В 1998 году германская компания Daimler Benz объявила о покупке американского автопроизводителя Chrysler за 36 млрд долларов с целью создания глобальной автомобильной корпорации DaimlerChrysler.[1] Однако несовместимость корпоративных культур двух компаний оказалась настолько велика, что слияние стало примером одного из крупнейших провалов в истории бизнеса. В результате компания Daimler потеряла почти 30 млрд. долларов. А Chrysler — чуть было не прекратила свое существование.
Слияние Daimler и Chrysler должно было быть «браком равных». Но у Daimler были свои планы
Изначально речь шла о «слиянии равных», что предполагало, относительную независимость менеджмента каждой из компаний. Была достигнута договоренность о том, что совет директоров DaimlerChrysler будет включать как представителей Daimler, так и Chrysler.
Тем не менее, уже изначальные условия слияния не предполагали равенства. 57% рыночной стоимости нового предприятия составляли активы Daimler. Разными были и мотивы двух организаций. В момент слияния компания Chrysler находилась в достаточно непростой ситуации. Она проигрывала конкурентную борьбу другим автопроизводителям. В первую очередь японским и германским. Поэтому для Chrysler слияние было средством спасения. В то же время, для преуспевающей корпорации Daimler это была лишь попытка облегчить доступ на американский рынок.
Кроме того, руководитель Daimler, как он признался позже в интервью, с самого начала планировал установить свой контроль и доминирование германской компании.
Главный офис DaimlerChrysler был организован в Штутгарте — на родине Daimler. Немцам очень быстро удалось избавиться от всего американского менеджмента, включая Роберта Итона, руководителя Chrysler, который непосредственно организовывал слияние.
Последний американский глава компании был уволен руководством Daimler в 2000 году. На его место был назначен немец Дитер Цетше.[2]
Далее последовали реорганизации, сокращения, остановки заводов и пересмотр производственных графиков. Перед немцами стояла задача вернуть прибыльность и конкурентоспособность североамериканской части бизнеса DaimlerChrysler.[3]
Несовместимость культур и навязывание неприемлемых стандартов привели к печальному финалу
Однако , как оказалось, что хорошо немцу, америанцу — катастрофа. Многие немецкие нововведения оказались чужды работникам Chrysler. Начиная с ценностных установок и заканчивая конкретными правилами и рабочими процессами. Это касалось, например, способов расчета зарплат и бонусов, степени бюрократизации (у американцев оказалось гораздо меньше бюрократии), подходов к организации разработок и производства и т.д.[4]
Результатом стало еще большее ухудшение ситуации в Chrysler. Американская компания, управляемая немцами по немецким стандартам вышла из-под контроля менеджмента. Операции стали избыточны и неэффективны. Затраты на производство выросли, а продукция устарела и не выдерживала конкуренции с продукцией Honda, Toyota и Volkswagen. Финансовые резервы компании начали истощаться.
В конечном итоге, Daimler после долгих месяцев поисков покупателя, в 2007 году продал большую часть акций Chrysler фонду прямых инвестиций Cerberus Capital Management всего за 7,4 млрд долларов, т.е. с потерей 28,6 млрд долларов.[1]
Почему слияние Daimler и Chrysler завершилось крахом
Случай Daimler Benz и Chrysler стал примером одного самых неудачных слияний в истории бизнеса. Культурные различия вылились в обилие неадекватных процессов, которые немецкая сторона навязывала американцам и которые, в конечном итоге, привели к кризису управления Chrysler.
Изначально компания Daimler перестроила процессы коммуникации и распределения ресурсов таким образом, чтобы полностью их контролировать. Одним из шагов на этом пути стала полная смена менеджмента и внедрение в Chrysler своего руководителя, Дитера Цетше.
Затем немцы приступили к перестройке процессов компании, руководствуясь не логикой вещей, существующей в Chrysler, а своими собственными стандартами. Однако немецкие стандарты, оказались неадекватны для американской компании.
Смена власти в Chrysler потребовала перенаправления потоков информации и контроля над ресурсами. Имела место борьба за власть, в результате чего компания осталась без американского менеджмента, знающего специфику компании и страны. В итоге немецкое руководство пыталось проводить преобразования, не имея адекватных представлений об обстоятельствах существования Chrysler. Результатом стали провал и колоссальные потери с обеих сторон.
Дополнительно: Ручное управление: до, в процессе и после. Примеры авторитарных руководителей, и того, что становилось с компаниями после их ухода
- Cerberus Buys Controlling Stake in Chrysler. Spiegel. May 14, 2007.
- Schneider P. Scenes From A Marriage. The New York Times. August 12, 2001.
- Chrysler to cut 26,000 jobs. CNN Money. January 29, 2001.
- Hollmann J, de Moura Carpes A, Beuron TA. The DaimlerChrysler mereger – a cultural mismatch.. Revista Administracao da UFSM. 2010. Vol. 3, No. 3. 431-440.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Технологии пришельцев на службе капиталу. Реверсивный инжиниринг НЛО — лучшая инвестиция, считают некоторые инвесторы и предпринимателиЧеловеческие технологии уже не впечатляют. Хотите разбогатеть, инвестируйте в технологии пришельцев, считают инвесторы. Реверсивный инжиниринг НЛО...
- Речевые характеристики лидеров. Безос — организатор, Кук — советник, Цукерберг — оригиналСогласно исследованию, речевые характеристики лидеров могут стать ключом к пониманию культуры организаций, возглавляемых ими. Существуют шесть психотипов...
- Что исправит горбатого? Неискоренимые вредные привычки компаний. Кейс Wells FargoЗа последние семь лет американский банк Wells Fargo был уличен в следующих преступлениях: подделка клиентских счетов, неправомерное наложение финансовых штрафных санкций на …
- Кто начинает свое дело, почему, и что в результате — статистика стартаповРассмотрим статистику стартапов - цифры, которые объяснят нам, кто начинает свое дело, каковы их шансы на успех и в чем причины неудач.
- Tesla Roadster и Стармен — к звездам под Дэвида БоуиTesla Roadster - первый в истории автомобиль, отпавленный в космос. Крыша спортивного кабриолета открыта, за рулем расположился Стармен, на экране бортового компьютера …
- Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из NetflixСоздать сильную команду непросто. Основной секрет здесь - не нанимать людей, похожих на вас. Так считает глава HR из Netflix, Патти Маккорд.
- Как звучало заявление о миссии Lehman Brothers, и насколько оно соответствовало действительностиКрупнейший инвестиционный банк Lehman Brothers злоупотреблял высокорисковыми долговыми инструментами и применял ряд обманных практик. В какой-то момент сумма безнадежных долгов достигла такой …
- Дотком кризис (the dotcom bubble). Что произошло, и кто виноватЭкономический пузырь, известный как дотком кризис (the dot-com bubble), возник из-за интернет-компаний, собравших сотни миллионов долларов...
- Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практикиГибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...
- Пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира. Оргия как стимулятор продажСкандальный пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира Munich Re. Компания признала, что это была ошибка...
- Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компанийКаковы истинные цели благотворительности компаний, которые обманывают клиентов, эксплуатируют работников и вредят обществу? Несоответствие...
- 10 советов военного стратега Сунь Цзы актуальных для бизнесаЦитаты и советы из трактата полководца Сунь Цзы «Искусство войны» актуальны для бизнеса по сей день. Разберем на примерах реальных компаний наиболее …
- Руководители не нужны. Так считает 81% работниковПодавляющее большинство работников убеждены, что им руководители не нужны. Без начальников они справлялись бы с работой лучше.