Для организации бережливого производства нужны, в первую очередь люди. И не просто люди, а работники, обладающие рядом качеств, необходимых для создания и поддержания системы бережливого производства. В общем, для организации бережливого производства, нужны работники, способные при необходимости остановить производственную линию.Звучит довольно странно, не так ли? В таком случае, имеет смысл разобраться, при каких обстоятельствах на «бережливом» предприятии останавливается линия. Для этого лучше всего обратиться к опыту компании, где зародились принципы бережливого производства. А именно, к опыту компании Toyota.
Один из принципов производственной системы Toyota, состоит в том, что качество должно быть встроено в каждый производственный процесс, и если при выполнении процесса вдруг выявляется существенное отклонение от стандарта, то процесс должен быть немедленно полностью остановлен. Поэтому каждый рабочий на производственной линии может остановить всю линию при обнаружении отклонения.
Что такое андон
Для этого в распоряжении рабочего имеется специальная кнопка или т.н. шнур андон (андон — световой сигнал, зовущий на помощь)[i]. При такой экстренной остановке линия будет стоять до тех пор, пока отклонение не будет полностью устранено. Таким образом, при возникновении проблем Toyota обеспечивает их мгновенное выявление и ликвидацию. Ведь не заметить остановку сборочной линии невозможно. Также как невозможно держать ее долгое время в стоящем состоянии, поскольку Toyota практически не держит на производстве запасов.[ii]
Для организации бережливого производства нужны люди, обладающие волей, знаниями и ответственностью
Казалось бы, остановка линии — это физическое действие, совершаемое в материальном мире. Однако за ним стоит целый ряд нематериальных предпосылок. Для того, чтобы рабочий остановил линию, он должен мочь выявить отклонение. Т.е. он должен обладать знанием процесса, стандартов его выполнения и его результатов, а также способностью распознать отклонение.
Кроме того, он должен иметь волю и готовность взять на себя ответственность за остановку линии. Иными словами, для совершения такого действия в материальном мире, рабочий должен обладать качеством лидерства. Ведь любые инструкции, процедуры и предписания будут бесполезны, если рабочий не сможет выявить проблему или, выявив ее, побоится ответственности за остановку линии и лишней работы и умолчит о выявленном отклонении.[iii]
Отличие от системы массового производства
В то же время, более традиционная схеме производства, используемая другими автопроизводителями, предполагает, что сборочную линию останавливать нельзя ни при каких условиях. Если при осуществлении контроля качества выявляется некачественная деталь, ее помечают и откладывают в сторону, чтобы, когда представится возможность, заняться исправлением проблемы, приведшей к возникновению брака. Такими исправлениями занимается уже другой участок. Основной принцип такого производства — любой ценой производить как можно больше, а проблемы исправим потом.[iii]
Таким образом, отклонение выявляется не сразу после возникновения, а устраняется не сразу после выявления. В результате между возникновением проблемы и ее устранением имеется значительный промежуток времени, за который может быть выпущено большое число деталей с таким же дефектом. Кроме того, наличие такого промежутка времени ведет к возможности суммации нерешенных проблем и к нарастанию отклонения от стандарта качества по мере передвижения изделия с участка на участок.
Для организации бережливого производства необходим тщательный подбор персонала
Соответственно, на предприятиях с традиционной производственной системой не предполагается, что рабочий обладает знаниями и способностями для выявления отклонений от стандартов качества, а также волей и готовностью брать на себя ответственность. Здесь рабочие отвечают только за выполнение операций и самоконтроль при их выполнении.
Для организации бережливого производства необходимо тщательно подбирать работников, обращая внимание на их волевые качества и готовность брать на себя ответственность.
[i] Andon – Toyota Production System guide
[ii] Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 175-179.
[iii] Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 176.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- SpaceX продолжает подготовку полета на Марс и строит космического прыгунаSpaceX - компания Илона Маска, создающая космический корабль для полета на Марс. Проблема в том, что компания очень сильно зависит от денег …
- 2018 год не был безоблачным для Google. 6 серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться компании в уходящем годуВ 2018 году компания Google столкнулась с серюезными проблемами. Среди них: протесты работников, беспрецедентные штрафы, обвинения в злоупотреблениях, уход ключевого персонала, секс-скандалы …
- Фредди Фиггерс — младенец, найденный на помойке, заработавший 62 млн. долларовКогда ему было несколько дней от роду, Фредди Фиггерс был найден на помойке. Сегодня это 30-летний бизнесмен, заработавший 62 млн. долларов.
- Взаимосвязи рынка — сообщение Цукерберга повысило стоимость акций New York Times, Fox News и Wall Street JournalВзаимосвязи рынка не всегда очевидны. Сообщение Цукерберга понизило Facebook на 4% и обошлось бизнесмену в 3 млрд. долларов. Акции New York Times …
- Бренд Obey и его создатель Шепард Фейри — один из богатейших художников стрит-арта и обладатель таланта создавать брендыБренд Obey создал художник стрит-арта Шепард Фейри. История бренда Obey также связана с человеком по имени Андре Гигант. Его изображение...
- Фредди Фиггерс — младенец, найденный на помойке, заработавший 62 млн. долларовКогда ему было несколько дней от роду, Фредди Фиггерс был найден на помойке. Сегодня это 30-летний бизнесмен, заработавший 62 млн. долларов.
- Ненависть к руководству проявляют 75% работников — от оскорбительных жестов до распространения слухов75% работников иногда повышают голос на начальство, грубят или даже показывают оскорбительные жесты. Ненависть к руководству проявляется...
- Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение экспертаЛичностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...
- Адхократия — гибкость, открытость и адаптивность организацииАдхократия - особая форма организационной культуры, противоставляемая бюрократии и предполагающая максимальную открытость и адаптивность, гибкость, отсутствие иерархии и формализации отношений.
- Модель конкурирующих ценностей и 4 типа корпоративной культуры на примерах Apple, Facebook, Toyota и MicrosoftМодель конкурирующих ценностей Кэмерона и Куинна позволяет выделить 4 типа корпоративной культуры и оценить культуру организацию. Разберем на примерах таких компаний, как...
- Привычка отвечать на электронные письма немедленно даже в нерабочее время — вредна, считают ученыеТребование компаний отвечать на электронные письма немедленно и даже в нерабочее время, вредит долгосрочной продуктивности. Исследования...
- Пример антикризисного управления, вошедший в учебники MBA. Johnson&Johnson и препарат Тайленол.Семь человек умерли после приема препарата Тайленол. Вины производителя в этом не было. Прекрасный пример антикризисного управления продемонстрировала компания Johnson & Johnson.
- Неосознанные предубеждения в HR. Как искусственный интеллект поможет в борьбе с нимиНеосознанные предубеждения и бессознательная предвзятость губительны для поиска и удержания персонала. Высокие технологии помогают избавиться от них.