Великие компании создаются великими лидерами. Поэтому способность находить лидеров, распознавать их и развивать — это важнейшая предпосылка успеха организации. Однако лидерство — скорее искусство, чем наука. Поэтому объективная оценка лидерства — сложная задача. Для того, чтобы начать оценивать уровень лидерства среди менеджеров компании, полезно будет изучить опыт других организаций в этой области. Особенно таких успешных как, например, Google.
По роду своей деятельности это одна из самых аналитичных компаний в мире. Неудивительно, что она посвящает достаточно много времени исследованиям работы своих команд и своих людей.1
Оценка лидерства на основе данных исследований
Одно из исследований Google было направлено на определение свойств хорошего руководителя и выявлению характеристик, на которых затем могла бы основываться объективная оценка лидерства в компании. Главные среди них оказались следующие2:
- Умение обучать людей
- Отсутствие микроменеджмента
- Умение создавать условия и для эффективной работы и для хорошего субъективного самочувствия сотрудников
- Продуктивность
- Умение слушать и делиться информацией
- Стремление способствовать карьерному росту членов своей команды
- Наличие видения и стратегии
- Понимание технических аспектов работы, способность советовать по существу работы
- Стремление к сотрудничеству с другими подразделениями
- Воля к принятию решений
Критерии и метод оценки лидерства
Опираясь на результаты своего исследования, компания Google разработала ряд критериев, по которым работники компании периодически оценивают своих боссов. Людям предлагается оценить своего руководителя по следующим критериям1:
1. Мой менеджер предоставляет мне обратную связь, которая помогает мне улучшить мою деятельность.
2. Мой менеджер не занимается микроменеджментом (не вникает в мелкие детали, находящиеся в рамках компетенции подчиненных)
3. Мой менеджер демонстрирует уважение ко мне как к личности.
4. Действия моего менеджера показывают, что он ценит мой вклад в общее дело, даже если его взгляды на проблему отличаются от моих.
5. Мой менеджер фокусирует работу команды на приоритетных задачах.
6. Мой менеджер регулярно делится релевантной информацией, поступающей от более высокопоставленных руководителей.
7. Мой менеджер проводил со мной беседу о моем профессиональном развитии за последние 6 месяцев.
8. Мой менеджер четко ставит цели перед командой.
9. У моего менеджера имеются технические знания и навыки, необходимые для управления моим подразделением (например, в области программирования для разработчиков, продаж — для коммерческих подразделений и т.д.)
10. Я бы порекомендовал своего менеджера другим работникам Google.
11. В целом, я доволен своим руководителем.
Для оценки каждого критерия используется шкала от 1 (совершенно согласен) до 5 (совершенно несогласен).
В дополнение к оценке по приведенным критериям работникам предлагается ответить на два дополнительных вопроса:
12. В чем ваш менеджер не должен меняться?
13. В чем вашему менеджеру следует измениться?
После опроса баллы и ответы на вопросы анализируются. По результатам оцениваются отдельные руководители, затем данные обобщаются и проводится общая объективная оценка лидерства в компании.
Подход Google может использовать каждый
Обратим внимание на то, что большинство критериев направлены на оценку т.н. гибких навыков (soft skills): коммуникация, обратная связь, обучение, командная работа, уважение и внимательность к коллегам. Здесь стоит заметить, что Google имеет все возможности для того, чтобы нанимать самых лучших в плане профессиональных и технических навыков специалистов. Поэтому компания переносит акцент со знаний и умений людей на то, как они используют эти знания и умения. Иными словами, превосходные технические навыки работников компании предполагаются «по умолчанию».
В этом отношении, если другая компания захочет позаимствовать подход Google к оценке лидерства, ей вероятно придется все-таки уделить несколько большее внимание технической грамотности ее лидеров. В остальном, подход вполне применим для любой организации, стремящейся к тому, чтобы в ней работали не просто менеджеры и управленцы, а настоящие лидеры.
- Haden J. Here’s How Google Knows in Less Than 5 Minutes if Someone Is a Great Leader. Inc. Apr 19, 2019.
- Bariso J. Google Spent a Decade Researching What Makes a Great Boss. It Came Up With These 10 Things. Inc. Jul 18, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Компания IBM и ее изобретенияКомпания IBM создала немало изобретений, без которых немыслима жизнь в современном мире. Сегодня мало кто вспомнит, штрих код, например, был разработан IBM.
- 2018 год не был безоблачным для Google. 6 серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться компании в уходящем годуВ 2018 году компания Google столкнулась с серюезными проблемами. Среди них: протесты работников, беспрецедентные штрафы, обвинения в злоупотреблениях, уход ключевого персонала, секс-скандалы …
- Значение логотипа Toyota. Что символизируют три овала на эмблеме автомобильного гигантаЗначение логотипа Toyota глубоко символично. Каждый из трех пересекающихся овалов имеет свой смысл. Два внутренних овала олицетворяют...
- Стив Джобс в Pixar. Две личности Джобса или почему партнеры старались назначать встречи с бизнесменом на пятницыДжобс руководил анимационной студией Pixar до 2006 года параллельно с работой в Apple. Стив Джобс в Pixar был совсем другим человеком - …
- Илон Маск в Симпсонах, Детстве Шелдона, Южном парке, Теории большого взрыва и Железном человеке 2Илон Маск в Симпсонах - романтик, в Детстве Шелдона - циник, в Железном человеке - мечтатель, в Теории большого взрыва - филантроп, …
- Корпоративные злоупотребления имеют культурные предпосылки. Взгляд криминологов на токсичную корпоративную культуруКогда в компании совершаются корпоративные злоупотребления и нарушения, искать причину следует в корпоративной культуре. Так считает профессор криминологии...
- Обея — секрет успешного управления проектом. Доказано ToyotaОбея - это метод интеграции проекта, который используется в проектном управлении. Впервые обея была использована при разработке Toyota Prius.
- Удовлетворенность клиента — лучшая стратегия бизнеса. Кейс Home DepotУдовлетворенность клиента - основа успешного бизнеса. Доказательством этого служит компания Home Depot. Один из основателей компании догонял клиентов на парковке, чтобы узнать, …
- Зачем Джобс бросил iPod в аквариум?Когда инженеры принесли Джобсу прототип iPod, он потребовал уменьшить размер гаджета. Ему ответили, что это невозможно. Тогда он бросил iPod в аквариум.
- Хроническая прокрастинация и ее причиныПричины прокрастинации - не лень и плохой тайм-менеджемент, а отрицательные эмоции. Хроническая прокрастинация возникает, когда человек...
- Четырехдневная рабочая неделя повышает продуктивность. Пример компании, которая утроила прибыль после сокращения неделиС тех пор как в компании Versa введена четырехдневная рабочая неделя, ее выручка увеличилась на 46%, а прибыль - почти в три …
- Преступление с использованием искусственного интеллекта — первое в истории применение ИИ для противоправных действийПервое в истории преступление с использованием искусственного интеллекта произошло в Великобритании. Преступники похитили...
- Обея — секрет успешного управления проектом. Доказано ToyotaОбея - это метод интеграции проекта, который используется в проектном управлении. Впервые обея была использована при разработке Toyota Prius.