Великие компании создаются великими лидерами. Поэтому способность находить лидеров, распознавать их и развивать — это важнейшая предпосылка успеха организации. Однако лидерство — скорее искусство, чем наука. Поэтому объективная оценка лидерства — сложная задача. Для того, чтобы начать оценивать уровень лидерства среди менеджеров компании, полезно будет изучить опыт других организаций в этой области. Особенно таких успешных как, например, Google.
По роду своей деятельности это одна из самых аналитичных компаний в мире. Неудивительно, что она посвящает достаточно много времени исследованиям работы своих команд и своих людей.1
Оценка лидерства на основе данных исследований
Одно из исследований Google было направлено на определение свойств хорошего руководителя и выявлению характеристик, на которых затем могла бы основываться объективная оценка лидерства в компании. Главные среди них оказались следующие2:
- Умение обучать людей
- Отсутствие микроменеджмента
- Умение создавать условия и для эффективной работы и для хорошего субъективного самочувствия сотрудников
- Продуктивность
- Умение слушать и делиться информацией
- Стремление способствовать карьерному росту членов своей команды
- Наличие видения и стратегии
- Понимание технических аспектов работы, способность советовать по существу работы
- Стремление к сотрудничеству с другими подразделениями
- Воля к принятию решений
Критерии и метод оценки лидерства
Опираясь на результаты своего исследования, компания Google разработала ряд критериев, по которым работники компании периодически оценивают своих боссов. Людям предлагается оценить своего руководителя по следующим критериям1:
1. Мой менеджер предоставляет мне обратную связь, которая помогает мне улучшить мою деятельность.
2. Мой менеджер не занимается микроменеджментом (не вникает в мелкие детали, находящиеся в рамках компетенции подчиненных)
3. Мой менеджер демонстрирует уважение ко мне как к личности.
4. Действия моего менеджера показывают, что он ценит мой вклад в общее дело, даже если его взгляды на проблему отличаются от моих.
5. Мой менеджер фокусирует работу команды на приоритетных задачах.
6. Мой менеджер регулярно делится релевантной информацией, поступающей от более высокопоставленных руководителей.
7. Мой менеджер проводил со мной беседу о моем профессиональном развитии за последние 6 месяцев.
8. Мой менеджер четко ставит цели перед командой.
9. У моего менеджера имеются технические знания и навыки, необходимые для управления моим подразделением (например, в области программирования для разработчиков, продаж — для коммерческих подразделений и т.д.)
10. Я бы порекомендовал своего менеджера другим работникам Google.
11. В целом, я доволен своим руководителем.
Для оценки каждого критерия используется шкала от 1 (совершенно согласен) до 5 (совершенно несогласен).
В дополнение к оценке по приведенным критериям работникам предлагается ответить на два дополнительных вопроса:
12. В чем ваш менеджер не должен меняться?
13. В чем вашему менеджеру следует измениться?
После опроса баллы и ответы на вопросы анализируются. По результатам оцениваются отдельные руководители, затем данные обобщаются и проводится общая объективная оценка лидерства в компании.
Подход Google может использовать каждый
Обратим внимание на то, что большинство критериев направлены на оценку т.н. гибких навыков (soft skills): коммуникация, обратная связь, обучение, командная работа, уважение и внимательность к коллегам. Здесь стоит заметить, что Google имеет все возможности для того, чтобы нанимать самых лучших в плане профессиональных и технических навыков специалистов. Поэтому компания переносит акцент со знаний и умений людей на то, как они используют эти знания и умения. Иными словами, превосходные технические навыки работников компании предполагаются «по умолчанию».
В этом отношении, если другая компания захочет позаимствовать подход Google к оценке лидерства, ей вероятно придется все-таки уделить несколько большее внимание технической грамотности ее лидеров. В остальном, подход вполне применим для любой организации, стремящейся к тому, чтобы в ней работали не просто менеджеры и управленцы, а настоящие лидеры.
- Haden J. Here’s How Google Knows in Less Than 5 Minutes if Someone Is a Great Leader. Inc. Apr 19, 2019.
- Bariso J. Google Spent a Decade Researching What Makes a Great Boss. It Came Up With These 10 Things. Inc. Jul 18, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Вызов современной организации труда от эксперта в области эффективности: избавиться от устаревших шаблоновОрганизация труда часто построена на шаблонах не имеет обоснования. Известный эксперт в области эффективности предлагает подход, опирающийся на научные данные и здравый …
- Стратегии супербоссов — профессор Сидни Финкельштейн о лидерствеПрофессор управления Сидни Финкельштейн выделяет несколько стратегий лучших лидеров - супербоссов. Стратегии супербоссов отличаются...
- Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компанийКаковы истинные цели благотворительности компаний, которые обманывают клиентов, эксплуатируют работников и вредят обществу? Несоответствие...
- Преображение компании начинается с культуры. Почему Сатье Наделле удалось то, что не удалось Гейтсу и БаллмеруПочему Сатье Наделле удалось сделать с Microsoft то, что не удалось Биллу Гейтсу и Стиву Баллмеру? Просто в своем реформаторстве Наделла обратился …
- Нужно ли бизнес-образование, чтобы преуспеть в бизнесе. И, если нет, что может его заменитьНужно ли бизнес-образование тому, у кого есть цель и видение. Иногда - да. Но порой бизнес-образование вредит предпринимателю, считает...
- Главное свойство эффективной команды. Goole установил, что это психологическая безопасностьGoogle изучил свои команды и установил, что главное свойство эффективной команды - это психологическая безопасность. При ее отсутствии продуктивность...
- Amazon предпочитает не полагаться на контрактные транспортные компании и расширяет свой воздушный флотAmazon предпочитает не полагаться на контрактные транспортные компании и стремится держать все аспекты своего бизнеса в собственных руках. Компания Джеффа Безоса решила …
- Запланированное устаревание. Конспирология и реальностьЗапланированное устаревание - стратегия создания продукта с укороченным сроком службы. Стратегия стала объектом некоторых конспирологических теорий.
- Коммуникация в кризис: как взаимодействовать с коллегами и клиентамиПо мнению экспертов, коммуникация в кризис имеет свои существенные особенности. Какие сообщения передавать удаленным работникам и клиентам,...
- Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из NetflixСоздать сильную команду непросто. Основной секрет здесь - не нанимать людей, похожих на вас. Так считает глава HR из Netflix, Патти Маккорд.
- Работа с идеями. Метод, лежащий в основе успеха AmazonВажным фактором успеха Amazon является работа с идеями, которая проводится в этой компании. Структурированное изложение идей в письменном виде...
- Дэвид Блейн и его правило одного доллара. Как маг и бизнесмен принимает карьерные решенияМаг и бизнесмен Дэвид Блейн выполняет опасные трюки. Это его бизнес. Для оценки соотношения риска и выгоды от трюка он использует правило...
- Давая имена китайским детям, можно заработать состояниеКитайцы используют английские имена, но подбор этих имен у них вызывает сложности. Помогая давать имена китайским детям можно заработать...