерберг - создатель Facebook.
Какая музыка повышает продуктивность работы, и какая работа становится продуктивнее под музыку
Музыка повышает продуктивность. Но не всякая и не всегда. Важно, какую работу вы выполняете и какую музыку при этом слушаете. Исследования...Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисков
Джефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …Предвзятость подтверждения — злейший враг инноваций
Предвзятость подтверждения становится причиной, по которой многие компании оказываются неспособны к инновационной деятельности.Что произошло с Microsoft, и как Google пытается избежать той же участи. Дисбаланс операционных и динамических способностей
Microsoft утратила позиции лидера хайтека. То, что произошло с Microsoft можно описать как нарушение баланса операционных и динамических способностей.Пружинка на миллиард. Слинки — одна из самых прибыльных игрушек в истории
Игрушка-пружинка, известная также как Слинки, была изобретена случайно военным инженером. Случайное изобретение принесло 3 млрд. долларов...
Психология принятия влияния на примере Тима Кука из Apple
Почему Тим Кук, вицепрезидент компании Compaq, крупнейшей на тот момент компьютерной компании, согласился оставить свой пост и присоединиться к далеко не такой …Тейлор и Форд как и прежде актуальны. Далеко ли современные руководители ушли от управленческого стиля эпохи индустриализации?
Современные руководители опираются на устаревшие принципы тейлоризма и фордизма. Тейлор и Форд создали свои теории примерно век назад, а...Насколько полезен консалтинг в области управления
Когда компания нанимает консультантов по управлению, она должна знать, что с вероятностью 70% она не получит того результата, на который рассчитывает. Это …